В соответствии с Законом Московской области N 193/2014-ОЗ "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности", постановлением Правительства Московской области от 13.11.2012 N 1449/40 "О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области" и распоряжением Министерства экономики Московской области от 15.12.2015 N 30-РМ "Об утверждении Плана проведения экспертизы нормативных правовых актов Московской области на 2016 год" Министерство экономики Московской области (далее - уполномоченный орган) провело экспертизу постановления Правительства Московской области от 29.05.2013 N 354/7 "Об основных требованиях к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Московской области, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений" (далее - постановление).
Инициатором проведения экспертизы постановления выступило Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.
Экспертиза проводилась в целях выявления в нормативном правовом акте положений, которые необоснованно затрудняют осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В ходе проведения экспертизы постановления с 02.09.2016 по 20.09.2016 были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Информация о проведении публичных консультаций была размещена на официальном Интернет-портале Правительства Московской области по адресу: www.mosreg.ru, в подразделе "Публичные консультации в рамках экспертизы нормативных правовых актов".
Запросы были направлены в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области - разработчику проекта нормативного правового акта и уполномоченному по защите прав предпринимателей в Московской области Головневу В.А.
Кроме того, запросы о предоставлении информации были направлены в Ассоциацию малых инновационных предприятий Подмосковья, Московское областное отделение общероссийской общественной организации "ОПОРА России", Торгово-промышленную палату Московской области, Региональное отделение работодателей "Московский областной союз промышленников и предпринимателей", ООО "МАДС", Московское областное региональное отделение общероссийской организации "Деловая Россия".
Справка о результатах публичных консультаций прилагается.
Министерством потребительского рынка и услуг Московской области были представлены запрашиваемые уполномоченным органом материалы.
Уполномоченным органом был проведен анализ постановления.
По результатам исследования представленных материалов, а также с учетом сложившейся практики применения данного постановления уполномоченным органом установлено следующее.
1. Общее описание рассматриваемого регулирования
Необходимость правового регулирования общественных отношений, на которые распространяется действие постановления, обоснована следующим.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков на территории Российской Федерации, регулируются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 271-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать требования к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений к которым относятся предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь рынка, характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, минимальные расстояния между ними, а также характеристика и предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений.
В целях организации и деятельности рынков на территории Московской области и в соответствии с Федеральным законом N 271-ФЗ был принят Закон Московской области N 41/2007-ОЗ "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области" (далее - Закон Московской области N 41/2007-ОЗ).
Согласно статье 5 Закона Московской области N 41/2007-ОЗ установление предельной (минимальной и (или) максимальной) площади рынка, характеристики расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, минимальных расстояний между ними, а также характеристики и предельной (минимальной и (или) максимальной) площади торговых мест, складских, подсобных и иных помещений отнесено к компетенции Правительства Московской области.
Таким образом, принятие постановления обусловлено положениями законодательных актов Российской Федерации и Московской области, в целях создания правового механизма в сфере организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области.
Установленные постановлением основные требования к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Московской области, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений (далее - Требования) определяют предельную (минимальную и максимальную) площадь рынка на территории Московской области, характеристику расположенных на рынке капитальных зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также минимальные расстояния между ними, характеристику и площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений.
Требованиями установлено, что планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляются при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, а также с учетом положений Требований. При этом проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж здания, строения, сооружения рынка осуществляются с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Предельная минимальная площадь рынка, предусмотренная Требованиями, составляет 750 квадратных метров, максимальная - 20000 квадратных метров. Площадь рынка включает в себя площади функциональных зон, указанных, а именно: торговая (не менее 60 процентов, но не более 70 процентов от площади помещений рынка), административно-складская (не менее 20 процентов, но не более 25 процентов общей площади розничного рынка), хозяйственная (не менее 10 процентов, но не более 15 процентов площади помещений рынка), для хранения отходов, парковочная.
Существенной новацией Требований является организация торговых мест, предназначенных для реализации продовольственных и непродовольственных товаров.
Так, для реализации продовольственных товаров предусмотрена организация торговых мест, расположенных в торговых рядах (совокупность торговых мест, объединенных общим прилавком), для непродовольственных - предусматривается организация павильонов. При этом минимальная площадь торгового павильона должна составлять 6 квадратных метров, минимальная площадь торгового места в торговом ряду - 3 квадратных метра.
К тому же, согласно Требованиям, минимальная совокупная площадь помещений рынка должна составлять 300 квадратных метров, максимальная - 16000 квадратных метров, при этом максимальная этажность капитальных зданий, строений и сооружений должна составлять два этажа.
В рассматриваемое постановление вносились изменения постановлением Правительства Московской области от 05.03.2015 N 110/8 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 29.05.2013 N 354/7 "Об основных требованиях к планировке, перепланировке и застройке розничных рынков на территории Московской области, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений" в части установления ограничений для применения Требований в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, расположенных на территории Московской области, установленных Законом Московской области N 41/2007-ОЗ (не применяются до 1 января 2018 года).
В целях осуществления действенного контроля за соблюдением установленных Федеральным законом N 271-ФЗ и постановлением требований утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Административный регламент), утвержденный распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 12.04.2013 N 9-Р.
По информации, представленной Министерством потребительского рынка и услуг Московской области, за период с 01.01.2014 по 01.07.2016 было осуществлено 112 выездных плановых проверок юридических лиц, в результате которых было вынесено 80 предписаний об устранении выявленных нарушений.
2. Круг заинтересованных лиц, на которые распространяется действие постановления
Основными группами участников общественных отношений, интересы которых затронуты постановлением, являются:
организации, осуществляющие управление рынком;
физические лица, организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;
физические лица - потребители товаров (работ, услуг);
органы государственной власти Московской области, в компетенцию которых входит затрагиваемое регулирование.
3. Основания для проведения экспертизы постановления Правительства Московской области
Основанием для проведения экспертизы постановления на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, является План проведения экспертизы нормативных правовых актов Московской области на 2016 год, утвержденный распоряжением Министерства экономики Московской области от 15.12.2015 N 30-РМ "Об утверждении Плана проведения экспертизы нормативных правовых актов Московской области на 2016 год".
4. Результаты проведенного исследования постановления уполномоченным органом
По итогам проведенной экспертизы постановления уполномоченным органом не выявлены положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Целесообразность правового регулирования отношений в сфере осуществления в Московской области, обоснована.
По мнению уполномоченного органа, введение установленного постановлением правового регулирования позволило создать единый правовой механизм, позволяющий упорядочить организацию и деятельность розничных рынков на территории Московской области.
С учетом изложенного, постановление Правительства Московской области:
соответствует целям регулирования по обеспечению организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области;
не затрудняет осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
является необходимым средством решения существующей проблемы.
5. Выводы по результатам проведения экспертизы постановления
Уполномоченным органом по итогам проведенной экспертизы постановления Правительства Московской области не выявлены положения, необоснованно затрудняющие осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение от 30 декабря 2016 г. "Об экспертизе постановления Правительства Московской области от 29 мая 2013 г. N 354/7 "Об основных требованиях к планировке, перепланировке застройке розничных рынков на территории Московской области, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений"
Текст Заключения опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 30 декабря 2016 г.