В целях реализации Закона Московской области N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики", приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 N 124/ГС "Об утверждении свода правил "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", приоритетного проекта Московской области "Повышение качества жизни инвалидов":
1. Утвердить прилагаемый Стандарт доступности для детей-инвалидов, инвалидов и других маломобильных групп населения образовательных организаций на территории Московской области (далее - Стандарт).
2. Руководителям государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Московской области, при проведении мероприятий, направленных на обеспечение доступности для детей-инвалидов, инвалидов и других маломобильных групп населения образовательных организаций, руководствоваться Стандартом, утвержденным настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, при проведении мероприятий, направленных на обеспечение доступности для детей-инвалидов, инвалидов и других маломобильных групп населения образовательных организаций, руководствоваться Стандартом, утвержденным настоящим распоряжением.
4. Организационно-аналитическому управлению Министерства образования Московской области разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://mo.mosreg.ru).
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра образования Московской области Н.Н. Пантюхину, заместителей министра образования Московской области Ю.В. Картушина, Л.С. Овечкину.
Министр образования |
М.Б. Захарова |
Стандарт
доступности для детей-инвалидов, инвалидов и других маломобильных групп населения образовательных организаций на территории Московской области
(утв. распоряжением Министерства образования Московской области
от 30 ноября 2016 г. N 18)
I. Область применения
1. Настоящий Стандарт доступности для детей-инвалидов, инвалидов и других маломобильных групп населения образовательных организаций на территории Московской области (далее соответственно - Стандарт, образовательные организации) устанавливает совокупность требований, обязательных при создании доступности зданий и сооружений образовательных организаций и безопасного в них нахождения.
II. Используемые сокращения
ОО - образовательная организация;
ООО - объект образовательной организации;
МГН - маломобильная группа населения.
Буквенное обозначение |
Формы инвалидности |
К |
Дети-инвалиды, инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках |
О |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
С |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями зрения |
Г |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями слуха |
У |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями умственного развития |
III. Характеристика параметров доступности
2. Краткая характеристика барьеров окружающей среды для детей-инвалидов, инвалидов разных форм инвалидности:
Формы инвалидности |
Характеристика барьеров окружающей среды |
Дети-инвалиды, инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках |
Пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, отсутствие места для разворота на кресле-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и др. физические и информационные барьеры |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор |
Пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др. физические барьеры |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата и недействующими руками |
Препятствия при выполнении действий руками (открывание дверей, снятие одежды и т.д., пользование краном, клавишами и др.), отсутствие помощи в лице тьютора на объекте образовательной организации для осуществления действий руками |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями зрения |
Отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения, информационных указателей, преграды на пути движения (колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие, отсутствие помощи в лице тьютора на объекте образовательной организации для получения информации и ориентации и др. |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями слуха |
Отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях, на объекте образовательной организации, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями умственного развития |
Отсутствие понятной для усвоения информации на объекте образовательной организации, отсутствие помощи на объекте образовательной организации для получения информации и ориентации и др. |
3. Характеристика устранения барьеров на пути к месту предоставления образовательных услуг для детей-инвалидов, инвалидов с разными формами инвалидности:
Основные формы инвалидности |
Характеристика устранения барьеров на пути к месту предоставления образовательных услуг |
Дети-инвалиды, инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках |
Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, альтернативные формы оказания услуг (в т.ч. на дому), удобное размещение информации, организация работы помощников |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, организация места для отдыха; для инвалидов, не действующих руками, - помощь при выполнении необходимых действий |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями зрения |
Устранение информационных и физических барьеров на пути движения, предоставление информации в доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки), допуск тифлопереводчика, допуск собаки проводника |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями слуха |
Устранение барьеров по предоставлению информации, допуск сурдопереводчика |
Дети-инвалиды, инвалиды с нарушениями умственного развития |
Устранение барьеров по предоставлению информации ("ясный язык" или "легкое чтение"), организация сопровождения |
4. Характеристика основных структурно-функциональных зон и элементов объектов (зданий и сооружений).
Выделяют шесть основных структурно-функциональных зон объектов (зданий) образовательной организации (частей объекта (здания) образовательной организаций), которые подлежат адаптации для детей-инвалидов, инвалидов и других маломобильных групп населения:
1) территория, прилегающая к зданию (участок);
2) вход (входы) в здание;
3) путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
4) зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта);
5) санитарно-гигиенические помещения;
6) система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы).
Основные структурно-функциональные зоны ООО (их виды) |
Функционально-планировочные элементы зоны (и их особенности) |
Основные требования к зонам |
1) территория, прилегающая к зданию (участок) |
Вход (входы) на территорию. Путь (пути) движения на территории. Лестница (наружная). Пандус (наружный). Автостоянка и парковка |
- наличие хотя бы одного входа (въезда) на территорию объекта (на прилегающую к зданию территорию), приспособленного для всех категорий граждан (детей-инвалидов, инвалидов и других МГН); - наличие путей движения для всех категорий детей-инвалидов, инвалидов и МГН (транспортных и пешеходных; с возможностью их совмещения); - наличие выделенных и маркированных мест (хотя бы одного) для транспорта инвалидов; - наличие мест отдыха |
2) вход (входы) в здание |
Лестница (наружная). Пандус (наружный). Входная площадка (перед дверью). Дверь (входная). Тамбур |
- наличие в здании как минимум одного входа, доступного для всех категорий детей-инвалидов, инвалидов (с различными видами нарушений здоровья) и других МГН. При наличии нескольких входов в здание, как правило, выбирается вход, максимально приближенный к уровню земли и более других отвечающий требованиям доступности основных параметров по входной зоне. При входе с уровня поверхности земли элементы "лестница", "пандус", "входная площадка" могут отсутствовать. При наличии лестницы необходимо ее дублирование пандусом. Элемент "тамбур" оценивается при его наличии |
3) путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации) |
Коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон). Лестница (внутри здания). Пандус (внутри здания). Лифт пассажирский (или подъемник). Дверь. Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности) |
Пути движения детей-инвалидов, инвалидов (с различными видами нарушений здоровья) и других МГН внутри здания проектируются с учетом нормативных требований к путям эвакуации людей из здания с учетом пути движения к месту целевого назначения (целевого посещения) и обязательного адаптированного пути движения к санитарно-гигиеническому помещению |
4) зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) |
Кабинетная форма обслуживания с перемещением по маршруту |
При технической невозможности обеспечить доступность и удобство для всех категорий детей-инвалидов, инвалидов мест целевого назначения (или целевого посещения) необходимо предложить организацию специально выделенных зоны или участка (например, у входной зоны) либо обеспечить предоставление соответствующей услуги (услуг) в иной, альтернативной форме: дистанционно, на дому. Помещения для детей-инвалидов, инвалидов на креслах-колясках размещают на уровне входа, ближайшего к поверхности земли; при ином размещении помещений по высоте здания (выше или ниже первого этажа) кроме лестниц предусматривают пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения детей-инвалидов, инвалидов на колясках (в том числе индивидуальные средства, например, лестницеходы - "скаломобили"). Предусматривать не менее 5% мест для детей-инвалидов, инвалидов от общей вместимости ОО и не менее одного места в помещении (учебный кабинет, производственная мастерская, лаборатория и др.) ООО, где предоставляется образовательная услуга (при наличии нескольких идентичных мест). С точки зрения обеспечения безопасности детей-инвалидов, имеющих нарушения состояния здоровья и мобильности, места предоставления образовательных услуг располагают на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, а также с этажей и из зданий - наружу. Зона предоставления образовательных услуг может быть представлена в различных формах, соответственно в ней выделяются различные функционально-планировочные элементы и параметры их доступности. С точки зрения архитектурно-планировочных и организационных решений доступности могут быть следующие (основные) формы предоставления образовательных услуг: - кабинетная форма предоставления образовательных услуг; - зальная форма предоставления образовательных услуг |
5) санитарно-гигиенические помещения |
Туалетная комната. Душевая комната. Бытовая комната (гардеробная) |
Наличие на ООО как минимум одной универсальной кабины для детей-инвалидов, инвалидов и МГН (в том числе доступной для пользования инвалидами на кресле-коляске) |
6) система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы) |
Визуальные средства. Акустические средства. Тактильные средства |
На ООО должны быть представлены как минимум 3 вида устройств и средств информации: - визуальные средства; - акустические средства; - тактильные средства. Система средств информации зон и помещений должна обеспечивать: - непрерывность информации (на всех путях движения детей-инвалидов, инвалидов и МГН), своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения; - предусматривать возможность получения информации как о предоставляемых услугах (перечне и порядке предоставления), так и о размещении и назначении функциональных элементов на объекте, о расположении путей эвакуации, в том числе предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях. Системы средств информации должны быть комплексными - для всех категорий детей-инвалидов, инвалидов (визуальными, звуковыми, тактильными). Знаки и символы должны быть идентичными в пределах здания, комплекса сооружений, района расположения объектов; они должны соответствовать нормативным документам по стандартизации |
5. Характеристика параметров доступности территории, прилегающей к объекту образовательной организации:
Наименование и характеристика основных функционально-планировочных элементов (параметры доступности) |
Категории инвалидов |
Общие требования к зоне | |
Беспрепятственное и удобное передвижение детей-инвалидов, инвалидов ОО к зданию |
Все |
Информационная поддержка на всех путях движения детей-инвалидов, инвалидов |
Все |
Возможность совмещения транспортных проездов и пешеходных дорог на пути к объектам (при соблюдении требований к параметрам путей движения) |
Все |
Наличие гигиенических сертификатов на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами или контактирующие с ними |
Все |
Организация мест отдыха на участке (рекомендуется) |
Все |
5.1. Вход (входы) на территорию | |
Универсальные требования | |
Оборудование доступными элементами информации об объекте |
Все |
Отсутствие на входе для детей-инвалидов, инвалидов турникетов и навесных калиток с непрозрачными полотнами двустороннего действия или вращающимися |
Все |
5.2. Путь (пути) движения на территории | |
Универсальные требования | |
Поверхность пути: - отсутствие насыпных и крупноструктурных материалов; - при наличии бетонных плит - ровная укладка, толщина швов между плитами; - не более 0,015 м |
Все |
Лестницы на пути дублируются пандусами или другими средствами подъема |
Все |
Устройства и оборудование (почтовые ящики, информационные щиты) на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать нормируемое пространство для прохода, а также проезда и маневрирования кресла-коляски |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ширина пути - не менее 1,8 м (при встречном движении инвалидов на креслах-колясках) |
К |
Уклон пути: поперечный - 1 - 2%; продольный - не более 5% (при съезде с тротуара и в стесненных местах - до 10% на протяжении не более 10 м) |
К, О, С |
Тактильные средства на покрытии пешеходных путей: - не менее чем за 0,8 м до объекта - информация (начала опасного участка, изменения направления движения, входа) |
С |
Бордюры по краям пешеходных путей: высота - не менее 0,05 м |
К, О, С |
Бортовой камень на пересечении тротуаров с проезжей частью, вдоль газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения: высота - не более 0,04 м |
К |
Выступающие объекты и подвесное оборудование: - не более 0,1 м (если нижняя кромка их на высоте 0,7 - 2,1 м от уровня пешеходного пути); - не более 0,3 м (при их размещении на отдельно стоящей опоре); - в иных случаях выделять пространство под этими объектами бордюрным камнем, бортиком высотой не менее 0,05 м либо ограждениями высотой не менее 0,7 м; - формы и края подвесного оборудования скруглены |
С |
Установленное оборудование (специализированное оборудование для людей с недостатками зрения): - на горизонтальной плоскости с применением рифленого покрытия; - на отдельных плитах высотой до 0,04 м, край которых на расстоянии 0,7 - 0,8 м от установленного оборудования |
С |
5.3. Лестница (наружная) | |
Универсальные требования | |
Дублируются пандусами или другими средствами подъема |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ступени: одинаковой формы, ширина проступей - не менее 0,4 м, высота подъемов ступеней - не более 0,12 м; поперечный уклон - 1 - 2% |
О, С |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон; завершающие части поручня длиннее марша на 0,3 м; предусмотрены на высоте 0,5 м (в блоке начальной школы), 0,7 и 0,9 м для остального контингента обучающих; диаметр поручня - 0,35 - 0,45 для начальных классов, 0,45 - 0,55 м - для остального контингента обучающих |
О, С |
5.4. Пандус (наружный) | |
Универсальные требования | |
Материалы несущих конструкции пандусов - негорючие |
Все |
Высота одного подъема (марша): до 0,8 м (при уклоне до 8%); до 0,2 (уклон до 10%) |
Все |
Ширина пандуса при одностороннем движении - не менее 1,0 м (остальные - 1,8 м) |
Все |
Горизонтальные площадки: после каждого марша; глубина площадки - не менее 1,5 м (в исключительных случаях предусматривать винтовые пандусы) |
Все |
Бортики (при перепаде высот более 0,45 м): по краям маршей и горизонтальных поверхностей, высотой не менее 0,05 м |
Все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон; завершающие части длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м |
Все |
5.5. Автостоянка и парковка | |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Зоны для парковки (стоянки) автомобиля инвалида: - ширина - не менее 3,5 м; - обозначение знаками (международными); - вблизи входа в здание - не далее 50 м |
К |
Количество мест для транспорта инвалидов (на открытых индивидуальных автостоянках) - не менее 10% (но не менее одного места) |
К, О |
6. Характеристика параметров доступности входа (входов) в здание:
Наименование и характеристика основных функционально-планировочных элементов (параметры доступности) |
Категории инвалидов |
Общие требования к зоне | |
Как минимум один вход, приспособленный для инвалидов, с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного перехода к зданию |
Все |
Гигиенические сертификаты на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами или контактирующие с ними |
Все |
Выключатели и розетки - на высоте 0,8 м от уровня пола |
Все |
6.1. Лестница (наружная) | |
Универсальные требования | |
Ширина марша - не менее 1,35 м |
Все |
Поручни дополнительные разделительные (при ширине марша 2,5 м и более) |
Все |
Уклоны лестниц должны быть не более 1:2 |
Все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон; завершающие части длиннее на 0,3 м; предусмотрены на высоте 0,5 м (в блоке начальной школы), 0,7 и 0,9 м для остального контингента обучающих; диаметр поручня - 0,35 - 0,45 - для начальных классов, 0,45 - 0,55 м - для остального контингента обучающих |
Все |
Если лестница крыльца проектируется без ограждения, ее необходимо оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на отдельных опорах |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ступени одинаковая геометрия; сплошные, ровные, без выступов; с шероховатой поверхностью; - высота подъема ступени - не более 0,15 м; - ребро с закруглением радиусом не более 0,05 м; - боковые края (не примыкающие к стене) с бортиками высотой не менее 0,02 м |
О, С |
Ограждения под маршем открытой лестницы и другими нависающими элементами (с высотой в свету менее 1,9 м) |
С |
6.2. Пандус (наружный) | |
Универсальные требования | |
Материалы несущих конструкций пандусов - негорючие |
Все |
Подъем (1 марш), высота: до 0,8 м (при уклоне до 8%); до 0,2 (уклон до 10%) |
Все |
Ширина пандуса при одностороннем движении - не менее 1,0 м (остальные - 1,8 м) |
Все |
Горизонтальные площадки: после каждого марша; глубина площадки - не менее 1,5 м (в исключительных случаях предусматривать винтовые пандусы) |
Все |
Бортики (при перепаде высот более 0,45 м) по краям маршей и горизонтальных поверхностей высотой не менее 0,05 м |
Все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон, завершающие части длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м; предусмотрены на высоте 0,5 м (в блоке начальной школы), 0,7 и 0,9 м - для остального контингента обучающих; диаметр поручня: 0,35 - 0,45 - для начальных классов, 0,45 - 0,55 м - для остального контингента обучающих |
Все |
6.3. Входная площадка (перед дверью) | |
Универсальные требования | |
Размеры площадки: глубина - не менее 1,2 м (при открывании двери "от себя"); не менее 1,5 м (при открывании "к себе"); ширина - не менее 1,5 м |
Все |
Поверхность площадки: твердая (нескользкая при намокании); уклон поперечный, 1 - 2%; подогрев |
Все |
Дополнительные элементы: навес; водоотвод; дренажные и водосборные решетки (устанавливаются в полу заподлицо с поверхностью покрытия пола); ширина просветов их ячеек - не более 0,015 м (предпочтительно ромбовидные или квадратные ячейки) |
Все |
6.4. Дверь (входная) | |
Универсальные требования | |
Контрольные устройства на входе приспособлены для пропуска тех категорий инвалидов, для которых доступен объект |
Все |
Приборы и устройства (для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, ручки) имеют форму: - позволяющую управлять одной рукой; - легкоуправляемые; легкодоступные с обеих сторон; - на высоте от 0,85 м до 1,1 м от пола; - на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены (при расположении в углу - не менее 0,6 м) |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Дверной проем: ширина - не менее 0,9 м (при глубине откоса открытого проема более 1,0 м - не менее 1,2 м) |
К |
Крепление двери: на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто"; - обеспечивающие задержку автоматического закрывания продолжительностью не менее 5 сек.; - не допускаются вращающиеся двери и турникеты |
К |
Порог и перепад высот в дверном проеме отсутствует или не более 0,025 м |
К |
Полотно двери: нижняя часть до высоты 0,3 м от уровня пола защищена противоударной полосой; смотровые панели из прозрачного ударопрочного материала на высоте 0,3 - 0,9 м от уровня пола |
К |
Прозрачные двери и ограждения: из ударопрочного материала; с яркой контрастной маркировкой на уровне от 1,2 м до 1,5 м от поверхности пешеходного пути (высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м) |
К, О, С |
6.5. Тамбур | |
Универсальные требования | |
Размеры тамбуров и тамбур-шлюзов: глубина - не менее 1,8 м; ширина - не менее 2,2 м |
Все |
Покрытие пола: твердое, не допускающее скольжения при намокании; поперечный уклон - 1 - 2% |
Все |
Дренажные и водосборные решетки устанавливаются в полу заподлицо с поверхностью покрытия пола; ширина просветов их ячеек - не более 0,015 м (предпочтительно ромбовидные или квадратные ячейки) |
Все |
7. Характеристика параметров доступности пути (путей) движения внутри здания (в т.ч. путей эвакуации):
Наименование и характеристика основных функционально-планировочных элементов (параметры доступности) |
Категории инвалидов |
Универсальные требования к зоне | |
Определяется наиболее рациональный (короткий и удобный) путь к зоне целевого назначения |
Все |
Гигиенические сертификаты на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами или контактирующие с ними |
Все |
Выключатели и розетки - на высоте 0,8 м от уровня пола |
Все |
Зоны отдыха на каждом доступном для инвалидов этаже (в том числе и для инвалидов на креслах-колясках) на 2 - 3 места |
Все |
Специальные требования к зоне (для отдельных категорий инвалидов) | |
Предупредительная информация о препятствии (перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, перед поворотом коммуникационных путей): - на расстоянии 0,6 м до объекта информации; - визуальная (в виде контрастно окрашенной поверхности либо световых маячков); - тактильная (рифленая поверхность) |
С |
7.1. Коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон) | |
Универсальные требования | |
Покрытие пола: ковровые покрытия на путях движения плотно закреплены, особенно на стыках и по границе покрытий; не допускаются ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) более 0,013 м |
Все |
Приборы и устройства (для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, ручки) имеют форму: - позволяющую управлять одной рукой; - легкоуправляемые; - легкодоступные с обеих сторон; - на высоте от 0,85 м до 1,1 м от пола; - на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены (при расположении в углу не менее 0,6 м) |
Все |
Опасные помещения (бойлерные, вентиляционные камеры, трансформаторные узлы): запоры, исключающие свободное попадание внутрь помещения; дверные ручки с тактильными опознавательными знаками опасности |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ширина пути движения в чистоте: - при движении кресла-коляски в одном направлении - не менее 1,5; - при встречном движении - не менее 1,8 м; - при переходе в другое здание - не менее 2,0 м; - в помещении с оборудованием и мебелью - не менее 1,2 м |
К |
Подходы к оборудованию и мебели: - не менее 0,9 м; - не менее 1,2 м (при необходимости поворота кресла-коляски на 90°) |
К |
Зона для самостоятельного разворота инвалида на кресле-коляске (на 90 - 180°) - не менее 1,4 м в диаметре |
К |
Свободное пространство (около столов, настенных приборов, аппаратов и устройств): - размер в плане не менее 0,9 x 1,5 м |
К |
Пространство для маневрирования кресла-коляски перед дверью: - глубина - не менее 1,2 м (при открывании "от себя"); глубина - не менее 1,5 м (при открывании "к себе"): - ширина - не менее 1,5 м |
К |
Конструктивные элементы и устройства на стенах и других вертикальных поверхностях (на высоте от 0,7 до 2,0 м от уровня пола) не должны выступать более чем на 0,1 м (при размещении на стенах); на 0,3 м (при размещении на отдельно стоящей опоре); должны иметь закругленные края |
К |
7.2. Лестница (внутри здания) | |
Универсальные требования | |
Ширина марша - не менее 1,35 м |
Все |
Поручни дополнительные разделительные (при ширине марша 2,5 м и более) |
Все |
Уклоны лестниц должны быть не более 1:2 |
Все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон, завершающие части длиннее на 0,3 м; предусмотрены на высоте 0,5 м (в блоке начальной школы), 0,7 и 0,9 м - для остального контингента обучающих; диаметр поручня: 0,35 - 0,45 - для начальных классов, 0,45 - 0,55 м - для остального контингента обучающих; рельефные обозначения этажей |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ступени: - одинаковая геометрия; сплошные, ровные, без выступов; с шероховатой поверхностью; - ширина проступей - не менее 0,3 м; - высота подъема ступени - не более 0,15 м; - ребро с закруглением радиусом не более 0,05 м; - боковые края (не примыкающие к стене) с бортиками высотой не менее 0,02 м |
О, С |
Ограждения под маршем открытой лестницы и другими нависающими элементами (с высотой в свету менее 1,9 м) |
С |
7.3. Пандус (внутри здания) | |
Универсальные требования | |
Материалы несущих конструкции пандусов - негорючие |
Все |
Подъем (1 марш), высота: до 0,8 м (при уклоне до 8%); до 0,2 (уклон до 10%) |
Все |
Ширина пандуса при одностороннем движении - не менее 1,0 м (остальные - 1,8) |
Все |
Горизонтальные площадки: после каждого марша; глубина площадки - не менее 1,5 м (в исключительных случаях предусматривать винтовые пандусы) |
Все |
Бортики (при перепаде высот более 0,45 м) по краям маршей и горизонтальных поверхностей высотой не менее 0,05 м |
Все |
Поручни (при перепаде высот более 0,45 м): с двух сторон; завершающие части длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м; предусмотрены на высоте 0,5 м (в блоке начальной школы); 0,7 и 0,9 м - для остального контингента обучающих; диаметр поручня: 0,35 - 0,45 - для начальных классов, 0,45 - 0,55 м - для остального контингента обучающих; рельефные обозначения этажей |
Все |
Пандус, служащий путем эвакуации с вышележащих этажей, непосредственно связывается с выходом наружу (через тамбур) |
Все |
7.4. Лифт пассажирский (или подъемник) | |
Универсальные требования | |
Информирующая сигнализация (световая и звуковая) у каждой двери лифта |
Все |
Двусторонняя связь из кабины лифта с диспетчером или дежурным (либо кнопка звонка дежурному) и аварийное освещение |
Все |
Тамбур-шлюз перед дверью лифта для инвалидов (в подвальном или цокольном этаже) с ограничением в него остальных обучающихся |
Все |
Подъемная платформа (подъемник): соответствие ГОСТ; обеспечить выход только в уровне этажей, имеющих помещения для проживания или целевого посещения детьми-инвалидами, инвалидами |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Лифт пассажирский/подъемная платформа при размещении помещений для инвалидов на креслах-колясках на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) |
К |
Кабина лифта не менее: дверной проем - 0,9 м (для нового строительства общественных и производственных зданий); внутренние размеры - 1,1 м (ширина) на 1,4 м (глубина) |
К |
Приборы и устройства (для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, кнопки и др.) должны иметь форму: - позволяющую управлять одной рукой; - легкоуправляемые; легко доступные с обеих сторон; - на высоте от 0,85 м до 1,1 м от пола; - на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены |
К |
7.5. Дверь | |
Универсальные требования | |
Контрольные устройства на входе приспособлены для пропуска детей-инвалидов, инвалидов |
Все |
Приборы и устройства (для открывания и закрытия дверей), горизонтальные поручни, ручки должны иметь форму: - позволяющую управлять одной рукой; - легкоуправляемые; легкодоступные с обеих сторон; - на высоте от 0,85 м до 1,1 м от пола; - на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены (при расположении в углу - не менее 0,6 м) |
Все |
Информирующие обозначения помещений: - рядом с дверью, со стороны дверной ручки; - на высоте от 1,4 до 1,75 м; - дублирование рельефными знаками |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Дверной проем: ширина - не менее 0,9 м (при глубине откоса открытого проема более 1,0 м - не менее 1,2 м) |
К |
Крепление двери: - на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто"; - обеспечивающие задержку автоматического закрывания продолжительностью не менее 5 сек.; - не допускаются вращающиеся двери и турникеты |
К |
Порог и перепад высот в дверном проеме: - отсутствует или не более 0,025 м |
К |
Полотно двери: - нижняя часть до высоты 0,3 м от уровня пола защищена противоударной полосой; - смотровые панели из прозрачного ударопрочного материала на высоте 0,3 - 0,9 м от уровня пола |
К |
Прозрачные двери и ограждения: - из ударопрочного материала; - с яркой контрастной маркировкой на уровне от 1,2 м до 1,5 м от поверхности пешеходного пути (высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м) |
К, О, С |
7.6. Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности) | |
Универсальные требования | |
Проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность инвалидов всех категорий. Не допускать эвакуацию по открытым металлическим наружным лестницам. Конструкции эвакуационных путей непожароопасные |
Все |
При отсутствии специально выделенных путей эвакуации и зон безопасности в здании требования к пути движения расширяются до требований к путям эвакуации |
Все |
Место для предоставления образовательных услуг и постоянного нахождения инвалидов располагать на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу: - не более 15 м от дверей помещения, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа; - в актовом зале - в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями остальной части зрителей |
Все |
Площадь пожаробезопасной зоны: - 2,40 кв. м (для инвалида в кресле-коляске); - 2,65 кв. м (для инвалида в кресле-коляске с сопровождающим); - 0,75 кв. м (для инвалида, перемещающегося самостоятельно); - 1,00 кв. м (для инвалида, перемещающегося с сопровождающим) |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Ширина участков эвакуационных путей для инвалидов (в свету) не менее: - 0,9 м (дверей из помещений при нахождении в них не более 15 человек); - 1,2 м (проемов, дверей и проходов внутри помещений в остальных случаях); - 1,8 м (коридоров, пандусов для эвакуации) |
К |
8. Характеристика параметров доступности зоны целевого назначения здания (целевого посещения объекта):
Наименование и характеристика основных функционально-планировочных элементов (параметры доступности) |
Категории инвалидов |
Общие требования к зоне | |
Места целевого назначения могут быть универсальными либо специально выделенными для детей-инвалидов, инвалидов (в том числе вблизи входов) |
Все |
Информирующие обозначения помещений: - рядом с дверью, со стороны дверной ручки; - на высоте от 1,4 до 1,75 м; - дублирование рельефными знаками |
Все |
Предусматривать не менее 5% мест для детей-инвалидов, инвалидов от общей вместимости ОО и не менее одного места в помещении (аудитория, производственная мастерская, лаборатория и др.) ООО, где предоставляется образовательная услуга (при наличии нескольких идентичных мест). Все ученические места для детей-инвалидов следует оборудовать одноместными столами. Места для обучающихся с нарушением зрения должны иметь свободный доступ с двух сторон. В зоне ученических мест для учащихся с нарушением ОДА и слепых следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения индивидуальных средств реабилитации. Ученические места для учащихся с нарушением слуха и зрения необходимо оборудовать дополнительным местным освещением рабочего места. В учебном помещении эти места следует располагать в первых рядах и у окна. Ученические места для учащихся с нарушением слуха и слабослышащих должны иметь возможность оборудоваться электроакустическими приборами, индивидуальными наушниками |
Все |
Покрытие пола в помещениях: - не допускающее скольжение, в том числе при намокании; - ковровые покрытия плотно закреплены, особенно на стыках и по границе покрытий; - не допускаются ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) более 0,013 м |
Все |
Освещенность помещений и коммуникаций, доступных для инвалидов, следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СНиП. Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4 |
Все |
Гигиенические сертификаты на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами или контактирующие с ними |
Все |
Выключатели и розетки - на высоте 0,8 м от уровня пола |
Все |
Места для предоставления образовательных услуг и проживания в условиях интернатного пребывания детей-инвалидов располагать на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу: не более 15 м от дверей помещения, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа |
Все |
8.1. Кабинетная форма (учебные классы, производственная мастерская, лаборатория и др.) предоставления образовательных услуг | |
Специальные требования к зоне (для отдельных категорий инвалидов) | |
Помещения для инвалидов на креслах-колясках размещают на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц предусматривают пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения |
|
Дверные проемы: ширина - не менее 0,9 м |
К |
Порог и перепад высот в дверном проеме отсутствует или не более 0,025 м |
К |
Зона для самостоятельного разворота инвалида на кресле-коляске (на 90 - 180°) - не менее 1,4 м в диаметре |
К |
Подходы к оборудованию и мебели: не менее 0,9 м; не менее 1,2 м (при необходимости поворота кресла-коляски на 90°) |
К |
Высота столов над уровнем пола для индивидуального пользования инвалидов на креслах-колясках - не более 0,8 м |
К |
8.2. Зальная форма предоставления образовательных услуг | |
Универсальные требования | |
Места для инвалидов в доступной для них зоне зала, обеспечивающей: - полноценное восприятие демонстрационных, зрелищных, информационных, музыкальных программ и материалов; - удобный прием пищи (в обеденных залах или кулуарах при залах); - оптимальные условия для работы (в читальных залах библиотек). В зальных помещениях не менее двух рассредоточенных выходов должны быть приспособлены для прохода инвалидов |
Все |
Свободные площадки: ширина в свету - не менее 1,8 м перед эстрадой или в конце зала вблизи проема-выезда |
Все |
Меры безопасности у мест или зон для инвалидов на креслах-колясках в аудиториях с амфитеатром, зрительных и лекционных залах (ограда, буферная полоса, поребрик) |
Все |
Ширина проходов в залах увеличивается на ширину свободного проезда кресла-коляски (0,9 м) |
Все |
Расположение мест с учетом эвакуации: - в актовых залах - в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части участников мероприятий; - столы в обеденных залах - вблизи от эвакуационного выхода, но в непроходной зоне; - расстояние от любого места пребывания инвалида в зальном помещении до эвакуационного выхода в коридор, фойе, наружу - не более 40 м; - в актовых залах с числом мест 800 и более места для инвалидов в креслах-колясках рассредоточивать в различных зонах, в непосредственной близости от эвакуационных выходов - в одном месте не более трех |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Вмонтированные системы индивидуального прослушивания в аудиториях, актовых и лекционных залах вместимостью более 50 человек, оборудованных фиксированными сидячими местами, предусматривать не менее 4% кресел |
С, Г |
Места для лиц с дефектами слуха: - размещать на расстоянии не более 10 м от источника звука; - или оборудовать специальными персональными приборами усиления звука; - возможно применять в залах индукционный контур; - другие индивидуальные беспроводные устройства; - располагать в зоне хорошей видимости сцены и переводчика жестового языка (возможно выделение дополнительной зоны для переводчика) |
Г |
Зона для самостоятельного разворота инвалида на кресле-коляске (на 90-180°) - не менее 1,4 м в диаметре |
К |
Зона досягаемости (приборов, устройств и другого оборудования), высота от пола: - от 0,3 до 1,4 м (при расположении сбоку от посетителя); - от 0,4 до 1,2 м (при фронтальном подходе) |
К |
Высота прилавков над уровнем пола (и других мест обслуживания инвалидов на креслах-колясках) - не более 0,8 м над уровнем пола |
К |
9. Характеристика параметров доступности санитарно-гигиенических помещений:
Наименование и характеристика основных функционально-планировочных элементов (параметры доступности) |
Категории инвалидов |
Общие требования | |
Не менее одной универсальной кабины, доступной для инвалидов всех категорий, в каждом отдельно стоящем ООО |
Все |
Установка поручней, штанг, поворотных или откидных сидений: - в универсальной кабине; - в других санитарно-гигиенических помещениях для всех категорий граждан, в том числе инвалидов |
Все |
Выключатели и розетки в помещениях - на высоте 0,8 м от уровня пола |
Все |
Информирующие обозначения помещений: - рядом с дверью, со стороны дверной ручки; - на высоте от 1,4 до 1,75 м; - дублирование рельефными знаками |
Все |
Гигиенические сертификаты на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами или контактирующие с ними |
Все |
Рекомендовано использование: - водопроводных кранов рычажного или нажимного действия (или управляемых электронными системами); - управление спуском воды в унитазе на боковой стене кабины |
Все |
9.1. Туалетная комната | |
Универсальные требования | |
Оборудование замкнутых пространств (в т.ч. кабинки туалета) двусторонней связью с диспетчером или дежурным или кнопкой звонка (в дежурную комнату); аварийное освещение |
Все |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Универсальная кабина: размеры в плане: ширина - 1,65, глубина - 1,8; - рядом с унитазом пространство для размещения кресла-коляски; - крючки для одежды, костылей и других принадлежностей |
К |
Кабины личной гигиены женщин: размеры в плане - 1,8 на 2,6 м |
К |
Проходы шириной не менее 1,8 м между рядами умывальников, уборных, писсуаров |
К |
9.2. Душевая комната | |
Специальные требования (для отдельных категорий инвалидов) | |
Душевая кабина при общежитии ООО: не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, с пространством для подъезда кресла-коляски перед ней |
К |
Параметры душевых: 1,8 на 1,8 м (закрытые); 1,2 на 0,9 м (открытые, со сквозным проходом) |
К |
Проходы между рядами для кабин душевых (закрытых и открытых): ширина - не менее 1,8 м |
К |
В душевой кабине при спортивном зале ООО для занимающихся инвалидов: - места для хранения кресел-колясок; - индивидуальные кабины - по одной кабине на трех одновременно занимающихся инвалидов на креслах-колясках (площадью каждая не менее 4 кв. м); - индивидуальные шкафы для одежды, в т.ч. для хранения костылей и протезов (не менее двух) высотой не более 1,7 м; - скамья длиной не менее 3 м, шириной не менее 0,7 м и высотой не более 0,5 м (вокруг скамьи свободное пространство для подъезда кресла-коляски); - либо вдоль одной из стен скамья размером не менее 0,6 на 2,5 м |
К, О |
10. Характеристика параметров доступности системы информации на объекте:
Наименование и характеристика основных функционально-планировочных элементов (параметры доступности) |
Категории инвалидов |
Общие требования к зоне | |
Системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными для всех категорий инвалидов (визуальными, звуковыми и тактильными) и соответствовать ГОСТ |
Все |
Знаки и символы должны быть идентичными в пределах здания, комплекса сооружений, соответствовать знакам в нормативных документах по стандартизации |
Все |
Система средств информации зон и помещений должна обеспечивать: - непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения; - предусматривать возможность получения информации об ассортименте предоставляемых услуг, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях и т.п. |
Все |
Визуальная информация располагается на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения, и должна быть увязана с художественным решением интерьера |
Все |
Система оповещения о пожаре - световая, синхронно со звуковой сигнализацией |
Все |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 30 ноября 2016 г. N 18 "Об утверждении Стандарта доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения образовательных организаций на территории Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 3 февраля 2017 г.