Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Итоги проведения мониторинга законодательства Московской области в 2016 году
В 2016 году Думой в соответствии с квартальными планами работы Думы было назначено проведение мониторингов правоприменения 2 законов Московской области:
N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области";
N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".
Из назначенных в 2016 году мониторингов завершено проведение 2 мониторингов по 2 законам Московской области, а также завершен мониторинг правоприменения Закона Московской области N 39/2012-ОЗ "О порядке предоставления участков недр местного значения", назначенного в 2012 году.
Срок проведения 1 мониторинга, назначенного в 2016 году, был продлен до IV квартала 2016 года (постановление Думы от 30.06.2016 N 60/172-П).
Постановлением Московской областной Думы от 8 декабря 2016 г. N 31/10-П настоящее постановление Думы от 30.06.2016 N 60/172-П признано утратившим силу
В связи с принятием постановления Думы от 08.12.2016 N 31/10-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", постановление Думы от 17.03.2016 N 13/158-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (статей 26.9 "Льготы, предоставляемые дошкольным образовательным организациям" и 26.14 "Льготы, предоставляемые общеобразовательным организациям")" признано утратившим силу.
Постановлением Московской областной Думы от 8 декабря 2016 г. N 31/10-П названное постановление Думы от 17.03.2016 N 13/158-П признано утратившим силу
Мониторинг правоприменения Закона Московской области N 39/2012-ОЗ "О порядке предоставления участков недр местного значения", назначенный в 2012 году, признан нецелесообразным к дальнейшему проведению (постановление Думы от 22.12.2016 N 73/12-П).
Завершено проведение мониторинга правоприменения Закона Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области".
В 2016 году Комитетом по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Думы был инициирован мониторинг правоприменения вышеназванного Закона Московской области.
Целью проведения мониторинга было выявление существующих проблем правоприменения Закона Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области по вопросам регулирования инвестиционной деятельности на территории Московской области.
Комиссией по мониторингу правоприменения Закона Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" (далее - Комиссия) отмечено, что с 2011 года по 2015 год объем инвестиций в основной капитал в Московской области составил 2,7 трлн. рублей (без учета бюджетных средств).
За тот же период общий объем бюджетных средств, направленных на бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Московской области и муниципальной собственности муниципальных образований Московской области, составил 165,8 млрд. рублей.
В 2015 году вложено инвестиций в основной капитал на 182 млрд. рублей больше, чем в 2010 году, а доля Московской области в общероссийском показателе объема инвестиций в основной капитал возросла с 3,8 процента в 2010 году до 4,4 процента в 2015 году.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории Московской области органами государственной власти Московской области в соответствии с Законом Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" субъектам инвестиционной деятельности оказывалась государственная поддержка следующими методами:
разработка и реализация государственных программ Московской области и инвестиционных программ Правительства Московской области;
участие в создании и развитии промышленных округов, особых экономических зон, кластеров и иных территорий развития;
предоставление бюджетных ассигнований, государственных гарантий, налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, установление дополнительных оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредита;
информационная, организационная и правовая поддержка инвестиционной деятельности;
создание условий для обеспечения инфраструктурой и инженерными коммуникациями земельных участков, на которых предполагается реализация инвестиционных проектов;
использование государственного имущества Московской области.
Комиссией проведен анализ применения указанных методов в 2011 - 2015 годах.
Анализ показал, что наиболее используемыми методами за период 2011 - 2015 годов являлись разработка и реализация государственных программ Московской области и инвестиционных программ Правительства Московской области, участие в создании и развитии промышленных округов, особых экономических зон, кластеров и иных территорий развития, предоставление налоговых льгот и информационной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. При этом предоставление государственных гарантий Московской области и предоставление инвестиционных налоговых кредитов не были востребованы субъектами инвестиционной деятельности.
Основными результатами участия органов государственной власти Московской области в создании и развитии промышленных округов, особых экономических зон, кластеров и иных территорий развития стало создание и функционирование на территории Московской области:
3 особых экономических зон;
3 инновационно-территориальных кластеров;
60 промышленных округов на территориях 23 муниципальных образований Московской области, в том числе 32 индустриальных парка.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" определил новые виды территорий с особенностями осуществления на них инвестиционной деятельности, в частности, индустриальные (промышленные) парки и промышленные кластеры.
К концу 2015 года 28 индустриальных парков, созданных на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области N 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области", отвечали требованиям федерального законодательства. Промышленных кластеров на территории Московской области к концу 2015 года создано не было.
За период проведения мониторинга Закона Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" действовало семь статей Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", предоставлявших налоговые льготы инвестиционной направленности. Общий объем налоговых льгот инвестиционной направленности составил 821,2 млн. рублей.
Результаты проведенного анализа показали, что большинство правовых норм Закона Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" получило практическую реализацию, было востребовано субъектами инвестиционной деятельности и способствовало инвестиционной активности на территории Московской области.
В то же время было отмечено, что указанный Закон не в полной мере учитывает изменения федерального законодательства и законодательства Московской области, в частности, Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Закона Московской области N 20/2015-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Московской области".
Также в результате проведенного мониторинга правоприменения Закона Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" Комиссией были выявлены следующие обстоятельства:
правовые нормы данного Закона не являются нормами прямого действия, для их реализации необходимо принятие дополнительных законодательных актов Московской области или нормативных правовых актов Правительства Московской области;
наличие различных видов территорий, на которых федеральным законодательством и законодательством Московской области установлен особый режим осуществления инвестиционной деятельности, требует систематизации;
для обеспечения эффективного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и субъектов инвестиционной деятельности необходимо законодательно установить основные полномочия уполномоченного органа.
На основании выводов Комиссии Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Думой было поручено разработать проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области", предусматривающий:
приведение Закона Московской области N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Законом Московской области N 20/2015-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Московской области"; с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"; с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
конкретизацию полномочий уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти в сфере инвестиционной политики;
систематизацию территорий с особым режимом осуществления инвестиционной деятельности.
Соответствующий проект закона Московской области был разработан Комитетом по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Думы и находится на рассмотрении в Думе.
По итогам мониторинга правоприменения законов Московской области по вопросам предупреждения причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области, проведенного в 2015 году, была разработана законодательная инициатива Думы по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направленная на усиление ответственности родителей или иных законных представителей за неисполнение обязанностей заботиться о здоровье и развитии несовершеннолетних, в том числе за непринятие мер, установленных законодательством Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Постановлением Думы от 23.06.2016 N 44/171-П "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" данная законодательная инициатива внесена на рассмотрение Государственной Думы.
Также по итогам мониторинга правоприменения законов Московской области по вопросам предупреждения причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области разработан и принят Закон Московской области N 93/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области".
В связи с изменениями законодательства Московской области в части административной ответственности за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области данный Закон уточнил обязанность лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, по соблюдению мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается, а также исключил правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за несоблюдение требований по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области.
В течение 2016 года в Думе в целях обеспечения проведения текущего мониторинга правоприменения налогового законодательства Московской области проводились мероприятия, направленные на обеспечение публичности обсуждения планируемых изменений налогового законодательства:
круглый стол на тему "Патент для иностранных граждан: налоговый и бюджетный аспекты". Участники круглого стола обратили внимание на необходимость дальнейшего совершенствования администрирования налога, в том числе системы межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля за исполнением налогового законодательства такими гражданами.
По итогам мероприятия подготовлены соответствующие рекомендации, которые были размещены на официальном сайте Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также были направлены в Управление по взаимодействию с Московской областной Думой Администрации Губернатора Московской области;
круглый стол на тему "Налоговые каникулы для граждан в Московской области. Проблемы и перспективы". Участники круглого стола обсудили вопросы применения патентной и упрощенной систем налогообложения в Московской области индивидуальными предпринимателями, в том числе впервые зарегистрированными, а также направления их совершенствования. По итогам мероприятия подготовлены соответствующие рекомендации, которые размещены на официальном сайте Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В 2016 году обеспечение соответствия нормативных правовых актов Московской области Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству осуществлялось по следующим направлениям:
проведение текущего мониторинга федерального законодательства с целью выявления несоответствия нормативных правовых актов Московской области федеральному законодательству и принятие мер по устранению данного несоответствия, информирование профильных комитетов о выявленных несоответствиях;
участие в рассмотрении судебных дел по оспариванию нормативных правовых актов Московской области и в случае признания недействующими отдельных положений законов Московской области - внесение соответствующих изменений в законы Московской области или признание их утратившими силу;
анализ судебных актов Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по оспариванию нормативных правовых актов федерального законодательства, законодательства других субъектов Российской Федерации на предмет наличия в законодательстве Московской области аналогичных, признанных недействующими норм законов, информирование профильных комитетов о соответствующей судебной практике;
совершенствование законодательства Московской области по итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования и экспертных заключений Министерства юстиции Российской Федерации;
анализ решений Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации и его Президиума.
В ходе работы по мониторингу федерального законодательства в 2016 году в Государственно-правовом управлении Думы проанализировано 208 федеральных законов с целью выработки предложений о необходимости приведения законов Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
Подготовлены и направлены в комитеты Думы 27 информационных писем с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в отдельные нормы 39 законов Московской области для приведения их в соответствие с нормами 28 федеральных законов, принятых в 2016 году. Приведено в соответствие с нормами федерального законодательства 30 законов Московской области. Работа над остальными продолжается.
Направлены 23 информационных письма с предложениями рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в отдельные нормы 15 законов Московской области, 19 постановлений Думы, 11 распоряжений Председателя Думы. Указанные замечания сформулированы в ходе экспертизы проектов нормативных правовых актов Московской области, внесенных на рассмотрение в Думу.
Принято 7 законов Московской области, 9 постановлений Думы, 5 распоряжений Председателя Думы.
В 2016 году в 130 судебных заседаниях рассмотрено 38 судебных дел по оспариванию нормативных правовых актов Московской области.
По результатам рассмотрения судебных дел:
оставлено без удовлетворения - 15 заявлений;
находятся на рассмотрении - 8 судебных дел;
прекращено производство - по 14 судебным делам;
признан не соответствующим действующему законодательству и требует приведения в соответствие с федеральным законодательством 1 закон Московской области. Данное решение суда будет обжаловано Думой в апелляционном порядке.
Государственно-правовым управлением Думы направлены первым заместителям Председателя Думы, заместителям Председателя Думы и в комитеты Думы письма с информационными сообщениями о вступлении в силу решений судов.
Государственно-правовым управлением Думы в 2016 году проанализировано 27 решений Конституционного Суда Российской Федерации и 137 решений Верховного Суда Российской Федерации.
По результатам анализа направлено 4 письма в комитеты Думы для решения вопроса о приведении законов Московской области в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
В течение 2016 года в Думе проводилась работа по рассмотрению актов прокурорского реагирования. В 2016 году в Думу поступило 1 представление прокурора Московской области и 5 писем с предложениями о приведении в соответствие с федеральным законодательством 6 законов Московской области.
По итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования Государственно-правовым управлением Думы направлены письма в профильные комитеты Думы, содержащие мнение Государственно-правового управления.
Принято постановление Думы о направлении представления прокурора Московской области в комитеты Думы для предварительного рассмотрения.
По итогам рассмотрения писем прокуратуры Московской области:
принято 3 закона Московской области;
в отношении 2 законов - выражено несогласие с мнением прокуратуры Московской области.
По запросам прокуратуры Московской области подготовлены:
ответ о количестве нормативных правовых актов Московской области, принятых Думой на 20 июня 2016 года и в аналогичном периоде 2015 года по позициям, указанным в запросе прокуратуры Московской области;
информация о правовой позиции Думы в отношении экспертных заключений Управления Министерства юстиции России по Московской области на законы Московской области;
информация о нормативно-правовом регулировании правового просвещения граждан в Московской области, как инструмента профилактики правонарушений;
ответ о количестве нормативных правовых актов Московской области, принятых Думой на 20 декабря 2016 года и в аналогичном периоде 2015 года по позициям, указанным в запросе прокуратуры Московской области.
Из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области (далее - Управление Минюста) в 2016 году поступили 13 экспертных заключений о необходимости приведения в соответствие с федеральным законодательством 13 законов Московской области.
В результате рассмотрения заключений Управления Минюста:
принят 1 закон Московской области;
в отношении 3 экспертных заключений в Думе выражено согласие с мнением Управления Минюста.
В профильных комитетах Думы рассматриваются вопросы разработки соответствующих проектов законов Московской области.
В отношении 9 экспертных заключений в Думе выражено несогласие с мнением Управления Минюста. 2 заключения Управления Минюста было отозвано.
В 2016 году Государственно-правовым управлением Думы проанализировано 6 решений Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - Совет законодателей) и 3 решения его Президиума. По результатам анализа указанных решений подготовлено и направлено 6 информационных писем в комитеты Думы, 1 информационное письмо руководителю аппарата Думы.
В соответствии с решением Совета законодателей от 29 апреля 2016 года "Об Отчете о состоянии российского законодательства в 2015 году" подготовлен проект распоряжения Председателя Думы "О подготовке Доклада о состоянии законодательства Московской области в 2016 году".
Решения Совета законодателей "О законодательной политике по предоставлению мер социальной поддержки в современных условиях", "О реализации законодательными (представительными) органами государственной власти Послания Президента Российской Федерации от 3 декабря 2015 года" и решения Президиума Совета законодателей "О ходе реализации Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "Об организации системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" приняты комитетами Думы к сведению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.