Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 5. Аграрная политика, землепользование, природные ресурсы, экология и потребительский рынок
В сфере законодательного регулирования земельных отношений в 2016 году приняты законы Московской области:
N 9/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" и в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", в соответствии с которым предусмотрено право арендаторов на приобретение в собственность земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, по цене, установленной в размере 15 процентов от кадастровой стоимости таких земельных участков, в случае, если право аренды возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.
Арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной равной кадастровой стоимости таких земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому арендатору, при условии его надлежащего использования. При этом арендатор должен подать заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов до дня истечения срока действия договора аренды земельного участка;
N 11/2016-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", который позволяет осуществить переход к установлению ставки арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, равной размеру налога на земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, при условии их использования для сельскохозяйственного производства;
N 64/2016-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области". Данный Закон направлен на привлечение инвестиций и создание благоприятного климата для производства легковых автомобилей на территории Московской области. Установлен размер арендной платы за пользование земельным участком в случае размещения на нем автомобильного завода по производству легковых автомобилей во исполнение обязательств по специальному инвестиционному контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", одной из сторон которого является Московская область - 1 рубль 24 копейки за 1 кв. метр в год.
Принимая во внимание кризисные явления в экономике, в целях поддержания и стимулирования инвестиционной активности в Московской области, а также недопущения увеличения финансовой нагрузки на арендаторов областной собственности Законом Московской области N 102/2016-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2017 год" в 2017 году базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, сохранен на уровне 2016 года.
Определенные изменения в 2016 году претерпело и законодательство в сфере экологии и природопользования.
Принят Закон Московской области N 51/2016-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об охране окружающей среды в Московской области" с целью приведения Закона Московской области N 240/2006-ОЗ "Об охране окружающей среды в Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части определения, что ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
С целью приведения законодательства Московской области в соответствие с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" принят Закон Московской области N 86/2016-ОЗ "О порядке и условиях использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Московская область".
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 205-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" было установлено, что субъекты Российской Федерации с 1 января 2016 года являются обладателями геологической информации о недрах, полученной пользователем недр за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и устанавливают порядок и условия использования геологической информации о недрах, обладателями которой являются.
Вышеназванным Законом Московской области установлен порядок и условия использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Московская область.
Принят Закон Московской области N 95/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области", который приводит в соответствие с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Закон Московской области N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области" в части наделения Министерства экологии и природопользования Московской области полномочиями по утверждению методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Принятый в 2016 году Закон Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" упорядочивает ответственность юридических, физических и должностных лиц за допущенные нарушения, в том числе напрямую связанные с вопросами экологии, природопользования и санитарии.
Так, в Кодексе Московской области об административных правонарушениях содержится глава 9 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и обеспечения плодородия земель", а также глава 6 "Административные правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области", которой предусматриваются составы правонарушений, предусмотренных за:
нарушение чистоты и порядка в местах общего пользования, массового посещения и отдыха;
загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств;
подтопление дорог, улиц, внутриквартальных, внутридворовых территорий;
нарушение правил проведения земляных и иных видов работ;
ненадлежащие состояние и содержание территории;
создание помех для вывоза мусора и уборки территории;
повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
С 2016 года субъекты Российской Федерации наделены значительными полномочиями в области обращения с отходами. В этой связи в Московской области проведена подготовительная работа по разработке проекта территориальной схемы обращения с отходами и региональной программы в области обращения с отходами. Также подготовлена конкурсная документация по проведению отбора региональных операторов.
В рамках указанных работ проведен сбор и анализ исходных данных из различных источников (органы местного самоуправления, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба государственной статистики, организации, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами и пр.) по объемам образования отходов, по объемам их обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения, по объемам поступления отходов Москвы, по организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами на территории Московской области. Определены остаточные мощности и сроки закрытия действующих полигонов. Подготовлен график, который согласован с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Разработаны дорожные карты по закрытию полигонов твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), вызывающих наибольшее беспокойство среди населения, проведен ряд встреч с населением для объяснения планируемых действий органов власти в отношении таких полигонов. Проведен анализ земельных участков для подбора мест размещения новых мусороперерабатывающих заводов (вместе с полигонами ТКО) и мусоросжигательных заводов, в результате определены земельные участки для размещения указанных объектов. Организована работа по принятию полигонами ТКО (не подлежащими закрытию в ближайшие годы) инвестиционных программ.
Необходимо отметить, что в целях развития федерального и областного законодательства, а также во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23 декабря 2015 года заключено Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления с 1 сентября 2016 года, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 N 1646-р.
До принятия проект территориальной схемы прошел широкое обсуждение - рассматривался в Думе, Общественной палате Московской области, региональном отделении Общероссийского народного фронта, был представлен бизнес-сообществу. Документ получил положительное заключение Научно-исследовательского института проблем экологии.
Так, 8 ноября 2016 года в Думе состоялись парламентские слушания на тему "Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Московской области" с участием депутатов Государственной Думы, представителей Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, представителей исполнительных органов государственной власти Московской области, глав муниципальных образований Московской области, представителей общественности, научного сообщества, жителей Подмосковья и средств массовой информации.
Были рассмотрены основные вопросы территориальной схемы обращения с отходами, проанализированы все источники образования ТКО, потоки их движения по региону, оптимальные точки расположения объектов обращения с отходами.
Основной упор в территориальной схеме обращения с отходами в Московской области сделан на глубокую переработку. Кроме того, планируется масштабная модернизация объектов утилизации мусора. Каждый полигон будет оборудован системами отвода и очистки биогаза и фильтрата, современными изолирующими материалами, системами мониторинга. Для глубокой переработки будут применяться самые современные технологии.
По итогам парламентских слушаний разработчику было предложено доработать территориальную схему с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе ее обсуждения. Часть замечаний была учтена и вошла в Территориальную схему обращения с отходами Московской области, которая была утверждена на заседании Правительства Московской области 22 декабря 2016 года.
Мероприятия, заложенные территориальной схемой, учитывают потребности каждого муниципального образования с учетом социально-экономических, рекреационных особенностей, сложившейся транспортной инфраструктуры. По предварительным прогнозам, в результате реализации данного проекта количество захораниваемого мусора на территории Московской области уменьшится к 2025 году до 50 процентов. А воздействие вредных веществ на окружающую среду будет снижено до минимума.
Кроме того, принято постановление о порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области и региональным оператором по обращению с отходами. Таким образом, Подмосковье стало одним из немногих регионов России, полностью готовым к переходу на новые отраслевые правила.
В целях улучшения экологической ситуации в условиях возрастающей нагрузки на Подмосковье в связи с размещением ТКО жителями г. Москвы и Московской области, а также оказания дополнительной налоговой поддержки организациям, заключившим c уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области соглашение о реализации инвестиционного проекта по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления на территории Московской области совокупной мощностью не менее 2 500 тыс. тонн в год, внесены изменения в Закон Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", которыми предусмотрены льготы, предоставляемые организациям, реализующим инвестиционные проекты по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления. (Закон Московской области N 192/2016-ОЗ).
В сфере законодательства, регулирующего вопросы потребительского рынка, в 2016 году принят Закон Московской области N 73/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области".
Указанным Законом:
дополнен понятийный аппарат в части введения понятий "семейные (родовые) захоронения)", "кладбища, закрытые для свободного захоронения", "срочное захоронение", "отложенное (будущее) захоронение";
дополнены полномочия Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в части утверждения формы, порядка формирования и ведения реестра кладбищ, крематориев и иных захоронений, а также ведения реестра захоронений;
утверждено создание Перечня семейных (родовых) захоронений и размещение на официальном сайте Министерства потребительского рынка и услуг единой информационной базы о наличии участков на общественных и военных мемориальных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений. При этом места для создания данных захоронений будут предоставляться только из числа мест, включенных в этот Перечень;
установлен порядок оказания муниципальных услуг в части предоставления места одиночного захоронения, семейного (родового) захоронения, ниши в стене скорби, подзахоронения;
установлен порядок предоставления государственной услуги в части предоставления места для воинского захоронения (Московское областное военное мемориальное кладбище);
установлен размер штрафов для юридических лиц за несоблюдение требований к предоставлению мест для захоронений (подзахоронений) от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей.
В целях развития сельского хозяйства для обеспечения внутреннего и внешнего рынка здоровыми, экологически чистыми и качественными продуктами питания и выработки согласованных решений в данной сфере 24 мая 2016 года в Думе состоялся круглый стол на тему "Здоровое питание в Подмосковье: трудности и успехи".
В мероприятии приняли участие депутаты Думы, руководители крестьянских и фермерских хозяйств, руководители научно-исследовательских институтов отрасли, члены Союза органического земледелия, общественные деятели.
Участники круглого стола исходили из того, что в России отсутствует четкое, научно обоснованное определение экологического сельского хозяйства, экологически чистой сельскохозяйственной продукции, экологически чистых продуктов питания и товаров потребления сельскохозяйственного происхождения.
Ключевое значение для успешного развития экологического сельского хозяйства имеет эффективная система мер по стимулированию сельскохозяйственных товаропроизводителей при производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции с прописанными в ней подсистемами льготного кредитования и страхования, государственной поддержки в области подготовки и переподготовки кадров, информационно-методического и научно-методического обеспечения.
По итогам мероприятия была принята резолюция с рекомендацией Думе после принятия федерального закона "Об экологическом сельском хозяйстве" принять правовой акт, регулирующий вопросы экологического сельского хозяйства в Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.