Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Министерства
потребительского рынка и услуг
Московской области
от 03.03.14 N 16РВ-13
Отчет
о проведенном правовом мониторинге Закона Московской области N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области"
I. Общие положения
1.1. Объект мониторинга - Закон Московской области N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области".
1.2. Субъект мониторинга - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.
1.3. Период проведения мониторинга - с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.
1.4. Правовой мониторинг законодательства проводился в целях комплексного изучения правового регулирования в сфере погребения и похоронного дела, установленного федеральным законодательством и законодательством Московской области, для проведения анализа действия федерального законодательства и законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования.
1.5. В соответствии с указанными целями проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
1) систематизация информации:
о федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, осуществляющих правовое регулирование общественных отношений в сфере погребения и похоронного дела;
о правоприменительной практике реализации соответствующих норм Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Закона Московской области N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" (далее - Закон Московской области N 115/2007-ОЗ).
2) анализ информации о практике применения соответствующих норм Федерального закона N 8-ФЗ, Федерального закона N 131-ФЗ, Закона Московской области N 115/2007-ОЗ.
3) подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела.
II. Сведения о деятельности отдела контроля и координации в сфере погребения и похоронного дела Управления сферы услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области
Отделом контроля и координации в сфере погребения и похоронного дела Управления сферы услуги Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Отдел) проведены следующие мероприятия:
проведен анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и законодательства Московской области по теме мониторинга;
проведена оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга;
выработаны предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области по предмету мониторинга.
III. Проведение мониторинга
3.1. Состояние законодательства Российской Федерации в сфере погребения и похоронного дела.
Основным отраслевым федеральным нормативным правовым актом является Федеральный закон N 8-ФЗ.
Принятый в начале 1996 года Федеральный закон N 8-ФЗ призван установить гарантии осуществления погребения, основные принципы организации похоронного дела в России, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в данной сфере правоотношений.
Отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела также закреплены в Федеральном законе N 131-ФЗ,
В Подмосковном регионе первый закон Московской области "О погребении и похоронном деле", определяющий основы организации похоронного дела, полномочия органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления в данной сфере правоотношений, принят в 2004 году.
Действующий в настоящее время Закон Московской области "О погребении и похоронном деле" принят в 2007 году в связи с необходимостью внесения значительного количества изменений в части приведения полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в соответствие с федеральным антимонопольным законодательством.
Со дня вступления в силу Закона Московской области N 115/2007-ОЗ принято 10 законов о внесении изменений в указанный региональный закон, направленных на упорядочение деятельности органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в сфере погребения и похоронного дела, а также по размерам социальных выплат, предусмотренных указанным Законом Московской области.
3.2. В настоящее время на территории Московской области размещено 1613 муниципальных кладбищ, из них 1313 кладбищ открыто для захоронений.
Из общего количества кладбищ городские кладбища занимают 23%, сельские - 11%.
Общая площадь земельных участков под кладбищами составляет около 6 тыс. га. Ежегодная потребность в местах захоронения составляет 25 га.
В Подмосковном регионе остро стоит вопрос с легализацией муниципальных кладбищ. По состоянию на 1 января 2013 года право подтверждающие документы на земельные участки имелись только на 372 кладбища.
По итогам проведения семи заседаний Московской областной межведомственной комиссии по вопросам оформления права собственности муниципальных образований Московской области на земельные участки под кладбищами, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, образованной постановлением Правительства Московской области от 04.12.2012 N 1513/44, количество легализованных кладбищ в Подмосковье возросло до 472.
В 2013 году ритуальные услуги в муниципальных образованиях Московской области оказывали 141 специализированная служба по вопросам похоронного дела и 292 других хозяйствующих субъекта.
Рекомендуемый прейскурант цен (тарифов) на ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг но погребению, оказываемые на платной основе специализированными службами по вопросам похоронного дела на территории Московской области, в 2013 году составляет 10050 руб., и по сравнению с 2012 годом увеличился на 4,5 процента.
Размер социального пособия на погребение, выплачиваемого гражданам за счет средств бюджета Московской области, составляет в 2013 году 4763,96 руб., что на 5,5 процента больше в сравнении с 2012 годом.
3.3. Информация о проведенном правовом мониторинге Закона Московской области N 115/2007-ОЗ.
Закон Московской области N 115/2007-ОЗ устанавливает основы организации похоронного дела, регулирует отношения, связанные с организацией данного вида деятельности в муниципальных образованиях Московской области и устанавливает в пределах компетенции субъекта Российской Федерации административную ответственность граждан, должностных яиц и юридических лиц за нарушение требований в сфере погребения и похоронного дел, установленных настоящим Законом и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Законом Московской области N 115/2007-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия:
1) учет всех кладбищ, расположенных на территории муниципальных образований Московской области (часть 1 статьи 9);
2) утверждение правил содержания и посещения кладбищ и (или) крематория, находящихся в ведении органа местного самоуправления (часть 1 статьи 10);
3) отведение мест для торговли цветами, материалами для благоустройства мест захоронения (часть 2 статьи 10);
4) ведение учета всех захоронений, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении органа местного самоуправления, а также проведение их инвентаризации не реже одного раза в три года (часть 1 статьи 11);
5) предоставление мест захоронения на кладбищах и выдача удостоверений о захоронениях (статьи 11.1, 12, 14, 15);
6) утверждение порядка проведения инвентаризации захоронений, произведенных на территории кладбищ (часть 3.1 статьи 11);
7) установление размера места для одиночного, родственного, почетного, воинского захоронения устанавливается органами местного самоуправления (часть 2 статьи 11.1, часть 2 статьи 12, часть 3 статьи 14, часть 2 статьи 15);
8) формирование и ведение реестра семейных (родовых) захоронений (часть 4 статьи 13);
9) формирование и ведение книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) (статья 18).
10) формирование и ведение книг регистрации надмогильных сооружений (надгробий) (статья 18.1).
Мониторинг исполнения органами местного самоуправления полномочий, установленных Законом Московской области N 115/2007-ОЗ, свидетельствует о ненадлежащем исполнении данных полномочий во многих муниципальных образованиях Московской области.
Основными нарушениями являются:
1) не соблюдение порядка предоставления мест захоронения на кладбищах;
2) не соблюдение требований к порядку ведения книг регистрации захоронений (захоронений урн с прахом);
3) не соблюдение требований к предоставлению мест для создания семейных (родовых) захоронений и ведению реестров семейных (родовых) захоронений;
4) отсутствие порядка проведения инвентаризации и несоблюдение сроков ее проведения;
5) отсутствие утвержденных правил содержания и посещения кладбищ.
Органам местного самоуправления было рекомендовано устранить выявленные нарушения законодательства Московской области в сфере погребения и похоронного дела и принять необходимые муниципальные правовые акты, установленные Законом Московской области N 115/2007-ОЗ.
Учитывая, что основным отраслевым нормативным правовым актом в сфере погребения и похоронного дела является Федеральный закон N 8-ФЗ, проведение правового мониторинга Закона Московской области N 115/2007-ОЗ возможно только во взаимосвязи с Федеральным законом N 8-ФЗ.
В августе 2004 года в Федеральный закон N 8-ФЗ были внесены существенные изменения Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), в результате которых произошло значительное перераспределение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Федеральный законодатель основной объем полномочий в сфере погребения и похоронного дела закрепил за органами местного самоуправления.
Со дня вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ в Российской Федерации кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления (за исключением Федерального военного мемориального кладбища и военно-мемориальных кладбищ, которые могут находиться в ведении субъектов Российской Федерации). Ранее данные полномочия могли осуществляться как субъектами Российской Федерации, так и органами местного самоуправления.
Правоприменительная практика федерального законодательства в сфере погребения и похоронного дела показала, что возложение на органы местного самоуправления почти всего объема полномочий в сфере погребения и похоронного дела, установленных Федеральным законом N 8-ФЗ, привело к дефициту земельных участков для создания мест захоронения, крайне медленное развитие альтернативных видов захоронения вследствие значительных финансовых затрат на строительство крематориев.
Согласно анализу обращений граждан, поступающих в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области, органами местного самоуправления не надлежаще исполняются полномочия по содержанию мест захоронения, закрепленных за ними Федеральным законом N 131-ФЗ, территории кладбищ в муниципальных образованиях, как правило, не соответствуют санитарным требованиям.
Кладбища в городских и сельских поселениях, создаваемые органами местного самоуправления, не способны (за редким исключением) удовлетворить потребность жителей регионов в достойном погребении умерших ввиду недостаточности средств, выделяемых на содержание и благоустройство кладбищ из бюджетов поселений.
Так, например, в Московской области в соответствии с прогнозом Министерства финансов Московской области органы местного самоуправления муниципальных образований должны были предусмотреть в 2012 году в местных бюджетах средства на благоустройство и содержание кладбищ в общем размере 1 177 823,0 тыс. рублей, фактически предусмотрено
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.