Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к муниципальной программе
"Предпринимательство
Ступинского муниципального
района на период 2017 - 2021 годы"
Подпрограмма IV
"Развитие потребительского рынка и услуг"
1. Паспорт Подпрограммы IV
Наименование подпрограммы |
Развитие потребительского рынка и услуг (далее - Подпрограмма IV). |
Основание разработки подпрограммы |
Бюджетный Кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ " Погребении и похоронном деле"; Закон Московской области от 24.12.2010 г. N 174/2010-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Московской области"; Закон Московской области от 17.07.2007 г. N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области"; Закон Московской области от 10.04.2008 г. N 49/2008-ОЗ "О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области"; Постановление администрации Ступинского муниципального района от 24.07.2013 г. N 3041-п "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ступинского муниципального района". |
Цели подпрограммы |
Повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и услуг на территории Ступинского муниципального района посредством создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и услугах, обеспечения устойчивого функционирования и сбалансированного развития различных видов, типов и способов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. |
Задачи подпрограммы |
Формирование современной инфраструктуры потребительского рынка и услуг и повышение территориальной доступности объектов потребительского рынка. Создание условий для обеспечения бесперебойного и качественного насыщения покупательского спроса граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Ступинского муниципального района. Развитие похоронного дела. |
Муниципальный заказчик подпрограммы |
Отдел потребительского рынка и услуг управления развития сельской территории и продовольствия администрации Ступинского муниципального района. |
Координатор подпрограммы |
Заместитель руководителя администрации Ступинского муниципального района - председатель комитета по инвестициям, экономике и предпринимательству |
Сроки реализации подпрограммы |
2017 - 2021 годы |
Источники финансирования подпрограммы |
Всего 166319,65 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации: 2017 год - 29443,93 тыс. руб.; 2018 год - 30993,93 тыс. руб.; 2019 год - 35293,93 тыс. руб.; 2020 год - 35293,93 тыс. руб.; 2021 год - 35293,93 тыс. руб. бюджет городских поселений всего 92795,0 руб., в т.ч. по годам реализации: 2017 год - 14793,0 тыс. руб.; 2018 год - 16289,0 тыс. руб.; 2019 год - 20589,0 тыс. руб.; 2020 год - 20589,0 тыс. руб.; 2021 год - 20589,0 тыс. руб. бюджет Ступинского муниципального района всего 69059,65 руб., в т.ч. по годам реализации: 2017 год - 13 811,93 тыс. руб.; 2018 год - 13 811,93 тыс. руб.; 2019 год - 13 811,93 тыс. руб.; 2020 год - 13 811,93 тыс. руб.; 2021 год - 13 811,93 тыс. руб. бюджет Московской области всего 4 465,0 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации: 2017 год - 893,0 тыс. руб.; 2018 год - 893,0 тыс. руб.; 2019 год - 893,0 тыс. руб.; 2020 год - 893,0 тыс. руб.; 2021 год - 893,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Оборот розничной торговли на душу населения: 2017 год - 253,3 тыс. руб.; 2018 год - 288,5 тыс. руб.; 2019 год - 332,8 тыс. руб.; 2020 год - 385,5 тыс. руб.; 2021 год - 446,1 тыс. руб. Темп роста оборота розничной торговли на душу населения за год: 2017 год - 113,5 %.; 2018 год - 113,9 %; 2019 год - 115,4 %; 2020 год - 115,8 %; 2021 год - 115,7 %. Прирост площадей торговых объектов: 2017 год- 1,1 тыс. кв м; 2018 год- 1,8 тыс. кв м; 2019 год- 0,7 тыс. кв м; 2020 год- 0,8 тыс. кв м.; 2021 год- 1,4 тыс. кв м. Обеспеченность населения площадью торговых объектов: 2017 год - 925,7 кв м.; 2018 год - 929,8 кв м.; 2019 год - 930,1 кв м.; 2020 год - 934,0 кв м.; 2021 год - 943,0 кв м. Оборот общественного питания на душу населения за год: 2017 год - 8,2 тыс. руб.; 2018 год - 9,0 тыс. руб.; 2019 год - 9,9 тыс. руб.; 2020 год - 10,9 тыс. руб. 2021 год - 12,0 тыс. руб. Темп роста оборота общественного питания на душу населения за год: 2017 год - 109,3%; 2018 год - 109,8%; 2019 год - 110,0%; 2020 год - 110,1%; 2021 год - 110,1%. Прирост посадочных мест на объектах общественного питания: 2017 год - 34 м.; 2018 год - 38 м.; 2019 год - 40 м.; 2020 год - 26 м.; 2021 год - 24 м.
Обеспеченность услугами общественного питания, посадочных мест на 1000 жителей: 2017 год - 41,6 п.м.; 2018 год - 41,7 п.м.; 2019 год - 41,8 п.м.; 2020 год - 41,9 п.м.; 2021 год - 42,0 п.м. Объем бытовых услуг населению на душу населения за год: 2017 год - 7,9 тыс. руб.; 2018 год - 9,1 тыс. руб.; 2019 год - 10,4 тыс. руб.; 2020 год - 11,9 тыс. руб.; 2021 год - 13,7 тыс. руб. Темп роста объема бытовых услуг населению на душу населения за год: 2017 год - 114,5%; 2018 год - 115,2%; 2019 год - 114,3%;; 2020 год - 114,4%; 2021 год - 115,1%. Обеспеченность предприятиями бытовых услуг: 2017 год - 10,4 ед.; 2018 год - 10,5 ед.; 2019 год - 10,6 ед.; 2020 год - 10,8 ед.; 2021 год - 10,9 ед. Прирост рабочих мест на объектах бытовых услуг: 2017 год - 15; 2018 год - 20; 2019 год - 25; 2020 год - 20; 2021 год - 30. Количество введенных объектов общественного питания, устанавливаемых в весенне-летний период: 2017 год - 5; 2018 год - 9; 2019 год - 9; 2020 год - 9; 2021 год - 9. Количество введенных объектов общественного питания, в формате нестационарного торгового объекта: 2017 год - 1; 2018 год - 1; 2019 год - 1; 2020 год - 1; 2021 год - 0. Количество введенных объектов нестационарных комплексов бытовых услуг, мультсервис: 2017 год - 1; 2018 год - 1; 2019 год - 0; 2020 год - 0; 2021 год - 0. Объем инвестиций в основной капитал и услуги бань по программе "100 бань Подмосковья": 2017 год - 150,5 млн. руб.; 2018 год - 150,5 млн. руб.; 2019 год - 100,0 млн. руб.; 2020 год - 100,0 млн. руб.; 2021 год - 100,0 млн. руб. Доля оборота магазинов шаговой доступности в структуре оборота розничной торговли (в фактически действующих цена) от общего оборота розничной торговли: 2017 год - 60,8 %; 2018 год - 60,9 %; 2019 год - 61,0 %;; 2020 год - 61,1 %; 2021 год - 61,2 %. Доля ликвидированных нестационарных объектов, несоответствующих требованиям законодательства, от общего количества выявленных несанкционированных: 2017 год - 100%; 2018 год - 100%; 2019 год - 100%; 2020 год - 100%; 2021 год - 100%. Доля ликвидированных розничных рынков, несоответствующих требованиям законодательства, от общего количества выявленных несанкционированных: 2017 год - 100%; 2018 год - 100%; 2019 год - 100%; 2020 год - 100%; 2021 год - 100%. Количество проведенных ярмарок на одно место, включенное в сводный перечень мест для проведения ярмарок: 2017 год - 49 ед.; 2018 год - 49 ед.; 2019 год - 49 ед.; 2020 год - 49 ед.; 2021 год - 49 ед. Количество введенных объектов по продаже отечественной сельскохозяйственной продукции "Подмосковный фермер": 2017 год - 1 ед.; 2018 год - 1 ед.; 2019 год - 1 ед.; 2020 год - 0 ед.; 2021 год - 0 ед. Количество введенных банных объектов по программе "100 бань": 2017 год - 0 ед.; 2018 год - 0 ед.; 2019 год - 1 ед.; 2020 год - 0 ед.; 2021 год - 0 ед. Количество доставок товаров автолавками в сельские населенные пункты по утвержденному графику: 2017 год - 2 2018 год - 2; 2019 год - 2; 2020 год - 2; 2021 год - 2. Доля кладбищ, соответствующих требованиям порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области: 2017 год - 94,67 %; 2018 год - 100 %; 2019 год - 100 %; 2020 год - 100 %; 2021 год - 100 %. Доля хозяйствующих субъектов негосударственных и немуниципальных форм собственности, оказывающих ритуальные услуги на территории муниципального образования Московской области: 2017 год - 75 %; 2018 год - 75 %; 2019 год - 75 %; 2020 год - 75 %; 2021 год - 75 %. Обеспечение 100% содержания мест захоронений (кладбищ) по нормативу, установленному Законом Московской области: 2017 год - 100%; 2018 год - 100 %; 2019 год - 100 %; 2020 год - 100 %; 2021 год - 100 %. Отклонение от норматива расходов на содержание мест захоронений: 2017 год - 0%; 2018 год - 0%; 2019 год - 0%; 2020 год - 0%; 2021 год - 0%. |
Контроль за реализацией подпрограммы |
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется руководителем администрации Ступинского муниципального района |
2. Характеристика сферы потребительского рынка и услуг на территории Ступинского муниципального района.
Сфера потребительского рынка и услуг Ступинского муниципального района включает в себя:
- около 1000 объектов торговли: торговые центры, супермаркеты, специализированные и универсальные магазины, павильоны, киоски, АЗС, аптечные магазины и пункты, ярмарки и сельскохозяйственные рынки;
- около 110 объектов общественного питания: рестораны, кафе, кафетерии, столовые, закусочные, бары и пиццерии;
- около 250 объектов бытового обслуживания: 21 баня и сауна, 2 прачечные и химчистка, 50 парикмахерских и 6 салонов красоты, 49 по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, 5- по строительству и ремонту жилья и построек, 6 клининговых компаний, 8 организаций по оказанию ритуальных услуг, а также другие предприятия по предоставлению платных бытовых услуг.
Динамика потребительского рынка характеризуется ежегодным ростом оборота и приобрела устойчивый характер. Запланированные показатели в 2017 - 2021 годах: темп роста оборота розничной торговли на душу населения 113,5 - 115,8 %, темп роста оборота общественного питания на душу населения 109,3 - 110,1 %, темп роста бытовых услуг на душу населения 114,5 - 115,1 %.
К концу 2021 года увеличится оборот на душу населения: розничной торговли с 253,3 тыс. руб. до 446,1 тыс. руб., общественного питания с 8,2 тыс. руб. до 12,0 тыс. руб., бытовых услуг населению с 7,9 тыс. руб. до 13,7 тыс. руб.
Планируется открытие 5 стационарных предприятий общественного питания, что увеличит количество посадочных мест до 42 на 1000 жителей, также на территории района предусмотрена деятельность 9 летних кафе и размещение 3 предприятий общественного питания, в форме нестационарного объекта.
В 2016 году наблюдался значительный рост оборота платных бытовых услуг на душу населения. Для поддержки устойчивого развития этих услуг планируется размещение 2 нестационарных комплексов бытовых услуг, строительство "Дома быта" (либо реорганизация действующего объекта), строительство банного объекта.
В сферах бытового обслуживания и общественного питания планируется ежегодное участие в чемпионатах среди субъектов малого и среднего предпринимательства по парикмахерскому искусству и декоративной косметики на кубок Губернатора Московской области, а также в конкурсе кулинарного искусства Московской области на кубок Губернатора Московской области.
Доля оборота магазинов шаговой доступности в структуре оборота розничной торговли от общего оборота розничной торговли составит 60,8 - 61,2%. Малый бизнес играет существенную роль в развитии потребительского рынка и услуг в Ступинском муниципальном районе, и крайне трудно конкурировать с крупной, в том числе сетевой торговлей.
Сеть розничной торговли неравномерно распределена по территории района, и сохраняется значительная дифференциация по уровню развития торговли и обеспечению торговыми площадями сельских и городских поселений. 184 сельских населенных пунктов Ступинского муниципального района с численностью проживающих менее 100 человек не имеют стационарной торговой сети, в которые осуществляется специальная доставка товаров первой необходимости.
Организация торговли в сельской местности является непривлекательной для бизнеса сферой деятельности. Создание объектов торговой инфраструктуры в отдаленных, малонаселенных пунктах связано с серьезными рисками инвестирования и отсутствием гарантированного получения прибыли. Это обусловлено целым рядом факторов: низкий уровень покупательной способности сельского населения, сезонность спроса, недостаток трудовых ресурсов, большие расходы на горюче-смазочные материалы при доставке товаров. Обеспечение жителей таких территорий потребительскими товарами в необходимом ассортименте - одна из основных задач администрации Ступинского муниципального района в сфере торговли.
Для снабжения товарами населения, проживающего в отдаленных, малонаселенных пунктах, не имеющих торговой стационарной сети, организована регулярная доставка - два раза в неделю. Транспортные расходы организации, обеспечивающей продовольственными и промышленными группами товаров население, частично компенсируются за счет средств бюджета Московской области и бюджета Ступинского муниципального района.
Одним из важнейших показателей уровня развития инфраструктуры розничной торговли является доля современных форматов торговли в общем розничном товарообороте. Это супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры. Высокий уровень развития современных каналов торговли обеспечивает надлежащее качество обслуживания поселений, широкий ассортимент, прозрачность отрасли и высокую собираемость налогов. На территории Ступинского муниципального района работают такие объекты современной торговли, как супермаркеты Ступинское Райпо, "Дикси", "Перекресток", "Атак", "Пятерочка", "Магнит". Важнейшей характеристикой общественной эффективности функционирования торговли является уровень и динамика потребительских цен в районе. Потребительский спрос на товары, реализуемые в розничной торговле, определяется уровнем и динамикой доходов населения.
Наряду с общими объемами денежных доходов и расходов важным фактором, оказывающим влияние, как на объемы оборота розничной торговли, так и на их структуру, является дифференциация доходов населения. Следствием высокой дифференциации доходов и существования части населения с низким уровнем дохода являются существенные различия в структуре и уровнях расходов и фактического потребления товаров и услуг населением по доходным группам.
На потребительском рынке это означает, что наряду с группами потребителей, спрос и удовлетворение потребностей которых обеспечиваются за счет механизмов рыночного саморегулирования, существуют группы потребителей с особо низким уровнем доходов.
В настоящее время в Ступинском муниципальном районе функционируют социально-ориентированные предприятия потребительского рынка:
-в сфере бытового обслуживания: МУП "Городские бани",
-в розничной торговле: Ступинское Райпо, "Дикси", "Перекресток", "Атак", "Пятерочка", "Магнит" ведут обслуживание особой категории граждан по социальным картам с 5 % скидкой.
Планируется удержание средней стоимости минимального набора продуктов питания на уровне 93,0 % к показателю Московской области. Ступинский муниципальный район сохраняет лидирующую позицию в Московской области по стоимости продуктов питания, входящих в потребительскую корзину.
Развивается дистанционная торговля, на территории Ступинского муниципального района действует около 30 интернет-магазинов. Процесс реорганизации рыночной торговли осуществляется в рамках исполнения Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", на территории района планируется организация сельскохозяйственного рынка на территории торгового центра УК Ступинское РАЙПО по ул. Горького на территории городского поселения Ступино.
На территории района функционируют 36 торговых и деловых центров. Также продолжится строительство новых торговых комплексов, что соответствует современным технологиям розничной торговли и способствует повышению уровня контролируемости качества и безопасности реализуемых товаров. В 2017 - 2021 годах планируется увеличение обеспеченности населения торговой площадью с 920 кв м. до 943 кв м. на 1000 жителей.
Помимо розничной торговли в стационарных объектах торговое обслуживание жителей Ступинского муниципального района осуществляется посредством нестационарной (250 объектов) и ярмарочной торговли (7 площадок).
На территории городского поселения Ступино регулярно проводятся сельскохозяйственные ярмарки, которые обеспечивают потребителя свежей продукцией местных сельхозпроизводителей по ценам ниже рыночных; на территории городских поселений Михнево и Малино осуществляют деятельность универсальные ярмарки. Количество проведенных ярмарок на одно место, включенное в сводный перечень мест для проведения ярмарок не сократится, а останется на прежнем уровне: 49 ярмарок на одно место.
Предпринимателями постоянно ведется работа по благоустройству прилегающих территорий и развитию материально-технической базы потребительского рынка. Это капитальные и текущие ремонты, приобретение холодильного и торгово-технологического оборудования, рекламное оформление. Реконструкция и модернизация действующих объектов потребительского рынка продолжится. В 2017 - 2021 годах планируется вложение инвестиций на сумму 601,0 млн. руб., включая строительство новых объектов.
Несмотря на динамичное развитие торговой деятельности на территории Ступинского муниципального района, в районе сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать программными методами, к ним относятся:
- недостаточный профессиональный уровень работников торговли;
- наличие в районе сельских населенных пунктов, не имеющих стационарных объектов торговли;
- высокая доля посреднических структур в продвижении товаров в розничную торговую сеть;
- недостаточное развитие фирменных торговых объектов, реализующих продукцию предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельхозпроизводителей Ступинского муниципального района.
В качестве основных инструментов и мер поддержки развития в Ступинском муниципальном районе инфраструктуры розничной и оптовой торговли рассматриваются:
- градостроительное планирование, предусматривающее выделение необходимых земель и нежилых площадей для торговых, логистических и других аналогичных организаций;
- предоставление земель и нежилых площадей для строительства и реконструкции торговых объектов и объектов инфраструктуры на основе открытых тендеров/аукционов, обеспечивающих прозрачность процедуры выделения земель и площадей;
- введение дифференцированных арендных ставок за предоставляемые торговым организациям в аренду площади, находящейся в муниципальной собственности;
-организация специализированных павильонов "Подмосковный фермер" для предприятий, реализующих сельскохозяйственную продукцию района.
Решение вышеуказанных проблем возможно на базе реализации Подпрограммы "Развитие потребительского рынка и услуг".
Развитие похоронного дела на территории района является также приоритетным направлением. В целях исполнения действующего законодательства в сфере погребения, а также повышения уровня содержания мест захоронений, в 2017 году планируется создание муниципальных казенных учреждений и перевод земельных участков под всеми кладбищами в муниципальную собственность.
На территории Ступинского муниципального района находятся 75 кладбищ, из них на территории городских поселений: Ступино - 15, Михнево - 7, Жилево - 4, Малино - 8, на территории сельских поселений: Аксиньинское - 17, Леонтьевское - 8, Семеновское - 17.
В ходе реализации Подпрограммы IV предусмотрены исполнения мероприятий:
-содержание кладбищ;
-проведение работ по ограждению и обваловке кладбищ;
-проведение работ по оформлению права собственности на земельные участки под захоронениями;
-содержание воинских захоронений и мемориалов "Вечный огонь";
-содержание могил и надгробий Героев Советского Союза, героев Российской Федерации или полных кавалеров ордена Славы в случае отсутствия у погибшего (умершего) близких родственников.
Реализация Подпрограммы IV даст значительный эффект как в секторе потребительского рынка и услуг, так и в социальной сфере Ступинского муниципального района.
3. Цели и задачи Подпрограммы IV.
Целью подпрограммы является повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и услуг на территории Ступинского муниципального района посредством создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и услугах, обеспечения устойчивого функционирования и сбалансированного развития различных видов, типов и способов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
Формирование современной инфраструктуры потребительского рынка и услуг и повышение территориальной доступности объектов потребительского рынка. Создание условий для обеспечения бесперебойного и качественного насыщения покупательского спроса граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Ступинского муниципального района. Развитие похоронного дела.
4. Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы IV.
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы определены в Приложении N 2 к Подпрограмме IV.
5. Состав, форма и сроки представления отчетности о ходе реализации мероприятий Подпрограммы IV
Ответственность за реализацию Подпрограммы IV, обеспечение достижения цели Подпрограммы IV, значения количественных и качественных показателей реализации Подпрограммы IV и решения поставленных задач несет координатор Подпрограммы IV.
Оперативный, годовой и итоговый отчеты о реализации Подпрограммы IV формирует отдел потребительского рынка и услуг управления развития сельского хозяйства и продовольствия в соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ступинского муниципального района.
6. Контроль за ходом реализации Подпрограммы IV
С целью контроля за реализацией Подпрограммы IV исполнители мероприятий ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют муниципальному заказчику Подпрограммы IV оперативный отчет.
Отчет о ходе реализации Подпрограммы IV формирует отдел потребительского рынка и услуг управления развития сельского хозяйства и продовольствия, контроль за ходом реализации Подпрограммы IV осуществляет руководитель администрации Ступинского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.