В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", а также в целях повышения качества образования, создания в государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования (далее - образовательные организации), условий для реализации единого образовательного пространства, выполнения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый учебный план для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, на 2016 - 2017 учебный год (далее соответственно - учебный план, образовательные организации).
2. Ввести в действие учебный план с 01.09.2017.
3. Управлению общего образования осуществлять координацию применения учебного плана в образовательных организациях.
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования:
4.1. Организовать работу образовательных организаций по реализации учебного плана.
4.2. Осуществлять координацию работы образовательных организаций в части исполнения федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
4.3. Принять меры по соблюдению образовательными организациями нормативов обязательной и максимальной учебных нагрузок, объёма учебного времени, отводимого на выполнение обязательного домашнего задания, а также соотношения между федеральным, региональным и компонентом образовательной организации учебного плана при организации образовательной деятельности.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Московской области Пантюхину Н.Н.
Министр образования |
М.Б. Захарова |
Утвержден
министра образования
Московской области
от 24.05.2017 N 1597
Учебный план
для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, на 2017 - 2018 учебный год
Учебный план вводится в действие с 1 сентября 2017 г.
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - учебный план, образовательные организации), разработан в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (далее - федеральный базисный учебный план) и является основой для формирования учебных планов, а также одним из оснований финансового обеспечения деятельности образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, независимо от форм собственности.
Учебный план определяет перечень и количество часов учебных предметов, обязательных для изучения на уровнях основного общего (8 - 9 классы) и среднего общего образования (10 - 11 классы), в соответствии с федеральным базисным учебным планом, по которым проводится оценивание текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
При реализации учебного плана необходимо использовать:
учебники из числа входящих в перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования";
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Часы компонента образовательной организации могут использоваться:
для углубленного изучения учебных предметов федерального базисного учебного плана;
для введения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), отражающих региональные особенности;
для введения факультативов, элективных курсов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий;
для организации самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях, на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами образовательной деятельности.
При формировании учебного плана образовательной организацией учитываются особенности построения и деятельности системы образования в Московской области:
поддержку интегративного освоения и использования информационных и коммуникационных технологий обучения при освоении различных учебных дисциплин;
создание условий для обучения и воспитания обучающихся, при которых лидирующую позицию занимают направления деятельности, ориентированные на раскрытие интеллектуального, творческого, духовного и физического потенциала обучающихся, их индивидуальных способностей, интересов и возможностей;
организация и проведение мероприятий, направленных на поддержку и продвижение русского языка как государственного и языка межнационального общения в рамках участия в Федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016 - 2020 годы;
модернизация содержания учебных программ математического образования на уровнях основного общего и среднего общего образования (с обеспечением их преемственности), исходя из потребностей обучающихся во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки в рамках реализации Концепции математического образования в Московской области;
повышение качества школьного исторического образования в условиях внедрения в образовательную деятельность Концепции историко-культурного стандарта;
формирование гражданско-патриотического мировоззрения, расширение историко-культурного кругозора обучающихся через освоение ими образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение знаний краеведческой направленности об основах духовно-нравственной культуры народов, населяющих Подмосковье, по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей);
развитие системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся путём внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в образовательную деятельность;
включение вопросов формирования финансовой грамотности обучающихся в образовательные программы учебного предмета "Обществознание" либо внедрение в образовательную деятельность курсов, дисциплин (модулей) соответствующей тематики по выбору обучающихся, их родителей (законных представителей);
включение модуля "Астрономия" в образовательные программы учебного предмета "Физика" 10 - 11 классов либо внедрение в образовательную деятельность курсов, дисциплин (модулей) соответствующей тематики по выбору обучающихся, их родителей (законных представителей);
изучение обучающимися правил дорожного движения, освоение умений действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
учёт требований Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года 1 при разработке образовательных программ среднего общего образования в части проведения учебных сборов в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности";
изучение основ жилищно-коммунального хозяйства в рамках учебных предметов "Обществознание", "Технология", "Основы безопасности жизнедеятельности", учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) соответствующей тематики;
развитие научно-технического творчества обучающихся, в т.ч. за счет введения элективного курса "Робототехника и конструирование".
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательной организацией самостоятельно 2.
Объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часов 3.
I. Основа для составления учебного плана основного общего образования
Учебные предметы |
Класс |
|||
Предметы федерального компонента: |
8 |
9 |
||
Русский язык |
3 |
2 |
||
Литература |
2 |
3 |
||
Иностранный язык |
3 |
3 |
||
Математика |
5 |
5 |
||
Информатика и ИКТ |
1 |
2 |
||
История |
2 |
2 |
||
Обществознание (включая экономику и право) |
1 |
1 |
||
География |
2 |
2 |
||
Физика |
2 |
2 |
||
Химия |
2 |
2 |
||
Биология |
2 |
2 |
||
Искусство (Музыка и ИЗО) |
1 |
1 |
||
Технология |
1 |
- |
||
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
- |
||
Физическая культура |
3 |
3 |
||
Предметы регионального компонента: |
1 |
1 |
||
по выбору образовательной организации: |
|
|
||
"История Московской области" |
1 |
- |
||
"Родное Подмосковье" | ||||
"Духовное краеведение Подмосковья" | ||||
Основы безопасности жизнедеятельности |
- |
1 |
||
Итого: |
32 |
31 |
||
Компонент образовательной организации (6-дневная неделя) |
4 |
5 |
||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 3 |
36 |
36 |
||
Компонент образовательной организации (5-дневная неделя) |
1 |
2 |
||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 3 |
33 |
33 |
Федеральный и региональный компоненты учебного плана составляют его инвариантную часть и призваны обеспечить достижение государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных организациях.
Наименования учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в учебном плане образовательной организации и классном журнале должны быть идентичными и соответствовать их наименованию в учебном плане.
Учебный предмет "Математика" рекомендуется именовать "Математика (алгебра)", "Математика (геометрия)", отводя отдельные листы классных журналов или электронных журналов.
Совершенствование преподавания учебного предмета "Физическая культура" в образовательных организациях возможно, в том числе, путем включения в образовательный процесс авторских образовательных программ:
Пандыков В.Э. "Учебная программа по физической культуре на основе спортивной борьбы";
Кулешов А.В., Бесполов Д.В., Федотова В.Н. и др. "Программа интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби";
Голев А.Б., Разова Е.В., Цветкова Т.К. "Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла" и др.
Предметы регионального компонента представлены в 8 - 9 классах по одному часу в неделю учебными предметами:
в 8 классе - по выбору образовательной организации:
"История Московской области";
"Родное Подмосковье";
"Духовное краеведение Подмосковья".
Выбор учебного предмета осуществляется с учётом наличия в
образовательной организации не менее 15 учебно-методических
комплектов, необходимых для реализации выбранного учебного предмета;
в 9 классе - "Основы безопасности жизнедеятельности".
Учебные предметы регионального компонента записываются в классный или электронный классный журнал. Локальным актом образовательной организации должна быть определена система текущей и промежуточной аттестации по учебному предмету регионального компонента учебного плана.
Не допускается преподавание учебного предмета педагогическим работником, чья основная специальность не связана с содержанием выбранного учебно-методического комплекта или не прошедшим повышение квалификации по выбранному предмету.
Часы учебного предмета "Технология" в 9 классе переданы в компонент образовательной организации для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
Преподавание учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" обусловлено необходимостью освоения обучающимися умений действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и т.д.
С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в рабочие программы учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" рекомендуется включить учебный материал по изучению правил дорожного движения.
Вариативная часть (компонент образовательной организации) учебного плана направлена на реализацию следующих целей:
развитие личности обучающегося, его познавательных интересов; выполнение социального образовательного заказа; удовлетворение образовательных потребностей обучающихся; реализация предпрофильной подготовки;
подготовки обучающихся к изучению учебных предметов на профильном уровне.
Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством элективных курсов - учебных предметов по выбору обучающихся из компонента образовательной организации учебного плана.
На уровне основного общего образования могут быть организованы элективные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные.
Ориентационные элективные курсы проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении, помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями государственного, регионального и муниципального рынков труда. Кроме того, подобные курсы должны помочь выстроить проект профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
Пробные элективные курсы создаются для того, чтобы обучающийся утвердился (или отказался) от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определённым типом и видом профессиональной деятельности. Имеются два их подвида:
предметно-ориентированные пробы, которые дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ребёнка осваивать выбранный предмет на повышенном уровне, создают условия для подготовки к промежуточной аттестации по учебным предметам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля) 4;
профессиональные пробы, ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием, в гуманитарных областях - работа с архивными документами, оригинальными текстами, в лингвистике - с аспектным переводом и так далее. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий (организаций, учреждений) - социальных партнеров образовательной организации.
Образовательная организация принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных курсов.
Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12 - 20 до 70 и более часов. Рекомендуемый объём элективных курсов - 35 - 70 часов.
Использование программ элективных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур:
обсуждение и согласование на школьных методических объединениях; рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете образовательной организации;
утверждение руководителем образовательной организации.
При проведении учебных занятий по учебным предметам "Иностранный язык", "Технология", "Информатика и ИКТ" осуществляется деление классов на две группы: в образовательных организациях, расположенных в городских
населенных пунктах, при наполняемости 25 и более человек, в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, при наполняемости 20 и более человек.
II. Основа для формирования учебного плана среднего общего образования
Федеральный компонент | |||||
Обязательные учебные предметы на базовом уровне | |||||
Инвариантная часть |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||
|
10 класс |
11 класс |
|||
Русский язык |
1 |
1 |
|||
Литература |
3 |
3 |
|||
Иностранный язык |
3 |
3 |
|||
Математика |
4 |
4 |
|||
История |
2 |
2 |
|||
Обществознание (включая экономику и право) |
2 |
2 |
|||
Естествознание |
3 |
3 |
|||
Физическая культура |
3 |
3 |
|||
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
|||
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровне | |||||
|
Учебные предметы |
Базовый уровень |
Профильный уровень |
||
10 класс |
11 класс |
10 класс |
11 класс |
||
Русский язык |
- |
- |
3 |
о |
|
Литература |
- |
- |
5 |
5 |
|
Вариативная часть |
Иностранный язык |
- |
- |
6 |
6 |
Математика |
- |
- |
6 |
6 |
|
История |
- |
- |
4 |
4 |
|
Физическая культура |
- |
- |
4 |
4 |
|
Обществознание 5 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Экономика |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
|
Право |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
|
География |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Физика |
2 |
2 |
5 |
5 |
|
Химия |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Биология |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
4 |
4 |
|
Мировая художественная культура |
1 |
1 |
3 |
3 |
|
Технология |
1 |
1 |
4 |
4 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
- |
- |
2 |
2 |
|
ВСЕГО |
Не более 31 |
||||
Региональный компонент |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
по выбору образовательной организации: |
|
|
|
|
|
Русское речевое общение (Русский язык) |
1 |
1 |
- |
- |
|
Математика |
1 |
1 |
- |
- |
|
Основы финансовой грамотности |
1 |
1 |
- |
- |
|
Основы этики и психологии семейной жизни |
1 |
- |
- |
- |
|
Экология Подмосковья |
- |
1 |
- |
- |
|
|
Компонент образовательной организации (6-дневная неделя) |
Не менее 3 |
|||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе |
37 |
37 |
37 |
37 |
|
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
34 |
34 |
34 |
34 |
Принципы построения учебного плана для 10 - 11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательной организации и (или) выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждая образовательная организация, а при определённых условиях и каждый обучающийся, вправе формировать учебный план.
Такой подход оставляет образовательной организации широкие возможности реализации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Количество часов, отводимых на изучение образовательных программ конкретных профилей, в разных образовательных организациях могут отличаться.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, учебные предметы "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществознание", "Право", "Экономика" и другие - в социально-экономическом профиле и так далее.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. Если учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Обществознание", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", входящие в инвариантную часть учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Совокупность базовых и профильных учебных предметов определяет состав федерального компонента учебного плана.
В профилях гуманитарной направленности может вводиться интегрированный учебный предмет "Естествознание".
Учебный предмет "Естествознание" может не изучаться в случаях, если: три учебных предмета естественнонаучного цикла ("Физика", "Химия", "Биология") изучаются на базовом уровне;
один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два - на базовом уровне;
два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один - на базовом уровне;
все три учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.
При выборе изучения учебного предмета "Физика" на профильном уровне рекомендовано за счет компонента образовательной организации в учебный план ввести учебный предмет "Астрономия".
Интегрированный учебный предмет "Обществознание" на ступени среднего общего образования на базовом уровне включает разделы "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "Обществознание", "Экономика" и "Право" могут изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Учебный предмет "Математика" в 10 - 11 классах рекомендуется именовать "Математика (алгебра и начала анализа)", "Математика (геометрия)", отводя отдельные листы классных журналов и (или) электронных журналов.
При 6-дневной учебной неделе возможно более широкое введение в учебные планы образовательных организаций предметов, курсов регионального и школьного компонентов содержания общего образования с учётом исторических, природных, экономических, социокультурных особенностей Московской области, а также учебных предметов избранного профиля.
При 5-дневной учебной неделе возможности выбора отдельных предметов, элективных курсов в рамках вариативной части учебного плана ограничены, особенно при реализации профильного обучения.
Вариативная часть учебного плана среднего общего образования в образовательных организациях направлена на реализацию социального запроса, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору последующего профессионального образования. На реализацию вариативной части базисного учебного плана среднего общего образования предусмотрено 3 часа в неделю на региональный компонент и не менее 3 часов в неделю на компонент образовательной организации 6 на каждый год обучения.
Региональный компонент содержания среднего общего образования (3 часа в неделю на каждый год обучения) в Московской области по выбору образовательной организации может быть представлен:
учебным курсом "Русское речевое общение"
Этот курс может быть введен как самостоятельный предмет - один час в каждом из указанных классов или его содержание представлено модулем в учебном предмете "Русский язык" с увеличением количества часов на 1 час.
Введение курса "Русское речевое общение" как самостоятельного предмета осуществляется с учётом следующих условий:
наличие в образовательной организации не менее 15 учебных пособий "Русское речевое общение" для учащихся 10 - 11 классов (В.М. Шаталова, О.Н. Зубакина);
проведение учебных занятий педагогическим работником, ведущим уроки предметного цикла, содержание которого соотносится с содержанием курса;
увеличением количества часов учебного предмета "Математика" на 1 час - с целью реализации учебных программ предметов "Математика (алгебра и начала анализа)" (3 часа в неделю), "Математика (геометрия)" (2 часа в неделю), развития логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для последующего профессионального обучения, а также будущей профессиональной деятельности;
элективным курсом "Основы финансовой грамотности" - с целью формирования основ финансовой грамотности у обучающихся, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, а также совершенствования системы знаний в экономике и предпринимательской деятельности;
элективным курсом "Этика и психология семейной жизни" (10 класс) - с целью формирования у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, создания нравственной и психологической основы подготовки к браку;
элективным курсом "Экология Подмосковья" (11 класс) - с целью формирования у обучающихся целостного представления об экологических проблемах Подмосковья, привлечения внимания к проблемам утилизации отходов промышленного производства и жизнедеятельности человека, развития чувства ответственности за живые организмы, обитающие в природе, и экологию окружающей среды.
Часы компонента образовательной организации, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией, проведения учебных практик и исследовательской деятельности, осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.
Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной части образовательного процесса на уровне среднего общего образования,
обеспечивающим успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.
Элективные курсы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на уровне среднего общего образования из компонента образовательной организации.
Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в учебный план образовательной организации, в том числе:
элективные курсы повышенного уровня, направленные на углублённое изучение предмета;
элективные спецкурсы, в которых расширенно или углублённо изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета;
элективные спецкурсы, в которых расширенно или углублённо изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу, и др.
Межпредметные и надпредметные элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане (например: "Шедевры мирового кинематографа", "История делового костюма" и др.).
Прикладные элективные курсы имеют своей целью обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по учебному предмету на практике, развитие интереса к современной профессиональной деятельности. Среди них особую роль играют социальные практики.
При проведении учебных занятий по учебным предметам "Иностранный язык", "Технология", "Физическая культура", "Информатика и ИКТ" осуществляется деление классов деление классов на две группы: в образовательных организациях, расположенных в городских населенных пунктах, при наполняемости 25 и более человек, в образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, при наполняемости 20 и более человек.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 134-р
2 На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3 В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10 пункт 10.30).
4 Распоряжение Министерства образования Московской области от 10.02.2014 N 2 "Об утверждении порядка и случаев организации индивидуального отбора при приёме либо переводе в государственные образовательные организации в Московской области и муниципальные образовательные организации в Московской области для получения основного общего и среднего общего образования с углублённым изучением отдельных учебных предметов и (или) для профильного обучения".
5 В этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".
6 При 6-дневной учебной неделе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Московской области от 24 мая 2017 г. N 1597 "Об утверждении учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2017 - 2018 учебный год"
Учебный план, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 сентября 2017 г.
Текст приказа опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 21 сентября 2017 г.