Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Реализация прав несовершеннолетних в Московской области в 2016 году
3.1. Состояние соблюдения прав несовершеннолетних в Московской области
За прошедший год были приняты и вступили в силу различные федеральные и региональные законы и иные нормативные правовые акты в сфере защиты прав детей и семей с детьми.
Утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, которая будет реализована в рамках госпрограммы "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
Федеральным законодательством были закреплены положения о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности; установлены положения, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, объектам культуры и связи, общему имуществу в многоквартирных домах, а также на обеспечение их реабилитации и абилитации. Предусмотрено создание Федерального реестра инвалидов с целью учета сведений о них, а также о производимых им денежных выплатах и иных мерах социальной защиты.
В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, с 2016 года увеличившие размер налогового вычета на ребенка-инвалида.
Кроме того, скорректирован закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, - установлена возможность семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Срок действия федеральной программы "Материнский (семейный) капитал" продлен до конца 2018 года. Была установлена возможность получения в 2016 году гражданами, имеющими право на дополнительные меры господдержки, единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в размере до 25 тыс. рублей.
Внесены изменения в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Уточнено, что оно предоставляется для временного проживания, но с правом оформления регистрации по месту жительства.
Ежегодно Московской областной Думой и Правительством Московской области принимаются меры в защиту социальных прав жителей Московской области и улучшению качества их жизни. В 2016 году реализованы предложения Уполномоченного, ранее представленные в ежегодных докладах. Для детей из многодетных семей введена норма о частичной компенсации стоимости одежды обучающихся в школе в размере 3000 рублей, а также скорректирован порядок компенсации стоимости питания обучающихся (установлена в размере 60 рублей на один учебный день на каждого ребенка в течение учебного года).
С учетом изменения соответствующего федерального закона, внесены изменения в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей". Лицам в возрасте от 18 до 23 лет в период очного обучения в государственных образовательных организациях Московской области, потерявшим обоих или единственного родителя, будут предоставляться те же меры социальной поддержки, что и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (за исключением права на обеспечения жилыми помещениями и права на получение денежных средств на личные расходы). Кроме того, им будет предоставлена возможность бесплатного получения второго профессионального образования за счёт бюджета Московской области. Также в областном законе определено, что названным категориям лиц, достигшим возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в организациях социального обслуживания будут предоставляться жилые помещения.
Уполномоченный выражает надежду, что нововведения будут эффективно претворяться в жизнь, способствовать снижению социальной напряженности в обществе и повышению уровня обеспечения прав и законных интересов граждан. Вместе с тем, анализ поступивших обращений в интересах несовершеннолетних показывает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменительной практики в различных сферах правоотношений.
В 2016 году Уполномоченный по правам ребенка в Московской области О.В. Пушкина досрочно завершила работу в данной должности в связи с её избранием в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Работа по содействию реализации и защите прав несовершеннолетних осуществлялась Уполномоченным по правам человека в Московской области. В представленном докладе отражена совместная деятельность Уполномоченных.
В 2016 году в государственный орган Московской области "Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат" поступило 876 письменных обращений граждан в защиту прав детей и семей с детьми, что составило 33,5% от общего числа обращений. Из них, переадресовано из аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка других субъектов 316 обращений.
По 5% от общего числа обращений поступило из г. Москвы и других субъектов РФ, 90% - из Московской области.
Наибольшее количество письменных обращений получено из Одинцовского, Красногорского, Солнечногорского, Люберецкого и Наро-Фоминского, Щелковского муниципальных районов и городских округов Балашиха, Химки, Подольск, Домодедово. Каждое шестое обращение содержало жалобу на физическое лицо (гражданина).
По компетенции обращения несовершеннолетних и их законных представителей, поступившие в 2016 году, распределились следующим образом: федеральные органы власти - 23,4%; региональные органы власти - 35,5%, органы местного самоуправления - 41,1%.
Основная тематика обращений в течение последних лет неизменна: жилье, образование, детско-родительские отношения, социальная поддержка.
3.2. Соблюдение социальных прав несовершеннолетних в Московской области
Право на жилище - одно из важнейших системообразующих прав, от которого зависит благополучие и достойная жизнь любой семьи. Оно гарантировано статьей 40 Конституции Российской Федерации, а механизм реализации данного конституционного права регулируется федеральным и региональным законодательством.
К Уполномоченному поступали обращения с просьбой о содействии в улучшении жилищных условий многодетных семей, которые по тем или иным обстоятельствам не признаны малоимущими и нуждающимися в жилье и на учете не состоят. Занимаемые многодетными семьями жилые помещения не позволяют обеспечить нормальные условия для проживания, воспитания, развития и обучения несовершеннолетних, что вынуждает семьи арендовать жилье, отдавая за аренду почти весь заработок и лишая возможности детей на достойный уровень жизни, получение дополнительного образования, занятия спортом. Число таких обращений из года в год возрастает.
Так, к Уполномоченному поступило обращение Председателя РОО "Право ребенка" в интересах 10 многодетных семей, в том числе имеющих детей-инвалидов, из городских округов Котельники, Люберцы, Королев, Подольск. Семьи проживают в тяжелых материальных и жилищных условиях, однако из 10 семей на учете нуждающихся состоит только одна. В каждом конкретном случае Уполномоченный разъяснял порядок постановки на учет нуждающихся и порядок обеспечения очередников жилыми помещениями в соответствии с очередностью и временем принятия таких граждан на учет.
С введением в действие 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации многодетные семьи, как и ряд других льготных категорий, утратили право на первоочередное обеспечение жильем по договору социального найма, но для вставших на учет до этой даты данное право должно сохраняться до его реализации. Однако данная норма в ряде муниципальных образований не всегда выполняется.
Так, многодетная семья О. с четырьмя детьми из г. Реутов, встала на учет нуждающихся в 2004 году. Через десять лет ожидания семья снята с льготной очереди. Основанием снятия администрация посчитала отсутствие в Жилищном кодексе Российской Федерации первоочередного права на обеспечение жильем многодетных семей. Данное право может быть восстановлено в судебном порядке. Уполномоченным заявителю оказана консультационная помощь.
Примером также могут служить аналогичные обращения к Уполномоченному, поступившие от граждан, проживающих в городских округах Балашиха, Подольск, Королев, Чеховском муниципальном районе и других.
В последнее время стали поступать к Уполномоченному жалобы на отказ в признании внеочередного права многодетных семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих заболеванием, предусмотренным постановлением Правительства РФ "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень). Отказ обосновывается "отсутствием факта проживания нескольких семей в одной квартире", поскольку членами многодетной семьи изначально признаются все зарегистрированные на жилой площади без учета фактических обстоятельств (ведения совместного хозяйства, отсутствия родственных связей, совместного проживания и др.).
Так, многодетная семья одинокой матери С. из г. Железнодорожный, имеющая ребенка-инвалида, страдающего указанным заболеванием, проживает в комнате 10 кв. м. в стесненных жилищных условиях. Квартира принадлежит на праве собственности родственникам. В ней зарегистрировано 8 человек. Иной жилой площади у семьи нет. Администрация признала семью С. малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, без учета других граждан, зарегистрированных в квартире, однако, в праве на внеочередное обеспечение жильем отказала на основании того, что "факт проживания в квартире разных семей документально не подтвержден". Уполномоченный разъяснил право обжалования данного решения. В настоящее время спор разрешается в суде.
Вместе с тем, в Подмосковье успешно реализуется подпрограмма "Улучшение жилищных условий семей, имеющих семь и более детей" (далее - подпрограмма) государственной программы Московской области "Жилище". По сведениям Министерства строительного комплекса Московской области, опубликованным в СМИ, за период действия подпрограммы жилищные субсидии предоставлены на 1 млрд. рублей, что позволило улучшить жилищные условия 125 семьям, в которых проживает 965 детей.
Полагаем целесообразным данный положительный опыт реализации подпрограммы расширить и рассмотреть возможность распространения ее действия по государственной поддержке семьям, имеющим пять или шесть детей, в улучшении жилищных условий путем предоставления им жилищной субсидии на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Особое внимание Уполномоченный уделяет вопросам обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. По информации первого заместителя председателя Правительства Московской области О. Забраловой в 2016 году на обеспечение жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделено 1,6 млрд. рублей, что позволило обеспечить квартирами 646 человек. В 2017 году выделено 1,7 млрд. рублей на обеспечение 680 лиц данной категории.
Целесообразно для решения указанных проблем законодательно определить понятие сохранности закрепленных жилых помещений; нормативно урегулировать процедуру сохранения закрепленного жилья; перечень ответственных органов, их полномочия, источники финансирования.
В сфере социальной защиты детей и семей с детьми в истекшем году в адрес Уполномоченного поступило почти в 2 раза больше обращений, чем в 2015 году, по проблемам обеспечения техническими средствами реабилитации, получения социальных пенсий, возможности использования материнского (семейного) капитала, получения путевок на санаторно-курортного лечение и другие, в том числе назначение и выплата различных пособий, компенсаций, льгот. Обращает на себя внимание то, что вопросы, связанные с назначением гражданам социальных пособий, достаточно хорошо урегулированы действующим законодательством, однако правовая неграмотность граждан приводит к непониманию или неправильной трактовке действующих норм и как результат - к большому количеству необоснованных жалоб на действия органов социальной защиты населения.
В 2016 году в 4 раза выросло количество обращений с жалобой на отказ органа социальной защиты населения в признании семьи многодетной и назначении связанных с этим мер социальной поддержки. Наиболее распространенной причиной отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи явилось отсутствие регистрации одного из членов семьи по месту жительства в Московской области.
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" право определять категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, предоставлено субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Законом Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" многодетной семьей считаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Согласно статье 1 данного Закона его действие распространяется на граждан, имеющих место жительства в Московской области.
Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства гражданина является - жилой дом, квартира, комната, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Удостоверяется место жительства гражданина отметкой о месте жительства в документе, удостоверяющем личность гражданина, или свидетельством о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Таким образом, при подаче заявления на получение удостоверения многодетной семьи для подтверждения своего места жительства в Московской области заявитель должен представить паспорт с отметкой о месте жительства в Московской области и свидетельство о регистрации по месту жительства в Московской области лица, не достигшего 14-летнего возраста, на каждого члена семьи.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей. Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется по месту жительства их родителей на основании документа, удостоверяющего личность и свидетельства о рождении ребенка. Согласия собственника или нанимателя жилого помещения в данном случае не требуется. Следовательно, никаких препятствий для регистрации несовершеннолетнего лица по месту жительства одного из родителей не существует. Вместе с тем, для регистрации совершеннолетнего гражданина необходимо согласие собственника или нанимателя жилого помещения. В жизни ситуации бывают разные, нередко получить такое согласие, предположим от тещи или свекрови, практически невозможно и, зачастую, в семьях, фактически проживающих в Московской области и совместно воспитывающих троих и более несовершеннолетних детей, один из супругов по документам так и остается жителем другого субъекта Российской Федерации.
До начала 2016 года гражданам на основании постановления Правительства Московской области от 18.04.2008 N 294/13 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца" выдавались удостоверения многодетной матери и удостоверения многодетного отца. Однако, 11 марта 2016 года принято постановление Правительства Московской области N 178/1 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи", в соответствии с которым упразднены действовавшие с 2008 года удостоверения многодетной матери и многодетного отца и утверждено единое удостоверение многодетной семьи.
В этой связи семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей, в которых один из родителей по тем или иным причинам не имеет регистрации по месту жительства в Московской области, утратили право получить документ, удостоверяющий факт, что семья является многодетной и имеет право на различные меры поддержки.
В такой ситуации гражданам приходится подтверждать факт постоянного проживания в Московской области и обязывать органы социальной защиты населения выдать им удостоверение многодетной семьи в судебном порядке.
Позицию судов по такого рода делам можно проиллюстрировать Апелляционным определением Московского областного суда от 10.08.2016 по делу 33-21872/2016. Согласно данному Определению обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена на федеральном уровне и относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Учитывая, что регистрация граждан является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства, и отсутствие регистрации не может служить основанием для ущемления прав граждан, соответственно, право многодетных семей на получение мер социальной поддержки подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Уполномоченный разделяет мнение судебных органов и в целях беспрепятственной реализации прав многодетных семей на территории Московской области считает необходимым предложить Министерству социального развития Московской области разработать перечень документов, во внесудебном порядке удостоверяющих факт проживания гражданина на территории Московской области, и подготовить изменения в действующий Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи с целью обеспечения многодетных семей мерами социальной поддержки, при условии отсутствия получения ими льгот в другом субъекте Российской Федерации.
Обеспечение прав несовершеннолетних на отдых и оздоровление является одним из важных аспектов социальной политики Московской области, а соблюдение этих прав находится в зоне особого внимания Уполномоченного.
В период летней оздоровительной кампании 2016 года на территории Московской области действовали летние оздоровительные учреждения различной ведомственной принадлежности. Всего в летний период 2016 года функционировало 1287 летних оздоровительных учреждений (2015 год - 1246 учреждений).
Работало 365 профильных лагерей (спортивных, эколого-биологических, краеведческих, православных и других). В трудовых отрядах, полевых туристических лагерях, туристско-краеведческих походах и экспедициях было занято 94493 человека.
Общее количество отдохнувших детей составило 137915 человек (2015 год - 131600 детей).
Следует отметить, что в 2016 году инфраструктура оздоровительных учреждений и учреждений отдыха сохранена. Однако, при увеличении количества отдохнувших детей и высоких показателях эффективности оздоровления детей (в 2016 году - 94,5%, а в 2015 году -92,2%) по-прежнему имеют место случаи нарушений.
Анализ обращений граждан, результаты проверок министерств и ведомств, данные СМИ свидетельствуют о единичных случаях:
- отсутствия разрешительной документации на открытие детских оздоровительных лагерей (например в Мытищинском, Наро-Фоминском, Зарайском, Сергиево-Посадском районах);
- трудоустройства персонала без соответствующих медицинских документов и документов об отсутствии судимости;
- непринятия исчерпывающих мер по предупреждению детского травматизма;
- отсутствия должного контроля за организацией питания детей.
К Уполномоченному поступали жалобы на должностных лиц детских оздоровительных организаций, которыми не принимались надлежащие меры по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним и на отсутствие контроля условий проживания и питания детей.
Примером может служить жалоба мамы ребенка на некачественное оказание ему медицинской помощи в Детском спортивно-оздоровительном лагере "Энергетик" ООО "Путешественник", расположенном в Рузском районе Московской области. Из обращения следует, что ребенок повредил ногу в душевой кабине из-за падения на него плохо закрепленной стеклянной двери. Мальчику оказали первую помощь, сделали перевязку, однако, он продолжал жаловаться на боль в ноге. К сожалению, сотрудниками жалобы не были приняты во внимание. Матери самой пришлось везти ребенка в больницу г. Можайска, где он был прооперирован, из ноги извлечен кусок стекла.
По факту нарушения прав несовершеннолетнего Уполномоченным направлен запрос в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области в Одинцовском, Можайском, Наро-Фоминском, Рузском районах и городе Звенигород с просьбой принять меры к обеспечению безопасных условий отдыха детей. Проверкой установлены нарушения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, выдано предписание по их устранению и усилению контроля со стороны администрации за выполнением требований законодательства.
По информации, предоставленной Роспотребнадзором по Московской области, в период летней оздоровительной кампании были выявлены нарушения санитарного законодательства в 503 лагерях. По результатам проверок составлено 864 протокола об административном правонарушении. Вынесено 864 постановления о штрафе на общую сумму 6300,5 тысячи рублей.
ГУ МВД РФ по Московской области проверено 11283 сотрудника детских оздоровительных учреждений, выявлено 9 работников, которые не должны быть допущены к работе в детских организациях. По всем фактам руководству лагерей направлены письма для решения вопроса об увольнении сотрудников, не имеющих права работать с детьми.
Уполномоченный своевременно информировал Министерство социального развития Московской области о поступающих обращениях, связанных с ненадлежащим оказанием услуг несовершеннолетним в детских оздоровительных учреждениях.
К сожалению, до 2017 года нормативный правовой акт, отражающий все аспекты отдыха и оздоровления детей, полномочия участников этих отношений, на федеральном уровне отсутствовал. В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации принят и 1 января 2017 вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей", которым определены единые требования для организации и оздоровления отдыха детей.
Учитывая требования указанного Федерального закона (статья 3) и то, что в Московской области правовое регулирование указанного вопроса базируется, в основном, на подзаконных актах, Уполномоченный полагает целесообразным Министерству социального развития Московской области, как координатору отдыха и оздоровления детей в Московской области, рассмотреть вопрос о подготовке соответствующего проекта закона Московской области, регулирующего деятельность организаций отдыха детей и их оздоровление.
К сожалению, в ходе летней оздоровительной кампании на территории Московской области (д. Лужки Серпуховского района) произошла трагедия. В детском оздоровительном лагере АНО ДОЛ "Зеленый шум", находящемся в собственности АНО ОКА "Интермедсервис" г. Москвы, от полученных травм в результате падения дерева скончался ребенок.
Несчастье произошло, несмотря на наличие всех необходимых документов на осуществление деятельности по организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних, в том числе заключений территориального управления Роспотребнадзора и Отдела надзорной деятельности по Серпуховскому району УНД ГУ МЧС России по Московской области.
Детские оздоровительные учреждения Подмосковья расположены в экологически чистых зонах, территории покрыты смешанным лесом с парковыми аллеями. Однако определить возраст деревьев, их здоровье, необходимость проведения санитарной вырубки может только специалист.
Учитывая изложенное, Уполномоченным предложено дополнить пункт 4 раздела II Методических рекомендаций по безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления на территории Московской области требованием наличия акта проверки древесно-кустарниковой растительности с рекомендациями по сохранению или вырубке деревьев и кустарников (в зависимости от категории земли, вида разрешенного использования, формы собственности).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "пункт 4 раздела II" следует читать "пункт 4 раздела III"
Министерство социального развития Московской области поддержало предложение Уполномоченного и считает целесообразным включение пункта о проверке древесно-кустарниковой растительности на территории организации отдыха и оздоровления в акт приемки.
Количество обращений в защиту прав несовершеннолетних на охрану здоровья и медицинскую помощь в 2016 году практически идентично статистике предыдущего года, составляет около 5% общего числа обращений в интересах детей.
В данных обращениях затрагивались вопросы организации работы медицинских учреждений и непосредственного оказания медицинской помощи детям, в том числе госпитализация совместно с законным представителем, проведение прививки без добровольного информированного согласия законного представителя, а также проведения медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения больных детей и др.
Гражданка Г. из г. Ивантеевка обратилась к Уполномоченному по вопросу качества медицинской помощи, оказанной ее несовершеннолетней дочери в детском отделении ГБУЗ МО "Ивантеевская ЦГБ". В ходе проведенной Министерством здравоохранения Московской области проверки факты нарушения подтвердились - не проведена консультация заведующего отделением, несвоевременно внесены изменения в тактику ведения лечения пациента. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей врачу-педиатру объявлен выговор. Руководством больницы маме принесены извинения.
М. из г. Балашиха пожаловалась на проведение в школе вакцинации несовершеннолетнему сыну без согласия законного представителя. В ходе проверки, проведенной Министерством здравоохранения Московской области, нарушения подтвердились, меры приняты: объявлен выговор медицинской сестре, проводившей вакцинацию, проведено собрание трудового коллектива по вопросу законодательства в сфере здравоохранения, регулирующего права пациентов, заведующему отделением указано на недостаточный контроль за работой персонала.
Необходимо отметить, что в прошлом году по вопросу бесплатного лекарственного обеспечения детей-инвалидов и детей из многодетных семей поступило всего лишь несколько обращений.
Ф. из г. Мытищи обратилась с просьбой обеспечить ребенка-инвалида жизненно важными лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что необходимые ребенку медицинские препараты закупались Министерством здравоохранения Московской области в полном объеме. Пациент не был обеспечен ими согласно потребности, т.к. лечащий врач не оформлял льготные рецепты. По итогам рассмотрения обращения ребенок был обеспечен необходимыми лекарствами. Медицинским работникам вынесены дисциплинарные взыскания. С сотрудниками поликлиники проведен инструктаж по порядку назначения и выписке лекарственных препаратов.
К закупкам лекарственных препаратов на 2017 год Министерство приступило еще в четвертом квартале 2016 года, что позволит обеспечить нуждающихся бесплатными лекарственными препаратами в установленные сроки и гарантировать непрерывность лечения.
Не утрачивает актуальности проблема реализации прав детей на содержание со стороны родителей, проживающих отдельно от ребенка.
Порой сложившаяся ситуация обусловлена следующим:
- судебные приставы-исполнители не принимают своевременных и исчерпывающих мер для исполнения решения суда (отсутствие запросов в государственные органы и кредитные организации, неприменение норм об ограничении выезда должника из России, привлечении его к административной и уголовной ответственности, а также непредоставление ответов на обращения взыскателя);
- должники не представляют сведений о доходах, информации о перемене места работы, изменении места жительства судебным приставам-исполнителям;
- взыскатели несвоевременно направляют исполнительные документы судебным приставам-исполнителям, не представляют реквизиты для перечисления алиментных выплат.
В своем докладе за 2015 год Уполномоченный отмечал, что арест и лишение свободы не являются эффективным средством борьбы с неплательщиками алиментов. В 2016 году вступили в силу ряд федеральных законов о внесении изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство, которые регламентируют ответственность за неуплату средств на содержание детей. Теперь привлечь должника к уголовной ответственности в случае уклонения от уплаты алиментов, можно будет только при условии, что он ранее подвергался административному наказанию за неуплату средств на содержание детей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Между тем, должники, внося незначительный, несоразмерный долгу платеж, освобождаются от административной ответственности. Как следствие, долг по оплате алиментов растет, а уголовная ответственность не наступает. Эта проблема требует дальнейшего совершенствования законодательства.
Предлагается рассмотреть вопрос об установлении минимального процента погашения задолженности для освобождения от административной и уголовной ответственности, соразмерно сумме ежемесячного платежа и накопившейся задолженности.
3.3. Соблюдение гражданских прав несовершеннолетних в Московской области
По-прежнему особое беспокойство вызывает ситуация с нарушением прав несовершеннолетних при спорах между родителями.
Когда семья разрушается, и родители не могут прийти к соглашению по вопросам воспитания, дети даже самого раннего возраста становятся участниками конфликта. Родители втягивают их в свои разбирательства, порой нанося им непоправимый моральный вред.
При наличии разногласий, они могут быть разрешены с привлечением органов опеки и попечительства. Если родители не могут прийти к взаимопониманию в досудебном порядке, то имеют право обратиться в суд.
По информации Московского областного суда с 2013 года по 1 полугодие 2016 года в суды Московской области поступило 4066 исковых заявлений.
Если родитель лишает ребенка права на общение со вторым родителем или близкими родственниками, намеренно скрывает место нахождение ребенка, не исполняет судебное решение об определении места жительства детей, о порядке осуществления родительских прав или иным способом препятствует осуществлению вторым родителем прав на воспитание и образование ребенка, нарушая тем самым права несовершеннолетнего, он должен быть привлечен к административной ответственности.
Уполномоченный в своих докладах неоднократно поднимал тему родительских "войн". Число обращений данной тематики продолжает неуклонно расти.
С целью установления причин такого роста и проблем привлечения к ответственности за нарушение родителями прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, в 2016 году проведен мониторинг практики правоприменения частей 2,3 статьи 5.35 КоАП РФ комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии), полицией и судебными приставами - исполнителями.
За период с 2013 года по первое полугодие 2016 года в 68 территориальных комиссий Московской области поступило 236 протоколов об административных правонарушениях, из них:
- за нарушение родителями прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов (часть 2 статьи 5.35 КоАП РФ) - 207 (87,8%);
- за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 5.35 КоАП РФ (часть 3 статьи 5.35 КоАП РФ) - 29 (12,2%).
|
2013 |
2014 |
2015 |
6 мес. 2016 |
Всего: |
50 |
79 |
67 |
40 |
часть 2 статьи 5.35 КоАП РФ |
46 |
71 |
61 |
29 |
часть 3 статьи 5.35 КоАП РФ |
4 |
8 |
6 |
11 |
Примечательно, что при наличии фактов ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, в 29 муниципальных образованиях Подмосковья, в том числе Волоколамском, Коломенском, Наро-Фоминском, Серпуховском, Клинском муниципальных районах, а также в городских округах Долгопрудный, Коломна, Лобня, Реутов, протоколы о привлечении их к административной ответственности не составлялись.
Согласно результатам мониторинга в 2016 году по итогам рассмотрения административных материалов комиссиями вынесено 89 постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Из общего числа поступивших на рассмотрение в комиссии протоколов в уполномоченные органы возвращены для доработки 21 административный материал, из которых 17 (81%) материалов обратно в комиссии не поступили, что говорит об отсутствии взаимодействия между комиссиями и должностными лицами уполномоченными составлять административные протоколы, а также должного контроля со стороны комиссии.
Согласно действующему законодательству решение комиссии может быть обжаловано. За анализируемый период в судебном порядке 30 постановлений комиссии о назначении административного наказания (25,0%) обжалованы гражданами. Признаны законными 14 (46,7% от числа обжалованных) постановлений, 16 (53,3%) отменены.
Из вышесказанного следует, что заявления граждан на действия второго родителя, препятствующего общению с ребенком, должностными лицами органов административной юрисдикции рассматриваются формально.
Например, из обращения к Уполномоченному гражданина следует, что его бывшая жена скрывает местонахождение их общих детей и препятствует общению с ними. Выяснив, что дети с матерью проживают в г. Химки, после безуспешных попыток встретиться с ними, мужчина обратился в полицию с заявлением о привлечении бывшей супруги к административной ответственности по части 2 статьи 5.35 КоАП РФ. Но сотрудники полиции не установили в её действиях состава административного правонарушения, сославшись на отсутствие вступившего в законную силу решения суда о порядке общения с ребенком. Фактически заявление отца по существу рассмотрено не было. В результате мать не была привлечена к ответственности за лишение детей права на общение с обоими родителями и за сокрытие места нахождения детей помимо их воли. Уполномоченным были разъяснены заявителю порядок и основания обжалования решения сотрудников полиции.
В результате мониторинга выявлены также случаи неисполнения гражданами решений судов об определении порядка общения с родителем, проживающим отдельно, и другими родственниками.
Одной из серьезных проблем является низкое качество документирования данного состава административного правонарушения. Так, Домодедовским городским отделом службы судебных приставов УФССП России по Московской области в 2015 году составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.35 КоАП РФ, в отношении гражданки Г. Женщину суд обязал не препятствовать общению отца с детьми, а она всячески уклонялась от исполнения решения суда.
В нарушение действующего законодательства судебным приставом-исполнителем факт чинения Г. препятствий в общении малолетних детей с отцом не устанавливался, акт совершения исполнительских действий, подтверждающий указанные обстоятельства, не составлялся, к материалам административного производства не приобщался.
Отсутствие данных документов явилось основанием для принятия Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Домодедово решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении из-за отсутствия состава административного правонарушения. Мать избежала ответственности за нарушение прав несовершеннолетних.
При производстве по делу об административном правонарушении допускаются грубые нарушения норм административного законодательства. Например, Комиссия городского округа Кашира вынесла постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.35 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения. Каширский городской суд отменил данное постановление из-за несоблюдения Комиссией процессуальных прав гражданина, который не был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения его дела.
Административные протоколы, направленные на доработку, в комиссию либо не возвращаются, либо производство по ним прекращается в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, родители, нарушающие права ребенка, избегают ответственности.
Так, определением судьи Ногинского городского суда Московской области протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 5.35 КоАП РФ, в отношении М. возвращен в комиссию Ногинского муниципального района. Причиной возвращения административного протокола послужило отсутствие документов, заверенных надлежащим образом. Спустя полтора месяца протокол повторно возвращен в комиссию определением судьи по причине ненадлежащего оформления материала проверки. В результате этих проволочек дело было прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая актуальность данной проблемы, Уполномоченный предложил Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав провести межведомственное совещание "О практике применения частей 2, 3 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с приглашением УФССП России по Московской области, ПДН ГУ МВД России по Московской области и Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Московской области. Данное мероприятие включено в план работы комиссии на 2017 год.
Граждане ищут защиты у Уполномоченного не только при споре со вторым родителем, но и при нарушении их прав должностными лицами органов опеки и попечительства и руководством образовательных организаций.
Например, к Уполномоченному обратился гражданин, дети которого после развода проживают с матерью в г. Лобня. Он пожаловался на то, что не может получить информацию о детях из школы (это право предусмотрено частью 4 статьи 66 Семейного кодекса РФ). В обращении указывалось, что директор, запретила отцу доступ в школу на основании заявления матери, которая опасается, что тот будет общаться с дочерями в учебное время за рамками установленного судом графика.
Отказывая отцу в доступе, директор не учла, что законные представители обучающихся имеют право на общение с сотрудниками образовательных организаций и на получение от них сведений о детях, также как и на посещение открытых классных и общешкольных мероприятий при условии соблюдения пропускного режима. Уполномоченным заявителю разъяснен порядок обжалования действий руководства образовательной организации.
В жалобах граждан в отношении органов опеки и попечительства сообщается о формальным подходе указанных органов к работе с семьями в ситуациях споров. Однако имеются случаи и превышения сотрудниками своих полномочий.
Из обращения гражданки Н. следовало, что сын и невестка препятствовали ей в общении с малолетним внуком. Она обратилась за помощью в разрешении ситуации в орган опеки, который установил график общения, не имея на это права и даже не согласовав его со сторонами конфликта. Гражданке Н. Уполномоченным разъяснен порядок обжалования действий органов опеки и попечительства.
При этом Семейный кодекс РФ наделяет орган опеки и попечительства лишь правом обязать родителей не препятствовать общению родственников с ребенком. Далее спор может быть разрешен только в суде.
Сфера семейных отношений имеет глубокую морально-нравственную природу, поэтому уже на начальных этапах возникновения спора по воспитанию детей имеется потребность во вмешательстве психолога. Это позволит снять эмоциональное напряжение и уменьшить количество споров рассматриваемых в суде. Однако в соответствии с законодательством взаимодействие с психологом является правом, а не обязанностью родителей. Часто возникают ситуации, иллюстрирующие неэффективность досудебных действий по урегулированию семейных споров.
К Уполномоченному обратилась жительница г. Коломна с жалобой на действия бывшего супруга. По решению суда дети проживают с отцом, а он препятствует общению матери с ними. Данная ситуация неоднократно обсуждалась на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Родителям и детям были рекомендованы занятия с психологом. Мать постоянно и заинтересованно посещала занятия, а отец демонстративно игнорировал данные рекомендации и провоцировал публичные скандалы.
После изучения документов по обращениям Уполномоченным было установлено, что при всех этих обстоятельствах территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не усмотрела достаточных оснований для привлечения его к административной ответственности по части 2 статьи 5.35 КоАП РФ.
Кроме того, практика показывает, что решения суда зачастую игнорируются. Должники всячески уклоняются от их выполнения под любыми предлогами: ребенок находится на отдыхе, болеет, не хочет встречаться/общаться и т.д. Исполнение судебных решений об определении порядка общения с ребенком может осложняться тем, что родитель, совместно с которым проживает ребенок, настраивает его против другого родителя (родственника). В этой ситуации необходимо привлечение специалиста, который мог бы дать квалифицированное заключение о характере поведения ребенка и возможности осуществления дальнейшего исполнения судебного решения без ущерба для несовершеннолетнего.
С каждым годом увеличивается количество обращений, связанных с "международными" семейными конфликтами, то есть споров в семьях, где родители детей (а, возможно, сами дети) являются гражданами разных государств, либо один из родителей желает выехать совместно с ребенком на постоянное место жительство за границу.
При возникновении споров между родителями по вопросам воспитания, содержания, пребывания ребенка на территории иностранного государства, а также конфликта с близкими родственниками по вопросу общения с ребенком, необходимо учитывать законодательные системы вовлечённых государств, которые могут существенно отличаться друг от друга.
Одним из механизмов защиты прав ребенка, незаконно перемещенного и удерживаемого за пределами страны-проживания, является Гаагская Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (далее - Конвенция), в соответствии с которой любой ребёнок, неправомерно вывезенный из страны обычного проживания или удерживаемый вне её, должен быть незамедлительно возвращён домой. Российская Федерация является страной-участником данной Конвенции, и Центральным органом по ее исполнению на территории нашей страны является Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Конвенции любое другое государство может присоединиться к Конвенции, но присоединение будет иметь силу только в отношениях между присоединившимся государством и теми, кто признал это присоединение. На сегодняшний день Россия получила признание около половины стран-участников. К сожалению, в отношении иных стран, в случае отсутствия отдельного международного договора с Россией по семейным вопросам, механизм защиты прав несовершеннолетних отсутствует.
Другая распространенная в данной сфере правоотношений проблема заключается в том, что в настоящее время граждане, которые находятся в федеральном розыске или имеют ограничения на выезд за рубеж, а также несовершеннолетние без согласия второго родителя имеют возможность беспрепятственно покинуть Россию через территорию Республики Беларусь.
Так, в связи с рассмотрением обращения гражданина Ф. о потере связи между близкими родственниками, установлено, что отец в 2013 году подал заявление о несогласии на выезд детей из Российской Федерации, однако наложенное ограничение не оказало действенных мер, препятствующих вывозу детей. Согласно подтвержденной информации, мать с детьми покинула Россию через территорию Республики Беларусь в 2014 году. Местонахождение матери и детей до настоящего времени неизвестно.
Для исключения подобных случаев проводились неоднократные переговоры между государствами. Результатами стали нововведения в Соглашение между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства" и подготовка проекта протокола "О порядке обмена сведениями о гражданах РФ и Республики Беларусь, в отношении которых действуют ограничения на выезд". Действие этих документов позволит исключить случаи выезда должников через территории Договаривающихся государств.
3.4. Соблюдение культурных прав несовершеннолетних в Московской области
Как и в 2015 году, наибольшее количество обращений о нарушениях прав несовершеннолетних в сфере образования поступило из Одинцовского, Красногорского муниципальных районов и городского округа Балашиха, а также из городского округа Подольск, Щелковского, Пушкинского, Люберецкого, Раменского, Рузского, Ленинского муниципальных районов и др.
Граждане жаловались на нарушение прав несовершеннолетних при возникновении конфликтов в образовательных организациях, на отказ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, на отказ в зачислении в образовательную организацию.
Особую тревогу вызывают сообщения о конфликтах в первых классах. При поступлении в школу ребенку необходима помощь для успешной адаптации, ведь именно от этого будет зависеть его дальнейшее обучение и развитие. Анализ обращений свидетельствует о слабой работе по сплочению детского коллектива и предупреждению конфликтных ситуаций педагогов и специалистов социально-психологических служб.
Несмотря на то, что Правительством Московской области принимаются значительные усилия по ликвидации очередности в детские дошкольные учреждения, данная проблема остается актуальной. Законные представители детей жалуются на отсутствие свободных мест в учреждениях; предоставление места в детском саду, расположенном далеко от места проживания ребенка, предоставление детям из одной семьи мест в разных детских садах.
Комплектование муниципальных дошкольных образовательных организаций муниципальных образований Московской области осуществляется на основании Положения о порядке комплектования воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных организаций Московской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Согласно вышеуказанному Порядку, комплектование ДОУ осуществляется с апреля по август, при этом дети, которые в указанный период не достигли возраста трех лет, в ДОУ не зачисляются. По этой причине женщины, у которых отпуск по уходу за ребенком заканчивается в период с сентября по апрель, вынуждены увольняться с работы или искать альтернативные варианты получения их детьми дошкольного образования (частный детский сад, услуги няни и др.). Группы кратковременного пребывания данной проблемы не решают, так как у мамы ребенка, посещающего такую группу, освобождается всего 2-3 часа в день. Таким образом, требуется принятие мер по обеспечению местами в детских садах детей до трех лет.
Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на ввод в Московской области порядка 20 - 25 школ ежегодно, в 2016 году продолжили поступать жалобы на отказы в зачислении ребенка в 1 класс из-за отсутствия свободных мест.
В отчетном году в адрес Уполномоченного поступали коллективные жалобы (от больших групп граждан) на отсутствие или длительный ввод в эксплуатацию школ и детских садов в возводимых микрорайонах и жилых комплексах Московской области, а именно от жителей городов Домодедово (ЖК "Домодедово парк"), Одинцово (ЖК "Гусарская баллада"), Ногинск, Чеховского муниципального района (мкр. "Губернский").
Так, в ЖК "Домодедово парк" после сдачи домов в эксплуатацию и фактического заселения жильцов встал вопрос об отсутствии школы. Эта ситуация послужила основанием для обращения жителей к Уполномоченному. Руководству городского округа Домодедово пришлось в срочном порядке изыскивать возможности зачисления детей жителей жилого комплекса в близлежащие школы и прорабатывать способы доставки и обеспечения их безопасности. В настоящее время в микрорайоне ведется строительство школы со сроком ввода в эксплуатацию - сентябрь 2017 года.
Немного иная ситуация в ЖК "Гусарская баллада". Там детские сады построены, но долгое время не принимались компетентными органами в эксплуатацию. Уполномоченному совместно с Министерством строительного комплекса Московской области и администрацией Одинцовского муниципального района удалось в кратчайшие сроки организовать устранение застройщиком строительных недочетов и завершение всех подготовительных работ по введению учреждений в эксплуатацию.
Анализ обращений показывает, что зачастую строительство социальных объектов и ввод их в эксплуатацию осуществляется застройщиками в последнюю очередь, фактически после заселения жилых домов.
В 2016 году в ходе выездного приема к Уполномоченному по правам человека в Московской области обратились студенты из Егорьевского муниципального района с просьбой посодействовать в решении вопроса, касающегося завершения строительства здания Егорьевского медицинского училища. Уполномоченный обратилась к Губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву, в результате чего средства на завершение строительства училища были предусмотрены государственной программе Московской области "Образование Подмосковья" на 2014 - 2025 годы".
Также при активном участии Уполномоченного по правам человека в Московской области удалось ускорить процесс подготовки к началу строительства образовательно-реабилитационного детского центра "Созвездие" в г. Красногорске.
История реализации беспрецедентного по задумке проекта началась еще два года назад, когда выделенное школе здание в городе Красногорске стало рушиться и было признанно непригодным для пребывания в нем детей. Тогда было принято решение о предоставлении временного помещения для занятий и строительстве нового корпуса школы. Губернатор Московской области Андрей Воробьев лично попросил Семёнову Е.Ю. взять на контроль строительство нового здания для "Созвездия".
После кропотливой бумажной работы, многочисленных согласований, поиска необходимого для строительства центра участка, неоднократного обсуждения, в том числе в аппарате Уполномоченного проекта здания детского центра 14 марта 2017 года Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области принято знаковое решение: согласован архитектурно-градостроительный облик будущего многофункционального здания центра, выдано заключение Мособлгосстройэкспертизы о соответствии объекта нормам и правилам.
Формируется пакет конкурсной документации для начала строительства, которое планируется начать в мае 2017 года и завершить к сентябрю 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.