Управление Федеральной налоговой службы по Московской области на интернет-обращение от 01.09.2017 сообщает.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, уборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, проводить налоговые проверки в пот рядке, установленном Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения, объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещении и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки - камеральные и выездные (статьи 87, 88 и 89 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В подпунктах "б" пункта 2.6 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4- 2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" указано, что одним из основных направлений проведения камеральной проверки является проведение должностным лицом Налогового органа взаимоувязки показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.
Пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, Представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней Необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Более того, данное законоположение было фактически уточнено Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О, в котором говорится, что в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Как указано в письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529: "Камеральная налоговая проверка по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, которая проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного, применения ими норм законодательства о налогах и сборах".
Предметом налогового контроля и. в частности, камеральной проверки является правильность исчисления налогов, а, следовательно, правильность формирования налоговой базы. Сравнение объемов реализации в налоговых декларациях по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) проводится с целью исключения занижения налоговой базы по одному из налогов, Следовательно, в случае выявления противоречий (несоответствия) между данными декларации по налогу на прибыль и декларации по НДС налоговая инспекция вправе и обязана потребовать необходимые пояснения, подтверждающие причины расхождения показателей декларации, или внести соответствующие исправления. .
При этом следует учесть, что расхождения между показателями возможны, но организация должна понимать и быть готова объяснить, чем они вызваны (какими именно особенностями налогового учета, и др.).
Получение пояснений от проверяемого лица в данном случае имеет целью выяснение причин противоречий, имеющихся в отчетностей, и непосредственно соотносится с предметом камеральной проверки.
Как следует из интернет-обращения от 01.09.2017, основанием для выставления требования от 22.12.2016 N 17764 о представления пояснений Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области в адрес <...> явилось выявление расхождений показателей сумм доходов от реализации, отраженных в налоговых деклараций по НДС за 1, 2 и 3 кварталы. 2016 года, и показателей налоговой декларации по. налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2016 года при проведении камеральной налоговой проверки; декларации по налогу на добавленную' стоимость за 3 квартал 2016.
Требование от 30.08.2017 N 27945 выставлено в связи с выявлением расхождений при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года и налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2016 года.
Таким образом, требования о представлении пояснений выставлены по результатам камеральных проверок деклараций по налогу на добавленную стоимость различных отчетных периодов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. установлено, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Дополнительно сообщаем, что согласно требованиям к заполнению налоговых деклараций по НДС за 2015 и 2016 года, утвержденных Приказом ФНС России от 29 октября 2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой Декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по, налогу. на добавленную стоимость в электронной форме", проводимые налогоплательщиком операции по реализации товаров и услуг, освобождаемые от налогообложения на территории Российской Федерации, отражаются в разделе 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Исходя из изложенного, Управление Федеральной налоговой службы по Московской области считает, что действия Межрайонной ИФНС России N 14 по Московской области по направлению требования от 30.08.2017 N 27945 о представлении пояснений соответствует законодательству о налогах и сборах.
Советник государственной |
А.А. Яровой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления ФНС по Московской области от 22 сентября 2017 г. N 21-27/091121@ "Ответ на интернет-обращение"
Текст письма опубликован в газете "Учет. Налоги. Право. Региональный выпуск" от 10 - 16 октября 2017 г., N 38