Настоящее заключение об оценке эффективности реализации государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" (далее - Программа) подготовлено по результатам рассмотрения годового отчета о реализации Программы.
Цель Программы - обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации детей и молодежи, удовлетворение потребности экономики Московской области в кадрах высокой квалификации.
Государственный заказчик Программы - Министерство образования Московской области.
Программа включает 8 подпрограмм:
Подпрограмма I "Дошкольное образование";
Подпрограмма II "Общее образование";
Подпрограмма III "Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей";
Подпрограмма IV "Профессиональное образование";
Подпрограмма V "Система оценки качества образования и информационная открытость системы образования";
Подпрограмма VI "Обеспечивающая подпрограмма";
Подпрограмма VII "Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области медицинскими кадрами";
Подпрограмма VIII "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Московской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения".
Финансирование мероприятий Программы в 2016 году осуществлялось за счет средств бюджета Московской области, федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Московской области и внебюджетных источников.
Первоначально общий объем финансирования Программы в 2016 году составлял 144 419,2 млн. рублей. Постановлениями Правительства Московской области от 01.12.2015 N 1139/46, от 19.01.2016 N 12/2, от 16.02.2016 N 103/4, от 18.02.2016 N 110/6, от 14.06.2016 N 444/19, от 09.08.2016 N 575/28, от 05.10.2016 N 716/36, от 14.12.2016 N 943/46 в Программу были внесены изменения, в результате которых плановый объем финансирования Программы по состоянию на 31.12.2016 сократился на 1 706,4 млн. рублей и составил 142 712,8 млн. рублей. Фактически объем финансирования за период реализации Программы составил 85,74%, в том числе за счет средств: бюджета Московской области - 95,5%; федерального бюджета - 87,9%;
бюджетов муниципальных образований Московской области - 39,6%; внебюджетных источников - 22,2%.
Объемы финансирования Программы по источникам с фактическим исполнением приведены в приложении 1 к настоящему заключению.
Неосвоение финансовых средств за период реализации Программы составило 20 354,6 млн. рублей (14,26% от плана), в том числе за счет средств: бюджета Московской области - 5 463,2 млн. рублей (4,5%); федерального бюджета - 71,94 млн. рублей (12,1%);
бюджетов муниципальных образований Московской области - 3 194,92 млн. рублей (60,4%);
внебюджетных источников - 11 624,54 млн. рублей (77,8%).
Наибольшее неосвоение в 2016 году сложилось по подпрограмме:
"Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Московской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" (28,17% от плана).
Низкий уровень финансирования Программы за счет внебюджетных источников обусловлен недостаточной координацией и контролем со стороны администраций муниципальных образований Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области и Министерства образования Московской области за реализацией инвестиционных контрактов, в том числе за исполнением этапов их реализации в соответствии с установленными сроками.
Реализованные в 2016 году мероприятия способствовали достижению цели Программы, в том числе:
Введено в эксплуатацию 35 детских дошкольных учреждений.
Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование, составила 336 232 чел. Электронная очередь - 0 чел.
Численность детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, получающих дошкольное образование, по состоянию на 01.01.2017 - 39 950 детей. Электронная очередь - 16 282 детей.
Количество воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, составило 369 772 детей или 96,8% от общего количеств детей, получающих дошкольное образование (382 159 детей).
Повышение квалификации или профессиональную переподготовку прошли 33 130 человек (или 100%) от общей численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций.
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, находящихся в муниципальных и частных организациях в Московской области, сократилась по сравнению с 2014 годом на 870 человек и составила 428 воспитанников.
Выплачены пособия 1 240 выпускникам профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, приступившим в год окончания соответствующей образовательной организации к работе на должностях педагогических работников в государственных образовательных организациях Московской области или муниципальных образовательных организациях в Московской области.
Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием в 2016 году составил 99,04%.
В рамках программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи оказана поддержка 14 993 обучающимся общеобразовательных организаций.
Осуществлены выплаты стипендий Губернатора Московской области 2 897 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Трудоустроено 10 600 выпускников профессиональных организаций Московской области, что составляет 55 процентов от общего количества выпускников, из них 900 человек обеспечены рабочим местом на ведущих предприятиях Московской области в соответствии с договором о контрактно-целевой подготовке.
Более 1,5 тысяч педагогических работников различных категорий прошли повышение квалификации, из них 645 - стажировку на предприятиях реального сектора, 306 - имеют сертификат эксперта WorldSkills (далее - WS).
Уровень подготовки с учетом требований международных стандартов подтвердили 723 выпускника, из них 448 - сдали демонстрационный экзамен с учетом требований WS и 275 - получили сертификат центра независимой оценки квалификаций.
Более 50 тысяч студентов обучается по 142 профессиям (специальностям), из них 22 797 студентов обучается по 39 профессиям (специальностям) Т0П-50.
Обеспеченность населения средним медицинским персоналом составила 66,35 ед. при плановом значении 69,4 ед. на 10 тыс. населения.
Количество врачей, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в государственных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, превысило плановое значение на 3,5% и составило 6000 человек.
Введено в эксплуатацию 24 общеобразовательных школы при плане 29 школ, из них за счет внебюджетных источников - 18 школ при плановом значении 19 школ. Причинами неисполнения показателей являются: низкий уровень подготовки администрациями муниципальных образований Московской области конкурсной документации на выполнение строительно-монтажных работ и низкие темпы их выполнения подрядными организациями.
Создано 22 842 новых места в общеобразовательных организациях, что превышает плановое значение на 2 963 единицы, в результате чего снижена доля обучающихся во вторую смену до 6,5 процентов.
Эффективность реализации Программы оценивалась по 108 показателям, характеризующим достижение цели Программы, с учётом планового и фактического объёмов финансирования.
Из 108 показателей Программы 11 направлены на реализацию Указов Президента Российской Федерации, 3 - обращений Губернатора Московской области.
За период реализации Программы достигнуты запланированные значения (или превышены их значения) по 99 показателям, из них по 10 - из Указов Президента Российской Федерации, по 1 - из обращений Губернатора Московской области, в том числе:
доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) - плановое значение показателя - 100%, фактическое - 100%;
отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в Московской области - плановое значение показателя - 104,3%, фактическое -106,5%;
доведение к 2018 году заработной платы педагогических работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 100 процентов к средней заработной плате в Московской области - плановое значение показателя - 103,6%, фактическое -105,2%;
доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей - плановое значение показателя - 25,8%, фактическое - 39,4%;
отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в Московской области - плановое значение показателя - 91,5%, фактическое - 99,86%;
отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, к среднемесячной заработной плате в Московской области - плановое значение показателя - 104,6%, фактическое - 114,0%;
отношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава государственных образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области, к среднемесячной заработной плате в Московской области - плановое значение показателя - 160%, фактическое - 189,97%;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, - плановое значение показателя - 82,8%, фактическое - 99,04%;
доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, - плановое значение показателя - 98,77%, фактическое - 98,79%;
доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы - плановое значение показателя - 50%, фактическое - 50%;
снижение доли обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, - плановое значение показателя - 6,5%, фактическое - 6,5%.
За 2016 год реализации Программы не достигнуты запланированные значения по 8 показателям, из них по 1 показателю - из Указов Президента:
отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) по Московской области - плановое значение показателя - 124,8%, фактическое -120,08%.
Показатель не выполнен в основном за счет недостижения соответствующего уровня заработной платы педагогических работников в федеральных образовательных организациях в Московской области.
По 2 показателям - из обращений Губернатора:
количество построенных дошкольных образовательных организаций по годам реализации программы, в том числе за счет внебюджетных источников, - плановое значение показателя - 47 ед., фактическое - 35 ед.;
количество построенных общеобразовательных организаций по годам реализации программы, в том числе за счет внебюджетных источников, - плановое значение показателя - 29 ед., фактическое - 24 ед.
Показатели не выполнены в связи с поздними сроками заключения муниципальных контрактов на строительно-монтажные работы, низкими темпами строительства, корректировкой проектов, отсутствием надлежащего контроля за ходом строительства со стороны администраций муниципальных образований Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области и Министерства образования Московской области.
По результатам оценки эффективности реализации Программы в 2016 году, проведенной в соответствии с методикой оценки эффективности реализации государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 N 208/8 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области", установлено: индекс результативности Программы - 1,0; индекс эффективности Программы - 0,86.
Учитывая изложенное, признать реализацию программы в 2016 году удовлетворительной.
При выполнении действующей программы предлагаем учесть следующие рекомендации:
1. Министерству образования Московской области:
- предусмотреть в Дорожных картах (планах-графиках) по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов четкие сроки выполнения этапов строительства (капитального ремонта), установленные для каждого объекта, в том числе:
разработки проектно-сметной документации;
получения заключения Мособлгосэкспертизы;
проведения этапов строительно-монтажных работ;
осуществления выездных проверок;
установки оборудования, мебели и др.;
подготовки документации для ввода объекта в эксплуатацию;
получения разрешения на ввод в эксплуатацию;
ввода объекта в эксплуатацию;
получения лицензии на образовательную деятельность.
- довести дорожные карты по мероприятиям, реализуемым совместно с органами местного самоуправления, до муниципальных образований Московской области с целью обеспечения контроля за реализацией мероприятий, в том числе строительством объектов дошкольного и общего образования.
2. Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству образования Московской области:
обеспечить контроль за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними контрактам, предусматривающим строительство дошкольных и общеобразовательных организаций;
разработать типовые требования к инвестиционным контрактам, ужесточающие ответственность застройщиков за сверхнормативную продолжительность строительства объектов и невыполнение контрактных обязательств по строительству объектов социальной инфраструктуры.
3. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов при проектировании и строительстве образовательных организаций использовать типовую проектную документацию.
И.о. министра экономики и финансов |
Е.В. Мухтиярова |
Финансирование Программы в 2016 году
млн. руб. | |||
Наименование программы / подпрограммы государственный заказчик |
Плановый объем финансирования |
Профинансировано |
Процент финансирования |
Образование Подмосковья |
142 712,8 |
122 358,2 |
85,7 |
Средства бюджета Московской области |
121 894,2 |
116 431,0 |
95,5 |
Средства федерального бюджета |
593,2 |
521,2 |
87,9 |
Внебюджетные источники |
14 934,7 |
3 310,1 |
22,2 |
Средства бюджетов муниципальных образований Московской области |
5 290,1 |
2 095,2 |
39,6 |
Средства работодателей |
0,6 |
0,6 |
100,0 |
Дошкольное образование |
39 434,1 |
35 003,9 |
88,8 |
Средства бюджета Московской области |
35 494,1 |
33 955,8 |
95,7 |
Средства федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Внебюджетные источники |
2 039,8 |
421,8 |
20,7 |
Средства бюджетов муниципальных образований Московской области |
1 900,3 |
626,4 |
33,0 |
Общее образование |
54 134,8 |
53 402,6 |
98,6 |
Средства бюджета Московской области |
53 990,2 |
53 234,5 |
98,6 |
Средства федерального бюджета |
8,8 |
8,8 |
100,0 |
Внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Средства бюджетов муниципальных образований Московской области |
135,8 |
159,3 |
117,3 |
Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей |
10 546,4 |
9 984,7 |
94,7 |
Средства бюджета Московской области |
10 206,3 |
9 808,3 |
96,1 |
Средства федерального бюджета |
134,7 |
64,3 |
47,7 |
Внебюджетные источники |
18,7 |
1,3 |
6,9 |
Средства бюджетов муниципальных образований Московской области |
186,7 |
110,8 |
59,4 |
Профессиональное образование |
16 512,96 |
16 225,5 |
98,26 |
Средства бюджета Московской области |
14 806,1 |
14 521,6 |
98,1 |
Средства федерального бюджета |
68,0 |
66,6 |
98,0 |
Внебюджетные источники |
1 638,2 |
1 636,6 |
99,9 |
Средства работодателей |
0,6 |
0,6 |
100,0 |
Система оценки качества образования и информационная открытость системы образования |
10,40 |
10,40 |
100,00 |
Средства бюджета Московской области |
10,40 |
10,40 |
100,0 |
Обеспечивающая подпрограмма |
1 209,2 |
1 200,4 |
99,3 |
Средства бюджета Московской области |
1 183,6 |
1 174,7 |
99,3 |
Средства федерального бюджета |
25,7 |
25,7 |
100,0 |
Обеспечение медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Московской области медицинскими кадрами |
962,1 |
923,6 |
96,00 |
Средства бюджета Московской области |
961,6 |
923,1 |
96,0 |
Средства федерального бюджета |
0,5 |
0,4 |
87,1 |
Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Московской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения |
19 902,8 |
5 607,2 |
28,2 |
Средства бюджета Московской области |
5 242,0 |
2 802,5 |
53,5 |
Средства федерального бюджета |
355,4 |
355,4 |
0,0 |
Внебюджетные источники |
11 237,9 |
1 250,5 |
11,1 |
Средства бюджетов муниципальных образований Московской области |
3 067,4 |
1 198,7 |
39,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение об оценке эффективности реализации государственной программы "Образование Подмосковья" на 2014 - 2025 годы в 2016 году (утв. Министерством экономики и финансов Московской области)
Текст Заключения опубликован на сайте Министерство образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 16 октября 2017 г.