Письмо Министерства социального развития Московской области
от 17 марта 2016 г. N 19ТГ-1909/07-03
Рассмотрев обращение по вопросу предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду, сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в т.ч. исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Мера социальной поддержки по бесплатному проезду по г. Москве, установленная законодательством Московской области, является дополнительной мерой социальной поддержки.
Для всех категорий граждан, имевших право на бесплатный проезд в общественном транспорте по территории Московской области и пригородных электропоездах данная льгота сохранена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих правовых актах (определения Конституционного Суда РФ от 16.07.2015, N 1707-О, от 21.05.2015 N 1204-О, от 04.02.2014 N 235-О и т.д.) неоднократно указывал на то, что, в том случае, если право на различные льготы к меры социальной поддержки не вытекает непосредственно из Конституции Российской Федерации, то их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государств финансовых возможностей.
Учитывая изложенное, изменение мер социальной поддержки, установленных дополнительно субъектом Федерации не может рассматриваться как нарушение положений ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, Закон Московской области "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" имеющим место жительства а Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве а 2015 - 2017 года и внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" от 01.07.2015 N 110/2015-ОЗ не противоречит Конституции Российской Федерации.
В соответствии с указанным Законом Московской области с 01.08.2015 г. бесплатный проезд на общественном транспорте г. Москвы ветеранам труда и военной службы и пенсионерам, не имеющим льготного статуса, проживающим в Московской области отменен и эти категории граждан проезд оплачивают.
Для всех категорий граждан, имевших, право на бесплатный проезд в общественном транспорте по территории Московской области, данная льгота сохранена. Также для указанных категорий граждан сохраняется право бесплатного въезда в Москву и выезда из Москвы на автобусах "Мострансавто" и пригородных электропоездах.
Кроме того, с 01.01.2016 года в соответствии е законодательством Московской области увеличена региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам до уровня 8950 рублей (вместо 8400 руб.).
В соответствии с Законом Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области" малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для основных социально-демографических групп населения и (или) на душу населения, за счет средств бюджета Московской области оказывается государственная социальная или экстренная социальная помощь.
Также, гражданам, чьи расходы превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (22%) предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с законодательством Московской области с января 2016 года, установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 700 руб. пенсионерам, имеющим место жительства в Московской области и достигшим возраста 70 лет и старше при условии, что они являются одиноко проживающими и имеют доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров (16800 руб.) или проживают в семье, состоящей из пенсионеров, и имеют среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров (16800 руб.).
Для предоставления данной выплаты гражданам необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства.
Кроме того, внесены изменения в Закон Московской области от 23.03.06 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" о предоставлении с января 2016 года ежемесячной денежной компенсации на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет - в размере ста процентов.
Первый заместитель министра |
Т.А. Котлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства социального развития Московской области от 17 марта 2016 г. N 19ТГ-1909/07-03
Текст письма официально опубликован не был