В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" и иными нормативными правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
примерное Положение об отделе постинтернатного сопровождения выпускников;
примерное Положение об отделе содействия семье и детям.
2. В срок до 01.01.2018:
1) государственным казенным общеобразовательным учреждениям Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - образовательные организации), разработать и утвердить положение об отделе постинтернатного сопровождения выпускников и положение об отделе содействия семье и детям и организовать работу отделов в соответствии с утвержденными примерными положениями;
2) руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендовать при организации работы вышеуказанных отделов в муниципальных организациях для детей-сирот учесть, утвержденные в данном приказе, примерные положения.
3. Управлению координации деятельности территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству и образовательных организаций для детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования Московской области обеспечить контроль в части утверждения образовательными организациями положений в соответствии с пунктом 2 настоящего приказа.
4. Организационно-аналитическому управлению разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Московской области Овечкину Л.C.
Министр образования |
М.Б. Захарова |
Утверждено
приказом министра образования
Московской области
от 20.12.2017 N 3519
Примерное Положение
об отделе постинтернатного сопровождения выпускников
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет задачи, функции и права отдела по постинтернатному сопровождению (далее - отдел) и его начальника, а также регулирует деятельность отдела постинтернатного сопровождения выпускников и воспитанников образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - образовательная организация), порядок организации их деятельности в части обеспечения социальной адаптации воспитанников и выпускников образовательной организации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им социальных услуг, помощи в реализации их законных прав и интересов.
2. Отдел в своей деятельности руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, Семейным Кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", а также иным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Отдел является структурным подразделением образовательной организации и находится в непосредственном подчинении директора образовательной организации.
II. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
1. Постинтернатное сопровождение - система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих социальной дезадаптации воспитанников и выпускников образовательной организации, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой, воспитанием и оказанием социальной помощи и поддержки воспитанникам и выпускникам образовательных организаций, способности адаптироваться к изменяющимся условиям, в том числе в части профессионального самоопределения.
2. Воспитанники образовательной организации - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в государственной поддержке и социальной адаптации, помещенные под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение.
3. Выпускники образовательной организации - лица, находившиеся под надзором в образовательной организации на полном государственном обеспечении, отчисленные приказом директора образовательной организации в связи с достижением 18-летия или окончанием обучения, вернувшиеся на закрепленное жилое помещение, либо обеспеченные жилым помещением после окончания обучения в образовательной организации.
4. Социальная адаптация - организованный образовательный процесс, включающий в себя общее образование, воспитание, трудовую и профессиональную подготовку воспитанника или выпускника, позволяющий приобрести знания и умения, необходимые для успешной социализации после выхода из образовательной организации.
III. Основные задачи и функции отдела
1. Основной целью деятельности отдела является оказание содействия успешной социализации, адаптации и самореализации воспитанников и выпускников образовательной организации в обществе.
2. Основными задачами отдела являются:
2.1. Защита прав и законных интересов воспитанников и выпускников образовательной организации.
2.2. Осуществление индивидуального комплексного постинтернатного сопровождения воспитанников выпускников образовательной организации в процессе их социализации в обществе.
2.3. Оказание консультативной, психолого-педагогической, социальной и правовой помощи воспитанникам и выпускникам образовательной организации в решении трудных жизненных ситуаций, в том числе трудоустройстве и трудовой адаптации, в определении трудностей личностного характера, решении проблем жизнеустройства
2.4. Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с образовательными учреждениями, учреждениями и предприятиями, в которых обучаются или трудятся выпускники образовательных организаций, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, общественными объединениями для эффективного постинтернатного сопровождения выпускников.
2.5. Ведения учета воспитанников и выпускников образовательной организации, анализ их проблем и потребностей.
2.6. Осуществление мониторинга, реализации постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников образовательной организации, определение наиболее эффективных форм и методов работы.
2.7. Внедрение KPI в деятельность отдела.
2.8. Организация работы отдела в рамках проектной деятельности.
3. Отдел осуществляет следующие функции:
3.1. Осуществляет социальную и трудовую адаптацию, а также образовательную работу и нравственно-эстетическое воспитание воспитанников и выпускников образовательной организации.
3.2. Оказывает воспитанникам и выпускникам образовательной организации, содействие в получении образования, подготовке и сдаче единого государственного экзамена и (или) государственной итоговой аттестации (организация дополнительных заданий, привлечение репетиторов).
3.3. Оказывает воспитанникам и выпускникам образовательной организации помощь в профессиональной ориентации, профессиональном самоопределении, способствующей дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству, социальной и трудовой (до окончания обучения в образовательной организации профессионального образования) подготовке их к самостоятельной жизни.
3.4. Организует оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи воспитанникам и выпускникам образовательной организации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области по вопросам защиты их прав и законных интересов (предоставление льгот, выплат, жилья, реализация прав и государственных гарантий).
3.5. Обеспечивает постинтернатное сопровождение, формирует у воспитанников и выпускников образовательной организации, социально-бытовую компетентность и навыки самостоятельного проживания.
3.6. Оказывает поддержку воспитанникам и выпускникам образовательной организации, в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
3.7. Обеспечивает индивидуальное комплексное сопровождение процесса постинтернатной адаптации воспитанников и выпускников образовательной организации.
3.8. Развивает новые формы и технологии деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению воспитанников и выпускников образовательной организации.
3.9. Проводит диагностику и коррекцию постинтернатной адаптации воспитанников и выпускников образовательной организации.
3.10. Разрабатывает и реализует индивидуальные программы социальной адаптации воспитанников и выпускников образовательной организации, направленных на выход из трудной жизненной ситуации.
3.11. Создает условия для приобщения воспитанников и выпускников образовательной организации, к культуре и их интеллектуальному развитию.
3.12. Обеспечивает в период каникул организацию досуга, отдыха, социальной и трудовой адаптации воспитанников и выпускников образовательной организации, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования.
3.13. Осуществляет мониторинг деятельности по постинтернатной адаптации воспитанников и выпускников образовательной организации.
3.14. Организует и проводит совместные встречи воспитателей и специалистов образовательной организации и образовательных учреждений профессионального образования в целях обмена информацией о будущих выпускниках и планированию деятельности по их социальной адаптации.
3.15. Организует шефство органов и организаций за воспитанниками, выпускниками образовательной организации.
3.16. Организует работу по наставничеству волонтерами и сотрудниками над выпускниками образовательной организации.
3.17. Организует обучение воспитанников образовательной организации навыкам самостоятельной жизни, в том числе пользования личными денежными средствами.
3.18. Формирует социальные навыки воспитанников и выпускников образовательной организации через проживание в семейных группах, приближенных к домашним условиям.
3.19. Организует и проводит групповые (семейные) и индивидуальные занятия с воспитанниками и выпускниками образовательной организации.
IV. Права отдела
4. Отдел для осуществления своих функций вправе:
4.1. От имени директора образовательной организации запрашивать от учреждений, организаций и органов представление информации, материалов и их копий по всем вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, в пределах своих полномочий.
4.2. Вносить предложения по вопросам, связанным с образовательной организацией и осуществлением деятельности отдела.
4.3. Вести запись и регистрацию всех видов работ и отчитываться перед директором образовательной организации о результатах своей деятельности.
4.4. Работники отдела имеют право на:
защиту своей профессиональной чести и достоинства;
свободу выбора и использование методик, форм, методов обучения и воспитания;
постоянного повышения своей профессиональной квалификации.
V. Организация деятельности отдела
1. Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается на должность и освобождается от должности приказом директора образовательной организации.
2. Начальник отдела должен отвечать следующим квалификационным требованиям: первая квалификационная категория, высшее специальное образование, опыт административной или организаторской работы, умение вести отчетность, управленческие навыки, знание основ педагогики и подростковой психологии, развитые коммуникативные умения, навыки организации и проведение семейного досуга.
Начальник отдела руководит деятельностью отдела и обеспечивает решение возложенных на отдел задач, отвечает за организацию работы специалистов в рамках оказания социальных услуг и материального оснащения.
Начальник отдела:
проводит совещания, отвечает за планирование деятельности отдела;
осуществляет мониторинг и контроль деятельности специалистов отдела;
разрабатывает и проводит мероприятия в части компетенции отдела;
поддерживает связи с другими организациями и учреждениями (в том числе с теми откуда поступают под надзор дети).
3. В случае отсутствия начальника отдела в период отпуска, болезни, нахождения в командировке, в связи с освобождением от должности, назначается исполняющий обязанности начальника отдела из числа сотрудников отдела.
4. В состав отдела входят следующие специалисты - штатные сотрудники: социальный педагог, педагог-психолог, юрисконсульт, воспитатель (куратор-наставник отдела), в соответствии с действующим штатным расписанием.
4.1. Численный состав специалистов отдела постинтернатного сопровождения утверждается директором образовательной организации в соответствии со штатным расписанием.
4.2. Специалисты отдела осуществляют свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями.
5. За каждым воспитанником или выпускником образовательной организации закрепляется куратор, который несет ответственность за разработку и реализацию индивидуальной программы сопровождения. За одним куратором не может быть закреплено более 5 воспитанников/выпускников.
6. Куратор воспитанника или выпускника образовательной организации должен отвечать следующим квалификационным требованиям: высшее специальное образование в сфере педагогики, психологии или социальной работы или переподготовку в одной из этих областей, умение сознательно применять приемы эффективной коммуникации, знание основ педагогики и подростковой психологии, развитые коммуникативные умения, навыки организации и проведение молодежного досуга. Куратор имеет право доступа к личному делу воспитанника (выпускника).
Куратор:
организует оказание воспитаннику или выпускнику образовательной организации различных видов помощи в соответствии с планом социально-психологического сопровождения;
мотивирует воспитанника или выпускника образовательной организации на сотрудничество;
проводит первичную диагностику воспитанника или выпускника образовательной организации;
помогает воспитаннику или выпускнику образовательной организации в решении юридических и социально-бытовых вопросов;
составляет план сопровождения воспитанника или выпускника образовательной организации;
проводит мониторинг изменений социальной, трудовой адаптации воспитанника или выпускника образовательной организации;
ведет документацию о ходе и результатах работы с воспитанником или выпускником образовательной организации;
проводит оценку уровня сформированности учебных и профессиональных навыков и запасов знаний воспитанника или выпускника образовательной организации.
7. Показатели эффективности работы отдела:
7.1. Достижения воспитанников (от общего числа воспитанников в %):
- Доля обучающихся, усвоивших учебную программу (аттестованных по итогам четверти, полугодия, года - не менее 90%);
- Динамика качественной успеваемости по предметам (увеличение количества воспитанников, улучшивших свои показатели успеваемости по предметам не менее чем на 25% в сравнении с предыдущим периодом);
- Доля обучающихся, получивших по результатам ГИА/ЕГЭ отметки "4" и "5" - не менее 10% воспитанников;
- Доля обучающихся, охваченных общественными объединениями, благотворительными акциями, волонтерской деятельностью - не менее 30% от общего количества;
Сокращение количества обучающихся, совершивших правонарушения (отсутствие воспитанников или сокращение не менее чем на 30% воспитанников, состоящих на учете);
- Доля воспитанников, продолжающих обучение в 10 классе - не менее 20% от общего количества воспитанников, закончивших 9 классов;
- Доля выпускников, поступивших в учреждения профессионального образования - не менее 80% выпускников от общего количества;
- Доля воспитанников и выпускников, продолжающих обучение в образовательных организациях высшего профессионального образования - не менее 15% от общего количества воспитанников и выпускников, окончивших 11 класс или учреждение среднего профессионального образования;
- Доля выпускников образовательных организаций, трудоустроенных после окончания учреждения профессионального образования - не менее 60% от общего количества выпускников учреждений профессионального образования;
- Доля воспитанников (от 15 лет), задействованные в трудовой занятости в каникулярное время - не менее 50% воспитанников от общего количества воспитанников (от 15 лет);
- Организация работы по взаимодействия с НКО, представителями бизнеса, спонсорами, фондами - не менее 5 позиций в год.
Минимальные значение данных показателей указаны в Приложении 1.
7.2. Реализация программы по социализации воспитанников и выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- разработка образовательными организациями программ социальной адаптации и сопровождения воспитанников и выпускников;
разработка, издание и выдача рекламно-методических и информационно-справочных материалов для воспитанников и выпускников образовательной организации - ежегодно;
- разработка индивидуальных карт социально-педагогического сопровождения выпускников образовательной организации - ежегодно;
- проведение дня правовой помощи для воспитанников и выпускников образовательной организации - ежегодно (ноябрь);
обучение наставников воспитанников и выпускников образовательной организации - ежегодно по плану учреждения;
- обучение воспитателей образовательных организаций - ежегодно по плану учреждения;
- обучающие тренинги социальных педагогов образовательных организаций - ежегодно по плану учреждения;
- создание клубов выпускников образовательных организаций в целях оказания взаимопомощи, психологической и информационной поддержки;
- изучение и использование положительного опыта образовательных организаций, некоммерческих организаций и фондов, эффективных практик социализации, функционирование информационной системы учета и анализа данных о численности и положении выпускников образовательных организаций - регулярно;
- организация шефства органов и организаций за воспитанниками и выпускниками образовательных организаций - регулярно;
- организация наставничества волонтерами и сотрудниками над выпускниками образовательных организаций - регулярно;
- обучение воспитанников образовательной организации навыкам самостоятельной жизни, в том числе пользование личными денежными средствами - регулярно;
- формирование социальных навыков воспитанников образовательных организаций через проживание в семейных группах приближенных к домашним условиям - регулярно;
- проведение групповых (семейных) и индивидуальных занятий с детьми - регулярно;
- установление постинтернатного патроната над выпускниками образовательных организаций старше 16 лет (над выпускниками, имеющими инвалидность или ОВЗ в обязательном порядке) - постоянно;
- участие в днях открытых дверей в организациях профессионального образования Московской области - по плану учреждения;
повышение уровня знаний воспитанников образовательных организаций в том числе с помощью репетиторов и дополнительных занятий - постоянно;
- подготовка воспитанников образовательных организаций к итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ - регулярно;
- проведение индивидуальных и групповых мероприятий для воспитанников образовательных организаций, направленных на формирование на мотивацию к учебе - постоянно;
- обучение на курсах профмастерства (автовождение, парикмахерское искусство и др.) в соответствии с желанием воспитанников образовательных организаций и состоянием их здоровья - регулярно;
- направление на профессиональное обучение воспитанников образовательных организаций в соответствии с их желанием и состоянием здоровья - ежегодно;
- обеспечение взаимодействия со структурами бизнес-сообщества, представителями крупных организаций, работодателями, посещение предприятий, презентации, заключение соглашений в части трудоустройства выпускников образовательных организаций - регулярно;
- содействие трудоустройству воспитанников образовательных организаций на временные работы в каникулярное и в свободное от учебы время - регулярно;
- содействие трудоустройству выпускников образовательных организаций - регулярно;
- реализация жилищных прав выпускников образовательных организаций - регулярно;
- анализ возможности возвращения выпускников образовательной организации в сохраненное жилое помещение выпускника или возможность предоставления жилого помещения - ежемесячно в отношении воспитанников, достигших 14 лет;
- организация работы по постановка на учет воспитанников образовательной организации на обеспечение жилым помещением при наличии оснований по достижении 14 лет;
- оказание содействия в благоустройстве жилого помещения выпускника образовательной организации - по отдельному плану;
- содействие в решении проблем по задолженности коммунальных платежей при наличии жилых помещений воспитанников и выпускников образовательных организаций - регулярно;
- оказание содействия в проведении ремонта сохраненного жилого помещения воспитанников и выпускников образовательной организации - регулярно;
- организация проживания выпускников образовательной организации до получения ими жилого помещения - по отдельному плату;
- оказание психологической помощи воспитанникам и выпускникам образовательной организации - регулярно;
- оказание бесплатной юридической помощи выпускникам образовательной организации - регулярно;
- ведение базы данных выпускников образовательной организации - регулярно;
- проведение мониторинга успешности социальной адаптации выпускников образовательной организации в течение 5 лет - регулярно;
- разработка системы учета основных проблем адаптации выпускников образовательной организации;
- проведение мониторинга выпускников образовательной организации - ежегодно.
7.3. Создание условий адаптации воспитанников и выпускников образовательной организации к самостоятельной жизни:
- условия проживания, приближенные к домашним (погружение в реальные условия самостоятельного проживания - "Социальная гостиница");
- закрепление за воспитанником и выпускником образовательной организации социально значимого взрослого;
- посещение воспитанниками образовательной организации спортивных секций, кружков в социуме (вне образовательной организации);
- профориентационная работа с воспитанниками образовательной организации;
- формирование коммуникативных умений и навыков у воспитанников и выпускников образовательной организации;
- привитие навыков самообслуживающего труда воспитанникам образовательной организации;
- участие воспитанников образовательной организации в детской рабочей бригаде;
- участие воспитанников и выпускников образовательной организации в "Детском совете" и самоуправлении образовательной организации;
- участие воспитанников и выпускников образовательной организации в проектной деятельности образовательной организации;
- участие воспитанников и выпускников образовательной организации в фестивалях, конкурсах различных уровней.
7.4. Профессионализм сотрудников отдела:
- Проведение мастер-классов, открытых уроков, выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах т.п. - не реже 1 раза в квартал;
- Организация системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся - ежеквартально;
- Разработка (рецензирование) авторских программ, собственных методических и дидактических разработок, рекомендации, учебных пособий и т.п., применяемых в профессиональной деятельности, участии в конкурсах
- по мере необходимости;
- Участие в инновационных, стажировочных площадках, проектах разного уровня - не реже 1 раза в год;
- Прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки, обучение по программам среднего и высшего профессионального образования (для не имеющих такового), обучение в аспирантуре, докторантуре и т.п. - по мере необходимости;
Наличие публикаций (публикация научно-методического, исследовательского характера по проблемам обучения и воспитания) - не реже 1 раза в квартал;
- Отсутствие письменных обращений, жалоб за отчетный период.
8. Отдел предоставляет директору образовательной организации отчетные материалы о деятельности отдела ежемесячно не позднее 15 числа следующего месяца и итоговый отчет о проделанной работе за год не позднее 30 января.
Приложение 1
к Положению об отделе
по постинтернатному
сопровождению выпускников
Показатели
эффективности деятельности отдела постинтернатного сопровождения выпускников
N п/п |
Наименование показателя эффективности |
Методика расчета |
Минимальное значение показателя (расчет ведется по максимальному значению 100%) |
Достижения воспитанников (от общего числа воспитанников в %) | |||
1 |
Доля обучающихся, усвоивших учебную программу (аттестованных по итогам четверти, полугодия, года) |
Количество воспитанников, усвоивших учебную программу / общее количество обучающихся воспитанников х 100% |
100% |
2 |
Динамика качественной успеваемости по предметам |
Увеличение количества воспитанников, улучшивших свои показатели успеваемости по предметам |
на 50% с предыдущим периодом |
3 |
Доля обучающихся, получивших по результатам ГИА/ЕГЭ отметки "4" и "5" |
Количество воспитанников получивших по результатам ГИАУЕГЭ отметки "4" и "5" / общее количество воспитанников сдававших ГИА/ЕГЭ х 100% |
20% |
4 |
Доля обучающихся воспитанников, охваченных общественными объединениями |
Количество обучающихся воспитанников, состоящих или принимающих участие в акциях общественных объединений / общее количество обучающихся воспитанников х 100% |
50% в течение года |
5 |
Количество воспитанников, состоящих на учете в КДН и ЗП и (или), совершивших правонарушения |
Воспитанники на учете не состоят. В случае наличия воспитанников, состоящих на учете или совершивших правонарушение, показателем эффективности является уменьшение количества состоящих на учете воспитанников. |
100% на 50% за полгода |
6 |
Доля воспитанников, продолжающих обучение в 10 классе |
Количество воспитанников, продолжающих обучение в 10 классе / общее количество воспитанников, закончивших 9 класс х 100% |
30% |
7 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших школу в данном учебном году и получающих профессиональное образование (все уровни профессионального образования) |
Количество воспитанников, окончивших школу в данном учебном году и получающих профессиональное образование / к общему количеству воспитанников, окончивших школу в данном учебном году х 100%. Смена школы и перевод в другой класс не считается моментом окончания школы. С сентября по май указывается прогнозная информация, с июня по август - фактическая информация. |
80% |
8 |
Доля выпускников образовательных организаций, трудоустроенных после окончания учреждения профессионального образования |
Количество выпускников, трудоустроенных после окончания учреждения профессионального образования х 100% |
не менее 80% |
Утверждено
приказом министра образования
Московской области
от 20.12.2017 N 3519
Примерное Положение
об отделе содействия семье и детям
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет задачи, функции и права отдела содействия семье и детям (далее - отдел), начальника отдела, а также порядок организации деятельности отдела.
2. Отдел в своей деятельности руководствуется Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423", Положением о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2, постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", и иными нормативными правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Отдел подчиняется непосредственно директору образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Московской области (далее - образовательная организация).
4. Доступ к персональной информации о членах семей и детях регламентируется специальными документами (договором) уполномоченного сотрудника осуществлять сопровождение семей. Правила хранения информации утверждены директором образовательной организации.
II. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, в которой родители (опекуны (попечители), усыновители) не могут исполнять свои обязанности в отношении детей по объективным причинам, не требующие незамедлительного отобрания ребенка у родителей (иных законных представителей), таким как: инвалидность, болезнь, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства или не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Психолого-педагогическая поддержка семьи, находящейся в социально опасном положении - действия, профессиональная помощь и профилактические мероприятия, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также их законным представителям.
Дети группы социального риска - дети, проживающие в семьях находящихся в социально опасном положении или дети, временно помещенные под надзор в образовательную организацию.
III. Основные задачи и функции отдела
1. Основными задачами отдела являются:
1.1. Своевременное выявление детей и семей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, находящихся в социально опасном положении с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения защиты их прав и законных интересов.
1.2. Анализ специфики психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально опасном положении.
1.3. Определение содержания психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально опасном положении.
1.4. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально опасном положении.
1.5. Организация психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в социально опасном положении, направленная на позитивные изменения в области профилактики социального сиротства, улучшении социальной и воспитательной среды.
1.6. Психолого-педагогическая поддержка семей и детей, находящихся в социально опасном положении, выявленных в ходе работы отдела.
1.7. Психолого-педагогическая поддержка, направленная на восстановление семьи и возврат ребенка биологическим родителям.
1.8. Содействие укреплению статуса семьи в обществе, подготовка молодежи к ответственному родительству и развитию психолого-педагогической компетентности у молодых родителей.
1.9. Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего, проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении.
1.10. Осуществление полномочия органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая проведение обследования.
2. Отдел осуществляет следующие функции:
2.1. Оценка условий жизни и воспитания ребенка, наличия угрозы его жизни или здоровью посредством проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи (далее - обследование).
2.2. Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме согласно приложению N 3 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 N 423" (далее соответственно - акт обследования, Приказ N 334).
2.3. Передача сведений о семье и (или) ребенке (детях) в орган опеки и попечительства, территориальный орган внутренних дел по месту пребывания ребенка.
2.4. Разработка программы психолого-педагогической поддержки семьи, попавшей в социально опасное положение.
2.5. Разработка и реализация мероприятий и обучающих программ в неблагополучных семьях и семьях, имеющих склонность к созданию неблагоприятной внутренней социально-психологической атмосферы.
2.6. Отработка и внедрение технологии по раннему выявлению диагностики и вмешательство в семьи, находящиеся в социально опасном положении.
2.7. Оказание социально-психолого-медико-педагогической помощи семьям и детям, находящимся на ранней стадии семейного неблагополучия, а также консультативной помощи кровным родителям по восстановлению биологических семей.
2.8. Осуществление взаимосвязи по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, с органами опеки и попечительства, муниципальными органами управления образованием, полицией, ОДН, социальной защитой, органами местного самоуправления, образовательными организациями и организациями здравоохранения.
2.9. Ведение необходимой документации по осуществлению деятельности выявления несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства: журнал регистрации семей, акт обследования семьи, индивидуальная программа по работе с семьей, карта семьи.
2.10. Создание и ведение банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.
2.11. Осуществление профилактики негативных социальных явлений, связанных с проблемами семейного функционирования (подростковой беременности, разводов, социального сиротства, эмоциональной депривации и жестокого обращения с детьми, социальной изоляции матерей с маленькими детьми).
2.12. Создание условий для формирования групп взаимопомощи молодых семей.
2.13. Комплексное сопровождение биологических семей, включая:
- организацию и проведение обучающих семинаров и тренингов для биологических родителей;
- занятия с детьми и биологическими родителями по восстановлению детско-родительских отношений;
- участие в проведении органом опеки и попечительства в установленном порядке проверок условий жизни и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в кровные семьи (в случае привлечения специалиста отдела территориальным органом опеки и попечительства для разрешения конфликтной ситуации в семье);
- организация психолого-педагогической, социально-педагогической работы с биологическими родителями, с целью профилактики возвратов детей из биологических семей, создания благоприятных условий их развития и воспитания в семье;
- медицинскую и психологическую реабилитацию детей, возвращенных из кровных семей;
2.14. Отдел осуществляет деятельность по выявлению несовершеннолетних в пределах муниципального образования Московской области по месту своего фактического нахождения.
2.15. При поступлении в отдел информации о факте нарушения прав и законных интересов ребенка начальник отдела обязан:
2.15.1. Обеспечивать регистрацию информации в Журнале, поступившей устно, письменно, посредством телефонной или электронной связи:
- об оставлении ребенка без попечения родителей, нахождении в социально опасном положении;
- угрозы жизни или здоровью ребенка;
- наличия признаков нарушения прав и законных интересов ребенка в семье, при этом ситуация систематического неисполнения, ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка, отрицательного влияния на его поведение либо жестокого обращения с ним, когда угроза его жизни или здоровью еще не возникла (раннее выявление случаев нарушения прав ребенка).
2.15.2. Незамедлительно организовать по согласованию с органом опеки и попечительства выход специалистов по месту пребывания ребенка с целью проведения обследования в соответствии с Порядком проведения обследования жизни несовершеннолетних граждан и их семей, утвержденным Приказом N 334.
2.15.3. По результатам обследования:
незамедлительно информировать орган опеки и попечительства в случае установления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии попечения над ребенком, либо нахождения ребенка в социально опасном положении;
незамедлительно информировать орган опеки и попечительства и территориальный орган внутренних дел в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы жизни или здоровью ребенка;
признать поступившую информацию о нарушении прав и законных интересов ребенка неподтвержденной.
2.16. При выявлении ребенка, оставшегося без попечения или находящегося в обстановке, представляющей угрозу его жизни или здоровью, специалисты отдела находятся с ребенком до прибытия сотрудников органа опеки и попечительства или территориального органа внутренних дел.
2.17. При временном помещении ребенка в образовательную организацию в отношении ребенка (семьи) применяются меры, установленные Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
2.18. По результатам обследования специалист отдела составляет акт обследования, который оформляется в течение трех рабочих дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование специалистом отдела и утверждается начальником отдела.
2.19. Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в орган опеки и попечительства по месту пребывания ребенка в течение одного рабочего дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в отделе.
2.20. Повторное обследование проводится в следующих случаях:
1) первичное обследование не проведено или проведено не полностью (в связи с невозможностью попасть в жилое помещение, не проведены необходимые собеседования с родственниками ребенка, иными лицами, необходимостью дополнительной проверки полученных сведений, запроса документов, иных обстоятельств);
2) отсутствие ребенка на момент проведения первичного обследования.
2.21. Повторное обследование проводится не позднее двух дней с момента первичного обследования.
2.22. Результаты повторного обследования оформляются в порядке, предусмотренном пунктами 2.18. - 2.19.
2.23. Материалы, полученные в ходе выявления несовершеннолетних, в том числе акты обследования, отдел формирует в виде отдельных дел с составлением описи содержимого каждого дела.
2.24. Для временного помещения в образовательную организацию, законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, образовательной и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в образовательной организации, примерная форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в образовательной организации, срок пребывания ребенка в образовательной организации, права и обязанности образовательной организации, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
2.25. Социально-психологическое сопровождение воспитанников образовательной организации.
2.26. Проведение для детей группы социального риска консультативные занятия по профилактике детской беспризорности и девиантного поведения.
2.27. Объем и содержание услуг, предоставляемых отделом биологической семье, семье опекунов или попечителей, а также перечень осуществляемых отделом мероприятий определяются индивидуально для каждой семьи исходя из потребностей ребенка (детей) и законных представителей, возможностей отдела и других объективных обстоятельствах.
2.28. Взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, КДН, органами опеки и попечительства по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних, социального сиротства и семейного неблагополучия.
2.29. Участие в составлении межведомственных программ по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия.
2.30. Участие в тематических теле- и радио передачах, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства.
2.31. Разработка и предоставление семьям информационных листовок, буклетов, брошюр, направленных на решение семейных психолого-педагогических проблем.
IV. Права отдела
3. Отдел для осуществления своих функций вправе:
3.1. От имени директора образовательной организации запрашивать от учреждений, организаций и органов представление информации, материалов и их копий по всем вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, в пределах своих полномочий.
3.2. Приглашать на собеседование родителей и лиц, их заменяющих с целью осуществления комплексного сопровождения семьи.
3.3. Вносить в установленном порядке предложения по вопросам, связанным с образовательной организацией и осуществлением деятельности отдела.
3.4. Вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчетности отчитываться перед вышестоящими организациями о результатах своей деятельности за определенный период - как по административной, так и по профессиональной линии.
3.5. Сотрудники отдела имеют право на:
- защиту своей профессиональной чести и достоинства;
- свободу выбора и использование методик, форм, методов обучения и воспитания;
- постоянного повышения своей профессиональной квалификации.
V. Организация деятельности отдела
1. Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается на должность и освобождается от должности приказом директора образовательной организации.
2. Начальник отдела должен отвечать следующим квалификационным требованиям: первая квалификационная категория, высшее специальное образование, опыт административной или организаторской работы, умение вести отчетность, управленческие навыки, знание основ педагогики и семейной психологии, развитые коммуникативные умения, навыки организации и проведение семейного досуга.
3. Начальник отдела руководит деятельностью отдела, обеспечивая решение возложенных на отдел задач.
3.1. Отвечает за организацию работы специалистов отдела в рамках оказания услуги и материальное оснащение.
3.2. Проводит совещания, отвечает за планирование деятельности отдела.
3.3. Осуществляет мониторинг и контроль деятельности специалистов отдела.
3.4. Участвует в разработке и проведении мероприятий отдела.
3.5. Поддерживает связи с другими организациями и учреждениями.
4. В случае отсутствия начальника отдела в период отпуска, болезни, нахождения в командировке, в связи с освобождением от должности, назначается исполняющий обязанности начальника отдела из числа сотрудников отдела.
5. В состав отдела входят следующие специалисты: педагог-психолог, социальный педагог (2 человека).
6. Специалисты отдела осуществляют свою деятельность с учетом возможностей образовательной организации.
7. За каждой семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, закрепляется куратор семьи, который несет ответственность за разработку и реализацию индивидуальной программы сопровождения семьи.
8. Куратор семьи должен отвечать следующим квалификационным требованиям: высшее специальное образование в сфере педагогики, психологии или социальной работы или переподготовку в одной из этих областей, умение сознательно применять приемы эффективной коммуникации, знание основ педагогики и семейной психологии, развитые коммуникативные умения, навыки организации и проведение семейного досуга.
8.1. Организует оказание семье различных видов помощи в соответствии с планом социально-психологической реабилитации в период предоставления семье услуги.
8.2. Мотивирует на сотрудничество, составляет с семьей договор на оказание услуги.
8.3. Проводит первичную семейную диагностику.
8.4. Помогает семье в решении юридический и социально-бытовых вопросов.
8.5. Составляет план сопровождения семьи.
8.6. Проводит мониторинг изменения в семье.
8.7. Ведет документацию.
8.8. Проводит оценку уровня сформированности учебных навыков и запасов знаний ребенка.
9. Началом оказания услуги считается дата первого посещения семьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра образования Московской области от 20 декабря 2017 г. N 3519 "Об утверждении примерных положений об отделе постинтернатного сопровождения и отделе содействия семье и детям"
Текст приказа официально опубликован не был