Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Анализ выполнения Комитетом плана работы Московской областной Думы по законопроектной деятельности. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
План работы Московской областной Думы по законопроектной деятельности по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики на 2017 год выполнен.
В целях реализации основных задач в сфере здравоохранения, труда и социальной политики на территории Московской области в 2017 году Комитет рассмотрел 30 проектов законов Московской области, из них: 26 принято Московской областной Думой, 3 - находятся на рассмотрении в 2018 году, 1 - отозван в связи с заключением Губернатора Московской области. Из 30 законопроектов - 7 разработаны Комитетом.
В сфере социальной защиты населения в 2017 году Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой следующие законы.
Законом Московской области N 69/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Закон) увеличен размер единовременного пособия при рождении ребенка в два раза. Также Законом предусмотрено увеличение размера пособий на детей в возрасте от полутора до трех лет на 1 000 рублей.
Таким образом, единовременное пособие при рождении ребенка с 1 января 2017 года увеличено:
при рождении первого ребенка - с 10 000 рублей до 20 000 рублей;
при рождении второго ребенка - с 20 000 рублей до 40 000 рублей;
при рождении третьего и последующего ребенка - с 30 000 рублей до 60 000 рублей;
при рождении двух детей - с 35 000 рублей на каждого ребенка до 70 000 рублей на каждого ребенка;
при рождении трех и более детей - с 150 000 рублей на семью до 300 000 рублей на семью.
Пособие на ребенка в возрасте от полутора до трех лет увеличивается:
на детей - с 3 248 рублей до 4 248 рублей;
на детей одиноких матерей - с 5 476 рублей до 6 476 рублей;
на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву - с 4 083 рублей до 5 083 рублей.
В 2017 году на выплату детских пособий в бюджете Московской области было предусмотрено 3,67 млрд. рублей.
На усиление социальной защищенности семьи направлен Закон Московской области N 53/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", разработанный с целью установления выплаты многодетным семьям Московской области на покупку одежды детям, обучающимся в государственных образовательных организациях Московской области, муниципальных образовательных организациях Московской области.
Предоставление выплаты на обучающегося стало одной из мер социальной поддержки многодетным семьям, независимо от дохода семьи. На реализацию указанного Закона в бюджете Московской области предусмотрено около 290 млн. рублей. При этом значительно упрощен порядок предоставления указанной выплаты: родителям необходимо предъявить только справку в территориальное управление социальной защиты населения о том, что ребенок учится в одной из школ Московской области.
Закон Московской области N 108/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" увеличил период предоставления социальных пособий и ежемесячной денежной выплаты семье. Так, в рамках совершенствования порядка предоставления мер социальной поддержки, изменился период предоставления гражданами сведений о своих доходах с шести до двенадцати месяцев, что позволило обеспечить предоставление пособий на основании более достоверных сведений о доходах граждан. Также указанный Закон в соответствии с федеральным законодательством упорядочил получение пособий, назначаемых гражданам, имеющим детей, иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе беженцам, имеющим место жительства в Московской области.
Закон Московской области N 106/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" принят в целях установления права инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета Московской области. Указанным Законом для инвалидов, имеющих место жительства в Московской области, которым индивидуальными программами реабилитации или абилитации предусмотрены технические средства реабилитации (изделия), не входящие в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, установлена с 1 января 2018 года мера социальной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации (изделиями), не входящими в указанный перечень.
Правительству Московской области предоставлено право определять перечень технических средств реабилитации (изделий), предоставляемых инвалидам, а также сроки пользования техническими средствами реабилитации до их замены.
На реализацию указанного Закона в бюджете Московской области предусмотрены денежные средства в объеме 24 974,9 тыс. рублей.
В целях дополнения положений Закона Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" мерами поддержки по предоставлению бесплатного проезда к месту нахождения санаторно-курортных организаций и организаций отдыха детей и их оздоровления и обратно отдельным категориям детей, а также по обеспечению возможности детям-инвалидам и сопровождающим их лицам самостоятельно приобретать проездные билеты к месту нахождения санаторно-курортных организаций и обратно с возможностью выбора вида и категории транспорта с последующей компенсацией понесенных расходов принят Закон Московской области N 128/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Учитывая, что большинство детей-инвалидов по состоянию здоровья нуждаются в авиаперелете до места лечения, предоставление компенсации стоимости проезда позволит гражданам самостоятельно выбирать удобное время заезда в санатории с возможностью доплаты за счет собственных средств за более комфортный вид и категорию транспорта.
В целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который признал утратившим силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Комитетом разработаны и Московской областной Думой приняты три закона, связанные с уточнением терминологии:
Закон Московской области N 31/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об улучшении жилищных условий государственных гражданских служащих Московской области";
Закон Московской области N 48/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области";
Закон Московской области N 32/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Правительстве Московской области".
Закон Московской области N 58/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" принят Московской областной Думой в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 454-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в части установления нормы, предусматривающей, что в случае уменьшения величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте размер региональной социальной доплаты не должен быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Московской области по состоянию на 31 декабря предыдущего года. Социальная доплата устанавливается, если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области.
Комитетом в целях расширения спектра социальных услуг подготовлен к рассмотрению и принят Московской областной Думой Закон Московской области N 149/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области". Перечень социально-психологических услуг, предоставляемых во всех формах социального обслуживания, дополнен услугой по содействию семьям, имеющим детей, в восстановлении утраченных социальных связей и функций. Перечень социально-правовых услуг, предоставляемых во всех формах социального обслуживания, дополнен услугой по содействию семьям, имеющим детей, в реализации их прав и свобод. Такое расширение спектра оказываемых социальных услуг повысит их доступность для всех категорий населения и будет способствовать дальнейшему снижению количества семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
Закон Московской области N 160/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" направлен на уточнение понятия "многодетная семья", а также отдельных положений в части предоставления регионального материнского (семейного) капитала.
До принятия вышеуказанного Закона к многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравнивались семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Новая редакция понятия "многодетная семья" включает в себя многодетные семьи, в которых совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет. Таким образом, не требуется законодательного определения такой категории как семья, приравненная по мерам социальной поддержки к многодетным.
Закон Московской области N 179/2017-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2018 год в целях установления социальной доплаты к пенсии" увеличил прожиточный минимума пенсионера в Московской области в 2018 году на 5 процентов и составил 9 527 рублей.
Общая потребность денежных средств, выделяемых из бюджета Московской области на региональную социальную доплату к пенсии на 2018 год, составит порядка 4,66 млрд. рублей.
Закон Московской области N 14/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" принят в соответствии с мероприятиями по организации празднования в Московской области 75-й годовщины начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой. Указанным Законом установлены дополнительные меры социальной поддержки лицам, награжденным медалью "За оборону Москвы", в виде социальных услуг на дому бесплатно, вне зависимости от того, являются они одиноко проживающими или нет.
Московской областной Думой принят разработанный Комитетом Закон Московской области N 258/2017-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве", который пролонгирует действие дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус), в городском и пригородном сообщении и на Московском метрополитене.
Расходы бюджета Московской области на реализацию указанного Закона предусмотрены в бюджете Московской области на 2018 год в объеме 1 376 746 тыс. рублей, на 2019 год - в объеме 1 431 744 тыс. рублей, на 2020 год - в объеме 1 488 961 тыс. рублей.
Законом Московской области N 194/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" приведена в соответствие с Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" статья 8 Закона Московской области N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области". Указанным Федеральным законом определены полномочия Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению органов государственной власти, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг, а также определены отдельные функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг для уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время уже осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах (транспорта, связи и информации, образования, культуры, здравоохранения, градостроительства, жилищно-коммунального обслуживания и других). Соответствующие изменения внесены в Закон Московской области N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области".
Закон Московской области N 151/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния Московской области" разработан с целью приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния". Из полномочий Главного управления ЗАГС Московской области исключено хранение в информационной системе Главного управления ЗАГС Московской области записей актов гражданского состояния, составленных в форме электронных документов, поскольку указанным Федеральным законом оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В сфере здравоохранения деятельность Комитета была направлена на совершенствование законодательства Московской области в части модернизации трехуровневой системы здравоохранения и улучшение качества оказания медицинской помощи населению Московской области.
Так, в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из сферы действия Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" была исключена норма о финансировании высокотехнологичной медицинской помощи и специализированной медицинской помощи (далее - ВМП), которая оказывалась пациентам вне системы обязательного медицинского страхования.
Данная норма с 1 января 2017 года включена в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в котором законодательно закреплен механизм финансового обеспечения ВМП, с учетом возможности Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года напрямую финансировать оказание ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
С этой целью Комитетом разработан и принят Московской областной Думой Закон Московской области N 113/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области", в соответствии с нормами которого финансовые средства будут поступать в бюджет Московской области из Фонда обязательного медицинского страхования в виде субсидий на софинансирование расходов, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования на основании соглашений.
Закон Московской области N 52/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области" изложил правовую норму о лицензировании отдельных видов деятельности в пределах полномочий, сохраненных за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, предоставление и переоформление лицензий, предоставление дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществление лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращение действия лицензий, формирование и ведение реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждение форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждение форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Закон Московской области N 202/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет" принят Московской областной Думой в целях индексации в 2018 году на 4 процента нормативов на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет.
На реализацию указанного Закона в 2018 году из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований предусмотрено 1 517 116 тыс. рублей при численности 245 593 получателей.
В 2017 году Московской областной Думой принят ряд законов Московской области, связанных с деятельностью Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС), в том числе утвержден бюджет ТФОМС на 2018 год.
Закон Московской области N 97/2017-ОЗ "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2016 год" принят Московской областной Думой в целях контроля исполнения деятельности ТФОМС по обеспечению прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации и гарантий оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам Российской Федерации.
Указанный Закон содержит данные об исполнении доходной и расходной части бюджета ТФОМС за 2016 год.
Законом Московской области N 26/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в бюджет ТФОМС внесены изменения в соответствие с нормами Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 418-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", а также проведен перерасчет доходов ТФОМС в соответствии с приказом ТФОМС от 18.01.2017 N 7 "Об утверждении методики прогнозирования поступлений доходов, администрируемых Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Московской области, в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области".
Законом Московской области N 130/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" внесены изменения с целью приведения в соответствие с Законом Московской области N 175/2016-ОЗ "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и государственной программой Московской области "Здравоохранение Подмосковья" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 663/38, а также проведено перераспределение бюджетных ассигнований ТФОМС в связи с перераспределением объемов финансового обеспечения медицинской помощи за 1 квартал 2017 года.
Закон Московской области N 213/2017-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" принят Московской областной Думой в целях финансового обеспечения оказания своевременной и качественной медицинской помощи населению Московской области. В указанном Законе бюджет ТФОМС сбалансирован по доходам и расходам. Доходная и расходная часть бюджета увеличены за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Подушевой норматив финансирования в 2018 году на одного застрахованного составит 10 812,7 рубля, что больше на 1 916 рублей, чем в 2017 году.
Закон Московской области N 254/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" принят Московской областной Думой в связи с поступлением дополнительных средств из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные выплаты медицинским работникам и с выделением дополнительных средств из бюджета Московской области бюджету ТФОМС на долевое финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 2 978 847 тыс. рублей в том числе:
на финансовое обеспечение мероприятий по применению вспомогательных репродуктивных технологий в сумме 128 847 тыс. рублей;
на оплату счетов, выставленных за медицинскую помощь, оказанную гражданам Московской области за пределами территории страхования, в сумме 2 850 000 тыс. рублей;
Указанным Законом также проведено перераспределение бюджетных ассигнований. С учетом дополнительно поступивших и перераспределенных финансовых средств в сумме 2 884 940 тыс. рублей бюджет ТФОМС на 2017 год скорректирован и составил: доходная часть - 104 978 221,4 тыс. рублей; расходная часть - 107 296 050,5 тыс. рублей.
Законом Московской области N 98/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" Правительство Московской области наделено полномочиями по утверждению примерного положения об оплате труда работников Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
Законом Московской области N 257/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области", принятым в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" внесены изменения в базовый Закон в части замены понятия "алкоголесодержащие вещества" понятием "алкогольная продукция".
По состоянию на 31 декабря 2017 года на рассмотрении в Комитете осталось 3 законопроекта, которые планируется рассмотреть в 2018 году:
проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О мерах социальной защиты семьи и детей в Московской области" разработан Комитетом в целях обеспечения реализации права на меры социальной поддержки многодетных семей в части бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области одному из родителей многодетной семьи, в составе которой имеется ребенок, не достигший возраста 7 лет. В частности, предлагается предоставить возможность бесплатного проезда любому родителю из многодетной семьи, в составе которой имеется ребенок, не достигший возраста 7 лет;
проект закона Московской области "Об установлении ограничений розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина на территории Московской области и внесении изменения в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" разработан Комитетом и направлен на совершенствование законодательства в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего пара, содержащего никотин и (или) другие вещества, имеющие потенциал риска для здоровья наиболее уязвимой части населения Московской области - несовершеннолетних детей;
проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", внесенный прокурором Московской области, устанавливает административную ответственность для работодателей за нарушение законодательства Московской области в части квотирования рабочих мест для отдельных категорий граждан, кроме инвалидов.
Также Комитетом в 2017 году был разработан проект закона Московской области, предусматривающий внесение изменений в Закон Московской области N 26/2000-ОЗ "О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области" в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" и Трудовым кодексом Российской Федерации, но в связи с отрицательным заключением Губернатора Московской области, указанный законопроект был отозван.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.