Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Министерства
потребительского рынка и услуг
Московской области
от 22.02.2018 г. N 17РВ-13
Отчет
о проведенном правовом мониторинге нормативных правовых актов Московской области, регулирующих отношения, связанные с лицензированием деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за 2017 год
I. Общие положения
Объект мониторинга - нормативные правовые акты Московской области, регулирующие отношения, связанные с лицензированием деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Субъект мониторинга - Министерство потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Министерство).
Период проведения мониторинга - с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Правовой мониторинг законодательства проводился в целях комплексного изучения правового регулирования отношений, возникающих в связи с организацией лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, для проведения анализа нормативных правовых актов Московской области с целью их дальнейшего совершенствования.
В соответствии с указанными целями проведение мониторинга направлено на решение следующих задач:
систематизация информации:
о нормативных правовых актах Московской области, регулирующих отношения, связанные с лицензированием деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, о правоприменительной практике реализации Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" (далее - Постановление N 1287), постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" (далее - Постановление N 369), постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" (далее - Постановление N 370);
анализ информации о практике применения соответствующих норм вышеуказанных федерального закона и постановлений Правительства Российской Федерации;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
II. Сведения о деятельности Управления лицензирования, декларирования и контроля Министерства потребительского рынка и услуг Московской области
Управлением лицензирования, декларирования и контроля Министерства потребительского рынка и услуг Московской области совместно с отделом правовой и судебно-договорной работы организационно-правового управления были проведены следующие мероприятия:
проведен анализ федерального законодательства и нормативных правовых актов Московской области по теме мониторинга;
проведена оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга;
выработаны предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Московской области по предмету мониторинга.
III. Проведение мониторинга
Основным нормативным правовым актом в сфере лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов является Федеральный закон N 99-ФЗ.
Указанный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Особенности лицензирования, лицензионные требования указанного вида деятельности определены в Положении о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденном Постановлением N 1287 (далее - Положение).
Порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации определен Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением N 369.
Порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации установлен Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденными Постановлением N 370.
Министерство осуществляет лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Московской области на основании статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ, которой установлено, что до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов органам государственной власти субъектов Российской Федерации, лицензирование указанного вида деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим Закон Московской области, который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти Московской области и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере лицензирования указанного вида деятельности, не принимался.
В 2017 году принято распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 21.12.2017 N 17РВ-33 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов".
Кроме того, принято распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 20.12.2017 N 17РВ-32 "Об утверждении Административного регламента Министерства потребительского рынка и услуг Московской области по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов".
Все принятые нормативные правовые акты Министерства прошли первичную антикоррупционную экспертизу и специализированную антикоррупционную экспертизу. Коррупциогенных факторов не выявлено.
Также был проведен анализ нормативных правовых актов по теме мониторинга, оценка эффективности действия соответствующих норм объекта мониторинга.
1. Статьей 18 Федерального закона N 99-ФЗ определен порядок переоформления лицензии.
Частью 1 статьи 18 установлены случаи переоформления лицензии. Вместе с тем срок, в течение которого заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган определен исключительно для случая реорганизации юридического лица в форме преобразования.
При переоформлении лицензии в случаях, указанных в части 6, 8, 10 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ, срок, в течение которого
в лицензирующий орган должны быть поданы заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы, не определен.
2. Согласно пункту 5 Положения лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.
Вместе с тем, каким конкретно требованиям должны соответствовать земельные участки, здания, строения, сооружения, помещения, технические средства, оборудование и техническая документация, применительно к лицензируемому виду деятельности, нормативными правовыми актами, регулирующими сферу деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, не определено.
Кроме того, также неясно, вправе ли юридические лица и индивидуальные предприниматели заниматься указанным видом деятельности при наличии на праве собственности или ином законном основании земельного участка и отсутствии на нем зданий, строений, сооружений, помещений.
3. Понятие грубого нарушения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности определено Положением.
Согласно пункту 6 Положения нарушение лицензионных требований квалифицируются как грубое нарушение в случае если оно повлекло за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Анализ судебной практики показывает, что суды по-разному оценивают понятие грубого нарушения лицензионных требований и соответственно применяют квалификацию по данному нарушению.
С одной стороны, суды расценивают нарушения как грубые только при наличии наступления неблагоприятных последствий, указанных в части 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, и считают, что их наличие является необходимым условием для квалификации выявленного нарушения в качестве грубого нарушения. Их отсутствие исключает квалификацию действий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С другой стороны, суды считают, что само нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением N 369, и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением N 370, приводит к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.
4. Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением N 369, и Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением N 370, установлено, что на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов, цветных металлов должна быть площадка с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенная для хранения лома и отходов черных металлов, цветных металлов. Однако размеры площадки не определены.
IV. Итоги мониторинга
Анализ проведенного мониторинга показывает, что:
1. Наблюдается неполнота в правовом регулировании отношений в сфере лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Так, до настоящего времени федеральный закон, предусматривающий передачу осуществления полномочий по лицензированию указанного вида деятельности, не принят.
Субвенции на осуществление указанных полномочий из федерального бюджета не предоставлялись. Министерство осуществляет указанные полномочия за счет средств бюджета Московской области.
2. Учитывая, что данный вид деятельности связан с высокой степенью общественной опасности требуется внесение изменений в федеральное законодательство, регулирующее деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
1) в Федеральный закон N 99-ФЗ:
в части определения срока, в течение которого лицензиат обязан обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии по основаниям, указанным в части 6, 8, 10 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ;
2) в Положение, утвержденное постановлением Правительства N 1287:
в части установления требований, которым должны соответствовать земельные участки, здания, строения, сооружения, помещения, технические средства, оборудование и техническая документация (включая ее состав), необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, а также определения необходимости наличия здания, строения, сооружения, помещения при наличии земельного участка;
в части уточнения понятия "грубое нарушение лицензионных требований";
3) в Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением N 369, и Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением N 370:
в части определения размеров площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием.
2. При проведении мониторинга нормативных правовых актов Московской области, регулирующих отношения, связанные с лицензированием деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов территории Московской области, коррупциогенных факторов, в том числе снижающих эффективность реализации объекта мониторинга, не выявлено.
Нормативные правовые акты Московской области в сфере лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов территории Московской области не противоречат федеральному законодательству.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 22 февраля 2018 г. N 17РВ-13 "Об итогах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.