Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 5. Аграрная политика, землепользование, природные ресурсы, экология и потребительский рынок
В 2017 году в сфере экологии и природопользования принят ряд законов Московской области.
Закон Московской области N 16/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" разработан и принят с целью снижения размера административного штрафа для субъектов хозяйственной деятельности при совершении ими административных правонарушений за нарушение порядка ведения кадастра отходов Московской области исходя из характера административного правонарушения, а также с учетом интересов субъектов предпринимательской деятельности. Так, максимальные размеры штрафных санкций, предусмотренные для юридических лиц в статье 9.2 Закона, предлагается снизить с 300 тыс. рублей до 200 тыс. рублей по части первой и с 200 тыс. рублей до 150 тыс. рублей по части второй.
Законом Московской области N 105/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об особо охраняемых природных территориях" действующий Закон дополнен нормой, в соответствии с которой не будет являться изменением границ особо охраняемых природных территорий исправление технических ошибок (описок, опечаток, грамматических или арифметических ошибок), установленных в описании местоположения границ особо охраняемых природных территорий, при приведении положений (паспортов) особо охраняемых природных территорий в соответствие с законодательством Российской Федерации. Факт наличия технических ошибок осуществляется в порядке, установленном Правительством Московской области. В 2017 году было создано 11 новых особо охраняемых природных территорий. На сегодняшний день в Московской области таких территорий 246.
Необходимо отметить, что в 2017 году на территории Московской области началась масштабная реформа отрасли по обращению с отходами, в том числе и твердыми коммунальными отходами. В рамках реализации Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016 N 984/47, заключено Соглашение от 06.07.2017 N 118 между Правительством Московской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Альтернативная генерирующая Компания-1" об обеспечении реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству заводов по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов.
До конца 2022 года на территории Московской области предполагается построить четыре объекта по термической переработке отходов в энергию. Каждый завод в Подмосковье сможет перерабатывать до 700 тыс. тонн твердых коммунальных отходов, в результате получая 70 МВт электроэнергии. Реализация данного проекта позволит снизить объем захоронения твердых коммунальных отходов на 30 процентов в Московской области.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 22.06.2017 N Пр-1180 по итогам программы "Прямая линия с Владимиром Путиным", состоявшейся 15 июня 2017 года, и пунктом 6 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 30.06.2017 N ДМ-П9-4250 о предоставлении предложений, направленных на своевременную ликвидацию полигонов твердых коммунальных отходов и усиление ответственности организаций, осуществляющих эксплуатацию таких полигонов, в 2017 году Комитетом по экологии и природопользования Думы разработаны проекты федеральных законов:
"О внесении изменения в статью 50 Земельного кодекса Российской Федерации в части введения конфискации земельного участка в виде санкции за совершение административного правонарушения".
Данным проектом предлагается дополнение статьи 50 Земельного кодекса Российской Федерации в части установления возможности конфискации земельного участка у собственника по решению суда в виде санкции за совершение административного правонарушения, наряду с уже предусмотренной данной статьей конфискацией земельного участка по приговору суда за совершение преступлений. Предлагаемые изменения позволят ужесточить административную ответственность недобросовестных организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, и направлены на пресечение правонарушений, связанных с загрязнением земельных участков отходами и причинением вреда окружающей среде от подобных правонарушений;
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения административной ответственности за правонарушения в области обращения с отходами". Предусматривается установление возможности назначения административного наказания за административные правонарушения в виде обязательных работ в законодательстве субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данным проектом федерального закона предлагается ввести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнительную санкцию в виде конфискации земельного участка, земли которого нарушены при размещении отходов производства и потребления, в случае причинения вреда окружающей среде в размере от 10 млн. рублей, а также предусмотреть возможность конфискации не только у виновных лиц, но и у собственников, не привлекаемых к административной ответственности, при условии, если собственники заранее знали или должны были на законных основаниях знать о совершении данного административного правонарушения. При этом собственники могут пользоваться процессуальными правами, предоставленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.04.2011 N 6-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект".
Кроме этого, проектом федерального закона предлагается выделение из диспозиции административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отдельную часть данной статьи административных правонарушений, связанных с размещением отходов производства и потребления на объектах, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, с осуществлением утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов производства и потребления с нарушением технологии или проектной документации на объект утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов производства и потребления, с невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по рекультивации объекта размещения отходов, с санкциями в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 20 до 40 тыс. рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от 70 до 150 тыс. рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 100 до 300 тыс. рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 700 до 900 тыс. рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
За повторное совершение указанных административных правонарушений, повлекших причинение вреда окружающей среде в размере от 10 млн. рублей, предлагается наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 до 50 тыс. рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения, а также земельного участка, земли которого нарушены при размещении отходов производства и потребления; на должностных лиц - от 150 до 200 тыс. рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 200 до 400 тыс. рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения, а также земельного участка, земли которого нарушены при размещении отходов производства и потребления; на юридических лиц - от 2 до 5 млн. рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения, а также земельного участка, земли которого нарушены при размещении отходов производства и потребления.
Также предлагается увеличить размеры административных штрафов с дополнительными санкциями в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 5 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а также захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, и статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Кроме этого, предлагается в части 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повысить размер наказания за загрязнение лесов отходами на территориях лесного фонда, нарушенных при геологическом изучении недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
Также проектом федерального закона предлагается устранить пробел в правовом регулировании определения порядка хранения изъятых вещей и документов и наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать, наряду с федеральными органами исполнительной власти, порядок хранения изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении с внесением соответствующих изменений в часть 9 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принятие данных изменений позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять наложение соответствующих обеспечительных мер по делам об административных правонарушениях в соответствии со своими порядками.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволят ужесточить административную ответственность недобросовестных организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, и направлены на пресечение правонарушений, связанных с загрязнением земельных участков отходами и причинением вреда окружающей среде от подобных правонарушений;
"О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в части ужесточения наказания за причинение вреда земельным участкам, земли которых нарушены от размещения отходов". Проектом федерального закона предлагается дополнить часть 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации положениями, предусматривающими в качестве наказания конфискацию земельных участков, земли которых были нарушены в результате совершения преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 247 и статьей 254 Уголовного кодекса Российской Федерации, с причинением вреда окружающей среде в размере от 10 млн. рублей.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения позволят ужесточить уголовную ответственность лиц, осуществляющих незаконную деятельность в сфере обращения с отходами, и направлены на пресечение преступлений, связанных с загрязнением земельных участков отходами и причинением вреда окружающей среде от подобных преступлений.
Вышеуказанные проекты федеральных законов направлены на рассмотрение в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.
В 2017 году определенные изменения претерпело и законодательство в сфере потребительского рынка и услуг. Приняты законы Московской области:
N 18/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области", которым действующий Закон Московской области приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Изменения внесены в части наделения органов государственной власти Московской области дополнительными полномочиями в области розничной продажи алкогольной продукции:
по определению центрального исполнительного органа государственной власти Московской области (Главное управление региональной безопасности Московской области), уполномоченного на установление границ мест массового скопления граждан и прилегающих к таким местам территорий, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
по установлению порядка информирования лицензирующим органом (Министерство потребительского рынка и услуг Московской области) органов местного самоуправления о расположенных на территории соответствующего муниципального образования субъектах, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции;
по установлению порядка информирования органами местного самоуправления субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, о принятии муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускаются розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
N 204/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области". Данный Закон разработан в целях регулирования порядка оформления удостоверений на семейные (родовые) захоронения.
Законом установлено, что при оформлении удостоверений на семейные (родовые) захоронения, созданные до 1 августа 2004 года, плата за резервирование места для семейного (родового) захоронения не взимается. При этом размер места для семейного (родового) захоронения, созданного до 1 августа 2004 года, может превышать 12 кв. м только в том случае, если указанное место захоронения полностью использовано для погребения;
N 221/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области", которым действующий Закон Московской области приведен в соответствие с федеральным законодательством, в части уточнения полномочий Думы, Правительства Московской области и уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.
Данным Законом уточнены полномочия лицензирующего органа (Министерства потребительского рынка и услуг Московской области) и предусмотрено полномочие по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции.
Также указанным Законом к полномочиям Думы отнесено установление дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В сфере аграрной политики в 2017 году принят Закон Московской области N 251/2017-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по оформлению в собственность Московской области сибиреязвенных скотомогильников, по обустройству и содержанию сибиреязвенных скотомогильников, находящихся в собственности Московской области".
В соответствии с федеральным законодательством решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. Также федеральным законодательством предусмотрено, что органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями законами субъектов Российской Федерации. Данным Законом органы местного самоуправления наделены вышеуказанными государственными полномочиями. Осуществление переданных полномочий будет финансироваться за счет субвенций из бюджета Московской области.
В 2017 году были доработаны на основании замечаний и предложений, поступивших от Правительства Российской Федерации, и направлены в установленном порядке в Государственную Думу следующие законодательные инициативы Думы:
проект федерального закона N 795702-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе". Законодательная инициатива разработана Думой в целях установления порядка заблаговременного проведения конкурсных процедур по размещению рекламной конструкции при окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
проект федерального закона N 950362-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Законодательная инициатива разработана Думой в целях установления запрета на производство и оборот спиртосодержащей продукции в сухом виде.
В сфере законодательного регулирования земельных отношений в 2017 году приняты законы Московской области:
N 126/2017-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2018 год". Указанным Законом базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, в 2018 году сохранен на уровне 2017 года;
N 102/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", которым должностные лица органов местного самоуправления наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении муниципального контроля;
N 229/2017-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области", в соответствии с которым Правительство Московской области наделено полномочиями: по установлению порядка деятельности комиссий, создаваемых в целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков; по определению местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов; по утверждению предложений таких комиссий по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов;
N 252/2017-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", которым установлены предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления ведения крестьянско-фермерского хозяйства на территории Московской области, в размере 1300 га и 2 га соответственно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.