Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министра образования
Московской области
от 16.02.2016 N 531
Положение
о разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования Московской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, к процедуре утверждения дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) повышения квалификации, реализуемых в образовательных организациях, входящих в сетевое объединение.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Законом Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ "Об образовании";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 N ВК-1032/06 "Методические рекомендации разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими дополнительное профессиональное образование.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату письма Министерства образования и науки РФ N ВК-1032/06 вместо "от 22.04.2014" следует читать "от 22.04.2015"
1.3. Положение подлежит применению всеми образовательными организациями, входящими в сетевое объединение, и обеспечивающими реализацию образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.
2. Разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
2.1. Структура дополнительной профессиональной программы в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" включает комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
2.2. Согласно статье 12 "Образовательные программы" Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы определяют содержание образования.
2.3. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации направлена на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
2.4. Срок освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации не может быть менее 16 часов.
2.5. В региональных и муниципальных образовательных организациях Московской области, входящих в сетевое объединение, разрабатываются и реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации со сроком освоения 36 часов, 72 часа, 108 часов, где дополнительная профессиональная программа повышения квалификации объемом 36 часов реализуется в форме стажировки (очная или виртуальная (электронная);
дополнительная профессиональная программа повышения квалификации объемом 72 часа - предметная;
дополнительная профессиональная программа повышения квалификации объемом 108 часов - надпредметная.
2.6. Инвариантный блок индивидуального образовательного маршрута включает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации объемом 108 часов, которую осваивают все обучающиеся на курсах повышения квалификации, включает нормативные, правовые, концептуальные, методологические и психологические основы образовательной деятельности, современные образовательные технологии.
Вариативная часть представлена дополнительной профессиональной программой повышения квалификации объемом 72 часа и дополнительной профессиональной программой повышения квалификации объемом 36 часов (в форме стажировки), цель этих программ - восполнение дефицита профессиональных компетенций работника образовательного учреждения по предмету его деятельности: теоретические, методические, содержательные аспекты деятельности работника образования (в соответствии с занимаемой должностью).
2.6.1. Форма инвариантных учебных модулей (академический, кафедральный, вариативный) отменяется.
2.6.2. Академический модуль включается в дополнительную профессиональную программу повышения квалификации в базовую часть как модуль "Государственная политика в образовании".
2.6.3. Кафедральный и вариативный модули включается в профильную (предметно-методическую) часть дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.
2.6.4. Дополнительная профессиональная программа объемом 36 часов реализуется в форме стажировки (очная или электронная (виртуальная). Содержание стажировки определяется дополнительной профессиональной программой повышения квалификации.
2.7. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации являются:
- соответствие профессиональным стандартам, квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и умениям, необходимых для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- преемственность по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам высшего, среднего и общего образования;
- ориентация на современные образовательные технологии, методы и средства обучения.
2.8. При реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации может применяться форма организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного и сетевого обучения.
2.9. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством использования сетевых форм их реализации (сетевая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации).
2.10. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разрабатывается профессорами и доцентами или возглавляемыми ими авторскими коллективами. Обязательным этапом подготовки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации является:
- рассмотрение на заседаниях кафедр,
- принятие на Ученом совете,
- прохождение экспертизы (технической и содержательной),
- включение в региональную информационную систему (далее - РИНСИ) в соответствии с приказом министра образования Московской области,
- реализация.
Кафедра образовательной организации несёт ответственность за полную учебно-методическую обеспеченность дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и ежегодное обновление дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и учебно-методического комплекса.
2.11. В региональный реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, прошедших экспертизу, включаются и целевые программы, разработанные по заданию Министерства образования Московской области по приоритетным направлениям модернизации и развития российского образования с целью удовлетворения актуальных профессиональных потребностей педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
2.11.1. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, реализующиеся по заданию Министерства образования Московской области в бюджетном режиме, не могут быть использованы для организации обучения во внебюджетном режиме до того времени, пока не будет выполнен план бюджетного обучения по данной программе в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.12. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации проводится в следующих формах:
- внутренний мониторинг качества образования, в том числе педагогический аудит (педагогический контроль учебных занятий);
- внешняя независимая оценка качества образования.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и их результатов.
3. Требования к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
3.1. Содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации - практически значимое, адаптированное к предшествующему образованию обучающихся, учитывать потребности лица или организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
3.2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации представляет собой самостоятельный документ, который имеет определённые требования к оформлению, и структуре (Приложение 1):
- титульный лист оформляется в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации;
- лист согласования (Приложение 2.).
3.3. Раздел "Характеристика программы" включает цель; профессиональные компетенции; планируемый результат; категорию обучающихся (слушателей); форму обучения; режим занятий; срок освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации; ссылки на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми программа составлена.
3.4. Содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации и/или отдельных её компонентов (модулей, разделов) направлено на достижение целей программы, планируемых результатов её освоения.
Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации формулируется в компетентностном формате; направленность на формирование готовности к использованию полученных в результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации знаний и умений в профессиональной деятельности.
При наличии утверждённого профессионального стандарта для формулировки цели программы рекомендуется использовать информацию первого раздела профессионального стандарта "Общие сведения" и "Основная цель вида профессиональной деятельности".
3.5. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы.
3.5.1. К освоению дополнительных профессиональных программ повышения квалификации допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование в соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3.5.2. Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документ о квалификации - удостоверение о повышении квалификации.
3.5.3. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы повышения квалификации и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
3.5.4. При освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации выдается одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
3.5.5. Категория слушателей (требования к уровню подготовки поступающего на обучение):
- уровень имеющегося профессионального образования, область профессиональной деятельности, занимаемая должность, особые требования к уровню квалификации;
- направление (специальность), направленность (профиль) имеющегося профессионального образования; наличие имеющихся дополнительных квалификаций; определенная характеристика опыта профессиональной деятельности и т.д.
3.6. В структуре дополнительной профессиональной программы повышения квалификации указывается планируемый результат (пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который формулируется в компетентностной форме для всех видов дополнительных профессиональных программ.
В качестве планируемых результатов обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации указываются:
а) профессиональные компетенции, которые определяются на основании:
- квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям;
- утверждённых профессиональных стандартов;
- требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования;
- требований заказчика;
б) области знаний и умений, опыта, необходимых для выполнения трудовых функций, которые формируют требуемые компетенции и более детально раскрываются в содержании дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (описание знаний и умений приведено в соответствующих разделах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей, специалистов и в профессиональных стандартах).
3.7. Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации - документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных модулей, практики, иных видов учебной деятельности.
Учебный план подразделяется на базовую и профильную (предметно-методическую) части.
3.8. По дополнительной профессиональной программе повышения квалификации календарный учебный график может; быть представлен в форме расписания занятий.
3.9. Трудоёмкость включает все виды аудиторной и самостоятельной работы слушателя и время, отводимое на контроль качества освоения слушателем дополнительной профессиональной программы повышения квалификации:
- виды учебных занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.