Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министра образования
Московской области
от 16.02.2016 N 531
Положение
о разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования Московской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, к процедуре утверждения дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) повышения квалификации, реализуемых в образовательных организациях, входящих в сетевое объединение.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Законом Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ "Об образовании";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 22.04.2014 N ВК-1032/06 "Методические рекомендации разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими дополнительное профессиональное образование.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату письма Министерства образования и науки РФ N ВК-1032/06 вместо "от 22.04.2014" следует читать "от 22.04.2015"
1.3. Положение подлежит применению всеми образовательными организациями, входящими в сетевое объединение, и обеспечивающими реализацию образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.
2. Разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
2.1. Структура дополнительной профессиональной программы в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" включает комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
2.2. Согласно статье 12 "Образовательные программы" Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные программы определяют содержание образования.
2.3. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации направлена на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
2.4. Срок освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации не может быть менее 16 часов.
2.5. В региональных и муниципальных образовательных организациях Московской области, входящих в сетевое объединение, разрабатываются и реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации со сроком освоения 36 часов, 72 часа, 108 часов, где дополнительная профессиональная программа повышения квалификации объемом 36 часов реализуется в форме стажировки (очная или виртуальная (электронная);
дополнительная профессиональная программа повышения квалификации объемом 72 часа - предметная;
дополнительная профессиональная программа повышения квалификации объемом 108 часов - надпредметная.
2.6. Инвариантный блок индивидуального образовательного маршрута включает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации объемом 108 часов, которую осваивают все обучающиеся на курсах повышения квалификации, включает нормативные, правовые, концептуальные, методологические и психологические основы образовательной деятельности, современные образовательные технологии.
Вариативная часть представлена дополнительной профессиональной программой повышения квалификации объемом 72 часа и дополнительной профессиональной программой повышения квалификации объемом 36 часов (в форме стажировки), цель этих программ - восполнение дефицита профессиональных компетенций работника образовательного учреждения по предмету его деятельности: теоретические, методические, содержательные аспекты деятельности работника образования (в соответствии с занимаемой должностью).
2.6.1. Форма инвариантных учебных модулей (академический, кафедральный, вариативный) отменяется.
2.6.2. Академический модуль включается в дополнительную профессиональную программу повышения квалификации в базовую часть как модуль "Государственная политика в образовании".
2.6.3. Кафедральный и вариативный модули включается в профильную (предметно-методическую) часть дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.
2.6.4. Дополнительная профессиональная программа объемом 36 часов реализуется в форме стажировки (очная или электронная (виртуальная). Содержание стажировки определяется дополнительной профессиональной программой повышения квалификации.
2.7. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации являются:
- соответствие профессиональным стандартам, квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и умениям, необходимых для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- преемственность по отношению к федеральным государственным образовательным стандартам высшего, среднего и общего образования;
- ориентация на современные образовательные технологии, методы и средства обучения.
2.8. При реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации может применяться форма организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного и сетевого обучения.
2.9. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством использования сетевых форм их реализации (сетевая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации).
2.10. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разрабатывается профессорами и доцентами или возглавляемыми ими авторскими коллективами. Обязательным этапом подготовки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации является:
- рассмотрение на заседаниях кафедр,
- принятие на Ученом совете,
- прохождение экспертизы (технической и содержательной),
- включение в региональную информационную систему (далее - РИНСИ) в соответствии с приказом министра образования Московской области,
- реализация.
Кафедра образовательной организации несёт ответственность за полную учебно-методическую обеспеченность дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и ежегодное обновление дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и учебно-методического комплекса.
2.11. В региональный реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, прошедших экспертизу, включаются и целевые программы, разработанные по заданию Министерства образования Московской области по приоритетным направлениям модернизации и развития российского образования с целью удовлетворения актуальных профессиональных потребностей педагогических и руководящих работников образовательных организаций.
2.11.1. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, реализующиеся по заданию Министерства образования Московской области в бюджетном режиме, не могут быть использованы для организации обучения во внебюджетном режиме до того времени, пока не будет выполнен план бюджетного обучения по данной программе в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.12. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации проводится в следующих формах:
- внутренний мониторинг качества образования, в том числе педагогический аудит (педагогический контроль учебных занятий);
- внешняя независимая оценка качества образования.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и их результатов.
3. Требования к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
3.1. Содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации - практически значимое, адаптированное к предшествующему образованию обучающихся, учитывать потребности лица или организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
3.2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации представляет собой самостоятельный документ, который имеет определённые требования к оформлению, и структуре (Приложение 1):
- титульный лист оформляется в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации;
- лист согласования (Приложение 2.).
3.3. Раздел "Характеристика программы" включает цель; профессиональные компетенции; планируемый результат; категорию обучающихся (слушателей); форму обучения; режим занятий; срок освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации; ссылки на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми программа составлена.
3.4. Содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации и/или отдельных её компонентов (модулей, разделов) направлено на достижение целей программы, планируемых результатов её освоения.
Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации формулируется в компетентностном формате; направленность на формирование готовности к использованию полученных в результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации знаний и умений в профессиональной деятельности.
При наличии утверждённого профессионального стандарта для формулировки цели программы рекомендуется использовать информацию первого раздела профессионального стандарта "Общие сведения" и "Основная цель вида профессиональной деятельности".
3.5. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы.
3.5.1. К освоению дополнительных профессиональных программ повышения квалификации допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование в соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3.5.2. Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документ о квалификации - удостоверение о повышении квалификации.
3.5.3. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы повышения квалификации и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
3.5.4. При освоении дополнительной профессиональной программы повышения квалификации параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации выдается одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
3.5.5. Категория слушателей (требования к уровню подготовки поступающего на обучение):
- уровень имеющегося профессионального образования, область профессиональной деятельности, занимаемая должность, особые требования к уровню квалификации;
- направление (специальность), направленность (профиль) имеющегося профессионального образования; наличие имеющихся дополнительных квалификаций; определенная характеристика опыта профессиональной деятельности и т.д.
3.6. В структуре дополнительной профессиональной программы повышения квалификации указывается планируемый результат (пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который формулируется в компетентностной форме для всех видов дополнительных профессиональных программ.
В качестве планируемых результатов обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации указываются:
а) профессиональные компетенции, которые определяются на основании:
- квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям;
- утверждённых профессиональных стандартов;
- требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования;
- требований заказчика;
б) области знаний и умений, опыта, необходимых для выполнения трудовых функций, которые формируют требуемые компетенции и более детально раскрываются в содержании дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (описание знаний и умений приведено в соответствующих разделах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей, специалистов и в профессиональных стандартах).
3.7. Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации - документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных модулей, практики, иных видов учебной деятельности.
Учебный план подразделяется на базовую и профильную (предметно-методическую) части.
3.8. По дополнительной профессиональной программе повышения квалификации календарный учебный график может; быть представлен в форме расписания занятий.
3.9. Трудоёмкость включает все виды аудиторной и самостоятельной работы слушателя и время, отводимое на контроль качества освоения слушателем дополнительной профессиональной программы повышения квалификации:
- виды учебных занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации и другие виды учебных занятий и учебных работ);
- формы аттестации и контроля знаний: текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация.
3.10. Формы промежуточной аттестации (проверка знаний и умений слушателей по пройденному учебному материалу в виде тестового контроля и/или выполнения практических работ, мониторинг результатов выполнения заданий на занятиях, реферат, "веерный" экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, письменные работы и т.д.).
Формы итоговой аттестации (зачет, экзамен, практико-значимая работа).
3.11. Содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации раскрывается с учётом результатов развития науки, специфики направления повышения квалификации и представлено через дидактическое содержание модулей (разделов).
Объём лекционных занятий не должен превышать 40% общего объёма аудиторных занятий.
Тематика практических и семинарских занятий указывается с обозначением объёмов часов по каждой теме. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных модулей (разделов), и в целом в учебном процессе составляет не менее 60% аудиторных занятий.
3.12. Содержание и формы самостоятельной работы слушателей: подготовка к аудиторным занятиям; подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
Самостоятельная работа осуществляется индивидуально в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений.
Результаты самостоятельной деятельности контролируются преподавателем и учитываются при итоговой аттестации обучающихся.
3.13. В разделе учебно-методическое и информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации приводится перечень основной и дополнительной (учебной и учебно-методической литературы, нормативных изданий, информационных средств, обеспечивающих освоение дополнительной профессиональной программы, компьютерных программ, аудио- и видеопособий, материалов учебного телевидения, Интернет-ресурсов.
3.13.1. В список основной литературы (не более 5 - 10 наименований) включаются базовые издания: учебники, учебные пособия, имеющиеся в библиотеке образовательной организации, в том числе в виде электронных ресурсов.
Указывается литература, изданная за последние 5 - 7 лет. Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф УМО по соответствующему направлению.
3.13.2. В список дополнительной литературы включается литература для углублённого изучения программы, независимо от того, имеется ли она в библиотеке образовательной организации.
3.14. В разделе материально-техническое обеспечение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации указывается перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.
3.15. Кадровое обеспечение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации реализуется преподавательским составом из числа докторов и кандидатов наук, старших преподавателей, преподавателей, а также ведущих специалистов и практиков образовательных организаций, научных сотрудников научно-исследовательских и проектных институтов и др.
4. Порядок разработки, согласования и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации
4.1. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разрабатывается профессорами, доцентами, преподавателями или возглавляемыми ими авторскими коллективами, специалистами муниципальных методических служб совместно с профильными кафедрами.
Разработанный проект дополнительной профессиональной программы повышения квалификации рассматривается на заседании кафедры. По итогам обсуждения кафедра принимает решение "Одобрить" или "Доработать". Автор программы в течение 10 (десяти) дней дорабатывает дополнительную профессиональную программу с учётом внесенных замечаний и предложений и повторно представляет её на заседании кафедры.
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, разработанные специалистами муниципальных методических служб, проходят рецензирование на профильной кафедре.
4.2. Одобренная на заседании кафедры дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (с выпиской из протокола) проходит согласования:
- с профилирующими кафедрами в целях исключения дублирования тематики и содержания программы;
- с библиотекой - на наличие указанной в дополнительной профессиональной программе повышения квалификации основной литературы в достаточном количестве с учётом нормативов обеспеченности библиотечных ресурсов, утверждённых Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.3. Одобренная на заседании кафедры и прошедшая согласование дополнительная профессиональная программа повышения квалификации представляется на принятие Ученым Советом образовательной организации.
4.4. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации утверждается ректором образовательной организации.
4.5. После принятия на Ученом совете; дополнительные профессиональные программы повышения квалификации представляются в научно-методический отдел координации повышения квалификации государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - Академия) для проведения последующей экспертизы (технической и организации содержательной) в соответствии с Положением об экспертизе дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования Московской области.
4.6. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, успешно прошедшие содержательную экспертизу и утвержденные Экспертным советом, оформляются как реестр дополнительных профессиональных программ на следующий год и предоставляются в Министерство образования Московской области на утверждение.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее Положение, а также изменения и дополнения к нему рассматриваются и утверждаются Министерством образования Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.