Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к распоряжению
государственного органа
Московской области
"Уполномоченный по правам человека
в Московской области и его аппарат"
от 26 февраля 2018 г. N РГОМО-12/2018
Отчет
о результатах правового мониторинга нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований Московской области по установлению отдельным категориям граждан налоговых льгот по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц на 2017 год
1. Общие положения
Объект мониторинга: нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления Московской области по установлению отдельным категориям граждан льгот по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, предоставленных дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации;
Цели и задачи проведения мониторинга: совершенствование нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований Московской области по установлению льгот в части приведения к единообразной системе осуществления дополнительной защиты и недопущения лишения определенных прав отдельных категорий граждан.
Время проведения мониторинга: март - июль 2017 года.
2. Деятельность исполнителей
Исполнители: Павлова Н.И., Лаврова И.А., Чечкин Р.А., Орлов В.Н., Зотова О.О.
Проведенные мероприятия:
N |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственный за исполнение |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Направление запросов в муниципальные образования Московской области о предоставлении нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований Московской области по установлению налоговых льгот отдельным категориям граждан по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, предоставленных дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, на 2017 год |
Март |
Павлова Н.И., Чечкин Р.А., Лаврова И.А. |
Исполнено |
2 |
Сбор, систематизация и анализ информации, содержащейся в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований Московской области |
Март - Апрель |
Павлова Н.И., Лаврова И.А., Чечкин Р.А. |
Исполнено |
3 |
Определение категорий граждан, нуждающихся в получении льгот, предоставленных дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, на 2017 год |
Апрель |
Орлов В.Н., Зотова О.О., Павлова Н.И. |
Исполнено |
4 |
Подготовка рекомендаций по установлению налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, предоставленных дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, на 2017 год |
Май - Июнь |
Павлова Н.И., Лаврова И. А. Чечкин Р.А., Орлов В.Н. |
Исполнено |
5 |
Подготовка отчета о мониторинге |
Июль |
Павлова Н.И., Лаврова И.А., Чечкин Р.А., Орлов В.Н. |
Исполнено |
3. Проведение мониторинга
Вызывает беспокойство ситуация, сложившаяся в ряде муниципальных образований, по вопросу установления отдельным наиболее нуждающимся категориям граждан налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (местным налогам) дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
В настоящее время кадастровая оценка объектов недвижимости максимально приближена к рыночной стоимости и значительно выше инвентаризационной. По отдельным муниципальным образованиям рост суммы налога на имущество физических лиц, рассчитанной от кадастровой стоимости может составить от 1,1 раза до 5 раз и выше. Это касается и ветхого и (или) аварийного жилищного фонда.
С учетом дальнейшего поэтапного повышения до 2020 года размера налога на имущество физических лиц, при его уплате, а также уплаты земельного налога, в большей степени уязвимыми становятся наиболее нуждающиеся категории граждан.
В этой связи был проведен мониторинг нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В результате были выделены 7 категорий указанных граждан.
В части уплаты земельного налога:
в отношении одного земельного участка на территории Московской области по выбору налогоплательщика, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного и дачного хозяйства (строительства), садоводства и огородничества, имеющие в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении указанные земельные участки:
- семьи, имеющие детей-инвалидов, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;
- семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;
- пенсионеры, доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров.
В части уплаты налога на имущества физических лиц:
- семьи, имеющие детей-инвалидов, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;
- семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения;
- граждане в случаях, если строения, помещения и сооружения, принадлежащие им на праве собственности, относятся к категории ветхого и (или) аварийного жилищного фонда;
- граждане, имеющие на праве собственности квартиры и (или) комнаты в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в соответствии с действующим законодательством.
Проведенный мониторинг показал отсутствие единообразия в предоставлении льгот в муниципальных образованиях Московской области.
В 246 городских и сельских поселениях, в 35 городских округах по земельному налогу 25,3% (71 муниципальное образование) дополнительно установлена льгота семьям, имеющим детей-инвалидов; 13,5% (38 муниципальных образований) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 90,7% (255 муниципальных образований) - малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; 96,1% (270 муниципальных образований) - семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей; 87,9% (247 муниципальных образований) - пенсионерам.
При этом есть муниципальные образования, по которым не по всем поселениям в рамках одного муниципального района дополнительно установлены льготы по отдельным наиболее нуждающимся категориям граждан.
Например:
- семьи, имеющие детей-инвалидов, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения Воскресенский муниципальный район - 6 поселений; льгота по 5; Клинский муниципальный район - 8 поселений, льгота по 7, Коломенский муниципальный район - 9 поселений, льгота по 3; Луховицкий муниципальный район - 8 поселений, льгота по 1; Ногинский муниципальный район - 10 поселений, льгота по 1; Пушкинский муниципальный район - 10 поселений, льгота по 1 поселению и другие.
В муниципальных районах Московской области: Волоколамский (8 поселений), Дмитровский (11 поселений), Истринский (14 поселений), Можайский (11 поселений) и другие, а также городских округах: Балашиха, Бронницы, Власиха, Домодедово, Дзержинский, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Кашира, Королев, Лобня, Лыткарино, Мытищи, Подольск, Реутов, Химки и другие не установлена дополнительно льгота по указанной категории граждан;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Истринский муниципальный район - 14 поселений, льгота по 12; Коломенский муниципальный район - 9 поселений, льгота по 3; Люберецкий муниципальный район - 5 поселений, льгота по 3; Ногинский муниципальный район - 10 поселений, льгота по 1; Одинцовский муниципальный район - 16 поселений, льгота по 2 поселениям и другие.
В муниципальных районах Московской области: Волоколамский (8 поселений), Воскресенский (6 поселений), Дмитровский (11 поселений), Клинский (8 поселений), Можайский (11 поселений), Наро-Фоминский (9 поселений), Павлово- Посадский (6 поселений), Ступинский (7 поселений), Талдомский (8 поселений) и другие, а также городских округах: Балашиха, Бронницы, Домодедово, Жуковский, Мытищи, Подольск, Протвино, Реутов, Химки, Фрязино и другие не установлена дополнительно льгота по указанной категории граждан;
- малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения Воскресенский муниципальный район - 6 поселений, льгота по 5, Ленинский муниципальный район - 7 поселений, льгота по 5, Лотошинский муниципальный район - 3 поселения, льгота по 2, Наро-Фоминский муниципальный район - 9 поселений, льгота по 6, Ногинский муниципальный район - 10 поселений, льгота по 8 поселениям и другие.
В городских округах Московской области: Балашиха, Власиха, Дубна, Королев, Реутов не установлена дополнительно льгота по указанной категории граждан;
- семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения Воскресенский муниципальный район - 6 поселений, льгота по 5, Наро-Фоминский муниципальный район - 9 поселений, льгота по 6, Ногинский муниципальный район - 10 поселений, льгота по 9, Одинцовский муниципальный район - 16 поселений, льгота по 14, Раменский муниципальный район - 21 поселение, по 20 поселениям.
В городских округах Московской области: Власиха, Дубна, Звенигород не установлена дополнительно льгота по указанной категории граждан;
- пенсионеры, доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров Воскресенский муниципальный район - 6 поселений, льгота по 5; Дмитровский муниципальный район - 11 поселений, льгота по 4; Клинский муниципальный район - 8 поселений, льгота по 1; Коломенский муниципальный район - 9 поселений, льгота по 8; Ленинский муниципальный район - 7 поселений, льгота по 6; Наро-Фоминский муниципальный район - 9 поселений, льгота по 5; Одинцовский - 16 поселений, льгота по 14, Пушкинский - 10 поселений, льгота по 2 поселениям.
В городских округах Московской области Власиха, Королев, Реутов не установлена дополнительно льгота по указанной категории граждан.
Что касается налога на имущество физических лиц, то в 246 городских и сельских поселениях, в 35 городских округах - 3,2% (9 муниципальных образований) дополнительно установлена льгота семьям, имеющим детей-инвалидов; 6,8% (19 муниципальных образований) - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4,6% (13 муниципальных образований) - малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам; 13,9% (39 муниципальных образований) - семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей; 1,8% (5 муниципальных образований) - гражданам в случаях, если строения, помещения и сооружения, принадлежащие им на праве собственности, относятся к категории ветхого и (или) аварийного жилищного фонда; 0,7% (2 муниципальных образования) - гражданам, имеющим на праве собственности квартиры и (или) комнаты в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в соответствии с действующим законодательством.
В 13 муниципальных районах (115 поселений) и в 27 городских округах по отдельным наиболее нуждающимся категориям граждан дополнительно не установлена льгота по указанному налогу.
В соответствии с Законом Московской области от 18.10.2014 N 126/2014-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Московской области с 1 января 2015 года применяется налог на недвижимость, рассчитываемый от кадастровой стоимости.
Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на имущество физических лиц за 2016 год необходимо оплатить до 1 декабря 2017 года, за 2017 год - до 1 декабря 2018 года. При этом уведомление в налоговые органы о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, налогоплательщик представляет до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом. То есть за 2017 год - до 1 ноября 2017 года.
Если нарушить срок уплаты налога, то налогоплательщику придется заплатить пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования.
Особенностями уплаты налога является то, что ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются представительными органами каждого муниципального образования Московской области. Изучение действующих ставок показало, что практически по всем муниципальным образованиям ставки в отношении квартир и комнат составляют 0,1% от кадастровой стоимости, в отношении частных домов, гаражей и машино-мест - 0,3%.
Кадастровая оценка максимально приближена к рыночной стоимости объектов недвижимости и значительно выше инвентаризационной. Как правило, текущая инвентаризационная оценка домов старого фонда в несколько раз ниже, чем рыночная. В домах современной постройки разница меньше.
В связи с тем, что сумма налога, рассчитанная от кадастровой стоимости, в основном, значительно выше рассчитываемой от инвентаризационной стоимости, установлены поправочные коэффициенты на 5 лет, применяемые при расчете суммы налога. Начиная с 2019 года поправочный коэффициент не применяется.
В настоящее время на территории Московской области проводится административно-территориальная реформа, преобразование муниципальных районов, включающие городские и сельские поселения в городские округа и установление границ вновь образованных муниципальных образований.
В результате могут возникнуть опасения, что отдельные категории граждан, которым действующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Московской области установлены налоговые льготы, дополнительно к льготам, предусмотренных Налоговым кодексом
Российской Федерации, могут быть не включены во вновь принимаемый нормативный документ на 2018 год по введению земельного налога и налога на имущество физических лиц на единой территории преобразованного муниципального образования Московской области.
По данному вопросу получено положительное экспертное заключение профессора, доктора экономических наук, доцента Федоровой И.Ю., доцента, кандидата экономических наук Прокофьева М.Н. Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, членов Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека В Московской области.
В заключении указано, что установление льгот не приведет к значительному уменьшению доходной части местных бюджетов и рассматриваемые льготы целесообразно учесть при формировании межбюджетных отношений Московской области и муниципальных образований, что особенно важно для дотационных территорий.
4. Итоги анализа и систематизации информации по предоставлению льгот по местным налогам отдельным наиболее нуждающимся гражданам
Земельный налог, налог на имущество физических лиц (по 281 муниципальному образованию (100%)).
Наименование отдельных наиболее нуждающихся категорий граждан |
Земельный налог |
Налог на имущество физических лиц |
||
Количество муниципальных образований |
Доля от общего количества (%) |
Количество муниципальных образований |
Доля от общего количества (%) |
|
1. Семьи, имеющие детей-инвалидов, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения |
71 |
25,3 |
9 |
3,2 |
2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на которых распространяется действие Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
38 |
13,5 |
19 |
6,8 |
3. Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения |
255 |
90,7 |
13 |
4,6 |
4. Семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения |
270 |
96,1 |
39 |
13,9 |
5. Пенсионеры, доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров |
247 |
87,9 |
Льгота в соответствии с Налоговым кодексом РФ |
|
6. Граждане в случаях, если строения, помещения и сооружения, принадлежащие им на праве собственности, относятся к категории ветхого и (или) аварийного жилищного фонда |
X |
X |
5 |
1,8 |
7. Граждане, имеющие на праве собственности квартиры и (или) комнаты в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в соответствии с действующим законодательством |
X |
X |
2 |
0,7 |
5. Результаты мониторинга
С целью обеспечения защиты определенных прав наиболее нуждающихся категорий граждан в Московской области:
- подготовлено обращение Губернатору Московской области Воробьеву А.Ю. с предложением направить письмо главам муниципальных образований с рекомендациями проанализировать и рассмотреть возможность установления нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Московской области льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации по указанным категориям граждан;
- подготовлено обращение Председателю Московской областной Думы Брынцалову И.Ю. с докладом Губернатору Московской области Воробьеву А.Ю. итогов анализа и систематизации информации по предоставлению льгот по местным налогам и предложением о направлении письма главам муниципальных образований с рекомендациями проанализировать и рассмотреть возможность установления нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Московской области льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц дополнительно к льготам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации по указанным категориям граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.