Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к распоряжению
государственного органа
Московской области
"Уполномоченный по правам человека
в Московской области и его аппарат"
от 26 февраля 2018 г. N РГОМО-12/2018
Отчет
о результатах правового мониторинга соблюдения прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства
1. Общие положения
Объект мониторинга: статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Цели и задачи проведения мониторинга: выявление нарушений при реализации прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства; выработка предложений по совершенствованию законодательства.
Время проведения мониторинга: август - декабрь 2017 года.
2. Деятельность исполнителей
Исполнитель: Белова С.В.
Проведенные мероприятия:
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Отметка о выполнении |
1. |
Изучение и анализ законодательства при реализации прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства |
Август 2017 |
Белова С.В. |
Исполнено |
2. |
Подготовка и направление соответствующих запросов (статистика, нормативная база и др.) руководителям муниципальных образований Московской области |
Сентябрь 2017 |
Белова С.В. |
Исполнено |
3. |
Подведение итогов мониторинга, анализ результатов, подготовка предложений по устранению выявленных проблем |
Октябрь - Ноябрь 2017 |
Белова С.В. |
Исполнено |
4. |
Подготовка отчета о проведенном мониторинге |
Декабрь 2017 |
Белова С.В. |
Исполнено |
3. Проведение мониторинга
Статьёй 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, (далее объединено - инвалиды) по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 (далее - Правила) предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Данной статьей закона и Правилами не установлено условий реализации первоочередного права на получение земельного участка. Между тем, согласно судебной практике (например, Определению СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. N 91-КГ 13-7), название статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ "Обеспечение инвалидов жилой площадью" влечет ограничение прав инвалидов на реализацию предусмотренных статьей гарантий. Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Признание нуждаемости в улучшении жилищных условий в качестве проблемы реализации права инвалида на предоставление земельного участка указало 10 муниципальных образований Московской области (Дмитровский м.р., Ногинский м.р., Сергиево-Посадский м.р., Наро-Фоминский м.р., Клинский м.р., Можайский м.р., Кашира г.о., Мытищи г.о., Ступино г.о., Павловский Посад г.о.).
На настоящий момент нормы действующего законодательства не предусматривают предоставления инвалидам земельных участков в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, в аренду осуществляется без проведения торгов.
Согласно ответу Администрации Наро-Фоминского района Московской области, "вышеуказанные граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации вправе подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность (аренду) за плату (без проведения торгов) по цене, равной рыночной, с приложением копии документа, удостоверяющего личность заявителя, копии документа, подтверждающего право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка (справка об инвалидности), а также копии документа, подтверждающего статус инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий".
В итоге, для первоочередного получения земельного участка инвалид должен сначала быть признан малоимущим, затем - быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, после этого встать в очередь за первоочередным получением земли в аренду без проведения торгов. Таким образом, появляется коллизия законодательства: инвалид признанный законодательством малоимущим должен при этом иметь достаточный доход для обеспечения договора аренды земельного участка.
Учитывая, что данный порядок предоставления инвалидам земельных участков регламентирован отсылочными нормами законодательства, граждане не всегда могут правильно их истолковать. Например, согласно анализу обращений граждан, поступивших в аппарат Уполномоченного по правам человека в Московской области, под правом первоочередного предоставления земельного участка заявители понимают предоставление им в собственность земельного участка бесплатно, что коренным образом не соответствует законодательству.
Согласно статистике за 2014 - 2016 и I полугодие 2017 года в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области поступило 1868 заявлений о предоставлении гражданам земельного участка по первоочередному праву, из них отказано по 603 заявлениям. Всего по праву первоочередного предоставления было предоставлено 376 земельных участков. Наибольший спрос на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, ведение подсобного хозяйства, садоводство, наименьший - дачное хозяйство.
Среди основных проблем городских округов Московской области является отсутствие свободной земли для предоставления её гражданам. Например, на территории городского округа Протвино все свободные от существующей застройки земли покрыты городскими лесами, имеющие статус "Защитные", а основная часть города находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и ограничена в обороте.
Для разрешения сложившейся ситуации администрациями городских округов Люберцы, Жуковский и Дзержинский были направлены запросы в соседние муниципальные образования. Городскому округу Дзержинский удалось договориться о предоставлении земельных участков под садоводство на территории Шатурского муниципального района. В городских округах Коломна и Подольск планируется реализовывать права инвалидов за счет добавленных территорий, в связи с изменением границ.
В целях реализации положений статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ в муниципальных районах Коломенский, Орехово-Зуевский, Воскресенский и городские округа Орехово-Зуево, Шаховская, Зарайск, Клинский, Павловский Посад, Луховицы, Протвино, Серебряные Пруды на местном уровне был утверждён порядок реализации первоочередного права инвалидов на земельные участки. В городских округах Черноголовка, Красногорск, Дубна, Жуковский, Подольск и Серпухов вопросы предоставления земельных участков инвалидам урегулированы в рамках других муниципальных правовых актов (Правила землепользования и застройки, Порядок учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков).
Городские округа Фрязино, Дзержинский и Балашиха ведут учет граждан в целях предоставления земельных участков только по Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Проведенный мониторинг показал, что первоочередное право инвалидов и семьей, имеющих в своем составе инвалидов, на обеспечение земельными участками реализуется не в полной мере, поскольку условия и порядок предоставления четко не регламентированы.
4. Результаты мониторинга
Проведенный мониторинг позволил выявить следующие несовершенства действующего законодательства: нет единообразия применения законодательства, так как нет единого порядка предоставления гражданам земельного участка в первоочередном порядке; законодательно не установлены условия предоставления земельных участков в отношении категории их использования (индивидуальное жилищное строительство, ведение подсобного и дачного хозяйства, садоводства); малоимущие граждане не могут оплачивать аренду земельного участка и для реализации их права необходимы альтернативные виды предоставления; в городских округах отсутствуют свободные земли.
5. Выводы
Представляется целесообразным конкретизировать положения федерального законодательства, регулирующие право инвалидов на первоочередное получение земельных участков, в том числе в части выделения положений части 16 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ в отдельную статью (с целью устранения ограничений по предоставлению земельных участков инвалидам, в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий), установления на федеральном уровне условий, порядка и способов предоставления инвалидам земельных участков, установления возможности предоставления земельных участков в безвозмездное пользование для малоимущих инвалидов, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.