Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Д.Н. Басманова, Н.В. Боковиковой, заслушав заключение судьи В.В. Кретова, проводившего на основании статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение жалобы гражданина Вахнина В.Д., установил:
В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Коми гражданин Вахнин В.Д. оспаривает конституционность Закона Республики Коми от 23 июня 2012 года N 41-РЗ "О выборах Главы Республики Коми" в той мере, в какой настоящий Закон не предусматривает возможность самовыдвижения в качестве кандидата на должность Главы Республики Коми.
По мнению заявителя, Закон Республики Коми "О выборах Главы Республики Коми" необоснованно ограничивает его пассивное избирательное право на выдвижение в качестве кандидата на должность Главы Республики Коми в порядке самовыдвижения и тем самым противоречит Конституции Республики Коми, ее статьям 15, 18, 31, 33.
Проверив представленные материалы, Конституционный Суд Республики Коми не находит законных оснований для принятия жалобы Вахнина В.Д. к рассмотрению.
Так, в соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями. При этом политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии.
Выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения не исключается, но только при условии, что это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
Такие же правила выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации содержатся и статье 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, федеральный законодатель, руководствуясь конституционными принципами разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и исходя из права регионального законодателя на самостоятельную оценку возможности установления дополнительных гарантий реализации гражданами пассивного избирательного права, предоставил субъектам Российской Федерации определенную свободу усмотрения при определении перечня способов выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
При этом само по себе отсутствие в избирательном законодательстве субъекта Российской Федерации положений о выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения не препятствует эффективной реализации гражданами права на участие в соответствующих выборах в качестве кандидатов иным способом, в частности посредством выдвижения кандидатов политическими партиями как из числа своих членов, так и из числа лиц, не являющихся членами этой или иной политической партии.
Данной позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации, который в своих постановлениях от 21 декабря 2005 года N 13-П, от 24 декабря 2012 года N 32-П и определении от 14 января 2014 года N 7-О указал, что право граждан участвовать в процедуре замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения не является безусловным и из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому отсутствие у гражданина такой возможности не свидетельствует о каких-либо нарушениях его конституционных прав и свобод.
При таких обстоятельствах Конституционный Суд Республики Коми приходит к выводу, что какая-либо неопределенность в том, соответствует ли Конституции Республики Коми факт отсутствия в Законе Республики Коми от 23 июня 2012 года N 41-РЗ "О выборах Главы Республики Коми" нормы о самовыдвижении в качестве кандидата на должность Главы Республики Коми не усматривается, что в силу положений статей 32, 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" является основанием для отказа в принятии жалобы Вахнина В.Д. к рассмотрению.
Кроме того, данная жалоба не является допустимой и в связи с тем, что заявителем не представлено каких-либо доказательств о реальном применении или возможности применения в отношении него соответствующих положений Закона Республики Коми "О выборах Главы Республики Коми" и поэтому в соответствии со статьями 3 и 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" суд также не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 66, 72, 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Вахнина Виктора Дмитриевича как не отвечающей требованиям Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Республики Коми признается допустимой.
2. Настоящее Определение является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Определение подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и размещению на официальном сайте Республики Коми в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (на официальном интернет-портале Республики Коми).
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Коми от 24 июня 2016 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вахнина Виктора Дмитриевича о нарушении его конституционных прав Законом Республики Коми от 23 июня 2012 года N 41-РЗ "О выборах Главы Республики Коми"
Текст определения опубликован в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 30 июня 2016 г. N 12, в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://www.law.rkomi.ru) 24 июня 2016 г.