Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Сыктывкара к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным административного регламента, установил:
прокурор города Сыктывкара обратился в суд с административным иском к администрации МО ГО "Сыктывкар", в котором просит признать постановление главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от ** ** ** N ... "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение на территории МО ГО "Сыктывкар" (далее - административный регламент) недействующим и несоответствующим федеральному законодательству. В обосновании административного иска указано на то, что по п. 2.6 административного регламента требуется предоставление Согласия в письменной форме всех собственников помещений в многоквартирном доме на перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения и невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме), что, по мнению прокурора, является нарушением ч. 2 ст. 23 ЖК РФ. Доводов о незаконности каких-либо иных положений регламента не приводится.
В судебном заседании прокурор Н.Н. требования поддержала, уточнив, что предметом оспаривания является только п.п. 5 п. 2.6 административного регламента.
Представители административного ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" К.А. и В.Н. возражали против удовлетворения административного иска.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения
Согласно ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В соответствии с п. 2.6 административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Для получения муниципальной услуги заявитель подает в отдел по организации предоставления муниципальных услуг МБУ "ГИКЦ", МФЦ, на порталы государственных и муниципальных услуг (функций) заявление о предоставлении муниципальной услуги по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему административному регламенту, а также следующие документы:
1. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством, и (или) иной документ, подтверждающий полномочия представителя (законного представителя) (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если заявление подписывается представителем заявителя (законным представителем).
2. Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя) (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит).
3. Правоустанавливающие документы на переводимое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (1 экз., копия (с представлением оригинала) или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия, копия возврату не подлежит).
4. Проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, подготовленный и оформленный в установленном порядке (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
5. Согласие в письменной форме всех собственников помещений в многоквартирном доме на перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения и невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме).
Таким образом, помимо документов, указанных в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, административный регламент предусматривает необходимость предоставления Согласия в письменной форме всех собственников помещений в многоквартирном доме на перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (1 экз., копия (с представлением оригинала), копия возврату не подлежит) (представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения и невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме).
Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.
Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.
Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, п.п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения и невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме), то в указанных случаях положения ч.ч. 2 и 3 ст. 26 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 2 ст. 23 ЖК РФ определяет перечень документов, когда перевод помещения из жилого в жилое и жилого в нежилое не связан с присоединения части общего имущества в многоквартирном доме (например, земельного участка). Данный пункт дублируется в подпунктах 1-4 п. 2.6 административного регламента.
Если же такой перевод связан с присоединения части общего имущества в многоквартирном доме, то у заинтересованного гражданина в силу ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ имеется прямая обязанность предоставления согласия в письменной форме всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Оспариваемый п.п. 5 п. 2.6 административного регламента является дублированием в муниципальном акте положений Жилищного кодекса РФ.
Аналогичная позиция нашла свое отражение в ответе на вопрос N 4 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска прокурора не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд решил:
административный иск прокурора города Сыктывкара к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным административного регламента оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято.
Судья |
М.В. Щелканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 мая 2016 г. N 2а-6325/2016 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 5 пункта 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 15.02.2016 N 2/308"
Текст решения официально опубликован не был