Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Д.Н. Басманова, Н.В. Боковиковой, А.В. Проскурова, с участием представителя Главы Республики Коми Е.Н. Ермиловой - заместителя начальника Государственно-правового управления Главы Республики Коми, руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части 1 статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 17 октября 2016 года N 123 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явилась жалоба гражданина А.М. Тентюкова, а основанием для рассмотрения - обнаружившаяся неопределенность в том, соответствует ли Конституции Республики Коми указанная выше норма.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В. Кретова, объяснения представителя Главы Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
Проживающий в городе Сыктывкаре Республики Коми гражданин А.М. Тентюков обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о проверке конституционности пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 17 октября 2016 года N 123 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми", которым Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми переименовано в Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми с присоединением к нему Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и с передачей функций данного Министерства переименованному Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.
В обоснование жалобы А.М. Тентюков указал, что фактическая ликвидация Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, как самостоятельного органа исполнительной власти, и передача его полномочий переименованному Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми создает реальную угрозу экологической безопасности, поскольку основной задачей указанного Министерства была и остается функция по формированию и реализации государственной политики в сфере промышленности (нефтяной, газовой, горнорудной, угольной, и т.д.), а также в области энергетики и транспорта, что уже само по себе может оказать негативное влияние на окружающую среду, так как осуществление под эгидой Министерства производственно-хозяйственной деятельности по определению влечет за собой причинение того или иного ущерба земле, водам, лесам и другим природным ресурсам. В связи с этим заявитель полагает, что присоединение профильного министерства к министерству, ведающему промышленностью, энергетикой и транспортом, не согласуется с требованиями статей 13, 43 Конституции Республики Коми, поскольку может привести к существенному нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является пункт 3 Указа Главы Республики Коми "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми", а именно проверка соответствия положений данной нормы Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статьи 4, 10), а также предусматривающей охрану земли, водных, лесных и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности народа, проживающего на территории Республики Коми, и безусловное право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (статьи 13, 43).
Согласно статьям 4 и 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их признание, соблюдение и защита - обязанность Республики Коми.
Данной обязанности корреспондируют положения статьи 43 Конституции Республики Коми, в соответствии с которыми к числу конституционно признаваемых и защищаемых прав человека и гражданина относится право граждан на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее состоянии.
Поскольку вопросы природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности в силу пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и пункта "д" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, то с учетом приведенных выше конституционных предписаний и требований статей 26.1, 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", преамбулы и статей 3, 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на органы государственной власти Республики Коми возложена обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, предотвращающих нанесение какого-либо вреда природе и окружающей среде и обеспечивающих надлежащую экологическую безопасность на территории данного региона.
В связи с этим соответствующие органы исполнительной власти Республики Коми при формировании и реализации государственной политики в сфере экономики в обязательном порядке решают и вопросы, направленные на обеспечение наибольшего благоприятствования окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов.
Согласно же статье 77 Конституции Российской Федерации, преамбуле Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и согласующимися с этими нормами статьями 66, 84 Конституции Республики Коми система исполнительных органов государственной власти Республики Коми устанавливается Главой Республики Коми самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанным выше Федеральным законом.
Таким образом, при определении структуры и полномочий органов исполнительной власти Глава Республики Коми обладает достаточно широкой свободой усмотрения, но при этом принимаемые им решения не должны противоречить конституционным основам и общим принципам разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Коми.
Применительно к оспариваемому пункту 3 Указа Главы Республики Коми "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" это означает, что после присоединения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к переименованному Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми вопросы развития и функционирования промышленности, энергетики и транспорта должны решаться настоящим Министерством с учетом требований статей 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации, статей 13, 43 Конституции Республики Коми и законодательства Российской Федерации и Республики Коми, определяющего основы государственной политики в сфере охраны земли, водных, лесных и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народа, проживающего на территории Республики Коми, и гарантирующего конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
Иными словами, Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми при осуществлении своих полномочий обязано обеспечивать разумный баланс интересов субъектов хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов граждан на гарантированное соблюдение и всемерную защиту их экологических прав.
Данный вывод основан и на правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно отмечал, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне и имеет всеобщий характер. Поэтому при решении социально-экономических задач принципиальное значение имеет признание, соблюдение и защита конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, что предполагает планирование и реализацию органами власти комплекса различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда природе, биологическим ресурсам и окружающей среде и минимизирующих экологические риски при осуществлении той или иной хозяйственной деятельности (постановления от 14 мая 2009 года N 8-П; от 5 марта 2013 года N 5-П; от 13 октября 2015 года N 26-П; определения от 28 июня 2012 года N 1256-О; от 26 мая 2016 года N 1003-О).
Таким образом, установленная на конституционном уровне и конкретизированная в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и других нормативных правовых актах обязанность органов исполнительной власти Республики Коми по сохранению природы и окружающей среды носит всеобщий и универсальный характер и не зависит ни от переименования этих органов, ни от изменения их структуры, полномочий и общего назначения.
В связи с этим нет оснований считать, что принятое Главой Республики Коми в рамках своих дискреционных полномочий и в соответствии с положениями статьи 77 Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статей 66, 84 Конституции Республики Коми решение о реорганизации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми путем присоединения его к переименованному Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми может повлиять на экологическую безопасность на территории Республики Коми и умалить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Напротив, полная передача функций и кадрового потенциала Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми переименованному Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми предполагает, что последнее Министерство фактически принимает на себя повышенные обязательства по соблюдению законодательства об охране окружающей среды, поскольку при формировании и реализации государственной политики в сфере промышленности, энергетики и транспорта непосредственно в самом Министерстве будет более оперативно и комплексно определяться тот самый баланс интересов хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду, и интересов неопределенного круга лиц в области сохранения природы и окружающей среды в целом.
При этом в соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране окружающей среды", Водного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О недрах", других федеральных законов Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми при осуществлении полномочий, предусмотренных Положением о министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 28 декабря 2016 года N 615 и воспринявшим весь функционал присоединенного Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, обязано оперативно реагировать на любые случаи негативного воздействия на окружающую среду, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, и принимать исчерпывающие меры к предупреждению или устранению такого воздействия, в том числе и под угрозой ответственности, установленной федеральным законодательством.
Помимо этого, к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми на основании статьи 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и указанного выше Положения перешли и полномочия по решению вопросов регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору, что предопределяет возложение на Министерство обязанности по выполнению координирующих, контрольных и регулятивных функций в сфере соблюдения и защиты экологических прав граждан.
Следовательно, Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми должно действовать исходя из принципа приоритета публичных интересов в области обеспечения экологической безопасности граждан и региона в целом и в силу прямого указания закона не допускать неправомерного и неоправданного воздействия на окружающую среду как со стороны подразделений и должностных лиц самого Министерства, так и со стороны иных хозяйствующих субъектов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности является прямым нарушением основанных на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми правил экологической безопасности и влечет за собой соответствующие неблагоприятные последствия как для самого Министерства, так и для его должностных лиц.
В связи с изложенным нет оснований считать, что указанное выше изменение в системе исполнительной власти Республики Коми может негативно повлиять на состояние природы и окружающей среды и привести к нарушению конституционных прав гражданин в сфере экологии.
При таких обстоятельствах следует признать, что предусмотренное пунктом 3 Указа Главы Республики Коми от 17 октября 2016 года N 123 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" присоединение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к переименованному Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми само по себе не влияет на надлежащее осуществление государственных полномочий по охране земли, водных, лесных и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народа, проживающего на территории Республики Коми, и не нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Поэтому пункт 3 настоящего Указа не может быть признан противоречащим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 13, 43, 66.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, частью 1 статьи 66, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать пункт 3 Указа Главы Республики Коми от 17 октября 2016 года N 123 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 13, 43, 66.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. На основании статьи 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Постановление подлежит официальному опубликованию в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и размещению на официальном сайте Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (на официальном Интернет-портале Республики Коми).
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 14 февраля 2017 г. "По делу о проверке конституционности пункта 3 Указа Главы Республики Коми от 17 октября 2016 года N 123 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми" по жалобе гражданина Тентюкова Андрея Михайловича"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления официально опубликован не был