Ровно год прошел с момента введения Банком России нового на страховом рынке понятия "Период охлаждения"*. Сделано это было в целях защиты прав граждан от неправомерного навязывания различных видов договоров добровольного страхования при получении страховых либо банковских услуг.
Напомним, под "периодом охлаждения" подразумевается срок, в течение которого гражданин имеет право расторгнуть договор добровольного страхования и получить уплаченную им страховую премию в установленном порядке. В настоящее время этот срок составляет 5 рабочих дней. Банк России предлагает с 1 января 2018 года увеличить этот срок до 14 дней (что является универсальным, нормативно установленным сроком в целях защиты прав потребителей, например для досрочного возврата суммы потребительского кредита (займа) и возврата товара).
"Период охлаждения" касается практически всех популярных видов добровольного страхования** и уже зарекомендовал себя как эффективно действующий механизм защиты прав потребителей страховых услуг. Это подтверждается статистикой жалоб, поступающих в Банк России. Так, например, количество обращений по фактам навязывания дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО снизилось почти на треть в I квартале 2017 года относительного аналогичного периода годом ранее.
Кроме того, из поступающих в Банк России обращений видно, что при потребительском кредитовании граждане стали довольно активно использовать "период охлаждения" и чаще всего без потерь возвращают страховую премию, уплаченную за навязанную при заключении договора потребительского займа (кредита) страховку.
Увеличение минимального срока, предоставляющего возможность отказаться от договора добровольного страхования, с 5 до 14 дней позволит не только повысить защиту прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия от недобросовестного поведения страховщиков по навязыванию дополнительных услуг по страхованию.
Отделение - Национальный банк по Республике Коми Северо-Западного ГУ Банка России напоминает, что для расторжения договора страхования гражданину необходимо обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в "период охлаждения" страховая компания обязана вернуть полученные от клиента деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления. Потребитель не обязан заключать навязываемый договор добровольного страхования при оформлении ОСАГО или получении банковского кредита и имеет право расторгнуть такой договор в течение "периода охлаждения" без каких-либо последствий.
Данная информация изложена в памятке Банка России "Период охлаждения: как отказаться от ненужной Вам страховки", размещенной на официальном сайте регулятора www.cbr.ru в разделе "Финансовое просвещение" (прилагается).
Банк России и его территориальное учреждение - Отделение - НБ Республика Коми - принимает от населения обращения и жалобы на деятельность финансовых организаций, являющихся поднадзорными Банку России, как через специально созданный раздел "Интернет-приемная" на сайте www.cbr.ru, так и в письменном виде (в адрес Отделения - НБ Республика Коми, 167000, г. Сыктывкар, ул. Ленина, 53), для звонков доступен телефон контактного центра Банка России 8 800 250-40-72 (звонок из регионов России бесплатный).
И.о. управляющего |
М.И. Яцкив |
* См. Указание Банка России (N 3854-У от 20.11.2015) "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования".
** Страхование жизни, имущества, финансовых рисков, страхование от несчастных случаев и болезней, КАСКО, ДМС, гражданская ответственность и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное сообщение Национального банка Республики Коми от 8 июня 2017 г. N 287-48-05-15/5299 "От навязанной страховки можно отказаться"
Текст сообщения официально опубликован не был