Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2.4. Формирование раздела 3 "Концептуальные основы Программы"
В основу разработки Программы развития могут быть заложены следующие принципы планирования:
- Принцип единства и целостности (означает единство принципов и методологии организации и функционирования системы планирования, единство порядка осуществления планирования и формирования отчетности о реализации документов планирования ДОО);
- Принцип сбалансированности (означает согласованность и сбалансированность документов планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации);
- Принцип результативности и эффективности (означает, что выбор способов и методов достижения целей развития ДОО должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами планирования);
- Принцип ответственности участников планирования (означает, что участники планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов планирования, осуществления мероприятий по достижению целей развития и за результативность и эффективность решения задач развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации);
- Принцип прозрачности (открытости) планирования (означает, что документы планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию);
- Принцип реалистичности (означает, что при определении целей и задач развития ДОО участники планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков);
- Принцип ресурсной обеспеченности (означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами планирования);
- Принцип измеряемости целей (означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей и задач развития ДОО с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе планирования);
- Программно-целевой принцип (означает определение приоритетов и целей развития, разработка взаимоувязанных по целям, срокам реализации программ и проектов ДОО и определение объемов и источников их финансирования).
При целепостановке необходимо учитывать, что цель - это планируемый конечный результат; конкретное состояние отдельных характеристик ДОО, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Необходимо помнить, что цели не должны противоречить Стратегии социально-экономического развития МОГО "Сыктывкар" до 2030 года и Муниципальной программе МО ГО "Сыктывкар" "Развитие образования".
Цели и задачи должны быть составлены в соответствии со смарт-принципом целеполагания (SMART) и должны быть:
- Конкретными (Specific);
- Измеримыми (Measurable) - сформулированы так, чтобы их можно было количественно измерить с помощью статистических и иных показателей);
- Согласованными (Agreeable, Accordant) с целями и задачами МОГО "Сыктывкар" в сфере дошкольного образования, между собой; с теми, кому предстоит их выполнять;
- Достижимыми (Realistic);
- Определенными во времени (Timebounded).
Важным этапом стратегического планирования деятельности ДОО является описание целей функционирования в терминах характеристик ДОО как сложной системы. Для этого проводится разукрупнение (квантификация) исходной цели на совокупность подцелей. Последовательное осуществление разукрупнения позволяет получить многоуровневое иерархическое "Дерево целей" (см. рис. ниже).
/----------\
| | - цель
| | -\
\----------/ |
| | декомпозиция
/-------------+-------------\ -/
| | |
/-----------\ /----------\ /------------\ - задачи
| | | | | | -\
\-----------/ \----------/ \------------/ |
| | | декомпозиция
/-------------\ /-------------\ -/
/-----------\ /-----------\ /-----------\ /-----------\
| | | | | | | | - подзадачи
\-----------/ \-----------/ \-----------/ \-----------/
В Приложении 3 в формате "Дерева целей" представлены цель и задачи ДОО (в качестве примера).
Можно предложить иные варианты формулировок целей ДОО:
- обеспечить высокое качество и доступность услуг ДОО в соответствии с нормативными требованиями и запросами социума;
- обеспечить лидерство (наименование организации) в качестве услуг и эффективности деятельности среди ДОО г. Сыктывкара и др.
Построение "Дерева целей" - один из довольно распространенных методов планирования, представляющий собой, по аналогии с вершиной дерева и его ветвями, графическое изображение связи между целями, задачами и средствами их достижения (мероприятиями). Дерево целей выстраивается по иерархическому принципу: сначала формулируется цель развития ДОО, а потом, по иерархии сверху вниз, - задачи, направленные на достижение цели.
Как уже отмечалось выше, механизмы - это институциональные средства, обеспечивающие достижение целей, комплекс мер (инструментов) по осуществлению целей и задач.
В соответствии с принципом формирования групп мер в зависимости их содержательного наполнения можно выделить следующие механизмы:
- финансово-экономический;
- нормативно-правовой;
- управленческий;
- научно-исследовательский и методический;
- информационно-коммуникативный и др.
В основу данной группировки заложена следующая логика:
1. Для осуществления Программы необходимы финансовые и материально-технические ресурсы;
2. Чтобы их получить и (или) использовать, необходим нормативный акт, который даст полномочия;
3. Чтобы полномочия реализовать, необходимы административные функции управления (нужно все спланировать, организовать, скоординировать, замотивировать и проконтролировать);
4. Обоснование для принятия решений руководство получает благодаря проведению исследований (например, рынка услуг, рынка труда), инструменты принятия решений - благодаря научно-методическим и учебно-методическим материалам (например, методические рекомендации по проведению учебных занятий в соответствии с ФГОС ДО);
5. Осуществление вышеуказанного невозможно без информационного сопровождения, а оно - в свою очередь, должно опираться на современные технологии электронного общества, на формирование баз данных, электронных средств организации обратной связи с родителями воспитанников, учредителем, с социальными партерами, с другими ДОО и т.д.
Примеры механизмов приведены ниже.
Финансово-экономический:
- экономические расчеты и обоснования;
- формирование бюджета с учетом цели и задач Программы;
- инвестиционно-кооперационная деятельность;
- привлечение инвесторов, спонсоров, благотворителей;
- организация торгов и конкурсов;
- финансирование проектов в рамках Программы развития
- внебюджетное финансирование проектов в рамках стратегии развития
- финансовое стимулирование и др.
Нормативно-правовой:
- развитие и совершенствование локальной нормативной базы реализации Программы (разработка новых Положений; совершенствование эффективных контрактов, должностных инструкций и др.);
- нормативное регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного обеспечения реализации задач и направлений развития образования и воспитания, предусмотренных Программой;
- коррекция Устава ДОО в соответствии с программными наработками;
- нормативное закрепление функций за подразделениями ДОО;
- нормативное оформление проектной деятельности по реализации Программы развития (утверждение руководителей, паспортов и календарных планов проектов) и др.
Управленческий:
- распределение функций по реализации Программы за подразделениями ДОО;
- изменения оргструктуры и функций ДОО в связи с реализацией Программы;
- организация работ по реализации Программы в текущей деятельности подразделений ДОО и взаимодействия подразделений ДОО (вертикальные и горизонтальные) по вопросам реализации Программы;
- координация (согласование) с учредителем и исполнителями изменений в Программе;
- организация работы с родителями, социальными партнерами и другими ДОО по реализации Программы;
- формирование мер стимулирования эффективного осуществления Программы развития ДОО;
- формирование показателей, отражающих результативность и эффективность системы образования и воспитания в ДОО;
- выработка и реализация эффективных мер входного, текущего и итогового контроля;
- организация мониторинга достижения качественных и количественных показателей и др.
Научно-исследовательский и методический:
- проведение исследования по выявлению тенденций развития внешней среды ДОО;
- проведение опроса (анкетирования) родителей воспитанников для оценки уровня их удовлетворенности услугами ДОО;
- подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности ДОО;
- изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;
- проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о тенденциях в области личностного развития детей и др.
Информационно-коммуникационный:
- организация и осуществление обратной связи с родителями, учредителем, заинтересованными сторонами по вопросам реализации Программы;
- организация информационных потоков, документооборота и его автоматизации в ДОО на основе соответствующих регламентов;
- создание информационных баз данных по различным вопросам;
- организация деятельности информационно-аналитической службы (или специалиста) в интересах обеспечения подразделений ДОО необходимыми информационными материалами по вопросам развития и др.
- использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и задач Программы и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.