Внести в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 18 марта 2015 г. N 65 "Об утверждении дополнительных и обосновывающих материалов государственной программы Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2020 годы" следующие изменения:
1. В наименовании и абзаце втором слова "на 2013 - 2020 годы" заменить словами "на 2013 - 2025 годы".
2. Дополнительные и обосновывающие материалы государственной программы Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2020 годы", утвержденные указанным выше приказом, изложить в новой редакции (прилагается).
Министр |
Д.Б. Пугачев |
"Утверждены
приказом Министерства экономического
развития и торговли Республики
Марий Эл
от 18 марта 2015 г. N 65
(в редакции приказа Министерства
промышленности, экономического развития
и торговли Республики Марий Эл
от 30 мая 2018 г. N 146
Дополнительные и обосновывающие материалы государственной программы Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2025 годы"
I. Общая характеристика энергосбережения Республики Марий Эл
Государственная программа Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2025 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2012 г. N 406 "О государственной программе Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2025 годы" (далее -
Государственная программа) разработана с целью максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов для устойчивого роста экономики и качества жизни населения республики.
Главной задачей всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления является комплексное использование всех рычагов управления для перехода на энергоэффективный путь развития.
Энергетическая эффективность выражается в сокращении потребления энергии на выполнение одного и того же объема работ: освещения, обогрева, производства какого-либо товара. Для потребителей энергетическая эффективность означает меньшие затраты на коммунальные услуги, для страны - экономию ресурсов, для экологии - ограничение выбросов в атмосферу парниковых газов, для энергокомпаний - снижение рискованных затрат на дорогое строительство в условиях роста потребления топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).
Существенные потери энергоресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Причинами являются неэффективная загрузка мощностей, когда установленная мощность котельной существенно превышает ее фактическую нагрузку по выработке тепловой энергии, и повышенный износ энергетического оборудования, сложившийся в результате недофинансирования статьи расходов предприятия "капитальный ремонт".
Энергосберегающие меры являются альтернативным инвестиционным решением строительству новых источников энергии и требуют в 2,5-8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей, вследствие значительного потенциала энергосбережения.
Снижение энергоемкости экономики за счет внедрения инновационных технологий остается пока не на высоком уровне.
Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, газ и воду, опережающий уровень инфляции, приводит к снижению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, организаций социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения. Все эти негативные последствия приводят к необходимости экономии энергоресурсов и актуальности проведения целенаправленной политики энергосбережения.
Основные сложности, которые могут возникнуть в ходе реализации Государственной программы, определяются следующими факторами:
неопределенность конъюнктуры и неразвитость институтов рынка энергосбережения;
зависимость регионального рынка энергоносителей от состояния и конъюнктуры российского и мирового энергетического рынка.
Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены Стратегией социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2018 г. N 12. Стратегия социально-экономического развития Республики Марий Эл, разработанная на период до 2030 года, базируется на реализации таких стратегических целей, как:
повышение уровня жизни населения;
обеспечение устойчивого экономического роста;
формирование благоприятных условий жизнедеятельности. Основными целями Государственной программы являются:
повышение энергоэффективности экономики Республики Марий Эл;
снижение энергоемкости валового регионального продукта;
повышение энергетической безопасности и надежности энергоснабжения потребителей;
максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) и научно-техническою потенциала для повышения качества жизни населения республики;
государственный контроль за соблюдением требований
законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Для достижения целей Государственной программы предполагается решение следующих задач:
создание нормативной правовой базы, обеспечение организационных и экономических условий для реализации энергосберегающих мероприятий;
реконструкция и техническое перевооружение электросетевых объектов;
оснащение приборами учета потребителей ТЭР и их стимулирование к экономии энергоресурсов;
развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии;
сокращение потерь при транспортировке тепловой и электрической энергии, воды;
организация форм государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
привлечение инвестиций в энергосбережение;
информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению.
II. Сроки и этапы реализации, целевые показатели Государственной программы
Государственная программа реализуется в один этап. Сроки реализации Государственной программы 2013 - 2025 годы.
Состав показателей (индикаторов) Государственной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач Государственной программы.
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики в сфере развития потенциала инженерной и энергетической инфраструктуры.
Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы, подпрограмм и их значениях приведены в приложении N 1 к Государственной программе,
III. Перечень подпрограмм и характеристика основных мероприятий Государственной программы
Основные цели и задачи Государственной программы не могут быть достигнуты без реализации мероприятий следующих подпрограмм:
"Управление топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл";
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл".
Основные мероприятия Государственной программы направлены на реализацию поставленных целей и задач.
Выстроенная в рамках настоящей Государственной программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей на всех уровнях Государственной программы.
В рамках подпрограммы "Управление топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл" предусматривается:
участие в управлении топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл;
участие в социально-экономическом развитии Республики Марий Эл в области электроэнергетики.
Ряд взаимосвязанных целей подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл" направлен на содействие развитию потенциала инженерной и энергетической инфраструктуры Республики Марий Эл, включая:
энергосбережение в государственном секторе;
энергосбережение в жилищном фонде;
энергосбережение в системах коммунальной инфраструктуры;
энергосбережение на предприятиях реального сектора экономики;
энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе;
информационное обеспечение мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется:
разработка и реализация законов, подзаконных актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
информационное обеспечение на территории Республики Марий Эл мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
региональный государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Марий Эл.
В целях повышения эффективности координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на всей территории Республики Марий Эл действия органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, организаций и индивидуальных предпринимателей будут сконцентрированы на реализации мероприятий вышеуказанных подпрограмм, включенных в состав Государственной программы.
Срок реализации мероприятий распространяется на весь период реализации Государственной программы.
IV. Основные меры правового регулирования
В связи с изменением законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и в целях эффективного осуществления мероприятий Государственной программы Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл планирует разрабатывать нормативные правовые акты Республики Марий Эл в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В Государственную программу будут вноситься изменения с учетом изменений, вносимых в законодательство Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении Л" 3 к Государственной программе.
V. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления ими
К рискам реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
I ) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Государственной программы на республиканском уровне;
2) организационные риски, связанные с неэффективностью управления реализацией Государственной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Государственной программой, 410 может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Государственной программы или задержке в их выполнении;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Государственной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников;
4) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Марий Эл и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Вышеуказанные риски распределены по уровням их влияния на реализацию Государственной программы в таблице.
Таблица
Характеристика рисков, влияющих на реализацию Государственной программы
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Институционально-правовые риски: отсутствие нормативного регулирования основных мероприятий Государственной программы |
умеренный |
принятие нормативных правовых актов Республики Марий Эл, регулирующих сферы деятельности при создании и развитии инфраструктурных комплексов экономики |
Организационные риски: неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Государственной программы; пассивное сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий подпрограмм, входящих в Государственную программу |
умеренный |
повышение квалификации и ответственности исполнителей и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий; координация деятельности организаций, налаживание административных процедур для снижения данного риска |
Финансовые риски: дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию мероприятий подпрограмм, входящих в Государственную программу; недостаточное привлечение внебюджетных средств, предусмотренных в подпрограммах, входящих в Государственную программу |
высокий |
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям подпрограмм, входящих в Государственную программу, в соответствии с ожидаемыми конечными результатами, активная работа с собственниками и инвесторами предприятий |
Непредвиденные риски: резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса |
высокий |
формирование эффективной системы финансовой и нефинансовой форм государственной поддержки организаций. |
Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Государственной программы может оказать реализация финансовых и непредвиденных рисков, которые содержат угрозу срыва реализации Государственной программы. В связи с этим в рамках реализации Государственной программы наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками и предотвращению техногенных катастроф.
VI. Оценка планируемой эффективности реализации Государственной программы
Реализация Государственной программы позволит:
удовлетворить растущие потребности населения и экономики Республики Марий Эл в энергетических ресурсах, в том числе за счет энергосбережения, высвобождения энергетических мощностей при одновременном сокращении затрат на оплату энергетических ресурсов и коммунальных услуг в бюджетной сфере;
повысить эффективность использования ТЭР за счет широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования потребителями ТЭР в различных отраслях экономики республики;
обеспечить энергосбережение и повышение энергетической эффективности при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений;
снизить удельные расходы топлива на выработку электрической и тепловой энергии за счет рационального распределения нагрузки на оборудование;
сократить потери тепловой и электрической энергии в сетях;
развить бизнес по оказанию услуг в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обеспечить сокращение объема потребления энергетических ресурсов в натуральном выражении в бюджетной сфере;
сократить потребление энергетических ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
автоматизировать технологические процессы, обеспечить оперативный мониторинг показателей энергетической эффективности, также создать условия для эффективного распространения знаний в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обеспечить экономию природных ресурсов и снижение уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов;
достичь значений целевых показателей, указанных в приложении N 1 к Государственной программе.
Кроме того, предусматривается разработка и принятие нормативных правовых актов Республики Марий Эл, регулирующих сферу развития потенциала инженерной и энергетической инфраструктуры. Благодаря мерам инвестиционного и инновационного характера будут достигнуты позитивные изменения на основе нормативных правовых актов Республики Марий Эл, разработанных в целях реализации Государственной программы, в результате чего будет обеспечено динамичное развитие экономики, позволяющее ускоренными темпами решать вопросы повышения качества жизни населения.
VII. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится с учетом следующих составляющих:
а) оценка степени достижения целей и решения задач Государственной программы;
б) оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Государственную программу;
в) оценка степени реализации основных мероприятий, ведомственных целевых программ и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
г) оценка степени соответствия запланированному уровню расходов;
д) оценка эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
е) оценка эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу.
Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Государственную программу, оценки степени реализации мероприятий, оценки степени соответствия запланированному уровню расходов и оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации Государственной программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу.
Оценка степени реализации мероприятий
Степень реализации мероприятий оценивается для каждой подпрограммы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
,
где:
- степень реализации мероприятий;
- количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Расчет степени реализации мероприятий осуществляется на уровне основных мероприятий подпрограмм и (или) ведомственных целевых программ.
Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95 процентов от запланированного и не хуже значения показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию.
В случае если для определения результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений данных показателей (индикаторов) к запланированным значениям данных показателей (индикаторов), выраженное в процентах;
мероприятие, предусматривающее разработку или принятие нормативных правовых актов Республики Марий Эл, считается выполненным в случае разработки или принятия нормативного правового акта Республики Марий Эл в установленные сроки;
мероприятие, предусматривающее строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, считается выполненным в случае окончания строительства или реконструкции объектов капитального строительства в установленные сроки;
мероприятие, предусматривающее достижение качественного результата, считается выполненным в случае его достижения (проводится экспертная оценка).
Оценка степени соответствия запланированному уровню расходов
Степень соответствия запланированному уровню расходов оценивается для каждой подпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
,
где:
- степень соответствия запланированному уровню расходов;
- фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
- плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
В составе показателя "степень соответствия запланированному уровню расходов" учитываются расходы из всех источников финансирования.
В качестве плановых расходов из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующей подпрограммы в соответствии со сводной бюджетной росписью на отчетный год по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В качестве плановых расходов из средств иных источников используются данные по объемам расходов, предусмотренных за счет соответствующих источников на реализацию подпрограммы в соответствии с действующей на момент проведения оценки эффективности реализации государственной программы редакцией государственной программы.
Оценка эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл
Эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл по следующей формуле:
,
где:
- эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
- степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
- степень соответствия запланированному уровню расходов из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Государственную программу
Для оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Государственную программу, определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
для показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
,
где:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
- значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
В случае, если подпрограммой установлено целевое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы (далее - показатель (индикатор), равное нулю, при фактическом значении показателя (индикатора), равном нулю, степень достижения планового значения показателя (индикатора) принимается равной 1. При фактическом значении показателя (индикатора), не равном нулю, соответствующий показатель (индикатор) считается недостигнутым, степень достижения планового значения показателя (индикатора) принимается равной 0.
Степень достижения целей и решения задач подпрограммы, входящей в Государственную программу (далее - степень реализации подпрограммы), рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень реализации подпрограммы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы в случаях, если больше 1, значение
принимается равным 1.
Оценка эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу
Эффективность реализации подпрограммы, входящей в Государственную программу (далее - подпрограмма), оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации подпрограммы;
- степень реализации подпрограммы;
- эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл (либо, по решению ответственного исполнителя, - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы).
В случае, если на реализацию подпрограммы бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Республики Марий Эл на отчетный финансовый год не предусматривались, эффективность реализации подпрограммы принимается равной степени реализации подпрограммы.
Эффективность реализации подпрограммы признается высокой в случае, если значение составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы признается средней в случае, если значение составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной в случае, если значение составляет не менее 0,7.
Эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной в случае, если значение составляет менее 0,7.
Оценка степени достижения целей и решения задач Государственной программы
Для оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы определяется степень достижения
плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Государственной программы, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
,
для показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Государственной программы, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
,
где:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
- значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы.
В случае, если Государственной программой установлено целевое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, равное нулю, при фактическом значении соответствующего показателя (индикатора), равном нулю, степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, принимается равной 1. При фактическом значении показателя, характеризующего цели и задачи Государственной программы, не равном нулю, соответствующий показатель (индикатор) считается недостигнутым, степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, принимается равной 0.
Степень достижения целей и решения задач Государственной программы (далее - степень реализации Государственной программы) рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень реализации Государственной программы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
М - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Государственной программы.
При использовании данной формулы в случае, если больше 1, значение
принимается равным 1.
Оценка эффективности реализации Государственной программы
Эффективность реализации Государственной программы оценивается с учетом оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу, по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации Государственной программы;
- степень реализации Государственной программы;
- эффективность реализации подпрограммы;
- коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей и задач Государственной программы;
j - количество подпрограмм.
Коэффициенты значимости подпрограмм Государственной программы:
"Управление топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл" - 0,5;
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл" - 0,5.
Эффективность реализации Государственной программы признается высокой в случае, если значение ЭРГП составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации Государственной программы признается средней в случае, если значение ЭРП, составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной в случае, если значение ЭРГП составляет не менее 0,7.
Эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной в случае, если значение ЭРГП составляет менее 0,7.
Подпрограмма "Управление топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2025 годы"
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма "Управление топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл" разработана с целью надежного обеспечения потребностей растущей экономики в топливе и энергии. Топливно-энергетический комплекс является важнейшей составляющей экономики Республики Марий Эл, обеспечивающей жизнедеятельность всех ее отраслей, и во многом определяет формирование основных экономических показателей развития Республики Марий Эл.
Энергетика Республики Марий Эл развивается в рамках Единой энергетической системы Российской Федерации и обеспечивает электрической энергией потребителей Республики Марий Эл и транзиты в соседние регионы.
На территории Республики Марий Эл основными предприятиями топливно-энергетического комплекса являются: муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" (далее - МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ - 1"), Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль Че 2 филиала "Марий Эл и Чувашии" публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - Йошкар-Олинская ТЭЦ - 2 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс"), теплоэлектроцентраль открытого акционерного общества "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ТЭЦ ОАО "МЦБК"), общество с ограниченной ответственностью "Марикоммунэнерго" (далее - ООО "Марикоммунэнерго"), публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" (далее - ПАО "ТНС энерго Марий Эл"), филиал "Мариэнерго" публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - филиал "Мариэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья"), Представительство открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - Представительство ОАО "СО ЕЭС").
Крупными участниками теплового рынка являются: Йошкар-Олинская ТЭЦ - 2 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс", МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ - 1", ООО "Марикоммунэнерго", ООО "Марийская Теплосетевая Компания".
Электроэнергетика
В настоящее время хозяйственную деятельность в энергосистеме Республики Марий Эл осуществляют организации по профильным видам деятельности:
в качестве производителей электрической энергии МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", филиал "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс", ТЭЦ ОАО "МЦБК";
в качестве сетевых компаний - открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергосистемы" Магистральные электрические сети Волги (далее - ОАО "ФСК ЕЭС" МЭС Волги), филиал "Мариэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья", МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", акционерное общество "Энергия" (далее - АО "Энергия"), общество с ограниченной ответственностью "Волжская сетевая компания" (далее ООО "Волжская сетевая компания");
в качестве сбытовых компаний - ПАО "ТНС энерго Марий Эл";
в качестве субъекта оперативно-диспетчерского управления - Представительство ОАО "СО ЕЭС".
В настоящее время республиканские ресурсы электрической энергии формируются за счет покупки электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности и собственной выработки электрической энергии на Йошкар-Олинской ТЭЦ-2 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс", ТЭЦ ОАО "МЦБК", МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1".
Установленная мощность основных электростанций на территории Республики Марий Эл на 1 января 2018 г. составляет 252,5 МВт.
Марийская энергосистема является дефицитной по электрической мощности. Недостаток собственных генерирующих мощностей покрывается за счет электрической мощности, получаемой из единой энергетической системы Российской Федерации.
Потребление электрической энергии в значительной мере зависит от потребления газокомпрессорных и нефтеперекачивающих станций магистральных газо- и нефтепроводов, расположенных на территории Республики Марий Эл.
Структура потребления электроэнергии экономикой Республики Марий Эл в 2011 - 2017 годах представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
(млн. кВт. ч)
Показатели |
Годы |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Потреблено всего |
3 191,8 |
3 131,3 |
3 117,5 |
2 585,0 |
2 588,1 |
2 642,0 |
2778,3 |
Потери в электросетях общего пользования |
343,1 |
337,5 |
308,7 |
311,7 |
300,1 |
293,3 |
291,7 |
Потреблено организациями следующих видов экономической деятельности: | |||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
92,7 |
107,4 |
120,9 |
153,4 |
173,5 |
146,8 |
172,3 |
Добыча полезных ископаемых |
3,9 |
6,7 |
5,5 |
3,1 |
3,1 |
2,7 |
2,9 |
Обрабатывающие производства |
537,5 |
551,8 |
535,7 |
608,4 |
609,4 |
584,0 |
618,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
259,1 |
254,8 |
239,6 |
226,0 |
224,8 |
276,5 |
297,8 |
Строительство |
31,4 |
33,8 |
31,7 |
33,6 |
30,2 |
26,6 |
29,5 |
Транспорт и связь |
1118,7 |
1010,4 |
996,6 |
411,5 |
370,6 |
436,2 |
458,2 |
Предоставление прочих коммунальных, персональных и социальных услуг |
113,2 |
100,9 |
82,9 |
24,6 |
21,3 |
20,9 |
23,6 |
Прочие виды |
247,6 |
261,5 |
537,9 |
512,5 |
550,9 |
552,7 |
566,5 |
Потреблено населением |
444,6 |
466,5 |
258,0 |
299,8 |
304,2 |
302,3 |
317,2 |
В 2017 году потребление электроэнергии на территории Республики Марий Эл по сравнению с 2016 годом увеличилось на 136,3 млн. кВт. ч. и составило 2778,3 млн. кВт. ч.
Теплоэнергетика
Крупными участниками теплового рынка республики являются: МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", филиал "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс" и ООО "Марикоммунэнерго".
Общий объем теплового рынка в Республике Марий Эл достаточно высок. Большинство котельных имеют мощности, обеспечивающие не только текущее потребление, но и возможность перспективного присоединения новых потребителей тепла.
Уровень потребления тепловой энергии остается практически неизменным, незначительные колебания вызваны сезонными особенностями.
Динамика потребления тепловой энергии представлена в таблице N 2.
Таблица N 2
Наименование показателя |
Годы |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Г2016 |
2017 |
|
Потребление теплоэнергии, тыс. Г кал |
4894,3 |
4840,6 |
4929,8 |
4867,3 |
4660,0 |
4657,7 |
4649,2 |
Абсолютный прирост теплопотребления, тыс. Гкал |
-25,7 |
-53,7 |
89,2 |
-62,5 |
-207,3 |
-2,3 |
-8,5 |
Среднегодовые темпы прироста, процентов |
99,5 |
98,9 |
101,8 |
98,7 |
95,7 |
99,9 |
99,8 |
Газ
Через территорию республики проходят газопроводы Уренгой - Ужгород, Ямбург - Тула, Пермь - Нижний Новгород и нефтепровод Сургут - Полоцк.
Ежегодное потребление природного газа республикой составляет
1, 1 млрд. куб. м. Поставку природного газа потребителям Республики Марий Эл осуществляет ООО "Газпром Межрегионгаз Йошкар-Ола". Уровень газификации на 1 января 2018 г. составил 88,14 процента, в том числе в сельской местности 75,61 процента. Ввод газопроводов в эксплуатацию за 2017 год составил 92,35 км.
Одной из задач инфраструктурного развития Республики Марий Эл является повышение уровня газификации природным газом жилищного фонда на территории Республики Марий Эл.
В целях повышения уровня газификации республики природным газом осуществляется строительство межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов в рамках Программы газификации и газоснабжения в Республике Марий Эл на 2015 - 2030 годы.
По состоянию на 1 января 2018 г. на территории Республики Марий Эл расположена 21 газораспределительная станция, протяженность существующих межпоселковых и распределительных газопроводов составляет 5 894,66 км, в том числе в сельской местности - 4 120,29 км.
Обслуживание объектов газового хозяйства на территории Республики Марий Эл осуществляет ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола".
II. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации подпрограммы. Показатели, ожидаемые конечные результаты и сроки реализации подпрограммы
Развитие топливно-энергетического комплекса направлено на снижение энергоемкости производства и в целом затрат общества на свое энергообеспечение, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и реализацию концепции устойчивого развития на основе совершенствования производительных сил, повышения эффективности использования топлива и энергии.
Основной целью подпрограммы является перспективное развитие топливно-энергетического комплекса Республики Марий Эл.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
повышение энергетической безопасности и надежности энергоснабжения потребителей;
реконструкция и техническое перевооружение генерирующих мощностей и сетевого оборудования энергетического комплекса. Подпрограмма реализуется в 2013 - 2025 годах.
III. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач:
1. Участие в управлении топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл:
осуществление подготовки предложений по развитию топливно-энергетического комплекса Республики Марий Эл;
определение объемов потребления тепловой и электрической энергии, природного газа для организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл, в целях формирования проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на плановый период.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
2. Участие в социально-экономическом развитии Республики Марий Эл в области электроэнергетики:
разработка схем и программ перспективного развития электроэнергетики Республики Марий Эл;
прогноз потребности в трудовых ресурсах топливно-энергетического комплекса Республики Марий Эл.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к Государственной программе.
IV. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления ими
К рискам реализации подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений подпрограммы на республиканском уровне;
2) организационные риски, связанные с неэффективностью управления реализацией подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных подпрограммой, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы или задержке в их выполнении;
3) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Марий Эл и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
К мерам управления рисками относится разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации программных положений и мероприятий.
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2025 годы"
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача - снизить к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 г. за счет рационального использования энергии и энергетических ресурсов.
Целью энергетической политики Правительства Республики Марий Эл является максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов для устойчивого роста экономики и качества жизни населения республики.
Вопросы экологии и дефицита топливно-энергетических ресурсов обуславливают необходимость разрабатывать и внедрять технологии использования альтернативных топливных ресурсов и возобновляемых источников энергии.
Для выполнения задач по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо принятие следующих мер:
установление запретов на использование эпергорасточительных технологий;
экономическое стимулирование повышения эффективности использования природного газа;
введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровню (классу) энергетической эффективности при установлении обязательности такой маркировки;
стимулирование использования организациями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также экологических и энергоэффективных технологий;
развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;
внедрение специальных мер повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства.
Энергосбережение в государственном секторе
Основными направлениями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственном секторе являются:
внедрение автоматизированных систем учета и регулирования;
создание системы финансирования энергосберегающих программ и проектов с привлечением бюджетных и внебюджетных средств;
использование светодиодных светильников в системе освещения;
введение системы материального поощрения за экономию энергоресурсов;
внедрение различных форм инвестирования в энергосбережение.
Основными механизмами энергосберегающих мероприятий являются:
стимулирование государственных организаций Республики Марий Эл к заключению энергосервисных договоров;
использование сэкономленных в результате энергосбережения бюджетных средств на капитальный и текущий ремонт, закупку технологического оборудования, компьютерной техники, инвентаря.
Энергосбережение в жилищном фонде
Занимая второе место по величине конечного потребления энергии в республике, жилищный фонд обладает самым большим потенциалом энергосбережения.
Быстрый рост стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) в городах и населенных пунктах волнует большинство жителей. Учитывая, что стоимость энергоресурсов в России все больше приближается к мировым ценам, расходы на оплату ЖКУ занимают все большую долю в бюджете среднестатистической российской семьи.
Решение проблемы повышения стоимости услуг - в экономии ресурсов, а установка приборов учета тепла, воды, газа и электроэнергии это инструмент превращения экономии ресурсов в экономию средств на их оплату. Первостепенную важность приобретает энергосбережение в жилищном фонде как инструмент снижения стоимости услуг.
В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности жилищного фонда предусматривается осуществить следующие мероприятия:
организационные:
установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, включая годовой расход тепловой и электрической энергии на один квадратный метр, в том числе мероприятия, направленные на сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов;
ранжирование многоквартирных домов по уровню энергетической эффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергетической эффективности, сопоставление уровней энергетической эффективности с российскими и зарубежными аналогами и оценка на этой основе потенциала энергосбережения в квартале (районе, микрорайоне);
энергосбережение и повышение энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
повышение уровня оснащенности общедомовыми
и поквартирными приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды, в том числе информирование потребителей о требованиях по оснащению приборами учета, автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы, внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов;
распространение информации об установленных
законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, информирование жителей о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения (использование энергосберегающих ламп, приборов учета, более экономичных бытовых приборов, утепление), пропаганду реализации мер, направленных на снижение пикового потребления электрической энергии населением;
разработка региональных стандартов на проектирование, применение и эксплуатацию систем учета энергетических ресурсов;
содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров;
технические и технологические:
строительство многоквартирных домов в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;
повышение энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов;
утепление многоквартирных домов, квартир и площадей мест общего пользования в многоквартирных домах, не подлежащих капитальному ремонту, а также внедрение систем регулирования потребления энергетических ресурсов;
модернизация и реконструкция многоквартирных домов с применением энергосберегающих технологий и снижение на этой
основе затрат на оказание ЖКУ населению, повышение тепловой защиты многоквартирных домов при капитальном ремонте;
размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности;
повышение энергетической эффективности систем освещения, включая мероприятия по установке датчиков движения и замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в многоквартирных домах;
замена отопительных котлов в многоквартирных домах с индивидуальными системами отопления на энергоэффективные котлы, внедрение конденсационных котлов при использовании природного газа;
оборудование многоквартирных домов системами регулирования потребления тепловой энергии;
повышение эффективности использования и сокращение потерь воды;
автоматизация потребления тепловой энергии многоквартирными домами (автоматизация тепловых пунктов, пофасадное регулирование);
тепловая изоляция трубопроводов и повышение энергетической эффективности оборудования тепловых пунктов, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения;
восстановление (внедрение) циркуляционных систем горячего водоснабжения, проведение гидравлической регулировки, автоматической (ручной) балансировки распределительных систем отопления и стояков;
установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения;
замена электрических сетей для снижения потерь электрической энергии.
Энергосбережение в системах коммунальной инфраструктуры
В рамках реализации подпрограммы предусматривается осуществить следующие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:
организационные:
анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;
переход на когенерацию электрической и тепловой энергии;
оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;
технические и технологические мероприятия:
разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях привлечения внебюджетного финансирования;
использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлом-утилизатором, газотурбинных установок, газопоршневых установок;
модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия;
замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении разрушенной тепловой изоляции;
использование телекоммуникационных систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения;
установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения;
внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей тягодутьевых машин и насосного оборудования, работающего с переменной нагрузкой;
сокращение потерь воды, внедрение систем оборотного водоснабжения;
повышение энергетической эффективности объектов наружного освещения и рекламы, в том числе направленных на замену светильников уличного освещения на энергоэффективные, неизолированных проводов на самонесущие изолированные провода, замену кабельных линий, установку светодиодных ламп;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организация постановки в установленном порядке бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Энергосбережение в организациях реального сектора экономики
Одной из основных причин низкого уровня эффективности использования ТЭР в промышленности является значительная доля энергетических затрат в себестоимости продукции.
В конечном итоге это влечет за собой вынужденное снижение объемов производства и рост энергоемкости продукции. Последствиями неэффективности режимов энергопотребления в промышленности являются:
значительные потери электроэнергии на выработке сжатого воздуха;
неэффективное использование котельных установок;
высокие потери в системах водоснабжения вследствие нерационального использования воды на промышленных циклах хозяйственного назначения и существующего принципа "хвостовой" водоочистки;
высокий уровень потерь теплоносителей вследствие несовершенства теплофикационных систем и наличия "выбросов в атмосферу";
значительный уровень потерь электроэнергии в осветительных установках.
Энергосбережение в сфере промышленного производства направлено в первую очередь на снижение энергоемкости и себестоимости выпускаемой продукции. Это достигается за счет введения на предприятиях систем энергетического менеджмента, предусматривающих организацию управления издержками при производстве продукции, основанную на учете затрат по местам их возникновения.
Первоочередным мероприятием по энергосбережению на предприятиях является создание автоматизированных систем учета электроэнергии.
В процессе эксплуатации автоматизированных систем учета и диспетчерского управления потреблением электрической энергии решаются следующие задачи:
сокращение размеров платежей за электроэнергию в результате обоснованного снижения заявленного максимума нагрузки;
приведение электропотребления технологических цехов к заданным суточным лимитам;
минимизация материальных и финансовых потерь от ограничений объектов потребления, производимых энергосистемой;
уменьшение потерь активной мощности и электроэнергии за счет выбора рационального состава работающего силового электрооборудования.
Важной задачей является создание автоматизированных систем учета и контроля за потреблением других видов энергетических ресурсов: газа, тепловой энергии, пара, воды. Это достигается за счет оснащения объектов энергетического хозяйства датчиками первичной информации;
организации контрольных точек сбора и предварительной обработки информации;
создания пунктов управления с развитыми локальными вычислительными сетями, центрального и локальных диспетчерских пунктов;
интеграции автоматизированной системы диспетчерского управления энергетическим хозяйством в автоматизированной системе управления предприятием.
Значительная часть энергоресурсов тратится на отопление офисных и производственных помещений. Поэтому технологии энергосбережения неэффективны без снижения непродуктивных потерь тепла. Мероприятия по энергосбережению в данном случае включают в себя повышение эффективности работы центральных тепловых пунктов с заменой устаревшего оборудования, использование долговечных теплоизоляционных материалов при прокладке тепловых сетей.
В Республике Марий Эл действует механизм государственной поддержки инвестиционных проектов, в рамках которого предусмотрена государственная поддержка предприятиям, внедряющим новые технологии и оборудование, способным в кратчайшие сроки снизить потребление энергии и мощности.
Серьезные возможности энергосбережения заложены в тесном сотрудничестве энергосбытовых организаций с промышленными предприятиями. Одной из мер, предлагаемых в данном направлении, является пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Энергосбережение в транспортном комплексе
Основной целью реализации мероприятий энергосбережения в области транспортного комплекса являются:
снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов;
увеличение количества транспортных средств, отвечающих требованиям законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Основными направлениями энергосберегающей политики в транспортном комплексе являются:
мероприятия по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива: природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
планирование работы транспорта и транспортных процессов (развитие системы логистики) в городских поселениях;
строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
II. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации подпрограммы. Показатели, ожидаемые конечные результаты и сроки реализации подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
1. Энергетическая безопасность:
полное и надежное обеспечение населения, объектов бюджетно-социальной сферы и организаций всех форм собственности энергоресурсами по доступным ценам;
снижение рисков и недопущение кризисных ситуаций в обеспечении всеми видами энергии.
2. Энергетическая эффективность экономики:
снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления;
применение энергосберегающих технологий и оборудования во всех секторах социально-экономической жизни;
максимально полное и эффективное использование местных топливо-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии.
3. Экономическая (бюджетная) эффективность энергетики:
реконструкция, модернизация и техническое перевооружение действующих мощностей топливно-энергетического комплекса;
расширение практики взаимодействия государства и частного бизнеса;
стимулирование проведения энергосберегающих мероприятий населением и хозяйствующими субъектами.
4. Экологическая безопасность энергетики: минимизация техногенного воздействия топливо-энергетического комплекса на окружающую среду и здоровье граждан;
внедрение инновационных технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления ТЭР, приводящих к сокращению вредных выбросов в окружающую среду и техногенного влияния на климат.
Основными целями подпрограммы являются:
повышение энергоэффективности экономики Республики Марий Эл;
снижение энергоемкости валового регионального продукта;
максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и научно-технического потенциала для повышения качества жизни населения республики;
государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Основными задачами подпрограммы являются:
создание нормативной правовой базы, обеспечение организационных и экономических условий для реализации энергосберегающих мероприятий;
внедрение передовых энергосберегающих технологий;
снижение расходов на потребляемые энергоресурсы;
установка приборов потребителям ТЭР и их стимулирование к экономии энергоресурсов;
обеспечение энергетической эффективности зданий, сооружений организаций и жилищного фонда;
привлечение инвестиций в энергосбережение;
информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению. Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено государственное регулирование в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем установления:
запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд;
требований к региональным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены в приложении N 1 к Государственной программе. Подпрограмма реализуется в 2013 - 2025 годах.
III. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач:
1. Энергосбережение в государственном секторе:
проведение технических мероприятий в государственных организациях Республики Марий Эл по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах электро-, тепло-, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
ремонт зданий и сооружений по энергосберегающим проектам;
замена ламп на энергосберегающие (светодиодные) в государственных организациях Республики Марий Эл;
метрологическое обеспечение измерений приборов учета потребления энергоресурсов в государственных организациях Республики Марий Эл;
пропаганда заключения энергосервисных договоров;
дополнительное профессиональное образование и подготовка специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на базе кафедры ФГБОУ ВО "ГГГТУ" "Энергообеспечение предприятий" (бакалавры и магистры по направлению "Теплоэнергетика и теплотехника", профили "Промышленная теплоэнергетика", "Энергообеспечение предприятий", "Экономика теплоэнергетики и теплотехники").
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
2. Энергосбережение в жилищном фонде:
проведение технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде и личном потреблении населением энергетических ресурсов;
оснащение объектов абонентов приборами учета тепловой энергии и индивидуальными тепловыми пунктами;
реализация комплекса мер, направленных на внедрение энергетического сервиса в многоквартирных домах;
формирование и проведение выставок в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
3. Энергосбережение в системах коммунальной инфраструктуры:
реконструкция, строительство и модернизация сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, установка приборов учета, установка энергосберегающего оборудования и светильников;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организация постановки в установленном порядке бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
4. Энергосбережение в организациях реального сектора экономики:
модернизация системы освещения с применением энергосберегающих (светодиодных) ламп;
применение технических мер по снижению теплопотерь через ограждающие конструкции производственных зданий и сооружений;
внедрение системы автоматического контроля и учета энергетических ресурсов;
реконструкция инженерных коммуникаций организации (сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения);
оказание содействия промышленным предприятиям Республики Марий Эл в организации производства высокоэффективного оборудования (светодиоды, приборы учета энергоресурсов и др.).
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе:
мероприятия по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива: природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения.
Срок реализации данного мероприятия на 2018 - 2025 годы.
6. Информационное обеспечение мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
размещение на официальных сайтах органов исполнительной власти Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе информирование потребителей энергетических ресурсов о проводимых мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
составление и трансляция тематических радио- и телепередач, информационно-просветительских программ и публикаций о мероприятиях в сфере энергосбережения;
информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к Государственной программе.
IV. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления ими
К рискам реализации подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений подпрограммы на республиканском уровне;
2) организационные риски, связанные с неэффективностью управления реализацией подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных подпрограммой, с невыполнением ряда мероприятий подпрограммы или задержкой в их выполнении;
3) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Марий Эл и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
К мерам управления рисками относится разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации программных положений и мероприятий."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 30 мая 2018 г. N 146 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 18 марта 2015 г. N 65"
Вступает в силу по истечении десяти календарных дней после дня официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был