В соответствии со статьей 42.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Дравниеце И.Р.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 16 октября 2018 г. N 407
Региональная программа
"Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы"
Паспорт
региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы"
Ответственный исполнитель программы |
|
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл |
Соисполнители программы |
- |
отсутствуют |
Участники программы |
- |
Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство социального развития Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл; Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл) (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Марий Эл (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); общественные объединения потребителей в Республике Марий Эл (их ассоциации, союзы) (далее - общественные объединения) (по согласованию) |
Цель программы |
- |
развитие системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями |
Задачи программы |
- |
обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественных товаров (работ, услуг); повышение уровня правовой грамотности населения; повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых групп населения; создание эффективной системы оперативного обмена информацией в системе обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров (работ, услуг); систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл; повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Республики Марий Эл (далее - хозяйствующие субъекты); содействие органам местного самоуправления, общественным объединениям в решении задач по защите прав потребителей; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей; создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг) |
Показатели (целевые индикаторы) программы |
- |
количество органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл; количество муниципальных образований в Республике Марий Эл, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей; количество консультаций по вопросам защиты прав потребителей в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл; количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности; количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл; удельный вес продукции, реализуемой на территории Республики Марий Эл, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
Сроки реализации программы |
- |
2018 - 2022 годы без деления на этапы |
Ресурсное обеспечение программы |
- |
финансовое обеспечение региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" не предусмотрено |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- |
развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в Республике Марий Эл для оказания населению бесплатной консультационной помощи; формирование сбалансированной системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей; повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; снижение количества нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей; повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров (работ, услуг) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей; повышение активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений в сфере защиты прав потребителей; поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего, оказывающего) конкурентоспособные, качественные товары (работы, услуги) |
I. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл
Государственная политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели социально-экономического курса Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации - повышение уровня жизни населения и усиление государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Защиту прав потребителей на территории Республики Марий Эл обеспечивают: Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, органы местного самоуправления. Кроме того, учитывая важность участия в рамках системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, реализующих полномочия по осуществлению мероприятий и принятию мер, связанных с реализацией, обеспечением и защитой прав потребителей, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 июля 2012 г. N 259 создан Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Республике Марий Эл (далее - Координационный совет).
В состав Координационного совета входят представители органов исполнительной власти Республики Марий Эл, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и хозяйствующих субъектов.
Координационный совет является постоянно действующим совещательным и координационным органом, созданным с целью организации взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Марий Эл, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и хозяйствующими субъектами по обеспечению реализации и защиты прав потребителей в Республике Марий Эл.
Решением Координационного совета от 3 октября 2016 г. разработан и реализуется план действий по усилению мер защиты прав потребителей на территории Республики Марий Эл на 2017 - 2019 годы, в рамках которого не только объединяются усилия всех заинтересованных органов и организаций по вопросам защиты прав потребителей, но и целенаправленно решаются региональные аспекты и проблемные вопросы в данной сфере.
На территории Республики Марий Эл расположены 3 городских округа и 14 муниципальных районов.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" администрации 9 муниципальных образований имеют структурные подразделения, осуществляющие полномочия в сфере защиты прав потребителей. В двух муниципальных районах обязанности по защите прав потребителей возложены на заместителей глав районных администраций. В администрациях 5 муниципальных образований исполнение обязанностей по защите прав потребителей возложено на специалистов отделов. В администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" работа по защите прав потребителей осуществляется по отраслевому признаку специалистами подразделений администрации. В 3 муниципальных районах (Волжский, Советский и Юринский) работают уполномоченные по защите прав потребителей в 17 сельских поселениях. В Медведевском муниципальном районе обязанность проведения консультаций населения по вопросам защиты прав потребителей возложена на заместителей глав администраций сельских и городских поселений.
По итогам реализации региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" (далее - программа) ожидается повышение активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей.
Одна из самых показательных тенденций последних лет - это продолжающийся рост обращений граждан в Республике Марий Эл. По итогам 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл было рассмотрено 1146 обращений по вопросам защиты прав потребителей (в 2016 году - 1063 обращения, 2015 году - 832 обращения). Основная доля жалоб приходится на нарушения прав потребителей на оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества - 72,5 процента (в 2016 году - 65,5 процента), на нарушения при продаже товаров промышленной группы - 19,6 процента (в 2016 году - 23,6 процента), при продаже товаров продовольственных групп - 7,9 процента (в 2016 году - 10,9 процента).
При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл было проведено 334 проверки. По результатам проверок выдано 303 предписания о прекращении выявленных нарушений, вынесено 575 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, выявлено 1285 правонарушений норм законодательства в области защиты прав потребителей. Число выявленных нарушений в расчете на одну проверку составляет 5,0 (в 2016 году - 3,6).
В 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл даны заключения в судах по 63 делам в сфере защиты прав потребителей (в 2016 году - по 70 делам), из них удовлетворено 57 исковых требований (в 2016 году - 66 исковых требований). Удельный вес судебных решений, вынесенных в пользу потребителей, по результатам участия Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в целях предоставления заключения по делу составил 91 процент (в 2016 году - 94,3 процента).
Анализ поступивших обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей показал, что основная доля указанных обращений приходится на городской округ "Город Йошкар-Ола". Такая ситуация лишний раз доказывает, что жители отдаленных районов недостаточно осведомлены о своих правах и механизме их реализации. В связи с тем, что в основном органы исполнительной власти Республики Марий Эл, занимающиеся вопросами защиты прав потребителей, сконцентрированы в городском округе "Город Йошкар-Ола" и иных крупных населенных пунктах республики, на местах возникает недостаток квалифицированных кадров, готовых оказать содействие в сфере защиты прав потребителей. Следовательно, существует необходимость расширить сеть консультационного сопровождения граждан республики по вопросам защиты прав потребителей.
Особое социальное значение имеет также защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан: пресечение распространения контрафактных и некачественных товаров, включая сферу обращения фармацевтической, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приоритетным направлением программы является проведение превентивных мероприятий с населением, которые позволят повысить уровень потребительской грамотности и самозащиту гражданами своих прав. Кроме того, в целях снижения количества правонарушений на потребительском рынке и удовлетворения требований потребителей в добровольном порядке эффективной является деятельность, направленная на обучение основам законодательства в сфере защиты прав потребителей представителей хозяйствующих субъектов.
Немаловажной частью программы является гарантия соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции в целях обеспечения полноценного питания, профилактики заболеваний, увеличения продолжительности и повышения качества жизни населения, стимулирования развития производства и оборота на рынке пищевой продукции надлежащего качества.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных программой, позволит решить обозначенные выше задачи, будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей.
II. Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), основные конечные результаты, сроки и этапы реализации программы
Цель программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты.
Задачами, направленными на достижение поставленной цели, являются:
обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественных товаров (работ, услуг);
повышение уровня правовой грамотности населения;
повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых групп населения;
создание эффективной системы оперативного обмена информацией в системе обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров (работ, услуг);
систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл;
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов;
содействие органам местного самоуправления, общественным объединениям в решении задач по защите прав потребителей;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;
создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров (работ, услуг).
Показателями (целевыми индикаторами) достижения цели и решения задач являются:
количество органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей Республики Марий Эл, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл;
количество муниципальных образований в Республике Марий Эл, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей;
количество консультаций по вопросам защиты прав потребителей в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл;
количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности;
количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. человек населения Республики Марий Эл;
удельный вес продукции, реализуемой на территории Республики Марий Эл, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции).
Сведения о показателях (целевых индикаторах) региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" отражены в приложении N 1 к программе. Ожидаемые результаты реализации программы:
развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в регионе для оказания населению бесплатной консультационной помощи;
формирование сбалансированной системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
снижение количества нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей;
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей (исполнителей, продавцов) товаров (работ, услуг) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
повышение активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений в сфере защиты прав потребителей;
поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары (работы, услуги).
Программа реализуется в течение 2018 - 2022 годов без деления на этапы для обеспечения непрерывности решения поставленных задач. С учетом происходящих в экономике реформ в мероприятиях возможны корректировки. Оценка результативности действия программы будет проводиться по результатам отчетного года.
III. Характеристика основных мероприятий программы
Достижение заявленных целей и решение, поставленных задач программы будет осуществляться в рамках реализации основных мероприятий.
Основное мероприятие 1 "Укрепление системы обеспечения прав потребителей" направлено на формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Республике Марий Эл.
Ожидаемый результат: создание условий для взаимодействия органов власти всех уровней: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и общественных объединений.
В рамках основного мероприятия 1 предусматривается реализация следующих мероприятий:
мероприятие 1.1 "Организация правовой помощи в сфере защиты прав потребителей гражданам в органах местного самоуправления, общественных объединениях".
Ожидаемый результат: обеспечение органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", оперативной защиты интересов потребителей непосредственно по месту жительства граждан;
мероприятие 1.2 "Проведение совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей в Республике Марий Эл, в том числе с участием органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл".
Ожидаемый результат: обеспечение взаимодействия
уполномоченных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, общественных объединений;
мероприятие 1.3 "Доведение содержания ежегодного государственного доклада "Защита прав потребителей в Российской Федерации" до органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, общественных объединений, хозяйствующих субъектов".
Ожидаемый результат: обеспечение информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, общественных объединений и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей;
мероприятие 1.4 "Оказание содействия общественным объединениям в реализации мер судебной защиты прав потребителей (в том числе обращение в суд с исками в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, включая социально уязвимые категории граждан)".
Ожидаемый результат: укрепление системы защиты прав потребителей. Повышение социальной защищенности граждан, обеспечение сбалансированной защиты интересов потребителей.
Основное мероприятие 2 "Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей".
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
В рамках основного мероприятия 2 предусматривается реализация следующих мероприятий:
мероприятие 2.1 "Организация учебно-исследовательской, проектной социальной деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях профессионального образования, направленной на повышение правовой культуры в области защиты прав потребителей".
Ожидаемый результат: повышение уровня правовой грамотности молодежи, пропаганда знаний в сфере защиты прав потребителей среди обучающихся;
мероприятие 2.2 "Разработка рекомендаций (памяток) по вопросам защиты прав потребителей в различных секторах потребительского рынка".
Ожидаемый результат: повышение уровня правовой грамотности и информирование широких слоев населения;
мероприятие 2.3 "Освещение в средствах массовой информации, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", государственный ресурс (Государственная информационная система по защите прав потребителей), вопросов обеспечения и защиты прав потребителей".
Ожидаемый результат: повышение уровня правовой грамотности и информированности граждан о правах потребителей и способах их защиты, потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
мероприятие 2.4 "Организация и обеспечение работы телефона "Горячей линии" по вопросам защиты прав потребителей".
Ожидаемый результат: повышение уровня защищенности и оказания консультативной помощи потребителям;
мероприятие 2.5 "Подготовка и проведение мероприятий по правовому просвещению населения, в том числе посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, Всемирному дню без табака, финансовой грамотности населения".
Ожидаемый результат: пропаганда потребительских знаний, повышение уровня информированности потребителей о правах и их законных интересах.
Основное мероприятие 3 "Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей".
В рамках основного мероприятия 3 предусматривается реализация следующих мероприятий:
мероприятие 3.1 "Разработка образовательных программ по вопросам защиты прав потребителей для хозяйствующих субъектов".
Ожидаемый результат: повышение правовой грамотности руководителей и специалистов предприятий, снижение правонарушений, связанных с низкой правовой грамотностью;
мероприятие 3.2 "Организация и проведение совместных мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение правонарушений в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке".
Ожидаемый результат: осуществление мероприятий, позволяющих минимизировать нарушения законодательства в области защиты прав потребителей в различных секторах потребительского рынка;
мероприятие 3.3 "Организация и проведение обучающих семинаров, круглых столов для руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов".
Ожидаемый результат: повышение правовой грамотности руководителей и специалистов предприятий, снижение правонарушений, связанных с низкой правовой грамотностью.
Основное мероприятие 4 "Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей" направлено на минимизацию рисков для потребителей с учетом динамики развития потребительского рынка товаров (работ, услуг) путем выявления опасных, некачественных контрафактных товаров и недопущение их на потребительский рынок, сокращение нарушений прав потребителей хозяйствующими субъектами.
В рамках основного мероприятия 4 предусматривается реализация следующего мероприятия:
мероприятие 4.1 "Проведение мониторинга качества и безопасности товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения лабораторных исследований, сравнительных оценок, а также анализ его результатов".
Ожидаемый результат: обеспечение дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей обязательным требованиям, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров.
Основное мероприятие 5 "Совершенствование механизмов защиты прав потребителей" направлено на повышение информированности и ответственности хозяйствующих субъектов за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги, обеспечение сбалансированной защиты интересов потребителей.
В рамках основного мероприятия 5 предусматривается реализация следующих мероприятий:
мероприятие 5.1 "Подготовка предложений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а также в законодательство Республики Марий Эл, регулирующее потребительский рынок, и направление данных предложений в органы государственной власти, обладающие правом законодательной инициативы".
Ожидаемый результат: совершенствование системы защиты прав потребителей;
мероприятие 5.2 "Организация совместных встреч с участием органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, хозяйствующих субъектов, потребителей в целях информирования об изменениях действующего законодательства, регулирующего сферу защиты прав потребителей".
Ожидаемый результат: повышение социальной защищенности граждан, обеспечение сбалансированной защиты интересов потребителей. Урегулирование споров между потребителями и хозяйствующими субъектами;
мероприятие 5.3 "Совершенствование деятельности консультационного центра и консультационных пунктов по защите прав потребителей, созданных в муниципальных образованиях на базе федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" по оказанию правовой помощи потребителям на территории Республики Марий Эл".
Ожидаемый результат: совершенствование системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл.
IV. Информация по ресурсному обеспечению программы
Финансирование региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" не предусмотрено.
V. План реализации программы
План реализации региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" представлен в приложении N 2 к программе.
Мероприятиями программы определен круг исполнителей, ответственных за выполнение мероприятий.
Исполнители мероприятий программы ежегодно, в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчеты о достигнутых за отчетный период результатах.
Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Правительство Республики Марий Эл сведения о степени выполнения показателей (целевых индикаторов) и основных мероприятий программы за отчетный период, информацию о результатах оценки эффективности программы, а также предложения по дальнейшей реализации программы (в том числе по корректировке показателей (целевых индикаторов) программы на текущий год и плановый период).
VI. Методика оценки эффективности программы
Ежегодно на основании степени выполнения показателей (целевых индикаторов) и основных мероприятий программы Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл производится оценка эффективности реализации программы.
Степень достижения показателей (целевых индикаторов) программы осуществляется по нижеприведенным формулам:
для показателей (целевых индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
,
для показателей (целевых индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
,
где:
- эффективность хода реализации показателя (целевого индикатора) программы;
- фактическое значение показателя (целевого индикатора), достигнутого в ходе реализации программы;
- значение показателя (целевого индикатора), утвержденного программой.
Если эффективность показателя (целевого индикатора) программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности эффективность по данному показателю (целевому индикатору) принимается за 1.
Суммарная оценка степени достижения показателей (целевых индикаторов) программы определяется по формуле:
,
где:
- суммарная оценка степени достижения показателей (целевых индикаторов) программы;
- эффективность хода реализации показателя (целевого индикатора) программы;
i - номер показателя (целевого индикатора) программы;
n - количество показателей (целевых индикаторов) программы.
Если суммарная оценка степени достижения показателей (целевых индикаторов) программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации программы по степени достижения показателей (целевых индикаторов).
Если суммарная оценка степени достижения показателей (целевых индикаторов) программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации программы по степени достижения показателей (целевых индикаторов).
Если суммарная оценка степени достижения показателей (целевых индикаторов) программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации программы по степени достижения показателей (целевых индикаторов).
Степень реализации основных мероприятий оценивается как доля основных мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
,
где:
- степень реализации основных мероприятий;
- количество основных мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа основных мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество основных мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Основное мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
основное мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (целевых индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (целевого индикатора) составляет 85 и выше процентов от запланированного. В том случае, когда для описания результатов реализации основного мероприятия используется несколько показателей (целевых индикаторов), для оценки степени реализации основного мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей (целевых индикаторов) к запланированным значениям;
по иным основным мероприятиям результаты реализации оцениваются как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата.
Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации программы по степени реализации основных мероприятий.
Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации программы по степени реализации основных мероприятий.
Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации программы по степени реализации основных мероприятий.
Для оценки эффективности реализации программы применяются следующие коэффициенты значимости:
степень достижения показателей (целевых индикаторов) - 0,5;
реализация основных мероприятий - 0,5.
Уровень реализации программы в целом оценивается по формуле:
,
Уровень реализации программы в отчетном году признается высоким, если составляет 0,85 и выше.
Уровень реализации программы в отчетном году признается удовлетворительным, если УРпр составляет от 0,65 до 0,85.
Уровень реализации программы в отчетном году признается низким, если составляет менее 0,65.
Приложение N 1
к региональной программе
"Обеспечение прав потребителей
в Республике Марий Эл
на 2018 - 2022 годы"
Сведения
о показателях (целевых индикаторах) региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы"
|
Наименование показателя (целевого индикатора), условное обозначение |
Единица измерения |
Значение показателей |
Методика расчета показателя (целевого индикатора) |
||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Количество органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл |
единиц |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
, где:
О - количество органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл; - общее количество органов и организаций Республики Марий Эл, входящих в систему обеспечения прав потребителей; N - численность населения Республики Марий Эл, средняя за год |
2. |
Количество муниципальных образований в Республике Марий Эл, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей |
единиц |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
, где:
МР - количество муниципальных образований в Республике Марий Эл, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей; MPi - i-e муниципальное образование в Республике Марий Эл, в котором оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей |
3. |
Количество консультаций по вопросам защиты прав потребителей в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл |
единиц |
255 |
265 |
275 |
280 |
285 |
, где:
К - количество консультаций по вопросам защиты прав потребителей в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл; - общее количество консультаций по вопросам защиты прав потребителей по Республике Марий Эл; N - численность населения Республики Марий Эл, средняя за год |
4. |
Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности |
единиц |
1750 |
1760 |
1765 |
1770 |
1775 |
, где:
Инф - количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности; Инфi - количество материалов, направленных на повышение потребительской грамотности, выпущенных в средствах массовой информации в Республике Марий Эл в текущем году |
5. |
Количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл |
человек |
320 |
325 |
330 |
335 |
340 |
, где:
N пп - количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл; - общее количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов) Республики Марий Эл, принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей; N - численность населения Республики Марий Эл, средняя за год |
6. |
Удельный вес продукции, реализуемой на территории Республики Марий Эл, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
процентов |
1,2 |
1,18 |
1,16 |
1,15 |
1,14 |
Уд = (Nнекач / Nобщ) х 100%, где:
Уд - удельный вес продукции, реализуемой на территории Республики Марий Эл, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции); Nнекач - количество испытаний продукции, не соответствующей требованиям качества и безопасности; Nобщ - общее количество испытаний продукции |
Приложение N 2
к региональной программе
"Обеспечение прав потребителей
в Республике Марий Эл
на 2018 - 2022 годы"
План
реализации региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы"
|
Наименование программы, основного мероприятия, мероприятий в рамках основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Показатель (целевой индикатор) программы, для достижения которого реализуется основное мероприятие, мероприятие в рамках основного мероприятия (единица измерения) |
Значение показателя (целевого индикатора) |
||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Региональная программа "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы" |
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Основное мероприятие "Укрепление системы обеспечения прав потребителей" |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Минкультуры Республики Марий Эл; Минобрнауки Республики Марий Эл; Минспорттуризм Республики Марий Эл; Минздрав Республики Марий Эл; Минтранс Республики Марий Эл; Минсельхоз Республики Марий Эл; Минсоцразвития Республики Марий Эл; Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; Департамент госжилнадзора Республики Марий Эл; Управление Росздравнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
создание условий для взаимодействия органов власти всех уровней: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и общественных объединений |
количество органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл, единиц |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
1.1. |
Организация правовой помощи в сфере защиты прав потребителей гражданам в органах местного самоуправления, общественных объединениях |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
обеспечение органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", оперативной защиты интересов потребителей непосредственно по месту жительства граждан |
количество муниципальных образований в Республике Марий Эл, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги по вопросам защиты прав потребителей, единиц |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
1.2. |
Проведение совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Республики Марий Эл, в том числе с участием органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Минкультуры Республики Марий Эл; Минобрнауки Республики Марий Эл; Минспорттуризм Республики Марий Эл; Минздрав Республики Марий Эл; Минтранс Республики Марий Эл; Минсельхоз Республики Марий Эл; Минсоцразвития Республики Марий Эл; Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; Департамент госжилнадзора Республики Марий Эл; Управление Росздравнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
обеспечение взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, общественных объединений |
|
|
|
|
|
|
1.3. |
Доведение содержания ежегодного государственного доклада "Защита прав потребителей в Российской Федерации" до органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, общественных объединений, хозяйствующих субъектов |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) |
обеспечение информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, общественных объединений и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей |
|
|
|
|
|
|
1.4. |
Оказание содействия общественным объединениям в реализации мер судебной защиты прав потребителей (в том числе обращение в суд с исками в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, включая социально уязвимые категории граждан) |
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
укрепление системы защиты прав потребителей. Повышение социальной защищенности граждан, обеспечение сбалансированной защиты интересов потребителей |
|
|
|
|
|
|
2. |
Основное мероприятие "Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей" |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Минкультуры Республики Марий Эл; Минобрнауки Республики Марий Эл; Минспорттуризм Республики Марий Эл; Минздрав Республики Марий Эл; Минтранс Республики Марий Эл; Минсельхоз Республики Марий Эл; Минсоцразвития Республики Марий Эл; Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; Департамент госжилнадзора Республики Марий Эл; Управление Росздравнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
повышение уровня правовой грамотности, информированности граждан о правах потребителей и способах их защиты, потребительских свойствах товаров (работ, услуг) |
количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности, единиц |
1750 |
1760 |
1765 |
1770 |
1775 |
2.1. |
Организация учебно-исследовательской, проектной социальной деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях профессионального образования, направленной на повышение правовой культуры в области защиты прав потребителей |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Минспорттуризм Республики Марий Эл; органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
повышение уровня правовой грамотности молодежи, пропаганда потребительских знаний среди обучающихся |
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Разработка рекомендаций (памяток) по вопросам защиты прав потребителей в различных секторах потребительского рынка |
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); Минобрнауки Республики Марий Эл; органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
повышение уровня правовой грамотности и информирование широких слоев населения |
|
|
|
|
|
|
2.3. |
Освещение в средствах массовой информации, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", государственный ресурс (Государственная информационная система по защите прав потребителей), вопросов обеспечения и защиты прав потребителей |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Минкультуры Республики Марий Эл; Минобрнауки Республики Марий Эл; Минспорттуризм Республики Марий Эл; Минздрав Республики Марий Эл; Минтранс Республики Марий Эл; Минсельхоз Республики Марий Эл; Минсоцразвития Республики Марий Эл; Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; Департамент госжилнадзора Республики Марий Эл; Управление Росздравнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
повышение уровня правовой грамотности и информированности граждан о правах потребителей и способах их защиты, потребительских свойствах товаров (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
|
2.4. |
Организация и обеспечение работы телефона "Горячей линии" по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
повышение уровня защищенности и оказания консультативной помощи потребителям |
|
|
|
|
|
|
2.5. |
Подготовка и проведение мероприятий по правовому просвещению населения, в том числе посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, табака, финансовой грамотности населения |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); Минобрнауки Республики Марий Эл; Минкультуры Республики Марий Эл; Минздрав Республики Марий Эл; органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
пропаганда потребительских знаний, повышение уровня информированности потребителей о правах и их законных интересах |
|
|
|
|
|
|
3. |
Основное мероприятие "Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей" |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Минкультуры Республики Марий Эл; Минобрнауки Республики Марий Эл; Минспорттуризм Республики Марий Эл; Минздрав Республики Марий Эл; Минтранс Республики Марий Эл; Минсельхоз Республики Марий Эл; Минсоцразвития Республики Марий Эл; Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; Департамент госжилнадзора Республики Марий Эл; Управление Росздравнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
реализация комплексных мер, направленных на выявление и пресечение негативных тенденций в различных сферах потребительского рынка |
количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл, человек |
320 |
325 |
330 |
335 |
340 |
3.1. |
Разработка образовательных программ по вопросам защиты прав потребителей для хозяйствующих субъектов |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) |
повышение правовой грамотности руководителей и специалистов предприятий, снижение правонарушений, связанных с низкой правовой грамотностью |
|
|
|
|
|
|
3.2. |
Организация и проведение совместных мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение правонарушений в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Минкультуры Республики Марий Эл; Минобрнауки Республики Марий Эл; Минспорттуризм Республики Марий Эл; Минздрав Республики Марий Эл; Минтранс Республики Марий Эл; Минсельхоз Республики Марий Эл; Минсоцразвития Республики Марий Эл; Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; Департамент госжилнадзора Республики Марий Эл; Управление Росздравнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
осуществление мероприятий, позволяющих минимизировать нарушения законодательства в области защиты прав потребителей в различных секторах потребительского рынка |
|
|
|
|
|
|
3.3. |
Организация и проведение обучающих семинаров, круглых столов для руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); Минобрнауки Республики Марий Эл; Минкультуры Республики Марий Эл; Минздрав Республики Марий Эл; органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
повышение правовой грамотности руководителей и специалистов предприятий, снижение правонарушений, связанных с низкой правовой грамотностью |
|
|
|
|
|
|
4. |
Основное мероприятие "Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей" |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) |
минимизация рисков для потребителей с учетом динамики развития потребительского рынка товаров (работ, услуг) путем выявления опасных, некачественных контрафактных товаров и недопущение их на потребительский рынок, сокращение нарушений прав потребителей хозяйствующими субъектами |
удельный вес продукции, реализуемой на территории Республики Марий Эл, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции), процентов |
1,2 |
1,18 |
1,16 |
1,15 |
1,14 |
4.1. |
Проведение мониторинга качества и безопасности товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения лабораторных исследований, сравнительных оценок, а также анализ его результатов |
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) |
обеспечение дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей обязательным требованиям, выявление опасных, некачественных, контрафактных товаров |
|
|
|
|
|
|
5. |
Основное мероприятие "Совершенствование механизмов защиты прав потребителей" |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
повышение информированности и ответственности хозяйствующих субъектов за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги, обеспечение сбалансированной защиты интересов потребителей |
количество консультаций по вопросам защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Республики Марий Эл, единиц |
255 |
265 |
275 |
280 |
285 |
5.1. |
Подготовка предложений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а также в законодательство Республики Марий Эл, регулирующее потребительский рынок, и направление данных предложений в органы государственной власти, обладающие правом законодательной инициативы |
Минэкономразвития Республики Марий Эл |
совершенствование системы защиты прав потребителей |
|
|
|
|
|
|
5.2. |
Организация совместных встреч с участием органов и организаций, входящих в систему обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл, хозяйствующих субъектов, потребителей с целью информирования об изменениях действующего законодательства, регулирующего сферу защиты прав потребителей |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) |
повышение социальной защищенности граждан, обеспечение сбалансированной защиты интересов потребителей. Урегулирование споров между потребителями и хозяйствующими субъектами |
|
|
|
|
|
|
5.3. |
Совершенствование деятельности консультационного центра и консультационных пунктов по защите прав потребителей, созданных в муниципальных образованиях на базе федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" по оказанию правовой помощи потребителям на территории Республики Марий Эл |
Минэкономразвития Республики Марий Эл; федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию) |
совершенствование системы обеспечения прав потребителей в Республике Марий Эл |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16 октября 2018 г. N 407 "Об утверждении региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Марий Эл на 2018 - 2022 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 16 октября 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 17 октября 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 октября 2018 г.