Организациям, предприятиям - специалистам
строительного Российской Федерации
В связи с поступающими запросами Межрегиональная общественная организация по содействию развитию строительной отрасли "Союз инженеров-сметчиков"
разъясняет:
1. В действующей системе ценообразования в строительстве на территории Российской Федерации сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, учитывают транспортные расходы, связанные с доставкой материалов, изделий и конструкций от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада строительства. Сметные цены на автомобильные перевозки определены на 1 т перевозимого груза и установлены для условий перевозки грузов бортовыми автомобилями и автомобилями- самосвалами (самосвальными поездами) в зависимости от класса перевозимых грузов.
Класс грузов определяется в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом, а коэффициенты использования грузоподъемности по классам груза определяются с учетом оптимального использования грузоподъемности автотранспортных средств.
В Сборниках Государственных элементных сметных норм и единичных расценок (федеральных и территориальных), в основном (за редким исключением), предусмотрено применение автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 7 т (код 400051) и до 10 т (код 400052) и автомобилей бортовых грузоподъемностью до 5 т (код 400001).
Анализ показывает, что при перевозке многих строительных материалов, относящихся к I и II классу грузов с загрузкой не выше, чем паспортная грузоподъемность автомобиля, установленная заводом-изготовителем и оптимальным коэффициентом использования грузоподъемности (выше значения 0,7), характеристики сложившегося парка машин строительных организаций и специализированных автотранспортных предприятий выходят за рамки допустимой нагрузки на ось, а в некоторых случаях, и по допустимой массе транспортных средств.
Таким образом, дополнительные платежи за возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, и платы в счет возмещения вреда федеральным трассам транспортными средствами с разрешенной массой выше 12 тонн (далее - "платежи за возмещение вреда"), в сметных ценах на автомобильные перевозки и, соответственно, в сметных ценах на строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование, в настоящее время не учтены.
2. В соответствии с п. 4.27 "Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (МДС 81-35.2004), средства на оплату за провоз тяжеловесных грузов включаются в стоимость материалов, изделий и конструкций (в состав стоимости транспортных услуг).
Учитывая, что при различных типах перевозок одних и тех же строительных грузов обязательства по возмещению вреда могут в одних случаях возникать, а в других - нет, или может иметь место обязательство по уплате обоих платежей, включение указанных затрат непосредственно в тарифы на перевозки грузов автомобильным транспортом и, соответственно, в сметные цены на материалы, представляется затруднительным.
3. В целях упрощения учета указанных платежей в тарифах на перевозки и сметных ценах на материалы, органы по ценообразованию в строительстве субъектов Российской Федерации могут самостоятельно принять решения об их учете в текущей сметной стоимости отдельных строительных материалов и индексах (коэффициентах) пересчета по статье прямых затрат "Материалы" в усредненном размере на основе анализа сложившихся транспортных схем доставки строительных грузов.
При этом следует обратить внимание при осуществлении мониторинга (регистрации) цен производителей (поставщиков) строительных материалов на вид франко-отпускных цен и возможный учет указанных затрат по возмещению вреда в самих рыночных ценах производителей (поставщиков).
4. В случаях, когда доставку строительных материалов осуществляет непосредственно подрядная организация собственными транспортными средствами, и (или) отпускные цены производителей (поставщиков), а также применяемые в сметах и актах выполненных работ сметные цены на материалы, индексы (коэффициенты) пересчета не учитывают платежи за возмещение вреда, при определении стоимости строительства и расчетах за выполненные строительные работы, рекомендуется следующий порядок учета:
4.1. При составлении смет и актов выполненных работ (форма КС-2) базисно-индексным методом на основе данных Сборников средних сметных цен (федеральных или территориальных) и действующих индексов (коэффициентов) пересчета сметной стоимости, в составе "Прочих работ и затрат" (глава 9 (7) "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета (ССР)), включать дополнительные затраты с формулировкой "Дополнительные затраты за возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, и платы в счет возмещения вреда федеральным трассам транспортными средствами с разрешенной массой выше 12 тонн" с обязательным документальным утверждением по расчету.
4.2. Расчет дополнительных затрат производится на основании данных организации доставки риалов и движения внутрипостроечного транспорта (для объектов линейного строительства), определяемых в проекте организации строительства - ПОС, в проекте организации работ - ПОР или в проекте производства работ - ППР, и фактических приведенных платежей, в том числе на получение Разрешений на перевозку тяжеловесных грузов и данных Системы взимания платы "План" в зависимости от фактического пробега автомобилей (при использовании бортового устройства (ГЛОНАСС/GPS) или Маршрутных карт.
При этом приведение затрат к сметной стоимости конкретных материалов, изделий и конструкций осуществляется только по отдельным материалам, изделиям и конструкциям I и II класса грузов с коэффициентом использования грузоподъемности выше 0,7 в пределах их нормативной потребности.
В расчетах приводятся - код и наименование материалов, расход по смете, масса брутто, объем и тип перевозки, расстояние перевозки (с учетом приведенной доли в зависимости от вида автомобильной дороги (федеральная, региональная, межмуниципальная, муниципальная) и количество рейсов.
4.3. Затраты на перевозку оборудования рекомендуется определять на 1 т массы брутто на основании калькуляций транспортных расходов по группам оборудования, при этом учитываются особенности определения затрат на провоз тяжеловесных и негабаритных грузов.
4.4. При составлении смет и актов выполненных работ ресурсным методом или базисно-индексным методом (в части не учтенных в расценках материалов) на основе фактических текущих сметных цен подрядных организаций, в локальных сметах (локальном ресурсном сметном расчете), актах выполненных работ затраты за возмещение вреда включаются по расчету непосредственно текущую сметную цену соответствующих материалов или групп материалов.
5. Компенсация затрат за возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, и платы в счет возмещения вреда федеральным трассам транспортными средствами с разрешенной массой выше 12 тонн, за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты не допускается.
В соответствии с п. 4.97 "Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (МДС 81-35.2004) дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых нормативных актов, рекомендуется включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.
Президент Союза |
П.В. Горячкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Санкт-Петербургского центра по ценообразованию в строительстве от 18 ноября 2015 г. N ПГ-089/15 "Об учете дополнительных платежей за возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, и платы в счет возмещения вреда федеральным трассам транспортными средствами с разрешенной массой выше 12 тонн при определении стоимости строительства и расчетах за выполненные строительные работы"
Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", декабрь 2015 г. N 12, стр. 46