Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 26 марта 2015 г. N 3-36/15
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Травкиной О.Ю.,
при секретаре Боренковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества " Веста" об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 " О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга",
установил:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 ноября 2007 года принят и 5 декабря 2007 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга. Указанный Закон действует в редакции с изменениями, принятыми Законами Санкт-Петербурга от 17.10.2012 N 481-81 и от 29.10.2014 N 507-95.
Закон имеет официальное опубликование в издании "Санкт-Петербургские ведомости", N 233 11.12.2007.
Законы о внесении изменений имеют официальное опубликование на сайте Администрации Санкт-Петербурга 31.10.2014.
Заявитель - Закрытое акционерное общество "Веста" (далее ЗАО "Веста"), обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности отдельных положений указанного Закона.
В судебном заседании представители заявителя Муравьев М.А. и Макаров Э.В. поддержали заявленные требования.
В качестве обоснования правовой позиции пояснили, что полагают статью 1 и 3 в части, и статьи 2, 4, 7 полностью, незаконными и подлежащими признанию недействующими.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Василенко В.В. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Вишневская М.В. полагали доводы заявителя необоснованными и просили отказать в их удовлетворении.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Так, статьей 1 Закона определены основные понятия, используемые для целей настоящего Закона, такие как Методика определения арендной платы, арендодатель, арендаторы земельных участков, функциональное использование, зона градостроительной ценности территории, базовая ставка арендной платы.
Заявитель оспаривает частично указанную статью, а именно: понятия Методики определения арендной платы и базовой ставки арендной платы.
Статьей 2 Закона установлено, что размер арендной платы за земельный участок определяется в соответствии с Методикой определения арендной платы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Эта же статья определяет случаи установления иного размера арендной платы за земельный участок, а также предоставляет Правительству Санкт-Петербурга право устанавливать особые случаи и порядок определения арендной платы.
Согласно абз.1 статьи 3 Закона размер арендной платы за земельный участок, выраженный и рассчитанный в валюте РФ, подлежит изменению с учетом динамики рынка аренды недвижимости Санкт-Петербурга в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Согласно абз.2 установлена формула, по которой определяется годовой размер арендной платы за земельный участок, а абзацем 3 установлен принцип определения величины квартальной арендной платы.
Абзацем 4 данной статьи установление порядка определения указанных в этой формуле коэффициентов и их значений отнесено к компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
Статья 4 Закона предусматривает, что методика определения арендной платы применяется, в том числе, при расчете размера платы, взимаемой в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, за пользование земельными участками, не прошедшими государственный кадастровый учет.
Статья 7 предусматривает, что Правительство Санкт-Петербурга устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Заявитель-ЗАО " Веста" согласно Уставу (л.д. 13-14) коммерческая организация (п. 1.1), целью деятельности которой является извлечение прибыли (п. 2.1) (л.д. 13-14)
Согласно договора аренды от 09.01.2006 N N... с Комитетом по управлению городским имуществом заявитель арендует земельный участок с кадастровым номером N... площадью 5 909 кв. м, расположенный по адресу Санкт-Петербург, <адрес> для использования под размещение временной площадки под складские цели и стоянку служебного автотранспорта предприятия(л.д. 40).
Учитывая, что в соответствии с нормами оспариваемого Закона при взыскании с ЗАО " Веста" арендной платы применяется Методика, предусмотренная оспариваемым Законом, заявитель просит признать недействующими указанные выше положения оспариваемого нормативного правового акта и при этом указывает, что, по его мнению, Методика определения арендной платы должна применяться только при расчетах арендной платы за земельные участки не прошедшие кадастровый учет и не имеющие кадастровой стоимости, в то время как он несет бремя расходов по арендной плате в соответствии с Методикой, что по его мнению является незаконным. В обоснование правовой позиции заявитель усматривает действующими нормами нарушение своих прав и свобод, так как Методика противоречит утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 Методике.
Заявитель указывает, что установление размера арендной платы оспариваемым Законом не поставлено в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, чем нарушен предусмотренный федеральным законодательством принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы. Указанный принцип, по мнению заявителя, может быть реализован только в случае расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, любой иной способ расчета нелегитимен.
Свои права заявитель полагает нарушенными, т.к. решением арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области с него взыскана задолженность, рассчитанная на основании оспариваемой Методики, по арендной плате в размере 1 044164 руб. 07 коп. и неустойка 186 697 рублей 15 копеек.(л.д. 35-36)
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами заявителя.
В соответствии с пунктом "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, что предусмотрено частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При этом следует отметить, что с 1 марта 2015 года, в связи с введением в действие Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, положения пункта 10 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона утратили силу, однако введена в действие ст. 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, положения которой устанавливают аналогичные правила относительно порядка определения размера арендной платы органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Одним из принципов земельного законодательства, которые определены ст. 1 Земельного кодекса РФ, является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно части 1 и части 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли является платным. Формами платы за использование землей являются земельный налог( до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга".
Кроме того, указанные правоотношения регулируются Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 N 1379 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Методике определения арендной платы на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга"(л.д. ). Этим же Постановлением, в том числе утверждено Положение о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга,
Таким образом, данный Закон принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт-Петербурга и в соответствии с перечисленными нормами федерального законодательства, действующего как на момент принятия, так и в настоящее время.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы, за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", на которое ссылается заявитель, утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым, в том числе относятся: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Таким образом, заявитель ошибочно распространяет данные Правила и порядок в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ и его довод о необходимости применения Методики лишь в отношении земельных участков, не прошедших кадастровый учет и не имеющих кадастровой стоимости представляется необоснованным.
Заявитель, ошибочно толкуя действующее федеральное законодательство, не учитывает, что определение размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных пунктом 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, перечень которых является закрытым, в иных случаях арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной стоимости.
На основании изложенного, суд полагает объективно установленным отсутствие оснований для признания незаконными и недействующими отдельных положений статей 1 и 3, и статей 2, 4, 7 Закона Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 " О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Закрытого акционерного общества "Веста" об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга от 05.12.2007 N 608-119 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А. Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2015 г. N 3-36/15
Текст решения официально опубликован не был