Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 22.04.2016 N 29-рп
Программа развития
инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий"
11 января 2017 г.
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 11 января 2017 г. N 1-рп в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" (далее - Программа)
1 |
Наименование Программы |
Программа развития инновационного территориального кластера "Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий" (далее - Кластер) |
2 |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р; постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"; приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" |
3 |
Цели Программы |
Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции; повышение затрат на исследования и разработки за счет частного сектора; развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций и предприятий, входящих в Кластер (далее - организации Кластера), и содействие повышению эффективности их взаимодействия; обеспечение формирования благоприятных условий для развития Кластера |
4 |
Задачи Программы |
Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций Кластера; повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний в сфере медицинских, фармацевтических, радиационных технологий; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок для нужд организациями Кластера; развитие производственного потенциала Кластера |
5 |
Сроки реализации Программы |
2016 - 2018 гг. |
6 |
Основные направления реализации Программы |
Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере; развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров; развитие производственного потенциала и производственной кооперации; развитие инфраструктуры Кластера; совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера; развитие рыночного потенциала в сфере промышленности |
7 |
Исполнители Программы |
Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга; акционерное общество "Технопарк Санкт-Петербурга"; некоммерческое партнерство в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств и медицинской техники "Медико-фармацевтические проекты. XXI век"; некоммерческое партнерство "Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий" |
8 |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями Кластера, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет, % к предыдущему году - 10; рост объема инвестиционных затрат организаций Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, % к предыдущему году - 10; рост объема отгруженной организациями Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, % к предыдущему году - 5; рост совокупной выручки организаций Кластера от продаж продукции на внешнем рынке, % к предыдущему году - 4; рост количества малых инновационных компаний, вновь зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, % по отношению к предыдущему году - 4; рост количества запатентованных организациями Кластера результатов интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом, % по отношению к предыдущему году - 4 |
2. Характеристика состояния и проблемы развития Кластера
2.1. Информация о фармацевтическом рынке Российской Федерации
Объем рынка в 2014 году составил 919,5 млрд. руб. (+11,9% к 2013 году) и 5,36 млрд.упаковок (+1,6% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных средств составила в 2014 году в денежном выражении 25,1% (2013 год - 24,7%), в натуральном выражении 58% (2013 году - 58,4%).
Объем государственных закупок в 2014 году составил 242,7 млрд. руб. (+15,2% к 2013 году). Доля отечественных лекарственных препаратов в государственных закупках в 2014 году - 21,7% (2013 год - 19,7%). В первом полугодии 2015 года доля отечественных лекарств в государственных закупках значительно увеличилась - 29,5%. В упаковках доля государственных закупок за год практически не изменилась и составила примерно 56,6%.
2.2. Информация о текущем состоянии Кластера
Выбор Санкт-Петербурга в качестве территориальной основы для создания Кластера обусловлен наличием одной из ключевых составляющих Кластера - значительных научных и образовательных ресурсов.
Кроме того, местоположение Санкт-Петербурга имеет стратегическое значение для его дальнейшего развития (морской порт, аэропорт, крупный железнодорожный узел) и обеспечивает географическую доступность для сотрудничества с европейскими партнерами.
Кластерный подход позволяет более полно раскрыться потенциалу Санкт-Петербурга в области создания, производства и внедрения в медицинскую практику лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, опираясь на существующую материально-техническую базу, высококвалифицированный персонал и спектр имеющихся и ведущихся научных разработок.
В настоящее время Кластер объединяет значительное число компаний, среди которых учреждения науки, организации, осуществляющие разработку и выпуск промышленной инновационной продукции, а также сервисные компании.
Доля фармацевтической промышленности в Санкт-Петербурге, составляющая около 21% в общероссийских показателях объема российского фармацевтического рынка в денежном выражении, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Объем производства лекарственных средств (млн. руб.)(1) | |||||||
Общероссийский объем | |||||||
|
|
|
|
|
|||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
103619,2 |
143024,01 |
170862,72 |
179971,81 |
198448,8 |
|||
Санкт-Петербург | |||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
11896,29 |
22247,87 |
28223,91 |
35968,35 |
41180,92 |
|||
Объем производства лекарственных средств в Санкт-Петербурге относительно общероссийского объема в процентном соотношении (%) | |||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
11,5 |
15,56 |
16,52 |
19,99 |
20,75 |
_______________
(1) Источники: Федеральная служба государственной статистики.
2.3. Перспективы развития Кластера
Основной целью развития Кластера является создание условий для реализации ускоренной инновационной модели для развития организаций Кластера, что должно привести к увеличению выпуска наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, которая сможет успешно конкурировать с импортными аналогами на российском и международном рынках.
В результате реализации программы Кластера планируется достигнуть следующих результатов:
качественное улучшение медицинского обслуживания населения;
оснащение учреждений здравоохранения современной медицинской техникой отечественного производства;
увеличение выпуска высокотехнологичной продукции в общем объеме валового регионального продукта;
увеличение экспорта продукции отрасли в общем объеме российского экспорта.
3. Анализ сильных и слабых сторон Кластера, а также возможностей и угроз для Кластера
3.1. Сильные стороны Кластера
Выгодное географическое положение региона;
большое количество локализованных в регионе предприятий, связанных однородностью продукции и хозяйственными связями;
наличие российских и международных патентов у организаций Кластера;
наличие тесных локальных связей и механизмов эффективной горизонтальной и вертикальной интеграции научных, образовательных и производственных организаций и учреждений;
развитая инфраструктура профессионального образования;
опыт международного сотрудничества всех уровней - от членства в рабочих группах и организационных комитетах по реализации международных проектов до выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по контрактам, заключенным в рамках международных проектов и соглашений;
действенная система государственной поддержки инвестиционной деятельности;
увеличение количества результатов интеллектуальной деятельности, применимых к внедрению на предприятиях;
установление партнерских отношений Кластера с государственными институтами развития.
3.2. Слабые стороны Кластера
Ограниченность ресурсов для осуществления программных мероприятий;
недостаточная включенность организаций Кластера в мировой рынок НИОКР;
дефицит возможностей в сфере коммерциализации существующего научно-технического и технологического задела;
отсутствие коммерчески ориентированных институтов и лабораторий в области фармацевтического синтеза;
недостаточное количество квалифицированных специалистов;
недостаточное количество инфраструктурных объектов (технопарков, центров коллективного пользования) для инновационных малых предприятий, способных повысить эффективность функционирования Кластера за счет объединения ресурсов и сокращения издержек.
3.3. Возможности для Кластера
Растущий внутренний рынок;
получение синергетического эффекта за счет реализации междисциплинарных научных исследований;
совершенствование подхода региона к прогнозированию потребности в дополнительном привлечении персонала, оценке занятости населения, расчету потенциального выпуска специалистов по необходимым профессиям;
синхронизация процессов образовательной деятельности с производственными процессами;
увеличение количества разработок и повышение доли инновационной продукции;
снижение себестоимости производства за счет внедрения новых технологий производства и разработок;
возможности реализации межкластерных инициатив и проектов, направленных на саморегулирование отрасли;
возможность налаживания совместного производства с зарубежными производителями фармацевтической продукции и медицинской техники;
привлечение субсидий федерального и регионального бюджетов на развитие кластерной инфраструктуры.
3.4. Угрозы для Кластера
Ослабление роста рынка, снижение покупательской способности населения;
старение и выбывание кадров; утрата кадровой базы, необходимой для динамичного развития Кластера;
рост конкуренции со стороны зарубежных фармацевтических компаний и производителей медицинской техники;
из-за отсутствия опыта возможно замедление развития Кластера;
задержка создания обеспечивающей инновационной инфраструктуры может привести к снижению эффективности использования существующей и создаваемой исследовательской базы;
снижение объемов финансирования.
4. Научно-технологический и образовательный потенциал Кластера
Научные организации, входящие в Кластер, имеют достаточно большой опыт работы, участвуют в разработке новых препаратов, обучении учащихся и научных исследованиях: государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия" (далее - СПХФА), государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Министерства здравоохранения Российской Федерации и другие научные и образовательные учреждения.
Основными сферами патентования организаций Кластера являются новые способы получения лекарственных препаратов - 63% от общего числа патентов. Около 34% - 168 патентов получено на создание новых лекарственных препаратов. Это говорит о довольно высоких показателях научно-исследовательской деятельности институтов и учреждений. 8 патентов зарегистрировано в сфере нового применения известных лекарственных препаратов. Также 8 патентов было зарегистрировано на создание новых соединений (впервые синтезированные химические вещества). Эти сведения дают более полное представление об инновационной активности в области поиска принципиально новых лекарств. Общее количество патентов, и особенно патентов на новые химические соединения, указывает на масштабность и эффективность проводимых НИОКР. Остальные патенты, направленные, как правило, на усовершенствование ранее известных лекарственных средств, могут свидетельс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.