Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
Комитета по образованию
от 21 июня 2016 г. N 03-20-2289/16-0-0
Инструктивно-методическое письмо
"Об организации обучения по основным общеобразовательным программам по очно-заочной, заочной формам обучения"
1. Общие положения.
1.1. Организация обучения по основным общеобразовательным программам (далее - образовательная программа) по очно-заочной, заочной формам обучения, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, осуществляется на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (далее - ФБУП-2004);
Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (для VII-XI (XII) классов);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V-VI классов образовательных организаций, а также для VII-VIII классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015;
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N 2;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189.
1.2. Обучение в образовательных организациях с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной формах на всех уровнях обучения, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.3. Для всех форм получения образования в пределах конкретной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
1.4. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
1.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация:
оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
определяет соотношение объема учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников.
2. Организация обучения по очно-заочной, заочной формам, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - обучение по очно-заочной, заочной формам).
2.1. Обучение по очно-заочной, заочной формам организуется в соответствии с локальным актом образовательной организации о формах обучения и формах получения образования, образовательными программами, уставом образовательной организации.
2.2. Учебная деятельность при обучении по очно-заочной, заочной формам осуществляется в соответствии с образовательными программами образовательной организации, включающими учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
2.3. Оценивание знаний, умений и навыков обучающихся по очно-заочной, заочной формам осуществляется в соответствии с положением образовательной организации о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (далее - положение) и отражается в рабочих программах по всем учебным предметам учебного плана образовательной организации.
В положении необходимо установить требования к оцениванию самостоятельной работы обучающихся по очно-заочной и заочной формам, а также указать необходимое минимальное количество текущих отметок для выставления годовых отметок по учебным предметам обучающимся по очно-заочной и заочной формам.
2.4. Рекомендуемое количество обучающихся в классе по очно-заочной форме составляет 25 человек, при реализации адаптированных образовательных программ - не более 15 человек.
2.5. Образовательный процесс для заочных групп может быть организован в течение всего учебного года или в виде экзаменационных сессий.
2.5.1. При организации образовательного процесса для заочной группы в течение всего учебного года указанные в учебном плане учебные часы равномерно распределяются на 2-3 учебных дня в неделю с учетом санитарно-эпидемиологических правил и норм.
2.5.2. При сессионном режиме организации обучения для заочной группы объем учебных часов, предусмотренных на учебный год, не изменяется. Количество экзаменационных сессий, их продолжительность, сроки проведения определяются образовательной организацией.
2.5.3. Между экзаменационными сессиями организуются консультации учителей.
2.5.4. Рекомендуемое количество обучающихся в группе по заочной форме составляет 9 человек.
2.6. При организации обучения по очно-заочной или заочной формам обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях, учебные занятия проводятся индивидуально или в классах-комплектах (группах) наполняемостью от 4 до 15 обучающихся в соответствии с учебным планом обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях.
2.7. При организации обучения по очно-заочной и заочной формам обучающихся, осваивающих образовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, находящихся в образовательных организациях, в том числе санаторных, в которых проводятся для них необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия, учебные занятия проводятся в группах наполняемостью не менее 15 человек.
2.8. При организации обучения по очно-заочной и заочной формам обучающихся на дому по медицинским показаниям учебная деятельность осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося на дому.
2.9. Основные образовательные программы начального общего и основного общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.
2.10. Внеурочная деятельность обучающихся по очно-заочной и заочной формам организуется в заявительном порядке на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
2.11. Объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации составляет:
при получении начального общего образования - до 1350 часов за четыре года обучения;
при получении основного общего образования - до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350 часов.
2.12. Одной из важнейших составляющих организации обучения по очно-заочной и заочной формам является самостоятельная работа обучающегося, выполняемая по заданию педагогического работника, под его руководством.
Содержание самостоятельной работы обучающегося по очно-заочной и заочной формам определяется в соответствии с рабочей программой по учебному предмету.
2.13. Обучение в очно-заочной и заочной формах может быть организовано в образовательной организации на основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося (далее -заявитель).
2.13.1. В случае перевода обучающегося на очно-заочное или заочное обучение образовательной организацией заключается договор с заявителем согласно приложению.
В соответствии с договором определяются учебные предметы, изучаемые обучающимся с классом в соответствии с обязательной (аудиторной) нагрузкой обучающегося, и перечень учебных предметов, изучаемых самостоятельно с обязательным прохождением промежуточной аттестации в соответствии с положением.
2.13.2. Образовательная организация на основании договора предоставляет возможность участия обучающегося по очно-заочной и заочной формам во внеурочной деятельности, а также во внеучебных мероприятиях образовательной организации.
2.13.3. Обучающийся по очно-заочной или заочной форме вправе участвовать во всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях в заявительном порядке.
2.14. Образовательная организация предоставляет обучающимся по очно-заочной и заочной формам бесплатно в пользование учебники, учебные пособия в соответствии с утвержденным руководителем образовательной организации списком учебных и методических пособий, обеспечивающих преподавание учебных предметов.
2.15. Обучающиеся в очно-заочной и заочной формах по решению своему или родителей (законных представителей) на любом этапе обучения вправе продолжить обучение в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом.
3. Финансовое обеспечение обучения по очно-заочной и заочной формам.
3.1. При определении учебной нагрузки обучающимся но очно-заочной и заочной формам необходимо руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях.
3.2. Учебный план для обучающихся по очно-заочной и заочной формам должен соответствовать учебному плану образовательной организации. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено.
3.3. Учебная нагрузка обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения.
3.3.1. Учебная недельная нагрузка обучающихся на уровне начального общего образования (очно-заочная форма обучения)
Учебная нагрузка обучающихся |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная (аудиторная) нагрузка обучающегося, включая часы консультаций и приема зачетов |
12 |
14 |
14 |
14 |
54 |
Часы самостоятельной работы обучающегося |
9 |
9 |
9 |
9 |
36 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
3.3.2. Учебная годовая нагрузка обучающихся на уровне начального общего образования (очно-заочная форма обучения)
Учебная нагрузка обучающихся |
Количество часов в год *(1) |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная (аудиторная) нагрузка обучающегося, включая часы консультаций и приема зачетов |
396 |
476 |
476 |
476 |
1824 |
Часы самостоятельной работы обучающегося |
297 |
306 |
306 |
306 |
1215 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |
3.3.3. Учебная годовая нагрузка обучающихся на уровне начального общего образования (заочная форма обучения)
Учебная нагрузка обучающихся |
Количество часов в год *(1) |
Всего |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Обязательная (аудиторная) нагрузка обучающегося, включая часы консультаций и приема зачетов |
396 |
408 |
408 |
408 |
1620 |
Часы самостоятельной работы обучающегося |
297 |
374 |
374 |
374 |
1419 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
693 |
782 |
782 |
782 |
3039 |
3.3.4. Учебная недельная нагрузка обучающихся на уровне основного общего образования (очно-заочная форма обучения)
Учебная нагрузка обучающихся |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
Обязательная (аудиторная) нагрузка обучающегося, включая часы консультаций и приема зачетов |
23 |
24 |
26 |
26 |
26 |
125 |
Часы самостоятельной работы обучающегося |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
32 |
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
157 |
3.3.5. Учебная годовая нагрузка обучающихся на уровне основного общего образования (очно-заочная форма обучения)
Учебная нагрузка обучающихся |
Количество часов в год *(2) |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
Обязательная (аудиторная) нагрузка обучающегося, включая часы консультаций и приема зачетов |
782 |
816 |
884 |
884 |
884 |
4250 |
Часы самостоятельной работы обучающегося |
204 |
204 |
204 |
238 |
238 |
1088 |
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
986 |
1020 |
1088 |
1122 |
1122 |
5338 |
3.3.6. Учебная годовая нагрузка обучающихся на уровне основного общего образования (заочная форма обучения)
Учебная нагрузка обучающихся |
Количество часов в год *(2) |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
Обязательная (аудиторная) нагрузка обучающегося, включая часы консультаций и приема зачетов |
476 |
476 |
476 |
476 |
476 |
2380 |
Часы самостоятельной работы обучающегося |
510 |
544 |
612 |
646 |
646 |
2958 |
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
986 |
1020 |
1088 |
1122 |
1122 |
5338 |
3.3.7. Учебная нагрузка обучающихся на уровне среднего общего образования (очно-заочная форма обучения)
Учебная нагрузка обучающихся |
Количество часов за два года *(2) |
Обязательная (аудиторная) нагрузка обучающегося, включая часы консультаций и приема зачетов |
1564 (23/23) |
Часы самостоятельной работы |
748 (11/11) |
Предельно допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
2312 (34/34) |
3.3.8. Учебная нагрузка обучающихся на уровне среднего общего образования (заочная форма обучения)
Учебная нагрузка обучающихся |
Количество часов за два года |
Обязательная (аудиторная) нагрузка обучающегося, включая часы консультаций и приема зачетов |
1428 (21/21) |
Часы самостоятельной работы |
884 (13/13) |
Предельно допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
2312 (34/34) |
3.4. При составлении учебного плана, плана внеурочной деятельности и программы коррекционных занятий обучающихся по адаптированным образовательным программам необходимо руководствоваться рекомендациями по формированию учебных планов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы.
3.5. Данные рекомендации предназначены также для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
____________________
*(1) Количество часов в год указано из расчета 33 учебных недель в I классе и 34 учебных недель в II-IV классах.
*(2) Количество часов в год указано из расчета 34 учебных недель.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.