Комитет финансов Санкт-Петербурга рассмотрел обращение по вопросу применения участником концессионного соглашения налоговых льгот, предусмотренных статьями 11-2-1 и 11-8 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.95 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 81-11), и сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Статьей 378.1 НК РФ предусмотрено, что имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. При этом объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера и обособляются от его имущества.
Для целей применения налоговых льгот, предусмотренных статьями 11-8 и 11-2-1 Закона Санкт-Петербурга N 81-11, под вложениями понимаются новые (не бывшие ранее в эксплуатации) объекты амортизируемых основных средств (объекты недвижимого имущества) в случаях их приобретения, и (или) сооружения (строительства, в том числе хозяйственным способом) за плату, и (или) их получения в качестве вклада в уставный капитал, и (или) их получения по договору лизинга (при условии, что согласно договору лизинга объекты амортизируемых основных средств учитываются на балансе лизингополучателя), а также объекты, находящиеся на территории Санкт-Петербурга, по которым осуществлена реконструкция и (или) модернизация, при условии, что они приняты к бухгалтерскому учету, введены в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, предназначены и используются организацией, осуществившей вложения.
Не признаются вложениями объекты основных средств, полученные безвозмездно, а также предназначенные и (или) используемые для предоставления организацией за плату во временное пользование по договору аренды (за исключением объектов недвижимого имущества, менее 5 процентов площади которых используется для указанных целей) и (или) во временное владение и пользование по договору лизинга в случае, если объекты недвижимого имущества учитываются на балансе лизингодателя.
Из содержания указанных статьей не усматривается иных требований к объектам основных средств, входящим в состав объекта концессионного соглашения и переданным концессионеру в рамках концессионного соглашения. В связи с этим Комитет финансов полагает, что приобретение (реконструкция, модернизация) концессионером в рамках концессионного соглашения объектов основных средств, в отношении которых собственником выступает или будет выступать концедент, не препятствует включению указанных объектов основных средств в состав вложений для целей статьей 11-2-1 и 11-8 Закона Санкт-Петербурга N 81-11 при выполнении всех установленных указанными статьями обязательных условий и требований.
В случае отчуждения объектов основных средств, включенных в расчет общей суммы вложений для применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций, до истечения срока, установленного для их применения в соответствии со статьями 11-2-1 и 11-8 Закона Санкт-Петербурга N 81-11, организация должна осуществить перерасчет сумм указанных налогов, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, за все время пользования такими льготами исходя из налоговой ставки, подлежащей применению в соответствующем налоговом периоде при отсутствии у организации права на освобождение от уплаты налогов в соответствии с указанными статьями. При этом перерасчет налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций не осуществляется, если в результате отчуждения объектов основных средств размер общей суммы вложений не станет меньше установленного для их применения (пункт 8 статьи 11-2-1 и пункт 7 статьи 11-8 Закона Санкт-Петербурга N 81-11).
2. В соответствии с пунктом 7 статьи 11-2-1 Закона Санкт-Петербурга N 81-11 в расчете общей суммы вложений объекты недвижимого имущества учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов недвижимого имущества - в размере осуществленных (понесенных) организацией расходов, увеличивающих первоначальную стоимость указанных объектов недвижимого имущества по данным бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона N 115-ФЗ концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в концессионном соглашении.
По мнению Комитета финансов, в случае если концессионным соглашением определено, что концедент компенсирует расходы концессионера на приобретение, строительство и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, то плата концедента не может рассматриваться как расходы концессионера в расчете общей суммы вложений для получения льготы.
3. Пунктом 16 статьи 3 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера и обособляются от его имущества. В отношении таких объектов и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации.
Согласно разъяснениям Минфина России как органа, уполномоченного осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, объект концессионного соглашения может приниматься концессионером к учету либо как объект нематериальных активов (письмо Минфина России от 19.12.2007 N 07-05-06/324), либо учитываться на забалансовом счете (письмо Минфина России от 16.10.2015 N 03-03-06/1/59349).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11-2-1 Закона Санкт-Петербурга N 81-11 от уплаты налога на имущество освобождаются организации, состоящие на налоговом учете в Санкт-Петербурге и осуществившие в течение не более трех любых календарных лет подряд начиная с 1 января 2015 года вложения на общую сумму не менее 300 млн руб., в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в расчет общей суммы вложений в соответствии с пунктом 7 указанной статьи. При этом в силу пункта 2 статьи 11-2-1 Закона Санкт-Петербурга N 81-11 объекты недвижимого имущества признаются вложениями при условии, что они приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств, введены в эксплуатацию и используются организацией, осуществившей вложения, на территории Санкт-Петербурга.
Условия принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств организаций установлены пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, имущество, которое учтено на балансе в качестве основных средств, отражается в бухгалтерском учете на счетах 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Согласно пункту 7 статьи 11-2-1 Закона Санкт-Петербурга N 81-11 в расчете общей суммы вложений объекты недвижимого имущества учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов недвижимого имущества - в размере осуществленных (понесенных) организацией расходов, увеличивающих первоначальную стоимость указанных объектов недвижимого имущества по данным бухгалтерского учета. Объект недвижимого имущества может участвовать в расчете только один раз (кроме случаев модернизации и (или) реконструкции объектов недвижимого имущества, ранее включенных в расчет общей суммы вложений).
По мнению Комитета финансов, при выполнении всех установленных статьей 11-2-1 Закона Санкт-Петербурга N 81-11 обязательных условий и требований, концессионер вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество организаций в отношении объектов концессионного соглашения, учитываемых концессионером как объекты основных средств по данным бухгалтерского учета и включенных в расчет общей суммы вложений.
Сумма расходов налогоплательщика на модернизацию и (или) реконструкцию объекта недвижимого имущества может быть включена в расчет общей суммы вложений вне зависимости от того, включался ли ранее сам объект недвижимого имущества или осуществленные ранее расходы на его модернизацию или реконструкцию в расчет суммы вложений. Дублирование затрат при расчете суммы вложений не допускается (пункт 5 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 641-108).
Одновременно сообщаем, что Положением о Комитете финансов Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 N 721, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг.
Председатель Комитета |
А. А. Корабельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета финансов Санкт-Петербурга от 2 июня 2016 г. N 01-02-9288/16-0-1 "О применении участником концессионного соглашения налоговых льгот, предусмотренных статьями 11-2-1 и 11-8 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.95 N 81-11 "О налоговых льготах"
Текст письма официально опубликован не был