Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 28 июня 2016 г. N А56-14456/2016
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2016 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Варениковой А.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: акционерное общество "Гостиница Туррис"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным приказа
при участии от заявителя: Яворская Г.М. (доверенность от 05.05.2016),
от заинтересованного лица: Беляев Ю.Ф. (доверенность от 30.12.2015),
установил:
Акционерное общество "Гостиница Туррис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным приказа Комитета от 18.12.2015 N 133-п в части пункта 526; обязании Комитета исключить помещение 4-Н, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пл. Чернышевского, д. 11, лит. А, кадастровый номер 78:14:0762602:1038, из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, являющегося приложением к приказу Комитета от 18.12.2015 N 133-п.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - третье лицо).
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в арбитражный суд не явилось, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал. Представил совместный акт осмотра помещения от 09.06.2016, который был приобщен судом к материалам дела
Представитель Комитета против удовлетворения требований возражал.
Заслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев представленные в дело документы, арбитражный суд установил следующее.
Общество является собственником нежилого помещения N 4-Н, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пл. Чернышевского, д. 11, лит. А, кадастровый номер 78:14:0762602:1038, площадью 8 153.7 кв. м (далее - помещение).
Приказом Комитета от 18.12.2015 N 133-п утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
Помещение включено в Перечень под номером 526.
Письмом от 14.12.2015 N 13/2015-26 Общество обратилось в адрес Комитета с заявлением о пересмотре результатов определения вида фактического использования помещения, указывая на то, что помещение не используется в качестве торгового комплекса.
Письмом от 22.01.2016 N 4255-25 Комитет сообщил Обществу об отсутствии оснований для пересмотра результатов определения вида фактического использования.
Ссылаясь на то, что помещение не соответствует установленным законом критериям для включения в Перечень, в связи с чем приказ об утверждении Перечня является недействительным в части пункта 526, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 данной статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 645-110 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, определена налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
Приказом Комитета от 18.12.2015 N 133-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и Законом Санкт-Петербурга от 23.04.2014 N 243-44 "О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок) определен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737.
В соответствии с данным Порядком вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Комитетом ежегодно до 1 декабря года, предшествующего налоговому периоду.
В целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений Комитет:
- готовит на основе данных государственного кадастра недвижимости и(или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования, и размещает данный перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов (п. 3.1);
- проводит обследования объектов, готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном сайте Комитета в сети Интернет (п. 3.2);
- рассматривает в течение 20 рабочих дней заявления собственников (правообладателей) о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, поданные в течение пяти рабочих дней с даты размещения решений на официальном сайте Комитета в сети Интернет (п. 3.3);
- принимает решения об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и размещает указанные решения на официальном сайте Комитета в сети Интернет (п. 3.4).
В ходе проведения обследований объектов, осуществляется фотосъемка и(или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и(или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении (п. 4).
Комитет определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3, 4, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно представленному в материалы дела акту обследования от 04.09.2015 спорное помещение было включено Комитетом в Перечень в связи с тем, что оно используется в целях размещения торгового комплекса. Однако из данных документов видно, что в рамках проведения Комитетом обследования был осуществлен только осмотр фасада здания и его фотографирование. Производство замеров помещения, как и его внутренний осмотр и фиксация, осуществлены не были.
По результатам обследования, проведенного Комитетом 09.06.2016, установлено, что помещение фактически используется для спортивно-оздоровительных целей. Кроме того, заявителем представлены договоры аренды, подтверждающие, что на момент проведения Комитетом первоначального обследования объекта, здание уже сдавалось в аренду для размещения спортивно-оздоровительных организацией и медицинского центра.
Таким образом, сведения о фактическом использовании объекта, отраженные в акте обследования от 04.09.2015, не соответствуют действительности, а сам объект не подпадает под перечень объектов, в отношении которых налоговая база может определяться как их кадастровая стоимость.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
1. Признать недействительным приказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 133-п в части п. 526.
2. Обязать Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга исключить помещение 4-Н, расположенное по адресу: СПб, пл. Чернышевского, д. 11, лит. А, кадастровый номер 78:14:0762602:1038, из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, являющегося приложением к приказу Комитета от 18.12.2015 N 133-п.
3. Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу акционерного общества "Гостиница Туррис" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья |
Вареникова А. О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 июня 2016 г. N А56-14456/2016
Текст решения официально опубликован не был