Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 25 июля 2016 г. N А56-16183/2016
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2016 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Кротова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степановой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Открытое акционерное общество "Прибой-инвест" (адрес: Россия 199106, Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 14, ОГРН: 1027800507151); заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН: 1027809244561); о признании недействительным ненормативного акта в части,
при участии:
- от истца: Антипова Т.В. по доверенности от 22.05.2016, Апрелков П.А. по доверенности от 15.06.2016,
- от ответчика: Беляев Ю.В. по доверенности от 30.12.2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Прибой-инвест" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным приказа N 133-п от 18.12.2015 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год", в части пункта 118 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, являющегося приложением к данному приказу, обязании исключить производственное здание с кадастровым N 78:06:0220501:24 из указанного перечня (с учетом принятого судом уточнения исковых требований).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Комитета с требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд перешел из предварительного в основное судебное разбирательство.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, судом установлено следующее:
Общество является собственником здания с кадастровым номером 78:06:0220501:24 по адресу: Санкт-Петербург, Шкиперский проток, дом 14, корпус 1, литера В (далее - Здание).
Приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 133-п утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
Здание включено в Перечень под номером 118.
Ссылаясь на то, что Здание не соответствует установленным законом критериям для включения в Перечень, в связи с чем приказ об утверждении Перечня является недействительным в части пункта 118, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания данной нормы, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного правового акта, действия, решения госоргана незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие принятого акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту; и нарушение принятым актом, решением (действием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 данной статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 645-110 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" (принят ЗС СПб 26.11.2014) в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, определена налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
Приказом Комитета от 18.12.2015 N 133-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-Ф3 "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и Законом Санкт-Петербурга от 23.04.2014 N 243-44 "О внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее -Порядок) определен постановлением Правительства от 18.08.2014 N 737 Санкт-Петербурга.
В соответствии с данным Порядком вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Комитетом ежегодно до 1 декабря года, предшествующего налоговому периоду.
В целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений Комитет:
- готовит на основе данных государственного кадастра недвижимости и(или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования, и размещает данный перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов(п. 3.1);
- проводит обследования объектов, готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном сайте Комитета в сети Интернет (п. 3.2);
- рассматривает в течение 20 рабочих дней заявления собственников (правообладателей) о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, поданные в течение пяти рабочих дней с даты размещения решений на официальном сайте Комитета в сети Интернет (п. 3.3);
- принимает решения об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и размещает указанные решения на официальном сайте Комитета в сети Интернет (п. 3.4).
В ходе проведения обследований объектов, осуществляется фотосъемка и(или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и(или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении (п. 4).
Комитет определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3, 4, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно доводам Комитета, здание было включено в Перечень, поскольку основной вид фактического использования объекта недвижимого имущества согласно классификатору "Типы объектов адресной системы", установленной в результате обследования: офис.
Вместе с тем, согласно акту обследования объекта недвижимого имущества от 09.09.2015 N ФИ-3-6-512 площадь здания составляет 5330,6 кв. м.; на 1 этаже здания расположена станция тех. обслуживания, 2 этаж - МРЭО, 3 этаж - офисы, 4 этаж -производство.
Из приложенной к акту фототаблицы следует, что проверяющими лицами объект был осмотрен снаружи, поскольку ни одного фотоизображения, фиксирующего внутренние помещения здания, не представлено.
Кроме того, как следует из представленных заявителем доказательств, здание на основании договора N 539 от 01.06.2006 было передано в аренду ООО "Остов" на срок до 30.04.2055; договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 09.06.2006.
В соответствии с пунктом 2.2.11 договора аренды, арендатор вправе сдавать помещения в арендуемом здании в субаренду.
Как следует из представленных заявителем договоров субаренды помещений, расположенных в здании, под офисные цели и под цели размещения объектов общественного питания фактически используется 16,59% общей площади здания (884,6 кв. м); под производственные и складские цели - 69,28% общей площади здания (3693,1 кв. м); под цели общего пользования - 13,32% общей площади здания (709,9 кв. м); фактически не используется - 0,81% общей площади (43 кв. м.).
Тем самым офисные помещения занимают менее 20% площади Здания и преимущественно помещения в Здании используются для производственных и складских целей.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку Комитетом не представлено относимых и допустимых доказательств, опровергающих доводы заявителя, Здание включено в Перечень в отсутствие правовых оснований, в связи с чем, оспариваемый приказ в данной части не соответствует требованиям законодательства и является недействительным.
С учетом изложенного, требования Общества подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в его пользу с Комитета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать недействительным приказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 133-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год" в части пункта 118 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, являющегося приложением к данному приказу, а именно в отношении производственного здания с кадастровым номером 78:06:0220501:24 (ранее действовавшим кадастровым номером 78:6:2205А:12:12) по адресу: Санкт-Петербург, Шкиперский проток, дом 14, корп. 1, литер В с момента принятии приказа.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу Открытого акционерного общества "Прибой-Инвест" 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья |
Кротов С.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 июля 2016 г. N А56-16183/2016
Текст решения официально опубликован не был