В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
2. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С. С. Журову представлять проект федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Законодательного собрания Ленинградской области Д. В. Пуляевского.
6. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного собрания |
С. Бебенин |
Проект вносит
Законодательное собрание
Ленинградской области
Проект Федерального закона Российской Федерации
"О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
(Принят Государственной Думой Одобрен Советом Федерации)
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638; 2013, N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; 2015, N 48, ст. 6724; 2016, N 23, ст. 3276) изменение, дополнив статьей 7_1 следующего содержания:
"Статья 7_1. Особенности снятия с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет
Снятие несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета на основании документа о его регистрации по новому месту жительства.".
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Несовершеннолетние лица являются одной из самых социально незащищенных категорий населения Российской Федерации. Как показывает судебная практика, действия родителей или иных лиц зачастую вступают в противоречие с интересами детей в силу возникновения неприязненных отношений между ними или наличия корыстных целей.
В частности, такие случаи имеют место после прекращения брака между родителями и при продаже жилых помещений.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации (статьи 7, 38, 40) Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27). При этом Конвенция возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющая право на уважение частной и семейной жизни, в ее истолковании Европейским Судом по правам человека обязывает национальные власти обеспечивать соблюдение справедливого баланса между конкурирующими интересами и при определении такого баланса особое значение придавать коренным интересам ребенка, которые в зависимости от их характера и важности могут иметь приоритет над аналогичными интересами родителей.
В силу приведенных правовых позиций обязанность государства обеспечивать условия для соблюдения в каждом конкретном случае баланса между интересами детей и их родителей предопределяет необходимость действенного механизма защиты жилищных прав несовершеннолетних и восстановления этих прав в случае их нарушения.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, не содержат норм, требующих обязательного представления документов, которые подтверждали бы факт регистрации несовершеннолетнего ребенка по новому месту жительства, при решении вопроса о снятии его с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Также в указанных Правилах отсутствуют нормы, предусматривающие необходимость получения согласия обоих родителей на снятие ребенка с регистрационного учета при раздельном проживании.
Норма о необходимости получения согласия органа опеки и попечительства при продаже жилого помещения, предусмотренная пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, также распространяется не на всех несовершеннолетних, а только на детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения, о чем известно органу опеки и попечительства.
Следовательно, в настоящее время существует реальная возможность для снятия с регистрационного учета несовершеннолетних детей, не подпадающих под указанную категорию лиц, без предоставления им нового жилого помещения.
Можно отметить, что судебная практика по вопросам, связанным с жилищными правами несовершеннолетних, неоднократно корректировалась правовыми позициями высших судов Российской Федерации (постановление Конституционного Суда РФ от 8 июня 2010 года N 13-П; определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 года N 4-КГ13-2).
Но, несмотря на то, что в большинстве случаев суды исходят из приоритета прав несовершеннолетних, наличие пробела в законодательстве является следствием существования неоднозначной судебной практики по таким делам.
В целях заполнения указанного пробела в законодательстве, соблюдения конституционных прав детей на жилище и единообразного применения судами норм законодательства предлагается ввести норму, согласно которой снятие с регистрационного учета по месту жительства ребенка, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, производится только после его регистрации по новому месту жительства.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в Закон
Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации"
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие подзаконные акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации";
2) приказ ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
Председатель Законодательного собрания |
С. Бебенин |
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в Закон
Российской Федерации "О праве
граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах Российской Федерации"
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
Председатель Законодательного собрания |
С. Бебенин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 2 декабря 2016 г. N 220 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был