Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 1 марта 2017 г. N 617-р
Методические рекомендации
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию
1. Общие положения
Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - 273-ФЗ), Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242) рассматривают дополнительную общеобразовательную программу как комплекс основных характеристик образования, в котором должны быть отражены концептуальные, содержательные и организационные подходы к образовательной деятельности и ее результативности, определена своеобразная "стратегия" образовательного процесса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 75 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
Методические рекомендации устанавливают единые подходы к проектированию, содержанию и оформлению дополнительных общеразвивающих программ.
2. Проектированию дополнительных общеразвивающих программ
1. Проектирование дополнительных общеразвивающих программ (далее -программ) должно осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами согласно перечню в приложении 1.
2. Программа включает в себя следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочая программа;
- оценочные и методические материалы.
2.1. На титульном листе указывается: наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию программы, гриф утверждения программы в соответствии с порядком предусмотренным Уставом образовательной организации, название программы, срок ее реализации, возраст учащихся, ФИО и должность разработчика (ов) программы по форме согласно приложению 2.
2.2. Пояснительная записка содержит:
Основные характеристики программы:
Направленность (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая).
Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей).
Отличительные особенности (при наличии) - характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие.
Адресат программы - характеристика категории учащихся по программе.
Цель и задачи программы обучения должны отражать современные тенденции
развития дополнительного образования. Цель должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- профессиональное самоопределение учащихся;
- личностное развитие учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- выявление и поддержку талантливых и одаренных детей.
Достижение цели должны раскрываться через следующие группы задач: обучающие, развивающие и воспитательные.
Условия реализации программы (условия набора и формирования групп, возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения; необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы, особенности организации образовательного процесса).
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы).
2.3. Учебный план включает название разделов/тем программы, количество теоретических и практических часов, форм контроля по форме согласно приложению 3. При проектировании комплексной программы необходимо оформить сводный учебный план, включающий перечень дисциплин (программ) с указанием количества часов реализации по каждому году обучения.
2.4. Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, дней и часов; режим занятий по форме согласно приложению 4.
2.5. Рабочая программа, включающая задачи и ожидаемые результаты, а также особенности каждого года обучения; календарно-тематическое планирование (на каждую учебную группу) и содержание обучения. Содержание обучения раскрывается через описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей.
2.6. Оценочные и методические материалы содержат основные составляющие УМК: педагогические методики и технологии, дидактические материалы, информационные источники, используемые при реализации программы; систему контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности.
2.7. Объем и сроки освоения программы, определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (далее - СапПиН)
3. При формулировании условий реализации программы, необходимо учитывать, что списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы, по норме наполняемости: на 1-м году обучения - не менее 15 человек; на 2-м году обучения - не менее 12 человек; на 3-м году обучения - не менее 10 человек.
4. При проектировании программы учитываются требования к уровню ее освоения по форме согласно приложению 5.
5. Календарный учебный график составлен с учетом проведения во время каникулярного времени экспедиций, поездок, походов, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей, летних школ др.
6. В период школьных каникул могут быть реализованы краткосрочные программы (модули) с переменным составом учащихся.
7. Порядок создания рабочей программы, ее содержание и структура закрепляются локальным актом образовательной организации.
8. В тексте программы в отношении лиц, осваивающих дополнительные общеобразовательные в соответствии с пунктом 2 статьи 33 273-ФЗ необходимо использовать термин "учащиеся".
9. Утверждение программы осуществляется в соответствии с Уставом образовательной организации и на основании локального акта образовательной организации, в которой будет реализована программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.