Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Порядок подготовки и оформления правовых актов администрации
3.1. Администрация на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, правовых актов Правительства и Губернатора Санкт-Петербурга, Устава Санкт-Петербурга и законов Санкт-Петербурга издает следующие правовые акты:
3.1.1. Распоряжения администрации - организационно-распорядительные и нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга, положением об администрации района Санкт-Петербурга отнесено к компетенции администрации или индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции администрации.
3.1.2. Приказы администрации - нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам организации работы администрации.
3.2. Проекты правовых актов администрации (далее - проект) разрабатываются структурными подразделениями администрации на основании поручений главы администрации, первого заместителя главы администрации, заместителей главы администрации либо по собственной инициативе.
3.3. Правом направления проектов на согласование, а также на рассмотрение главе обладают первый заместитель главы администрации, заместители главы администрации в соответствии с распределением обязанностей.
3.4. Проект должен отвечать следующим требованиям:
3.4.1. Объем проекта, как правило, не должен превышать трех листов без приложений. Каждый лист проекта и приложений к нему должен быть завизирован с обратной стороны руководителем разработчиком проекта, курирующим заместителем главы администрации с указанием даты визирования. Виза должна быть удостоверена печатью разработчика, кроме структурных подразделений администрации.
3.4.2. В случае если объем проекта с приложениями составляет более двух листов, проект с приложениями должен быть прошит, пронумерован и завизирован.
Визирование такого проекта осуществляется на оборотной стороне последнего листа.
3.4.3. Проект должен быть оформлен в соответствии с Инструкцией по делопроизводству и удовлетворять требованиям действующих государственных стандартов.
3.4.4. Структура проекта должна обеспечивать логическое развитие содержания и соответствовать предмету правового регулирования. Текст проекта может иметь вводную, распорядительную и заключительную части.
3.4.5. Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений, могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели, мотивы принятия правового акта, а также предмет правового регулирования. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
3.4.6. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования содержащихся в нем положений. Текст проекта должен устанавливать механизм реализации содержащихся в нем положений (дозволения, запреты, санкции), быть логичным, лаконичным, ясным, точным, соответствовать действующим правилам орфографии и пунктуации.
3.4.7. В проекте должны правильно использоваться официально установленные наименования, общеизвестные термины. Текст проекта не должен быть перегружен специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Не допускается использование в проекте эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.).
3.4.8. Положения проекта оформляются, как правило, в виде статей или пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами. Статьи могут разделяться на части и пункты. Пункты могут разделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами.
3.4.9. Значительные по объему тексты могут разделяться на главы или разделы, имеющие нумерацию и наименование. Разделы и главы нумеруются арабскими цифрами.
3.4.10. Проекты не должны противоречить изданным ранее правовым актам или дублировать их, если при этом не изменяется или не отменяется ранее изданный акт. Проект, содержащий положения об отмене правового акта, должен содержать нормы о признании утратившими силу правовых актов и(или) отдельных положений правовых актов, изменяющих отменяемый правовой акт.
3.4.11. Если правовые акты администрации принимаются на основании, в развитие или во исполнение Конституции Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации или федеральных органов государственной власти, Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга, правовых актов Губернатора или Правительства, то вводная часть проекта должна содержать ссылку на соответствующий правовой акт с указанием его наименования, даты принятия и номера.
3.4.12. Распорядительная часть текста проекта обязательно должна содержать:
конкретные задания исполнителям с указанием точных сроков их исполнения.
При длительных сроках исполнения необходимо указывать промежуточные (контрольные) сроки;
точное наименование организаций - исполнителей задания. Фамилии руководителей организаций указывать не следует, должностное лицо в качестве исполнителя может быть указано только в случае, если выполнение возлагается на него лично;
поручения о контроле исполнения правового акта или его отдельных пунктов с указанием, на кого возложен контроль.
Контроль исполнения правового акта или его отдельных пунктов возлагается на первого заместителя главы администрации, заместителя главы администрации в соответствии с распределением обязанностей либо остается за главой администрации.
3.4.13. Заключительная часть текста проекта может содержать:
переходные положения;
указание о сроке вступления правового акта в силу, если такое указание необходимо;
указание об отмене или изменении действующих правовых актов, если издаваемый правовой акт отменяет или изменяет действующий правовой акт.
3.4.14. В случае упоминания в проекте какого-либо органа или организации, не являющихся федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к проекту должны прилагаться копии их учредительных документов, заверенные в установленном законодательством порядке.
3.4.15. В случае наличия в проекте положений о возложении обязанностей на какое-либо лицо, не являющееся работником администрации, к проекту должно прилагаться письменное согласие данного лица. В тексте проекта после упоминания данного лица должны содержаться слова "(по согласованию)".
3.5. Справка о согласовании проекта по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту, визируется руководителем или заместителем руководителя разработчика с указанием даты визирования.
3.6. Ответственность за соблюдение требований настоящего Регламента при подготовке проекта несет руководитель разработчика.
3.7. Проект, подготовленный в соответствии с настоящим Регламентом, направляется первому заместителю главы администрации, заместителю главы администрации в соответствии с распределением обязанностей для принятия решения о необходимости направления проекта на согласование, за исключением проекта, подготовленного отделом, непосредственно подчиненным главе администрации.
3.8. К тексту проекта правового акта может прилагаться:
подписанная руководителем или заместителем руководителя разработчика пояснительная записка;
перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или разработке в связи с принятием проекта.
3.9. Проект, подготовленный в соответствии с настоящим Регламентом, подлежит обязательному согласованию (рассмотрению и аналитической оценке):
со структурными подразделениями администрации в соответствии с их компетенцией;
с федеральными органами государственной власти или их территориальными органами в случаях, установленных действующим законодательством;
с организациями, не являющимися исполнительными органами, в случаях, когда проект содержит упоминание о них;
с органами местного самоуправления муниципальных образований в случаях, когда проект содержит упоминание о них (далее - согласующие органы или организации).
3.10. Согласование проекта осуществляется путем визирования руководителем подразделения администрации, согласующего органа или организации, осуществляющих согласование проекта, в Справке о согласовании, а также на оборотной стороне каждого листа текста либо оборотной стороне последнего листа проекта (в случае если проект с приложениями прошит) с обязательным указанием должности, даты визирования и расшифровкой фамилии, имени, отчества проекта. Визирование производится соответствующим руководителем в пределах компетенции.
3.11. Согласование проекта может осуществляться в процессе совещания с участием руководителей или уполномоченных представителей органов и организаций, согласующих проект. Протокол совещания, подписанный всеми лицами, участвующими в совещании, или его копия, заверенная разработчиком проекта, приобщается к Справке о согласовании проекта, о чем в последней делается соответствующая запись.
3.12. Срок рассмотрения проекта в согласующих органах или организациях не должен превышать трех рабочих дней.
3.13. При наличии значительных по объему замечаний согласование оформляется в виде отдельного письма на бланке согласующего органа или организации с изложением замечаний, предложений, текста изменений, дополнений либо предложений об исключении отдельных положений проекта, о чем делается отметка в Справке о согласовании проекта.
3.14. Срок действия визы согласующего органа или организации составляет не более 6 месяцев (при согласовании проектов, связанных со строительством, реконструкцией, расширением, капитальным ремонтом объектов недвижимости, переводом жилых помещений в нежилые, предоставлением объектов недвижимости на инвестиционных условиях, - не более 12 месяцев) с даты визирования до представления в общий отдел. Если на момент представления проекта в общий отдел истек срок действия визы согласующего органа или организации, проект должен быть вновь согласован с соответствующим органом или организацией.
3.15. Полученные при согласовании проекта замечания и предложения учитываются разработчиком.
3.16. В случае согласия с представленными замечаниями разработчик вносит в проект соответствующие изменения. Измененный текст проекта подлежит повторному визированию в соответствии с настоящим Регламентом, за исключением случаев внесения изменений редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки и т.д.).
3.17. Если разработчик не согласен с представленными замечаниями, он готовит мотивированное заключение и лист разногласий в произвольной форме с указанием замечаний, с которыми он не согласен.
3.18. При наличии замечаний по проекту разработчик должен в недельный срок после получения всех замечаний обеспечить проведение обсуждения проекта с заинтересованными органами и организациями в целях выработки взаимоприемлемого решения.
3.19. В случае если в срок, указанный в настоящем Регламенте, замечания не будут устранены, проект немедленно направляется разработчиком для урегулирования разногласий первому заместителю главы администрации, заместителю главы администрации, направившему проект на согласование.
3.19.1. Рассмотрение и урегулирование разногласий проводится на совещании у первого заместителя главы администрации, заместителя главы администрации, направившего проект на согласование (далее - согласительное совещание).
3.19.2. Согласительное совещание проводится первым заместителем главы администрации, заместителем главы администрации с участием руководителей структурных подразделений, органов и организаций, имеющих замечания по проекту, а также при необходимости с участием других заместителей главы администрации, координирующих и контролирующих деятельность указанных органов и организаций.
3.19.3. Решение, принятое на согласительном совещании, оформляется протоколом. К протоколу согласительного совещания прилагаются лист разногласий в произвольной форме и мотивированное заключение разработчика проекта.
3.19.4. В случае если разногласия не разрешены заместителем главы, направившим проект на согласование, проект со всеми материалами подлежит направлению главе администрации для принятия окончательного решения относительно разногласий.
3.20. Проект, согласованный в соответствии с настоящим Регламентом, передается для визирования начальнику общего отдела, который проверяет соблюдение требований настоящего Регламента и Инструкции по делопроизводству при разработке и согласовании проекта, в том числе:
правильность использования наименований органов и организаций, упоминание о которых содержит проект;
сроки исполнения заданий;
наличие приложений, указанных в тексте;
наличие указания о контроле;
соблюдение порядка урегулирования разногласий по проекту, наличие протокола согласительного совещания;
наличие документов, ссылки на которые приведены в тексте правовых актов, и других необходимых документов.
3.21. Проект, разработанный и согласованный в соответствии с настоящим Регламентом и завизированный начальником общего отдела, направляется в юридический отдел.
3.22. Юридический отдел осуществляет:
юридическую экспертизу проекта на предмет его соответствия законодательству, требованиям юридической техники;
лингвистическую экспертизу проекта на предмет соответствия его текста нормам современного русского языка;
антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта на предмет выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
3.23. Юридический отдел готовит заключение, если в результате проведенной юридической экспертизы проекта будут установлены следующие нарушения:
нарушение настоящего Регламента при разработке или согласовании проекта;
несоответствие проекта законодательству;
несоответствие проекта требованиям юридической техники;
несоответствие проекта нормам современного русского языка;
необходимость внесения значительных редакционно-технических правок (составляющих более десяти процентов количества печатных знаков текста);
выявление в проекте нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
3.24. Проект с заключением юридического отдела возвращается разработчику.
3.25. Начальник юридического отдела (лицо, его замещающее) выносит заключение о признании проекта правового акта имеющим нормативный характер, о чем в день поступления проекта нормативного правового акта в юридический отдел на указанном проекте нормативного правового акта делает отметку: "Проект правового акта имеет нормативный характер".
Начальник юридического отдела (лицо, его замещающее) выносит решение о размещении проекта нормативного правового акта на официальном сайте администрации в сети Интернет, о чем на справке о согласовании делается отметка: "Подлежит размещению на сайте для проведения антикоррупционной экспертизы".
3.26. Разработчик проекта нормативного правового акта в день направления проекта на согласование предоставляет его со справкой о согласовании, имеющей запись о необходимости проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), в отдел информатизации и связи для размещения на официальном сайте администрации в сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
3.27. Размещение проекта на официальном сайте администрации в сети Интернет в разделе "Проекты нормативных правовых актов" осуществляется отделом информатизации и связи:
проекта нормативного правового акта администрации - в день вынесения заключения о признании проекта правового акта имеющим нормативный характер;
проекта закона Санкт-Петербурга, постановления и распоряжения Губернатора, постановления и распоряжения Правительства Санкт-Петербурга - в день направления проекта на согласование в соответствии с Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100.
3.28. При размещении проекта нормативного правового акта указываются даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) составляет 14 дней.
После окончания установленного срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проект удаляется с официального сайта администрации.
3.29. Организация проведения независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется юридическим отделом администрации в порядке, определенном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 N 48-рп "О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга".
3.30. Учет организации независимых антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) осуществляется начальником отдела информатизации и связи в журнале учета организации независимых антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). В журнале указываются:
наименование проекта нормативного правового акта;
даты начала и окончания срока размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте администрации в сети Интернет;
авторы экспертных заключений, поступивших в администрацию, и даты поступления указанных заключений.
3.31. Экспертные заключения и заключения независимой экспертизы, поступившие в администрацию, в том числе в электронном виде, подлежат регистрации в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Регламентом.
3.32. Экспертное заключение в тридцатидневный срок со дня его получения рассматривается структурным подразделением администрации, являющимся разработчиком проекта нормативного правового акта, совместно с юридическим отделом.
3.33. Не подлежат рассмотрению экспертные заключения:
подготовленные лицами, не аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
не соответствующие форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации;
направленные в исполнительный орган после даты окончания приема экспертных заключений. В случае если экспертное заключение поступило в исполнительный орган по почте, дата его направления определяется по почтовому штемпелю. В случае если экспертное заключение получено исполнительным органом в электронном виде, дата его направления определяется по дате отправки, указанной на электронном документе.
Решение об отказе в рассмотрении экспертного заключения принимается в письменной форме начальником юридического отдела (лицом, его замещающим).
3.34. По результатам рассмотрения экспертного заключения:
составляется справка, в которой указываются причины учета или отклонения предложений о способах устранения выявленных коррупциогенных факторов;
гражданину или организации, проводившим антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ. В случае если в экспертном заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов, ответ не направляется.
В случае подтверждения наличия в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов результаты рассмотрения экспертных заключений и предложения по изменению этих актов докладываются главе администрации.
Копия экспертного заключения, справка по результатам рассмотрения экспертного заключения либо решение об отказе в рассмотрении экспертного заключения прилагаются к проекту нормативного правового акта.
Непоступление экспертных заключений в администрацию в срок, отведенный для проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), не является препятствием для предоставления в соответствии с настоящим Регламентом проекта нормативного правового акта на подписание главе администрации.
3.35. Учет сведений о результатах независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) осуществляется юридическим отделом.
3.36. Отчеты о результатах деятельности независимых экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы по форме и в порядке, утвержденными Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности, один раз в полугодие представляются юридическим отделом администрации района в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
3.37. После визирования проекта начальником юридического отдела внесение в проект каких-либо изменений не допускается.
3.38. Завизированный начальником юридического отдела проект направляется первому заместителю главы администрации, заместителю главы администрации, направившему проект на согласование, для принятия решения о внесении проекта на рассмотрение главы администрации.
3.39. Проект, разработанный и согласованный в соответствии с настоящим Регламентом, должен быть завизирован:
руководителем или заместителем руководителя разработчика проекта;
руководителями или заместителями руководителей согласующих органов или организаций;
начальником общего отдела;
начальником юридического отдела;
первым заместителем главы администрации, заместителем главы администрации, вносящим проект на рассмотрение главы администрации.
3.40. Распоряжения и приказы, за исключением распоряжений о предоставлении государственных услуг в социальной сфере, подписываются главой Администрации или должностным лицом, исполняющим его обязанности. Распоряжения о предоставлении государственных услуг в социальной сфере подписываются курирующим сферу социальной и демографической политики Санкт-Петербурга, социальной защиты населения заместителем главы администрации (далее - заместитель главы администрации).
3.40.1 Проекты распоряжений Администрации о предоставлении государственных услуг в социальной сфере (далее - проекты распоряжений) разрабатываются и оформляются отделом социальной защиты населения администрации в соответствии с требованиями, установленными разделом 3 настоящего Регламента, за исключением:
3.40.2. Справка о согласовании проектов распоряжений не оформляется.
3.40.3. Согласование проектов распоряжений с руководителями структурных подразделений администрации не производится.
3.40.4. Последний лист одного из двух экземпляров проекта распоряжения визируется с оборотной стороны начальником отдела социальной защиты населения администрации с обязательным указанием даты визирования и расшифровкой фамилии, имени и отчества.
3.40.5. Завизированный проект направляется на подписание заместителю главы администрации, курирующему сферу социальной и демографической политики Санкт-Петербурга, социальной защиты населения.
3.40.6. Подписанному заместителем главы администрации распоряжению в отделе социальной защиты населения администрации присваивается номер и проставляется дата.
3.40.7. Тиражирование и рассылка осуществляются отделом социальной защиты населения администрации.
3.41. После подписания правовых актов, за исключением актов, указанных в пункте 3.43 настоящего Регламента, общий отдел осуществляет присвоение номера, проставление даты, тиражирование и рассылку актов. Распоряжениям присваиваются в течение года порядковые номера с добавлением буквы "-р", например: "распоряжение администрации от 03.01.1998 N 5-р". Приказам присваиваются порядковые номера с добавлением буквы "-р", например: "приказ администрации от 05.01.1998 N 3-п".
3.42. Рассылка осуществляется в соответствии со списком рассылки, который определяется разработчиком и начальником общего отдела при подготовке проекта этого правового акта, а также в соответствии с установленным перечнем официальной рассыпки правовых актов администрации.
3.43. После подписания правовых актов администрации по кадровым вопросам отдел по вопросам государственной службы и кадров осуществляет присвоение номера, проставление даты, тиражирование и рассылку актов.
3.44. Копии нормативных правовых актов в течение двух рабочих дней после издания направляются в формате "pdf", а также в виде текста в одном из следующих форматов: "doc", "docx", "odt", "rtf" по техническим каналам связи в электронном виде в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга для включения в реестр нормативных правовых актов, проведения правовой экспертизы и официального опубликования в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865 "О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".
3.45. Подготовка и представление на рассмотрение Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга проектов правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, а также проектов правовых актов о внесении изменений в действующие правовые акты Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга осуществляются в соответствии с требованиями Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Структурным подразделением администрации, являющимся разработчиком проекта правового акта Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, а также проекта правового акта о внесении изменений в действующие правовые акты Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, готовится справка, в которой указываются даты начала и окончания срока размещения проекта на официальном сайте администрации в сети Интернет, авторы экспертных заключений, поступивших в администрацию, либо делается отметка о том, что экспертные заключения не поступали.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.