Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Избирательной
комиссии Ленинградской области
от 23 апреля 2019 года N 41/318
Методические рекомендации
по вопросам, связанным с приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидатов на выборах депутатов советов депутатов муниципальных образований Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по вопросам, связанным с приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидатов на выборах депутатов советов депутатов муниципальных образований Ленинградской области (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьями 21 - 23, 67, 68 областного закона от 15 марта 2012 года N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" (далее - областной закон) в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями соответствующих норм избирательного законодательства.
1.2. На выборах депутатов советов депутатов муниципальных образований сбор подписей является обязательным для кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам:
путем самовыдвижения;
избирательными объединениями, не являющимися политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями;
политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями, на которые не распространяется действие пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 35.1 Федерального закона.
1.3. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидата, наряду с другими документами в территориальную избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования) с полномочиями окружной избирательной комиссии соответствующего одномандатного (многомандатного) избирательного округа представляет сам кандидат. Вместе с подписными листами в вышеназванные избирательные комиссии представляется протокол об итогах сбора подписей избирателей (форма протокола об итогах сбора подписей устанавливается территориальной избирательной комиссией с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования (избирательной комиссией муниципального образования) на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Вышеуказанные документы могут быть представлены иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, по доверенности, выданной кандидатом (при этом подлинность подписи кандидата на доверенности должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые).
1.4. Передача документов на регистрацию должна быть произведена не ранее чем за 65 дней и не позднее 18 часов по местному времени за 45 дней до дня голосования (в соответствии с календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов).
1.5. Подписные листы в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидатов в депутаты советов депутатов муниципальных образований изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону.
1.6. Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата.
1.7. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых в многомандатном избирательном округе составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
1.8. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимых для регистрации, не более чем на 4 подписи.
1.9. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, количество подписей, которое может быть представлено кандидатом сверх необходимого для регистрации, и предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено кандидатом для регистрации (в абсолютном выражении), утверждается территориальной избирательной комиссией с полномочиями избирательных комиссий соответствующих муниципальных образований (избирательной комиссией соответствующего муниципального образования). При этом, если полученное число необходимых для регистрации подписей избирателей имеет дробную часть, оно подлежит округлению до целого числа в меньшую сторону.
1.10. Соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям законодательства, а также соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата, и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.
2. Формирование и оформление папок с подписными листами
2.1. В случае если до предоставления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию лицами, заверяющими подписные листы, были исключены (вычеркнуты) "забракованные" подписи избирателей, это исключение (вычеркивание) должно быть надлежащим образом оформлено.
Отметка может быть сделана или в подписном листе или оговорена в протоколе об итогах сбора подписей.
Кандидату (лицу, осуществляющему сбор подписей) напротив каждой исключенной (вычеркнутой) подписи необходимо поставить собственноручную заверяющую подпись, либо кандидат должен указать общее количество "забракованных" подписей в протоколе об итогах сбора подписей - в этом случае по каждой зачеркнутой подписи необходимо указать номер папки с подписными листами, номер подписного листа и номер строки подписного листа, в которой находится исключенная (вычеркнутая) подпись.
Подписи, исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или такое исключение (вычеркивание) оговорено кандидатом в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, проверке и учету не подлежат.
2.2. Подписные листы, представляемые в соответствующую избирательную комиссию, должны быть сброшюрованы и пронумерованы.
2.3. В целях единообразного применения требований Федерального и областного закона, ускорения процедуры приема подписных листов, облегчения и ускорения последующей проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, при подготовке подписных листов к сдаче в избирательную комиссию рекомендуется формировать папку с подписными листами таким образом, чтобы папка содержала не более 10 подписных листов в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
2.4. Нумерация подписных листов избирателей делается сквозной в пределах папки и осуществляется рукописным способом.
2.5. Подшивки подписных листов помещаются в плотную обложку и прошиваются вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные.
2.6. Подписные листы сшиваются сверху или слева в зависимости от расположения текста подписного листа на его оборотной стороне.
2.7. Концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводятся на оборотную сторону обложки, фиксируются наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставится подпись кандидата.
2.8. На лицевой стороне обложки папки указывается:
наименование избирательной кампании: Выборы депутатов совета депутатов муниципального образования ___________________________________________________созыва;
(наименование муниципального образования)
фамилия, имя, отчество кандидата, в поддержку которого собраны представленные подписи избирателей;
номер папки: Папка N _________;
количество подписных листов в папке;
количество подписей избирателей без учета исключенных (вычеркнутых) лицами, заверяющими подписные листы, до предоставления в соответствующую избирательную комиссию - см. пункт 2.1 Методических рекомендаций.
3. Порядок приема подписных листов
3.1. Прием и проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидата, осуществляют рабочие группы по приему и проверке документов, представляемых в избирательную комиссию кандидатами, выдвинутыми по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, сформированные в территориальных избирательных комиссиях (избирательных комиссиях муниципальных образований) с полномочиями окружных избирательных комиссий (далее - рабочая группа).
3.2. Создание вышеназванных рабочих групп оформляется решением соответствующей избирательной комиссии.
3.3. Рабочая группа создается из числа членов соответствующих избирательных комиссий с правом решающего голоса, привлеченных специалистов. К проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
3.4. При приеме от кандидата подписных листов и протокола об итогах сбора подписей рабочая группа проверяет соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству путем полистного пересчета. В случае несовпадения количества представленных подписей их заявленному количеству на протоколе об итогах сбора подписей делаются соответствующие пометки.
В случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол (для его составления используется представленный в избирательную комиссию машиночитаемый вид протокола), в который вносятся соответствующие изменения, после чего уточненный протокол об итогах сбора подписей избирателей распечатывается непосредственно в избирательной комиссии и подписывается кандидатом.
Также при приеме подписных листов проверяется правильность их нумерации. В случае выявления нарушения нумерации подписных листов кандидат перенумеровывает листы в папке.
3.5. После завершения проверки, указанной в пункте 3.4., папка с подписными листами заверяется печатью соответствующей территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования). Протокол об итогах сбора подписей, собранных в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидата, регистрируется соответствующей избирательной комиссией в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в избирательной комиссии для регистрации входящих документов. Подписные листы регистрируются как приложение к протоколу об итогах сбора подписей. В случае составления уточненного протокола он регистрируется избирательной комиссией как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей.
3.6. Подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема выдается рабочей группой кандидату (приложения 1, 2 к Методическим рекомендациям).
3.7. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата в занимаемое ею помещение или отказывать в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если кандидат внес оформленные документы, в том числе все подписные листы, в помещение избирательной комиссии (рабочей группы) до истечения установленного срока.
4. Проверка подписных листов
4.1. При проверке оформления подписных листов рабочая группа устанавливает их соответствие форме, прилагаемой к Федеральному закону (на выборах депутатов советов депутатов - приложению 8), достоверность и наличие в них определенных статьей 21 областного закона сведений о кандидате, лицах, удостоверяющих подписные листы, соблюдение установленных правил их указания, а также наличие подписей лиц, удостоверяющих подписные листы, и дат их внесения.
4.2. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, о лицах, осуществлявших сбор подписей, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. В случае выявления сведений, не соответствующих действительности, а также при отсутствии в регистре избирателей ГАС "Выборы" сведений об избирателях или лицах, осуществлявших сбор подписей, по ним проводится дополнительная проверка в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
4.3. Для установления достоверности подписей избирателей и проверки соблюдения порядка проставления лично самим избирателем в подписном листе даты внесения его подписи подписные листы могут направляться избирательной комиссией в специализированные учреждения органов внутренних дел Российской Федерации для проведения соответствующей проверки. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе и могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
4.4. В соответствии с частью 5 статьи 23 областного закона проверке подлежат все представленные подписи.
4.5. После представления в соответствующую избирательную комиссию подписных листов с подписями избирателей внесение в них каких-либо исправлений не допускается. Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, иными лицами при оформлении подписных листов, представляемых для регистрации кандидата. Также избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, иными лицами при оформлении иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидатов.
4.6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписной лист, если это исключение (вычеркивание) специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию (см. пункт 2.1 настоящих Методических рекомендаций).
4.7. Одновременно с подтверждением, указанным в пункте 3.6 настоящих Методических рекомендаций, рабочая группа выдает извещение о дате, времени, месте проведения проверки подписей избирателей кандидату, представившему необходимое для регистрации количество подписей избирателей (форма извещения - приложение 3 к Методическим рекомендациям).
4.8. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, вправе присутствовать любой кандидат, выдвинутый по соответствующему избирательному округу и представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
Рабочая группа заблаговременно обеспечивает оповещение указанных лиц о дате, времени и месте проведения проверки подписей.
4.9. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
5. Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными
5.1. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона, частью 2 статьи 23 областного закона.
5.2. Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
5.3. В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются:
5.3.1. подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, а также до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата;
5.3.2. подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
5.3.3. подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона, частью 2 статьи 23 областного закона;
5.3.4. подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя);
5.3.5. подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5.3.6. подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона, частью 2 статьи 23 областного закона (если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись);
5.3.7. подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
5.3.8. все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
5.3.9. все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона;
5.3.10. подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона;
5.3.11. подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона, частью 2 статьи 23 областного закона;
5.3.12. подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и (или) кандидатом;
5.3.13. все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.
5.4. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев предусмотренных пунктами 5.3.8, 5.3.9, 5.3.13 Методических рекомендаций.
5.5. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 5.3.8, 5.3.9, 5.3.13 Методических рекомендаций.
5.6. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Адрес места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, может не содержать каких-либо реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.
6. Оформление результатов проверки подписных листов
6.1. Результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов (приложение 4 к Методическим рекомендациям), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится такая подпись.
6.2. На проверяемую папку составляется отдельная ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются.
6.3. Каждый лист ведомости проверки подписных листов в обязательном порядке подписывается членом рабочей группы, проводившим проверку подписных листов.
6.4. Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки подписных листов используется Перечень оснований (причин) признания подписей недостоверными, недействительными (приложение 5 к Методическим рекомендациям).
6.5. К ведомости проверки подписных листов прилагаются копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными (недействительными).
7. Составление итогового протокола проверки подписных листов
7.1. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (приложение 6 к Методическим рекомендациям). Итоговый протокол подписывается руководителем рабочей группы и представляется в территориальную избирательную комиссию (избирательную комиссию муниципального образования) с полномочиями окружной избирательной комиссии для принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата.
7.2. Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки подписных листов.
7.3. Итоговый протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
7.4. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. Форма уведомления кандидата приведена в приложении 7 к Методическим рекомендациям.
7.5. В случае если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона*(1), кандидат вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
7.6. Повторная проверка подписных листов после принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
____________________
*(1) В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.