В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в целях оказания практической помощи в профессиональном становлении, в приобретении новых профессиональных знаний и навыков:
гражданским служащим, впервые поступившим на гражданскую службу (в том числе с испытательным сроком);
гражданским служащим, назначенным на иную должность гражданской службы;
гражданским служащим, изменение и (или) выполнение новых должностных обязанностей которых требует назначения наставника;
гражданским служащим, изъявившим желание в назначении наставника (по согласованию с начальником Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея - начальником инспекции государственного строительного надзора Республики Адыгея);
стажерам (студентам), заключившим договоры об обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и (или) проходящим стажировку (практику) в Управлении государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея,
приказываю :
1. Утвердить прилагаемое положение о наставничестве в Управлении государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Управления |
А.Ю. Кушу |
Положение
о наставничестве в Управлении государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея
(утв. приказом Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея от 6 мая 2016 г. N 21)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о наставничестве в Управлении государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок реализации института наставничества в Управлении государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - Управление).
2. Наставничество является кадровой технологией, представляющей собой целенаправленную деятельность наиболее опытных гражданских служащих Управления по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
3. Нормативной правовой основой организации наставничества в Управлении является:
1) Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
2) Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации";
3) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
4) Закон Республики Адыгея от 4 августа 2005 г. N 352 "О государственной гражданской службе Республики Адыгея";
5) настоящее Положение.
4. Участниками наставничества являются:
1) лицо, в отношении которого осуществляется наставничество;
2) наставник - гражданский служащий или иное лицо, назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество в Управлении;
3) начальник отдела Управления;
4) заместитель начальника Управления - начальник государственной жилищной инспекции Республики Адыгея;
5) начальник Управления - начальник инспекции государственного строительного надзора Республики Адыгея;
6) должностное лицо, ответственное за ведение кадровой работы в Управлении, осуществляющее организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.
II. Цели и задачи наставничества
5. Целью наставничества является подготовка лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода его профессионального становления, развития и должностной адаптации, помощь в приобретении профессиональных знаний, навыков и опыта, способствующих качественному выполнению должностных обязанностей.
6. Задачами наставничества являются:
1) оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
2) оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
3) ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
4) содействие в формировании навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, и применение в служебной деятельности Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Адыгея;
5) обучение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
6) формирование у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности гражданской службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;
7) развитие у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие его закреплению на гражданской службе;
8) формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе.
7. К совершенствованию механизмов наставничества могут привлекаться представители общественного совета Управления.
8. Наставничество является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.
III. Организация наставничества
9. Наставничество устанавливается в отношении:
1) гражданского служащего, впервые поступившего на гражданскую службу (в том числе с испытательным сроком);
2) гражданского служащего, назначенного на иную должность гражданской службы;
3) гражданского служащего, изменение и (или) выполнение новых должностных обязанностей которого требует назначения наставника;
4) гражданского служащего, изъявившего желание в назначении наставника (по согласованию с начальником Управления - начальником инспекции государственного строительного надзора Республики Адыгея);
5) стажера (студента), заключившего договор об обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и (или) проходящего стажировку (практику) в Управлении.
10. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Срок наставничества устанавливается в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых знаний, навыков и опыта, наставничество может быть завершено досрочно на основании приказа Управления.
11. К работе в качестве наставников привлекаются профессионально компетентные гражданские служащие Управления, показавшие высокие результаты служебной деятельности, проявившие способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические знания, навыки и опыт осуществления должностных обязанностей по должности, замещаемой лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, замещающие должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и проработавшие в замещаемой должности не менее одного года.
12. Назначение наставника осуществляется приказом Управления, в котором определяется продолжительность наставничества. Приказ издается не позднее двух недель со дня назначения лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество, на должность гражданской службы или преступления его к выполнению должностных обязанностей.
13. Замена наставника осуществляется приказом Управления:
1) при прекращении наставником служебных отношений с Управлением;
- при переводе (назначении) наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в другой отдел Управления или на иную должность;
2) при психологической несовместимости наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
3) при неисполнении наставником своих обязанностей;
4) по мотивированной письменной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
5) по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
IV. Руководство наставничеством
14. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет начальник Управления - начальник инспекции государственного строительного надзора Республики Адыгея, который:
1) обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
2) определяет меры поощрения наставников;
3) утверждает индивидуальный план мероприятий по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
15. Ответственность за организацию наставничества в отделе Управления несет начальник этого отдела Управления, который:
1) вносит предложение по кандидатуре наставника в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы. При этом наставник может осуществлять процедуру наставничества не более чем над двумя лицами, в отношении которых осуществляется наставничество;
2) вносит предложение по сроку осуществления наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
3) осуществляет контроль за процедурой наставничества и вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
4) создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
5) проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
16. Должностное лицо, ответственное за ведение кадровой работы в Управлении, осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
17. Организационное сопровождение наставничества заключается в:
1) информационном обеспечении подбора наставников;
2) анализе и обобщении опыта работы наставников;
3) поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
18. Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
1) подготовке проекта приказа о назначении наставника, сопровождающего процесс наставничества;
2) оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества;
3) осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесения в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
19. Координация работы по наставничеству заключается в:
1) проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
2) ликвидации выявленных трудностей в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
3) анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
20. Должностное лицо, ответственное за ведение кадровой работы в Управлении, вправе проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.
V. Права и обязанности наставника
21. Наставник обязан:
1) разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим утверждением у начальника Управления;
2) содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы Управления, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
3) обеспечить изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
4) оказывать индивидуальную помощь в изучении действующего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Управления, в овладении практическими навыками качественного выполнения служебных заданий и поручений;
5) выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
6) в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
7) передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
8) всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к гражданской службе, коллективу, гражданам и иным лицам;
9) быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
10) проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы служащего, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;
11) личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на гражданской службе;
12) периодически докладывать начальнику отдела Управления о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
13) составлять формализованный отчет о результатах работы лица, в отношении которого осуществлялось наставничество.
22. Наставник имеет право:
1) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносить предложения начальнику Управления о его поощрении, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
2) осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов;
3) требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом наставничества;
4) контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности.
VI. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
23. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
1) изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Адыгея, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Управления, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки;
2) изучать должностной регламент, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в Управлении;
3) выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
4) совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения должностных обязанностей, заданий и поручений;
5) совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
6) сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных обязанностей;
7) проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в служебной деятельности;
8) дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на гражданской службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
24. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
1) пользоваться имеющейся в Управлении служебной, нормативной, учебно-методической документацией в пределах своей компетенции;
2) в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
3) при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к начальнику Управления.
VII. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
25. В течение десяти календарных дней по окончании установленного приказом Управления срока наставничества наставник готовит формализованный отчет о результатах наставничества. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
26. Утвержденный начальником Управления формализованный отчет о результатах наставничества передается должностному лицу, ответственному за ведение кадровой работы в Управлении для приобщения к личному делу.
27. Результатами эффективной работы наставника считаются:
1) освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
2) положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию;
3) самостоятельность и инициативность в служебной деятельности при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
4) дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений, поручений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
28. Результаты работы наставника учитываются при присвоении классного чина (в случае решения вопроса о присвоении классного чина до истечения срока, установленного для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине), прохождении аттестации, включения в кадровый резерв на вышестоящую должность, назначении на вышестоящую должность.
29. Наставник, показавший высокие результаты, может быть представлен приказом Управления к следующим видам поощрений:
1) объявление благодарности;
2) награждение почетной грамотой Управления;
3) материальное поощрение (выплата премии за выполнение особо важного и сложного задания).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цель наставничества - оказание помощи госслужащим в профессиональном становлении, приобретении необходимых профессиональных навыков, адаптации в коллективе и др.
Может устанавливаться не только в отношении служащих, впервые поступивших на гражданскую службу, но и тех, кто повышен в должности, если для выполнения новых функциональных обязанностей требуются отличные от имеющихся профессиональные знания и практические навыки.
В зависимости от уровня профподготовки нового работника и его индивидуальных способностей к восприятию нового опыта наставничество может длиться от 3-х месяцев до года. При успешном восприятии знаний, навыков и опыта этот срок может быть сокращен.
Наставник должен замещать должность не ниже должности обучаемого, обладать высокими профессиональными качествами, иметь необходимый опыт работы.
Назначение наставника оформляется приказом Управления.
Результаты работы наставника учитываются при продвижении его по службе.
Приказ Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея от 6 мая 2016 г. N 21 "Об утверждении положения о наставничестве в Управлении государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея"
Текст приказа опубликован на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru) 16 мая 2016 г., 20 августа 2017 г.