город Майкоп |
4 апреля 2016 года |
Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя А.К. Тлехатука, судей A.M. Шадже, И.В. Жидких, с участием сторон:
- заявителя - депутата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея А.П. Лободы;
- представителя органа, издавшего оспариваемый акт - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Л.А. Скабалы;
приглашенных представителей:
- Главы Республики Адыгея - заместителя начальника Правового управления Администрации Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея, начальника отдела экспертизы законодательных инициатив Правового управления Администрации Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея М.В. Гильдельбаум,
- Прокурора Республики Адыгея - старшего прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Адыгея Е.В. Черепановой, прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Адыгея А.А. Кинечева,
- Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея - начальника отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований С.В. Гармозы,
руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 статьи 101 Конституции Республики Адыгея, подпунктом "а" пункта 1 части 1, частями 2 и 3 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, статьями 36, 82, 83, 84 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положения части 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О государственных символах Республики Адыгея".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея А.П. Лободы и В.Р. Аутлева.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Адыгея оспариваемое заявителями положение Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О государственных символах Республики Адыгея".
Рассмотрев ходатайство Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея о прекращении производства по делу, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Адыгея установил:
1. В Конституционный Суд Республики Адыгея поступило обращение в форме запроса от депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея А.П. Лободы и В.Р. Аутлева о проверке конституционности части 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О государственных символах Республики Адыгея" в части определения расположения нечетного числа флагов при одновременном поднятии Государственного флага Республики Адыгея с Государственным флагом Российской Федерации.
Частью 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея N 90 установлено, что при одновременном поднятии Государственного флага Российской Федерации и Государственного флага Республики Адыгея, флагов муниципальных образований и организаций независимо от форм собственности Государственный флаг Российской Федерации должен быть поднят с левой стороны здания (если стоять лицом к фасаду), справа от него - Государственный флаг Республики Адыгея, а затем - любой другой флаг.
Заявители считают, что, в данном случае, определяя в Законе Республики Адыгея "О Государственных символах Республики Адыгея" порядок использования (расположения) нечетного числа флагов при одновременном поднятии Государственного флага Республики Адыгея с Государственным флагом Российской Федерации, Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея вышел за пределы предоставленных ему Конституцией Республики Адыгея полномочий, затронув в норме закона Республики Адыгея порядок и условия расположения Государственного флага Российской Федерации, установленные Федеральным конституционным законом согласно статье 70 Конституции Российской Федерации.
В обоснование своей правовой позиции заявители указывают в обращении на то, что порядок расположения Государственного флага Российской Федерации определяется положениями Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", согласно статье 8 которого при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре.
В связи с этим заявители просят положение части 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О государственных символах Республики Адыгея", в части определения расположения нечетного числа флагов при одновременном поднятии Государственного флага Республики Адыгея с Государственным флагом Российской Федерации, признать не соответствующим подпункту "п" статьи 53 во взаимосвязи с подпунктом "б" пункта 1 статьи 70 Конституции Республики Адыгея.
2. Определением Конституционного Суда Республики Адыгея от 17 февраля 2016 года запрос депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея А.П. Лободы и В.Р. Аутлева о проверке конституционности части 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О государственных символах Республики Адыгея" принят к рассмотрению.
3. В судебном заседании представитель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Л.А. Скабала заявила ходатайство о прекращении производства по делу в связи с утратой силы оспариваемого положения нормативного правового акта.
В обоснование своего ходатайства представила Закон Республики Адыгея от 29 марта 2016 года N 521 "О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Адыгея "О государственных символах Республики Адыгея", в соответствии с которым в Закон Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О государственных символах Республики Адыгея" внесены изменения, часть 8 оспариваемого Закона изложена в новой редакции.
Заявитель А.П. Лобода не возражал против удовлетворения ходатайства представителя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Республики Адыгея производство по делу может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
Из представленных Конституционному Суду Республики Адыгея материалов следует, что 23 марта 2016 года Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея N 521 "О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Адыгея "О государственных символах Республики Адыгея".
29 марта 2016 года Закон Республики Адыгея подписан Главой Республики Адыгея, 31 марта 2016 года опубликован в газете "Советская Адыгея" и с этого момента вступил в силу.
В связи с вступлением в силу указанного Закона Республики Адыгея часть 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 действует в следующей редакции: "При одновременном поднятии и Государственного флага Российской Федерации и Государственного флага Республики Адыгея, флага муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации расположение флагов осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации". При этом, Государственный флаг Республики Адыгея должен быть поднят справа от Государственного флага Российской Федерации, если стоять лицом к ним".
Из этого следует, что Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея устранил имеющиеся ранее в оспариваемом Законе Республики Адыгея правовые противоречия.
Таким образом, в результате нового законодательного регулирования уже в период рассмотрения дела, оспариваемое положение части 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года "О государственных символах Республики Адыгея" в части, устанавливающей порядок размещения
Государственного флага Республики Адыгея при одновременном подъеме с Государственным флагом Российской Федерации, являющееся предметом рассмотрения по настоящему делу, отменено.
Следовательно, Конституционный Суд Республики Адыгея приходит к выводу, что производство по делу о проверке соответствия Конституции Республики Адыгея части 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О государственных символах Республики Адыгея" в части определения расположения нечетного числа флагов при одновременном поднятии Государственного флага Республики Адыгея с Государственным флагом Российской Федерации подлежит прекращению ввиду отмены оспариваемой нормы.
При этом Конституционный Суд Республики Адыгея не располагает сведениями о том, что действиями части 8 статьи 5 оспариваемого Закона Республики Адыгея были нарушены конституционные права и свободы граждан. Действующая редакция части 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О Государственных символах Республики Адыгея" заявителями не оспаривается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 43, статьей 68, частью 4 статьи 71, частью 1 статьи 77 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности положения части 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О государственных символах Республики Адыгея" в связи с запросом депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея А.П. Лободы и В.Р. Аутлева.
2. Настоящее Определение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. Копию настоящего Определения направить сторонам по настоящему делу.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Конституционный Суд
Республики Адыгея
N 1-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 4 апреля 2016 г. N 1-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности положения части 8 статьи 5 Закона Республики Адыгея от 7 июня 2007 года N 90 "О государственных символах Республики Адыгея" в связи с запросом депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея А.П. Лободы и В.Р. Аутлева"
Текст определения официально опубликован не был