Заслушав и обсудив доклад заместителя главы администрации МО "Шовгеновский район" Аутлева Азамата Заурбечевича по комплексному плану развития муниципального образования "Шовгеновский район" до 2025 года, Совет народных депутатов муниципального образования "Шовгеновский район"
решил:
1. Утвердить комплексный план развития муниципального образования "Шовгеновский район" до 2025 года.
2. Настоящее решение по комплексному плану развития муниципального образования "Шовгеновский район" до 2025 года опубликовать в районной газете "Заря".
Глава МО |
А.Д. Меретуков |
а. Хакуринохабль
от 27 мая 2016 г.
N 479
Комплексный план
развития муниципального образования "Шовгеновский район" до 2025 года
1. Роль и значение Шовгеновского района
Район расположен на северо-востоке Республики Адыгея. Территорию пересекает параллель 45 градусов северной широты. Площадь района - 521,4 км.
На севере граничит с Курганинским и Усть-Лабинским, на юго-западе - с Белореченским муниципальными районами Краснодарского края, на западе - с Красногвардейским, на юге - с Гиагинским, на востоке - с Кошехабльским муниципальными районами Республики Адыгея.
Территория района расположена на аллювиально-пролювиальной трассе, в западной части на водораздельной равнине, расчлененной реками Гиагой, Улькой, Грязнухой и Фарс.
Через территорию района проходят региональные автомобильные дороги Майкоп - Гиагинская - Зарево - Хакуринохабль - Кошехабль и Красногвардейское - Еленовское - Уляп - Зарево.
По площади территории, среди районных муниципальных образований, район превышает только Тахтамукайский. Однако плотность населения Шовгеновского района почти в пять раз ниже при примерно одинаковом количестве поселений, населённых пунктов и плотности их сети. Это связано с тем, что район является аграрным, здесь отсутствуют городские поселения.
Сельскохозяйственные земли занимают 64,7% площади территории района и составляют 12,8% от площади всех земель сельскохозяйственного назначения республики.
При всем многообразии проживающих на территории района национальных групп в районе отсутствуют межнациональные конфликты. Этому способствуют устойчивый характер социально-экономического развития района. Основу производительных сил района составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, а также аграрный, транспортный комплексы.
Основное направление деятельности - аграрного и промышленного комплексов соответствуют приоритетам социально-экономического развития района и определяют особый статус района в экономике Республики Адыгея.
Динамичное развитие аграрного и промышленного комплексов Шовгеновского района обеспечивает продовольственную безопасность района и республики:
район обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, площадь которых составляет 52,143 тысяч гектаров;
в 2015 году в Шовгеновском районе собрано валового объема зерна 92984 тонн, 15539 тонн семян подсолнечника;
в 2015 году в районе произведено хлебобулочных изделий 558 тонн.
Таблица 1
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета района в 2015 году составили 62,0 миллиона рублей. Налоговые доходы в консолидированный бюджет МО "Шовгеновский район" в 2015 году составили 44,9 миллиона рублей, неналоговые доходы составили 17,1 миллиона рублей, в том числе:
Наименование дохода |
План |
Исполнение |
% |
Налоговые доходы: |
42,0 |
44,9 |
106,9 |
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
14,4 |
15,9 |
109,7 |
- акцизы |
5,0 |
5,6 |
112,0 |
- налоги на совокупный доход |
7,8 |
8,0 |
102,6 |
- налоги на имущество |
14,0 |
14,0 |
100,0 |
- налог на добычу полезных ископаемых |
0,1 |
0,1 |
100,0 |
- государственная пошлина |
0,7 |
1,3 |
185,7 |
Неналоговые доходы: |
15,8 |
17,1 |
108,2 |
- доходы от использования имущества |
15,4 |
15,9 |
103,2 |
- плата за пользование природными ресурсами |
0,2 |
0,3 |
150,0 |
- доходы от оказания платных услуг |
- |
0,1 |
- |
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
- |
0,4 |
- |
- штрафы, санкции и возмещения ущерба |
0,2 |
0,4 |
200,0 |
Итого: |
57,8 |
62,0 |
107,3 |
Общий объем инвестиций в 2015 году составил 85,8 миллиона рублей. Из них 79,9 миллиона рублей на капитальное строительство, 5,9 миллиона рублей в основной капитал.
По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются промышленный и агропромышленный, определяющие приоритеты экономики района.
Таким образом, в районе имеется потенциал развития, определяющий возможности роста.
2. Принципы и логика разработки Стратегии социально-экономического развития Шовгеновского района до 2025 года
При разработке Плана социально-экономического развития МО "Шовгеновский район" до 2025 года (далее - План) администрация МО "Шовгеновский район" исходила из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития района целям и приоритетам Правительства Российской Федерации, определенным в следующих документах:
Послание Президента Российской Федерации;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Положение о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006 - 2008 годы;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации;
стратегии федеральных министерств и ведомств Российской Федерации.
Разрабатывая План, органы исполнительной власти МО "Шовгеновский район" исходили из того, что успешное решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач районного управления:
определение стратегической цели и направлений социально-экономического развития района;
формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых органами исполнительной власти района и обеспечивающих реализацию поставленных целей.
План развития рассматривается как трехуровневая система, включающая:
стратегическую цель развития района;
стратегические направления развития района - необходимые результаты деятельности органов исполнительной власти Шовгеновского района, сформулированные в виде целевых требований и обеспечивающие достижение стратегической цели;
стратегические действия - комплексы программных и отдельных мероприятий, проекты всех уровней, обеспечивающие решение задач, направленных на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития района.
Цель и стратегические направления развития района являются основой для формирования конкретизирующих их комплексных программ и действий по их реализации (отраслевых программ, проектов и мероприятий).
На каждом уровне устанавливается соответствие:
стратегических целей, направлений развития отраслей и района в целом - целям Правительства Российской Федерации и Республики Адыгея;
стратегических целей, направлений развития сфер экономики и социальной сферы района - стратегиям федеральных органов государственной власти и Республики Адыгея;
стратегических действий администрации МО "Шовгеновский район" - приоритетным национальным проектам.
Современное положение дел и тенденции развития отраслей и направлений деятельности района рассмотрены в ходе диагностики, в результате которой сформулированы основные проблемы в их деятельности, осуществлен анализ факторов, препятствующих реализации потенциальных возможностей.
Результаты анализа ситуации, тенденций, проблем и ограничивающих факторов представлены в формате SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), который завершается определением целей (направлений) и действий (задач) их развития.
Стратегические направления развития района детализированы в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих устранение препятствующих факторов, достижение целей развития района.
Механизмы осуществления стратегических действий описаны в составе системы управления реализацией Стратегии. Основным инструментом реализации стратегических мероприятий станет формирование комплексных программ социально-экономического развития района. Основной принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.
3. Стратегический анализ развития МО "Шовгеновский район"
Стратегический анализ сильных сторон и возможностей развития района, проблем и факторов, препятствующих реализации потенциала, проведен на уровне отраслей экономики и социальной сферы, а затем на уровне района в целом с учетом взаимного влияния отраслей друг на друга.
В итоговом SWOT-анализе сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развитию района рассмотрены, прежде всего, с точки зрения места района в реализации целей Правительства Российской Федерации, включая такие позиции, как геостратегическое и транспортное положение района, его экономический и человеческий потенциал, природные ресурсы, система управления, факторы, определяющие конкурентоспособность района, социальная стабильность.
В качестве возможностей для района выделены факторы, определяющие перспективы его развития и потенциал увеличения его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.
В качестве угроз для района рассмотрены внешние и внутренние факторы, которые могут препятствовать реализации районом своего потенциала развития.
SWOT-анализ завершен постановкой целей и задач развития отраслей и района в целом.
Сильные стороны (S) Географическое и транспортное положение: выгодное геостратегическое положение; развитость транспортной инфраструктуры; наличие и широкое использование транспорта. Природные условия и ресурсы: благоприятные почвенно-климатические условия района позволяют получать лучшие урожаи сельскохозяйственной продукции; наличие месторождений глины, гравия, песка наличие полного спектра собственных сырьевых запасов для развития базы стройиндустрии. Экономический и человеческий потенциал: благоприятный имидж района для обеспечения притока квалифицированных кадров, бизнес-структур; наличие квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики; положительный миграционный приток. Стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений: в районе созданы условия для адаптации и вовлечения в социально-экономическую жизнь района представителей разных национальностей; социальная стабильность в районе. Система управления района: наличие законодательной активности, стимулирующей развитие экономики в районе; синхронизация задач, решаемых администрацией МО "Шовгеновский район", с задачами, поставленными Правительством Российской Федерации и Республики Адыгея. |
Слабые стороны (W) Недостаточная конкурентоспособность продукции, основных фондов и технологий: недостаточная конкурентоспособность продукции, товаров и услуг ряда районных товаропроизводителей; недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых продуктов и услуг; значительная степень физического и морального износа основного оборудования на ряде предприятий района низкая производительность труда; отсутствие достаточного инновационного задела, определяющего конкурентоспособное развитие реального сектора экономики; неразвитость инновационной инфраструктуры; недостаточный уровень использования современных рыночных систем управления, организации труда, ресурсосбережения и другого; Недостаток ресурсов и развития инфраструктур для обеспечения высоких темпов роста экономики: высокая зависимость района от цен на энергоносители; недостаток ресурсной базы для развития ряда отраслей промышленности; отставание развитой дорожно-транспортной сети при росте грузовых и пассажирских потоков; отсутствие современных мощностей по переработке отходов ограничивает развитие района. Нерешенные социальные и демографические проблемы: дифференциация населения, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, старение и естественная убыль населения; небольшая доля жилья повышенного стандарта; |
Возможности (О) Возможности развития за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики района: масштабное и системное привлечение инвестиций в экономику района при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности; повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг местных товаропроизводителей на основе развития высоких технологий и инноваций. Возможности использования преимуществ географического положения, природных условий и территории: получение государственной (в том числе федеральной) поддержки для реализации инфраструктурных проектов на территории района; повышение эффективности развития сельского хозяйства, в том числе растениеводства; привлечение инвестиций в жилищное строительство для удовлетворения растущего спроса со стороны жителей района; эффективное использование территориальных ресурсов (земли, недвижимости). |
Угрозы (Т) Угрозы, связанные с недостаточной конкурентоспособностью экономики района: угроза роста технического и технологического отставания ряда производств от конкурентов в Республике Адыгея и России; риск потери предприятиями района занимаемых позиций на российском рынке в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Угрозы, связанные с отраслевыми диспропорциями в экономике района: риск снижения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства; отток квалифицированных кадров из АПК и утеря технологий и традиций сельскохозяйственного производства в результате низкого уровня оплаты в сельском хозяйстве и отраслях промышленного производства. Угрозы демографического характера: угроза увеличения демографической нагрузки на работающих. |
Ключевыми проблемами социально-экономического развития МО "Шовгеновский район", на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации Плана развития, являются:
недостаточная эффективность деятельности товаропроизводителей и, как следствие, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, товаров и услуг. В определенной степени это касается уровня выпускаемой пищевой продукции - хлебобулочной, но имеет также особое значение и для стабильности положения в АПК района;
недостаточный уровень развития транспортной и коммунальной инфраструктур, Кроме того, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры негативно влияет на мобильность населения, снижая его эффективную трудовую активность;
высокая зависимость района от цен на энергоносители;
наличие ограничений роста в долгосрочной перспективе. Преодоление этих ограничений уже в ближайшие годы потребует реализации инновационного пути развития;
низкий уровень доходов населения, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
4. Стратегическая цель и направления развития Шовгеновского района
Стратегическая цель развития района на период до 2025 года - реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на Юге России, в Республике Адыгея и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения района на основе создания потенциала опережающего развития.
Для реализации стратегической цели развития района определены следующие стратегические направления:
1) кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры:
рост доходов населения;
увеличение продолжительности жизни населения района;
развитие рынка медицинских услуг, повышение их качества и доступности;
достижение современного качества образования;
создание условий, обеспечивающих доступность жилья;
2) формирование условий и предпосылок для устойчивого экономического роста района и
обеспечение высоких темпов устойчивого роста отраслей реального сектора экономики района;
3) повышение кадрового и социально-экономического потенциала и формирование стратегического партнерства власти, бизнеса и гражданского общества;
4) повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в районе:
совершенствование систем стратегического управления, пространственного развития и территориального планирования района;
повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом и бюджетными учреждениями;
реализация административной реформы;
внедрение новых механизмов взаимоотношений с органами местного самоуправления в МО "Шовгеновский район", совершенствование межбюджетных отношений;
развитие государственной и муниципальной статистики.
5. Реализация стратегических направлений развития МО "Шовгеновский район"
С учетом изложенного выше понимания стратегической цели развития района стратегические направления ее достижения получают следующую детализацию:
5.1. Стратегическое направление N 1 - кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры.
В рамках этого направления будут реализованы действия, направленные на обеспечение роста вклада района в достижение цели Правительства Российской Федерации - повышение уровня и качества жизни. При этом одной из важнейших задач является рост доходов населения.
В соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на территории района будут реализовываться меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В связи с этим должна быть обеспечена координация деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, развитие практики участия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций в реализации совместных проектов, направленных на снижение уровня населения с низкими доходами.
В основе многих долгосрочных тенденций, определяющих социально-экономическое развитие и национальную безопасность района, лежат демографические процессы.
Сложившиеся тенденции изменения показателей естественного движения населения района свидетельствуют о том, что существует потенциал преодоления депопуляции за счет трех факторов: увеличения рождаемости, снижения смертности населения в трудоспособном возрасте и реализации современной миграционной политики, которая должна обеспечить компенсацию сокращения численности населения. Для этого необходима реализация политики, направленной на улучшение демографической ситуации в районе, что станет одним из приоритетных направлений работы исполнительных органов района в свете задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, выступлении Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации "О стратегии развития России до 2020 года".
Одной из приоритетных задач демографической политики района и стратегии его развития является увеличение продолжительности жизни населения. При этом одним из факторов снижения смертности и увеличения продолжительности жизни является уровень развития здравоохранения.
Решение задач стратегии здравоохранения МО "Шовгеновский район" будет осуществляться, в том числе в формате выполнения принятого Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решения о реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и иных федеральных проектов, рассчитанных на среднесрочную перспективу.
Стратегическая цель реализации проекта на территории района - повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Основные приоритеты проекта:
развитие первичной медико-санитарной помощи;
усиление профилактической направленности здравоохранения;
удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи.
Реализация мероприятий в сфере здравоохранения будет осуществляться с учетом особенностей муниципальных образований, сложившегося уровня развития здравоохранения, состояния материально-технической базы, динамики заболеваемости населения, реальной потребности населения в медицинской помощи, а также финансовых, материальных и трудовых ресурсов и степени интенсивности лечебно-диагностического процесса.
Ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей станет развитие системы образования.
Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. В ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики.
Вклад системы образования в повышение качества жизни населения района будет достигнут за счет реализации стратегических действий по следующим основным направлениям:
обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для всех жителей района;
создание условий для повышения эффективности и качества общего (начального и среднего) образования;
усиление социальной направленности системы образования, обеспечивающей укрепление здоровья всех воспитанников и обучающихся;
обеспечение адресной поддержки детей и подростков из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение системы образования района высококвалифицированными кадрами;
формирование эффективных экономических механизмов в сфере образования;
повышение эффективности и качества профессионального образования, создание системы профессионального образования, обеспечивающего потребности регионального рынка труда;
Стратегическая цель реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории района, как и в целом по стране, - модернизация российского образования и достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Реальный вклад жилищного строительства в повышение качества жизни населения района будет достигнут за счет реализации стратегических действий в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2015 - 2020 годы, муниципальной целевой программы "Устойчивое, развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Стратегическая задача, решаемая муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2015 - 2020 годы, - создание условий, обеспечивающих доступность жилья для разных категорий граждан.
Вклад жилищно-коммунального хозяйства в повышение качества жизни населения района будет достигнут за счет реализации стратегических действий по следующим основным направлениям:
обеспечение бесперебойного, гарантированного удовлетворения потребностей населения района в питьевой воде, безопасном водоотведении, сохранении водных объектов и окружающей среды;
повышение качества жилища и сокращение сроков нахождения граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для обеспечения повышения качества жизни и развития человеческого потенциала района, помимо перечисленных выше мер в сферах здравоохранения, образования, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в таких областях, как культура, спорт, общественная безопасность и правопорядок, обеспечение доступности и гарантий оказания услуг социальной сферы, социально-трудовые отношения, обеспечение прав граждан в сфере информации, сохранение информационного пространства будут реализованы стратегические действия:
сохранение единого культурно-информационного пространства, улучшение условий доступа к культурным ценностям для большинства населения (обеспечение конституционного права граждан на свободный, оперативный, бесплатный доступ к информационным ресурсам библиотек и знаниям; привлечение к чтению возможно большего количества жителей; обеспечение прав граждан на свободный доступ к лучшим произведениям отечественного и мирового киноискусства);
сохранение, развитие и пропаганда лучших образцов искусства и народного творчества, повышение качественного уровня культурно-досугового обслуживания населения района, повышение конкурентоспособности достижений искусства района в Республике Адыгея;
обеспечение сохранения и эффективного использования движимого и недвижимого историко-культурного наследия, в том числе вовлечение их в оборот туристско-рекреационной деятельности;
развитие материально-технической базы учреждений культуры, внедрение новых технологий, обеспечение транспортом для перевозки участников художественной самодеятельности;
развитие физической культуры и спорта;
обеспечение общественной безопасности и предотвращение угроз возникновения социальной нестабильности;
обеспечение доступности услуг на всей территории района (торговля, финансовые и бытовые услуги, услуги в сферах культуры и досуга, связи и другое);
развитие социальной инфраструктуры, модернизация материально-технической базы социальной сферы района в соответствии с современными стандартами;
обеспечение гарантий оказания услуг социальной сферы и соответствия их государственным стандартам (доступность, качество, наличие необходимых инфраструктур, материально-технической базы и гарантий финансирования);
совершенствование социально-трудовых отношений;
обеспечение доступности для населения района районной периодически печатаемой общественно-политической газеты "Заря", издаваемой администрацией МО "Шовгеновский район";
5.2. Стратегическое направление N 2 - обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста района.
Стратегия диверсификации структуры экономики основывается на том, что при общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.
Изменению структуры производства будут также способствовать развитие промышленной, энергетической, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктур, строительного комплекса, реализация мер по повышению конкурентоспособности, темпов роста приоритетных комплексов и отраслей экономики района.
Таким образом, реализация данного направления будет обеспечиваться двумя группами стратегических действий.
Первая группа - формирование условий и предпосылок для устойчивого экономического роста района.
Данная группа стратегических действий включает в себя действия, имеющие межотраслевой характер и направленные на повышение конкурентоспособности экономики района в целом, создание благоприятного инвестиционного климата и условий для развития экономики. К таким действиям относятся:
реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии;
повышение эффективности действующих и формирование новых форм государственной поддержки, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;
поддержка развития малого предпринимательства.
Повышение эффективности государственной поддержки предусматривает, прежде всего, развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих оптимально распределять ресурсы, риски и выгоды при реализации совместных проектов между государством и частным сектором. Условия реализации проектов определяются инвестиционными соглашениями, устанавливающими четкое разделение обязательств между государством и частным инвестором, а также контроль, за их выполнением.
Развитие механизмов частно-государственного партнерства в районе предусматривает:
определение приоритетных направлений реализации проектов на условиях частно-государственного партнерства;
создание прозрачной системы оценки целесообразности предоставления государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов;
определение форм и механизмов государственной поддержки инвестиционных проектов в рамках частно-государственного партнерства.
Формы государственной поддержки проектов, реализуемых на условиях частно-государственного партнерства, могут включать в себя:
совместное финансирование инвестиционного проекта на договорных условиях;
предоставление гарантий и поручительств по обязательствам организаций в пользу кредитных учреждений;
субсидирование процентных ставок;
предоставление инвестиционного кредита на льготных условиях;
участие в уставном капитале создаваемых юридических лиц - операторов инвестиционных проектов;
предоставление налоговых льгот.
Приоритетными направлениями частно-государственного взаимодействия являются:
производственная и транспортная инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, трубопроводов);
жилищно-коммунальное хозяйство;
здравоохранение и социальные услуги;
информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.
В области инвестиционной политики района стратегической задачей является привлечение инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные создать собственный инвестиционный потенциал района и содействовать ориентации отраслей и производств на рыночные условия, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешние рынки. На этой основе необходимо решать задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности районного бюджета, ослабить напряженность в социальной сфере.
Инвестиционная политика района направлена на обеспечение экономического подъема и повышения уровня жизни в районе.
В данной области планируется реализовать следующие стратегические направления.
Первое направление - совершенствование системы государственной поддержки инвесторов (развитие инвестпроводящей сети и предоставление субсидий и налоговых льгот).
Данное направление предполагает совершенствование системы сопровождения инвесторов по принципу "одного окна", повышение инвестиционной привлекательности района через предоставление государственных субсидий и налоговых льгот.
Второе направление - развитие инфраструктурного потенциала района через привлечение инвестиций в реализацию стратегических инвестиционных проектов в сфере инженерной и транспортной инфраструктур.
Данное направление предполагает масштабное привлечение инвестиций в реализацию крупных инфраструктурных проектов. Приоритетными задачами данного направления являются:
развитие инфраструктуры по энерго-, водо- и газоснабжению района;
развитие инфраструктуры, обеспечивающей водоотведение, утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов с применением современных технологий;
реализация инвестиционных проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений за счет средств бюджета и привлечения частных инвестиций.
Третье направление - кардинальное повышение производительности и конкурентоспособности приоритетных секторов экономики района на основе масштабного привлечения инвестиций в решение комплексных задач, стоящих перед отраслями.
В области развития малого предпринимательства целями политики администрации района являются создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, и увеличение вклада продукции малых предприятий в валовой внутренний продукт и доходы бюджета.
Для этого планируется реализовать следующие стратегические мероприятия:
совершенствование условий работы малого бизнеса за счет развития инфраструктуры государственной поддержки;
создание условий для применения высоких технологий в сфере малого бизнеса и развития малых инновационных предприятий;
внедрение мер стимулирования инноваций в малом бизнесе, создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере (в частности, формирование системы фондов поддержки малых предприятий, предусматривающей в том числе создание закрытых паевых инвестиционных фондов, финансирующих малые предприятия в научно-технической сфере);
развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
обеспечение для малых предприятий доступа к нежилым помещениям.
В частности, для развития инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства предусматривается:
создание бизнес-инкубаторов, под которыми понимаются организации, формируемые для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг;
развитие деятельности профессиональных центров содействия развитию малого предпринимательства и другие механизмы.
Планируется к 2025 году довести долю малого бизнеса валового внутреннего продукта района до 50 процентов.
Вторая группа - обеспечение высоких темпов устойчивого роста отраслей реального сектора экономики района.
Реализация структурной политики, направленной на обеспечение высоких темпов экономического роста, предусматривает расширение практики применения программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ, разработку комплексных программ и стратегий развития отдельных секторов экономики района.
Высокие темпы роста экономики будут поддерживаться за счет развития приоритетных комплексов района с ярко выраженным мультипликативным экономическим и социальным эффектом, высокой долей добавленной стоимости и значительным потенциалом роста.
На основе результатов диагностики и SWOT-анализа можно сделать вывод, что необходимым для решения этой задачи потенциалом обладает промышленный и агропромышленный комплекс.
Промышленный комплекс является важной составляющей стратегического направления развития территории района. Шовгеновский район имеет достаточно высокий промышленный потенциал с диверсифицированной структурой и децентрализованным размещением промышленного производства на своей территории. В промышленном комплексе планируется реализовать следующие стратегические действия инфраструктурного характера:
формирование действенной социально ориентированной промышленной политики района (на основе разработки и реализации программ экономического развития отраслей промышленности), обеспечивающей оптимальное размещение производительных сил района, технологическую модернизацию производства, изменение структуры промышленности района в пользу высокоэффективных производств, повышение производительности труда, обеспечение роста заработной платы и увеличения количества рабочих мест в промышленности;
Стратегической целью развития связи является создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих:
удовлетворение потребностей хозяйственного комплекса и населения в современных услугах связи, ускоренное развитие и модернизацию региональной инфраструктуры;
предоставление общедоступных универсальных услуг связи в каждом населенном пункте района;
повышение эффективности использования телекоммуникационной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности отрасли, создание условий для добросовестной конкуренции;
повышение качества оказываемых услуг почтовой связи и расширение их перечня за счет внедрения новых технологий.
Для реализации потенциала развития отрасли будут реализованы стратегические действия, направленные на решение следующих задач:
развитие и внедрение современных информационных технологий как на корпоративном уровне, так и среди массового населения (широкополосный доступ в сеть Интернет, цифровое телевидение, мобильный Интернет, виртуальные частные сети (VPN) и другое; до 2025 года - рост пользователей сетью Интернет на 1 тысячу);
дальнейшая цифровизация сети телефонной связи, увеличение числа абонентов проводной связи (до 2025 года - рост на 500 абонентов);
увеличение числа абонентов сотовой связи со стопроцентным покрытием территории района и переходом на стандарт сотовой связи четвертого поколения (до 2025 года - рост на 3 тысячи сотовых телефонов);
дальнейшее развитие конкурентной среды на рынке услуг связи через привлечение на территорию района крупных альтернативных российских Интернет-провайдеров и операторов фиксированной связи;
модернизация сети отделений почтовой связи края и технологий оказания услуг.
В агропромышленном комплексе стратегическими задачами являются развитие сельского хозяйства, сельхозпереработки и инфраструктуры рынка продукции АПК для удовлетворения потребностей населения района.
Решение стратегической задачи по развитию сельского хозяйства, сельхозпереработки и инфраструктуры рынка продукции АПК включает мероприятия по реализации на территории района приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", в рамках которого будут осуществляться стратегические действия по следующим основным направлениям:
восстановление позиций АПК района;
развитие рыночной и материально-технической инфраструктур АПК района;
создание условий производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, увеличение выпуска экспортной и импортозамещающей продукции и вытеснение импортной продукции;
ускоренное развитие животноводства (включает мероприятия по расширению доступности долгосрочных кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм);
совершенствование научного обеспечения АПК, создание условий для внедрения новых технологий (в частности, внедрение передовых технологий в свиноводстве);
увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства;
стимулирование развития малых форм хозяйствования, реализация мероприятий по увеличению и удешевлению привлекаемых кредитных ресурсов личными подсобными и крестьянскими фермерскими хозяйствами, а также создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
реализация мероприятий по модернизации и развитию инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, формированию инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования;
обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (для формирования эффективного кадрового потенциала АПК, развития рынка труда, стимулирования роста уровня жизни граждан, проживающих в сельской местности).
Численность экономически активного населения района в 2015 году составила 6346 человек. Район имеет относительно стабильную демографическую ситуацию и обладает ресурсами для ее улучшения. Благодаря социальной стабильности, росту уровня и качества жизни в районе, комфортным климатическим условиям растет его привлекательность для мигрантов. Район обладает возможностями привлечения высококвалифицированных кадров за счет благоприятных условий проживания.
Район уже сейчас осуществляет весомый вклад в прирост валового внутреннего продукта Республики Адыгея.
Реализация Плана развития должна обеспечить устойчивый рост валового внутреннего продукта в долгосрочной перспективе
В районе формируется стратегическое партнерство власти, бизнеса и гражданского общества.
В районе постоянно совершенствуется система стимулирования и поддержки привлечения инвестиционных средств и поддержки малого предпринимательства.
Администрация МО "Шовгеновский район" способствует развитию частно-государственного партнерства в социальной сфере. Так, ряд услуг в области социальной работы оказывается негосударственными предприятиями по муниципальным заказам, распределение которых осуществляется на конкурсной основе.
В период реализации Плана развития стратегическое партнерство власти, бизнеса и гражданского общества будет укреплено и получит прочную экономическую основу в виде ряда крупных инвестиционных проектов, реализуемых на принципах частно-государственного партнерства.
Одним из условий эффективного социально-экономического развития района является создание в района благоприятной окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности за счет бережного отношения к природным ресурсам.
Целями районной экологической политики в долгосрочной перспективе являются:
обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния естественных экологических систем, реализация мер, направленных на снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы и создание для населения района благоприятной окружающей среды;
сохранение разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры, способности к саморегуляции и самовоспроизводству, обеспечение качества воды, почвы, атмосферного воздуха, отвечающего нормативным требованиям;
формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;
развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;
создание благоприятной экологической обстановки, обеспечение радиационной и химической безопасности как факторов улучшения среды обитания человека;
эффективное противодействие угрозам ухудшения экологической ситуации, связанным с ростом отходов производства и потребления, внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;
создание экономических инструментов и механизмов устранения причиненного окружающей среде вреда и компенсации ущерба.
Необходима системность в работе по созданию в районе современной структуры государственного регулирования в области обращения с отходами, базирующейся на использовании передовых технологий по переработке и обезвреживанию отходов, на экономическом механизме стимулирования переработки отходов и использования вторичного сырья, на включении рыночных механизмов регулирования экономических отношений, связанных с управлением отходами, а также на корпоративной заинтересованности предприятий, работающих в сфере переработки и утилизации отходов.
Для решения проблем утилизации и обезвреживания твердых бытовых и производственных отходов, обустройства площадок для захоронения промышленных биологических отходов, внедрения технологии по сортировке отходов планируется реализовать следующие мероприятия:
строительство комплексов по переработке отходов производства и потребления;
строительство полигонов для размещения неликвидных отходов;
Также важным мероприятием в данной области является внедрение на территории района перспективных схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий.
5.3. Стратегическое направление N 4 - повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в районе на основе формирования систем стратегического управления, пространственного развития и территориального планирования.
Для достижения целей Правительства Российской Федерации на местном уровне, обеспечения устойчивого социально-экономического развития района необходимо сосредоточиться на следующих группах стратегических действий.
Первая группа - совершенствование систем стратегического управления, пространственного развития и территориального планирования района.
Повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в районе предполагает совершенствование методов управления на трех уровнях - региональном, муниципальном и уровне хозяйствующих субъектов, а также выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования стратегических решений с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и руководством крупнейших предприятий.
Основой формирования системы пространственного развития и территориального планирования МО "Шовгеновский район" является схема территориального планирования. Схема представляет собой стратегический градостроительный документ, в котором рассматривается территориальное развитие Шовгеновского района на расчетный срок до 2025 года и прогнозный период до 2025 года.
Схема территориального планирования МО "Шовгеновский район" не выходит за рамки требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и охватывает все подсистемы жизнедеятельности региона: природно-ресурсную, производственную, социально-демографическую, инженерно-транспортную, туристическую подсистемы, а также охрану окружающей природной среды.
Стратегической целью схемы территориального планирования МО "Шовгеновский район" является обеспечение существующего прогресса в развитии основных секторов экономики района; повышение инвестиционной привлекательности территорий;
повышение уровня жизни и условий проживания населения; развитие социальной сферы:
доступное образование, современное медицинское обслуживание, новое жилищное строительство и реконструкция фонда;
модернизация и развитие транспортной и инженерной инфраструктур, современных средств связи;
экологическая безопасность, сохранение и рациональное развитие природных ресурсов;
охрана объектов культурного наследия;
развитие сферы отдых и туризма.
В схеме территориального планирования МО "Шовгеновский район":
представлена оценка природно-ресурсного потенциала района, намечены пути по дальнейшему развитию ресурсной базы;
отражено инженерно-строительное районирование территории, предложены необходимые мероприятия для освоения различных по сложности территорий (с учетом геологических процессов), выделены территории и их границы, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;
дана оценка состояния окружающей природной среды, намечены пути по ее оздоровлению, в том числе мероприятия по берегоукреплению рек, прудов;
представлено формирование эффективного аграрного сектора, способного увеличить экономический потенциал района на основе формирования агропромышленных кластеров;
в целях реализации стратегических направлений развития района в области промышленности предложено мероприятие, выполнение которых значительно усилит позиции промышленного комплекса в организации территории:
1) реализация программных мероприятий различных отраслевых программ и программ крупных предприятий, программ социально-экономического развития отдельных поселений и района в целом, а также реализация инвестиционных проектов в различных отраслях промышленности;
2) предложения по разработке проектной и нормативно-правовой градостроительной документации на производственные территории в целях их рационального использования;
в сфере жилищного строительства даны предложения по расширению выпуска строительной продукции для жилищной сферы, что позволит повысить архитектурную выразительность и безопасность эксплуатации зданий и сооружений;
предложены мероприятия по охране и использованию памятников истории и культуры;
выполнена комплексная оценка территории по совокупности природных, техногенных и планировочных факторов, в результате которой выделены зоны, наиболее благоприятные для различных видов деятельности;
На территории района выделены три основные группы функциональных зон: градостроительного освоения; сельскохозяйственного использования территории;
ограниченного хозяйственного использования.
Схема территориального планирования района является градостроительным документом районного уровня, составляет основу для разработки всех других документов территориального планирования района Вторая группа - повышение эффективности управления муниципальным имуществом и бюджетными учреждениями, в том числе за счет следующих мер:
разработка программ экономического развития муниципальных предприятий, повышение их капитализации, реформирование и финансовое оздоровление убыточных предприятий;
внедрение механизмов корпоративного управления на муниципальных предприятиях, реализация мер по повышению прозрачности их деятельности и раскрытию информации;
внедрение и развитие механизмов частно-государственного партнерства, принципов социальной ответственности во взаимодействие государственных, муниципальных и частных предприятий, разработка нормативно-правовых актов об основах его функционирования;
использование системы принципов бюджетирования, ориентированного на результат, для повышения эффективности управления районными бюджетными учреждениями.
Третья группа - развитие государственной и муниципальной статистики.
Данная группа стратегических действий должна, в частности, обеспечить эффективное функционирование:
систем информационного и аналитического сопровождения деятельности органов государственного и муниципального управления;
систем мониторинга реализации муниципальных программ.
Развитие государственной и муниципальной статистики должно обеспечить возможности:
эффективного внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат, на муниципальном уровне.
Четвертая группа - реализация административной реформы, в том числе по следующим направлениям:
внедрение новых механизмов административного регулирования и управления, реализация мер по снижению административных барьеров;
совершенствование системы муниципальной службы, реализация программ повышения квалификации, подготовки и переподготовки муниципальных служащих;
модернизация систем информационного и аналитического сопровождения деятельности органов муниципального управления, создание условий для обеспечения открытости власти;
расширение практики использования и повышения эффективности программно-целевого планирования, управления развитием отраслей экономики и социальной сферы;
повышение эффективности управления финансовыми ресурсами района за счет реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
совершенствование нормативно-правовой базы (разработка системы правового регулирования стратегического управления, поддержки инновационной и инвестиционной деятельности, трудовых и земельных отношений);
стандартизация и регламентация услуг органов исполнительной власти района в целях повышения их качества, доступности и эффективности;
конструктивный диалог между бизнесом и властью за счет частно-государственного партнерства, развитие механизмов частно-государственного партнерства на местном уровне.
Пятая группа - внедрение новых механизмов взаимоотношений с органами местного самоуправления в районе, совершенствование межбюджетных отношений, в том числе за счет:
совершенствования механизмов с целью выравнивания уровня экономического развития муниципальных образований района в направлении преодоления территориальных диспропорций в развитии района;
развития практики использования программно-целевого управления развитием отраслей экономики и социальной сферы муниципальных образований района;
Шестая группа - меры по техническому регулированию, включающие внедрение и адаптацию к условиям района федеральных стандартов технического регулирования и стандартов качества (а при необходимости - и опережающую разработку собственных стандартов, в частности, в здравоохранении), внедрение на предприятиях и в учреждениях систем контроля качества, их сертификацию по российским и международным стандартам.
6. Управление реализацией Плана развития
Система управления реализацией Плана развития должна включать три функциональных блока:
стратегический (разработка Плана развития и согласованных с ней программы социально-экономического развития и схемы территориального планирования района; нормативные, организационные и информационные условия реализации Плана развития);
программный (разработка и реализация комплексных программ развития района и районных целевых программ, а также стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований района, согласованных с Планом развития и программой социально-экономического развития района);
системы мониторинга реализации Плана развития и управления изменениями (мониторинг отклонений от целевых значений показателей и оперативное реагирование на эти отклонения).
Реализация функций стратегического блока включает следующие действия:
разработка и при необходимости корректировка Плана развития района;
разработка и реализация программ социально-экономического развития на будущие периоды;3
нормативно-правовое обеспечение реализации Плана развития;
формирование инфраструктуры поддержки реализации проектов и программ, а также привлечение инвестиций для этих целей.
Реализация функций программного блока включает следующие действия:
разработка и реализация комплексных программ развития района, районных целевых программ, определение направлений корректировки действующих программ;
разработка стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований района;
выработка критериев для отбора проектов, претендующих на включение в систему программных документов развития района;
выбор оптимальных механизмов государственной поддержки проектов, реализуемых предприятиями реального сектора экономики района;
информационно-аналитическое обеспечение мероприятий государственной поддержки и реализации проектов, включаемых в систему программных документов развития района.
Основным инструментом реализации функций программного блока являются комплексные программы.
Комплексная программа представляет собой комплекс проектов, мероприятий, прочих действий, направленных на достижение определенной цели или комплекса целей социально-экономического развития района, решение актуальных социально-экономических проблем системного характера.
Как инструмент управления, комплексные программы конкретизируют стратегические направления и позволяют:
обеспечить системность и скоординированность деятельности различных подразделений администрации МО "Шовгеновский район" в процессе управления достижением цели Плана развития;
обеспечить интеграцию и целевую направленность различных действий, направленных на решение отдельных проблем и задач социально-экономического развития района;
обеспечить эффективное управление процессом достижения стратегической цели развития района на основе постоянного сопоставления действий и их целевых результатов;
в полной мере использовать эффект системности (синергетический эффект) от совместной реализации различных действий на основе учета взаимного влияния и поддержки действий;
Комплексные программы могут включать реализуемые на территории района мероприятия федеральных целевых программ и национальных проектов.
Мероприятия и проекты, относящиеся к одной отрасли или виду деятельности, группируются в соответствующие районные целевые программы.
Реализация проектного принципа заключается в том, что любую затрату средств необходимо рассматривать как инвестиционный проект, осуществляемый бюджетом с целью получения эффекта с позиций количественных критериев эффективности. Перечень показателей, характеризующих эффект от реализации проектов (выполнения мероприятий), устанавливается планом мероприятий по реализации Плана развития. Целевые значения показателей устанавливаются паспортами соответствующих комплексных программ.
Важнейшими структурными и целевыми характеристиками комплексных программ являются:
цели программы;
сроки и ожидаемые результаты реализации программы (с указанием целевых значений количественных показателей эффективности);
перечень образующих проектов или мероприятий, включенных в программу.
Плана развития предусматривает создание системы
муниципального мониторинга социально-экономических показателей в целях контроля за реализацией Плана развития и программ социально-экономического развития, а также постоянного поддержания актуальности стратегического плана.
Задачами мониторинга являются:
оценка степени достижения стратегической цели и целевых показателей по стратегическим направлениям;
стимулирование реализации Плана развития в целом, а также отдельных программ и проектов;
оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований района и района в целом, в том числе оценка состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий;
оценка деятельности органов местного самоуправления по проведению социально-экономических реформ.
В рамках решения указанных задач будет осуществляться:
определение необходимых значений целевых показателей и индикаторов социально-экономического развития района;
сбор и обработка информации по проектам и программам;
анализ достижения целевых показателей, установленных программами социально-экономического развития;
анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития района;
сравнительный анализ состояния, тенденций развития социально-экономической системы района, сравнение со среднероссийскими показателями.
Механизм мониторинга реализации Плана развития предусматривает введение системы муниципальной статистики, то есть создание единой информационной базы показателей социально-экономического развития. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в районе и муниципальных образованиях района, выявления формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса (в том числе формирования конкурентоспособных экономических кластеров) и осуществления инвестиционных проектов, а также объективную оценку необходимости финансовой поддержки муниципального образования.
Система муниципального мониторинга социально-экономических показателей позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии и оценивающую ее эффективность.
Основными критериями оценки эффективности деятельности муниципальных образований района по реализации Плана развития за анализируемый период являются:
достижение целевых показателей реализации отдельных мероприятий, установленных соответствующими программами социально-экономического развития;
улучшение динамики основных показателей социально-экономического развития муниципальных образований района по сравнению с МО "Шовгеновский район" в целом за анализируемый и предыдущий год (годы);
эффективность использования финансовых и иных ресурсов, привлекаемых в муниципальные образования района и аккумулируемых в них в ходе реализации Плана развития.
Оценка результатов реализации стратегий развития муниципальных образований района МО "Шовгеновский район" в целом, а также их эффективности должна стать основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке Плана развития.
Основным видом оперативной отчетности по реализации отдельных мероприятий в рамках стратегических направлений Стратегии являются отчеты отделов, управлений, комитетов исполнительной власти района.
7. Ожидаемые результаты реализации Плана развития
В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации направлений Плана развития и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию, характеризуемую высокой долей добавленной стоимости. Таким образом, структура экономики района станет более прогрессивной.
Оценка ожидаемых результатов реализации Плана осуществляется по следующим критериям:
коммерческая эффективность, определяемая величиной дополнительной прибыли, получаемой инвесторами проектов и мероприятий, реализуемых в рамках комплексных программ и не программных мероприятий, и повышающей капитализацию, как компаний, так и экономики в целом;
бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом суммарной величины налоговых поступлений в районный бюджет от реализуемых мероприятий;
социальная эффективность, определяемая приростом доходов населения в результате осуществляемых мероприятий;
общая экономическая эффективность.
Данный подход характеризует эффективность проектов в сфере бизнеса. В то же время можно считать, что сферу коммерческих проектов необходимо рассматривать расширенно, не связывая эту сферу только с негосударственным сектором. Государственные, муниципальные предприятия, приносящие неналоговые доходы бюджету, также относятся к сфере бизнеса. С этой точки зрения можно утверждать, что результативность Плана развития в целом определяется результативностью бизнеса, который развивается в связи с мероприятиями, реализуемыми в соответствии с комплексными программами и не программными мероприятиями Плана развития.
Такой подход позволяет сделать экспертную оценку эффективности для будущих проектов и мероприятий, которые будут осуществляться в рамках Плана.
Оценка ожидаемых результатов реализации Плана осуществлялась исходя из следующих принципиальных положений.
В качестве базы использовались результаты анализа существующих тенденций развития базовых отраслей экономики района.
Осуществлялась экспертная оценка возможных изменений трендов в результате реализации стратегических мероприятий, предусматриваемых Планом развития.
Делалось экспертное допущение о средней ожидаемой эффективности новых инвестиционных коммерческих проектов, осуществляемых в реальном секторе в рамках осуществления программных мероприятий.
В основу оценки был положен прогноз суммарного объема реализованной продукции по отраслям экономики района. Исходя из задач обеспечения ускоренного роста, опережающего развития базовых отраслей промышленности на основе технологического обновления и повышения эффективности производства, была осуществлена экспертная оценка среднегодовых темпов роста объемов инвестиций. При этом рассмотрены два варианта: инерционный, характеризуемый среднегодовым приростом инвестиций на 5 процентов, и инвестиционный, при котором среднегодовые темпы роста объемов инвестиций составляют более 8 процентов. Оба варианта обеспечивают решение поставленных стратегических задач. В соответствии с предположениями об эффективности вновь вводимых производственных фондов были рассчитаны возможные значения объемов реализованной продукции для двух вариантов развития, которые представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Объем реализованной продукции собственного производства на действующих основных производственных фондах промышленных предприятий (млн. руб.) |
463 |
191 |
61 |
38 |
41 |
43 |
66 |
74 |
79 |
85 |
91 |
99 |
104 |
109 |
Объем реализованной продукции на вновь созданных основных производственных фондах промышленных предприятий (млн. руб.) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
25 |
28 |
32 |
35 |
40 |
42 |
44 |
Объем реализованной продукции на действующих основных производственных фондах промышленных предприятий (млн. руб.) |
463 |
191 |
61 |
38 |
41 |
43 |
46 |
49 |
51 |
53 |
56 |
59 |
62 |
65 |
Объем валовой продукции сельского хозяйства всех категорий(млн. руб.) |
1750,7 |
1806,9 |
1829,5 |
1881 |
1944,9 |
2051,6 |
2188,1 |
2362,7 |
2393,4 |
2424,4 |
2455,9 |
2487,6 |
2519,8 |
2552,4 |
в т.ч.Объем валовой продукции сельского хозяйства в с/х предприятиях(млн. руб.) |
565 |
605,1 |
630,5 |
648,3 |
670,3 |
707 |
754,1 |
951,8 |
964,2 |
976,7 |
989,4 |
1002,2 |
1015,2 |
1028,3 |
в т.ч.Объем валовой продукции сельского хозяйства в КФХ и ИП (млн. руб.) |
377,3 |
439,5 |
467,9 |
481,1 |
497,4 |
524,7 |
559,6 |
494,5 |
500,9 |
507,4 |
514 |
520,6 |
527,3 |
534,1 |
в т.ч.Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения (млн. руб.) |
808,4 |
762,3 |
731,1 |
751,7 |
777,2 |
819,8 |
874,4 |
916,4 |
928,3 |
940,3 |
952,5 |
964,8 |
977,3 |
990 |
в т. ч. Всего растениеводство |
1066,2 |
1121,6 |
1154 |
1084,2 |
1075,1 |
1114 |
1186,3 |
1577,7 |
1598,2 |
1618,9 |
1640 |
1661,2 |
1682,7 |
1704,5 |
в т. ч. Животноводство |
684,5 |
685,3 |
675,5 |
796,8 |
869,8 |
937,6 |
1001,9 |
1446,3 |
1465,1 |
1484,1 |
1503,4 |
1522,8 |
1542,5 |
1562,4 |
Динамика инвестиций (млн. руб.) |
55,70 |
46,10 |
54,30 |
68,50 |
71,90 |
75,50 |
79,30 |
83,30 |
87,40 |
91,70 |
96,40 |
101,20 |
106,30 |
111,50 |
в т.ч. Инвестиции в промышленность, млн. руб. |
24,70 |
21,30 |
6,30 |
5,21 |
5,46 |
5,74 |
6,03 |
6,33 |
6,64 |
6,97 |
7,33 |
7,69 |
8,08 |
8,47 |
Население (тыс. чел.) |
16,9 |
16,8 |
16,6 |
16,6 |
16,6 |
16,6 |
16,6 |
16,7 |
16,8 |
16,85 |
16,9 |
16,9 |
16,95 |
17 |
Лица трудоспособного возраста (тыс. чел.) |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,5 |
9,4 |
9,3 |
9,2 |
9,1 |
9,05 |
Численность занятых в экономике (тыс. чел.) |
5,7 |
6,6 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
Доля населения, занятого в экономике ко всему населению, (%) |
33,7 |
39,3 |
37,9 |
37,9 |
37,9 |
37,9 |
37,9 |
37,7 |
37,5 |
37,4 |
37,3 |
37,3 |
37,2 |
37,1 |
Среднемесячная заработная плата (рублей) |
14790,7 |
12974,7 |
15724,8 |
16407,6 |
17099,2 |
17539,5 |
18050,4 |
18455,1 |
18687,9 |
18912 |
19271,5 |
19560,5 |
19853,4 |
20072,3 |
Среднедушевой денежный доход (рублей в месяц) |
10915,7 |
9910,2 |
9490,5 |
9633,5 |
9969,4 |
10515,1 |
11315,8 |
12159,2 |
12263,9 |
12415 |
12558,7 |
12754,4 |
12899,7 |
13046,1 |
Темп роста среднедушевого денежного дохода населения (%) |
104,80 |
90,80 |
95,76 |
101,50 |
103,49 |
105,47 |
107,60 |
107,45 |
100,90 |
101,23 |
101,16 |
101,56 |
101,14 |
101,13 |
Таблица 3
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Объем реализованной продукции собственного производства на действующих основных производственных фондах промышленных предприятий (млн. руб.) |
463 |
191 |
61 |
38 |
41 |
43 |
69 |
76 |
82 |
89 |
94 |
103 |
108 |
112 |
Объем реализованной продукции на вновь созданных основных производственных фондах промышленных предприятий (млн. руб.) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21 |
26 |
29 |
34 |
36 |
42 |
44 |
46 |
Объем реализованной продукции на действующих основных производственных фондах промышленных предприятий (млн. руб.) |
463 |
191 |
61 |
38 |
40 |
43 |
48 |
50 |
53 |
55 |
58 |
61 |
64 |
66 |
Объем валовой продукции сельского хозяйства всех категорий(млн. руб.) |
1750,4 |
1806,9 |
1829,5 |
1881 |
1955,8 |
2066,2 |
2193,8 |
2438,3 |
2516,3 |
2596,9 |
2682,6 |
2765,8 |
2854,3 |
2948,5 |
в т.ч.Объем валовой продукции с// хозяйства в с/х предприятиях(млн. руб.) |
565 |
605,1 |
630,5 |
648,3 |
674 |
712,1 |
756 |
976,9 |
996,7 |
1024,5 |
1051,3 |
1079,8 |
1107,9 |
1140,6 |
в т.ч.Объем валовой продукции сельского хозяйства в КФХ и ИП (млн. руб.) |
377,3 |
439,5 |
467,9 |
481,1 |
500,2 |
528,4 |
561,1 |
518,3 |
548,3 |
575,8 |
603,4 |
631,7 |
659,9 |
691,2 |
в т.ч.Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения (млн. руб.) |
762,3 |
471,9 |
731,1 |
751,7 |
781,6 |
825,7 |
876,7 |
943,1 |
971,3 |
996,6 |
1027,9 |
1054,3 |
1086,7 |
1116,7 |
в т. ч. Всего растениеводство |
1066,2 |
1821,6 |
1154 |
1084,2 |
1092,5 |
1131,7 |
1200,8 |
1577,7 |
1598,2 |
1618,9 |
1640 |
1661,2 |
1682,7 |
1704,5 |
в т. ч. Животноводство |
684,5 |
685,3 |
675,5 |
796,8 |
863,3 |
934,5 |
993 |
1495,2 |
1545 |
1600,3 |
1654,7 |
1711,5 |
1767,6 |
1831,8 |
Динамика инвестиций (млн. руб.) |
55,70 |
46,10 |
54,30 |
68,50 |
73,98 |
79,90 |
86,30 |
93,10 |
100,60 |
108,70 |
117,40 |
126,80 |
136,90 |
147,90 |
в т.ч. Инвестиции в промышленность, млн. руб. |
24,70 |
21,30 |
6,30 |
5,21 |
5,62 |
6,07 |
6,56 |
7,08 |
7,65 |
8,26 |
8,92 |
9,64 |
10,40 |
11,24 |
Население (тыс. чел.) |
16,9 |
16,8 |
16,6 |
16,6 |
16,6 |
16,6 |
16,6 |
16,7 |
16,8 |
16,85 |
16,9 |
16,9 |
16,95 |
17 |
Лица трудоспособного возраста (тыс. чел.) |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,5 |
9,4 |
9,3 |
9,2 |
9,1 |
9,05 |
Численность занятых в экономике (тыс. чел.) |
5,7 |
6,6 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
Доля населения, занятого в экономике ко всему населению, (%) |
33,7 |
39,3 |
37,9 |
37,9 |
0,0 |
37,9 |
37,9 |
37,7 |
37,5 |
37,4 |
37,3 |
37,3 |
37,2 |
37,1 |
Среднемесячная заработная плата (рублей) |
14790,7 |
12974,7 |
15724,8 |
16407,6 |
17099,2 |
17539,5 |
18050,4 |
18455,1 |
18687,9 |
18912 |
19271,5 |
19560,5 |
19853,4 |
20072,3 |
Среднедушевой денежный доход (рублей в месяц) |
10914,2 |
9910 |
9490,5 |
9633,5 |
9818,3 |
10588,4 |
11359,4 |
12559,9 |
12888,4 |
13283 |
13691,3 |
14145,9 |
14563,9 |
15002,4 |
Темп роста среднедушевого денежного дохода населения (%) |
104,80 |
90,80 |
95,76 |
101,50 |
101,92 |
107,84 |
107,28 |
110,57 |
102,62 |
103,06 |
103,10 |
103,32 |
102,95 |
103,01 |
Инерционный вариант не может гарантировать устойчивость социально-экономического роста района. Поэтому предпочтительным для района является активный инвестиционный вариант развития.
Суммарный объем реализованной продукции по отраслям экономики района рассчитывался путем сложения объема реализованной продукции, произведенной на основных производственных фондах, действовавших в 2015 году, и объема реализованной продукции, произведенной на вновь созданных основных производственных фондах. Для первой составляющей был принят консервативный прогноз роста.
Предполагалось, что решение задач по повышению эффективности производства на основе развития высокорентабельных производств, совершенствованию методов управления, повышения квалификации трудовых ресурсов и внедрению результатов технологических инноваций в производство приведёт к производству новых видов высокорентабельной продукции.
По мере развития рыночных механизмов и упорядочивания экономических процессов отношение среднедушевого дохода к средней заработной плате составит к 2025 году 72%. Результаты расчетов приведены в таблице 3.
Таким образом, можно ожидать, что при успешной реализации Стратегии в части динамики инвестиций, обеспечивающей среднегодовой темп роста, объем реализации продукции промышленного производства увеличится в 2020 году по отношению к 2015 году в 2,15 раза, а в 2025 году - практически в 3 раза.
Среднемесячная заработная плата возрастет (по отношению к уровню 2015 года):
к 2020 году - на 13,9%;
к 2025 году - на 22,3%;.
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц возрастут (по отношению к 2015 году):
к 2020 году - на 33,8%;
к 2025 году - на 55,7%.
Из изложенной схемы экспертной оценки следует, что важнейшим фактором, влияющим на макроэкономические результаты, является эффективность вновь осуществляемых инвестиционных проектов. Общий объем таких проектов, в свою очередь, зависит от объема привлекаемых инвестиций в реальный сектор. Поэтому объем роста инвестиций можно считать важнейшим индикатором результативности Стратегии.
Другим фактором, влияющим на результаты реализации Стратегии, является динамика численности населения и эффективность вовлечения населения в экономику района. К 2025 году удастся переломить негативные демографические тенденции сокращения численности населения района, по сравнению с 2015 годом население района в 2025 году увеличится на 2,4 процента.
В то же время в результате роста продолжительности жизни увеличится доля лиц пожилого возраста, вследствие чего численность лиц трудоспособного возраста сократится на 6 процентов. Тем не менее, устойчивый экономический рост, создание новых привлекательных рабочих мест, повышение эффективности вовлечения населения, в том числе пенсионеров, в экономическую деятельность позволят смягчить данную негативную тенденцию. Доля населения, занятого в экономике, в общей численности населения сократится только на 2.1 процента.
Рост эффективности вновь осуществляемых инвестиционных проектов и вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность позволит повысить долю производств с высокой добавленной стоимостью.
Объем реализованной продукции, произведенной на всех основных производственных фондах, возрастет (по отношению к уровню 2015 года):
к 2020 году - на 35,4%;
к 2025 году - на 59,4%.
Налоговая нагрузка (отношение суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней к объему реализованной продукции) в 2015 году составляла 2,3 процента.
При условии, что до 2025 года налоговая нагрузка останется на этом же уровне и будет составлять не менее 2 процентов, сумма налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по оценке составит (в ценах 2015 года):
Таким образом, ожидаемые результаты реализации Плана развития позволяют сделать вывод о высокой эффективности предлагаемых стратегических мероприятий по всем четырем критериям: коммерческая эффективность (рост объема инвестиций, рост доли добавленной стоимости в объеме реализованной продукции), бюджетная эффективность (рост объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней), социальная эффективность (рост среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов) и общая экономическая эффективность.
В результате реализации Плана развития МО "Шовгеновский район" к 2025 году станет динамично развивающимся районом с высоким промышленным, транспортным, сельскохозяйственным, инновационным потенциалом. Залогом благополучия будущих поколений станут сформированный потенциал опережающего развития, конкурентоспособность производимых товаров и услуг, наличие условий и стимулов для развития человеческого капитала и эффективная система государственного управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета народных депутатов муниципального образования "Шовгеновский район" Республики Адыгея от 27 мая 2016 г. N 479 "О комплексном плане развития муниципального образования "Шовгеновский район" до 2025 года"
Текст решения размещен на официальном сайте Администрации муниципального образования "Шовгеновский район" (http://shovgen880.ru)