Конституционный Суд Республики Адыгея в составе Председателя А.К. Тлехатука, судей З.Р. Биржева, И.В. Жидких,
заслушав в заседании заключение судьи И.В. Жидких, проводившей на основании статьи 41 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" предварительное изучение жалобы гражданина Чундышко Заурбия Туркубиевича,
установил:
1. В Конституционный Суд Республики Адыгея 6 февраля 2017 года обратился гражданин Чундышко Заурбий Туркубиевич с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положениями частей 1 и 2 статьи 1 Закона Республики Адыгея от 1 апреля 2016 года N 518 "О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея".
В своей жалобе гражданин Чундышко Заурбий Туркубиевич оспаривает конституционность положений частей 1 и 2 статьи 1 Закона Республики Адыгея от 1 апреля 2016 года N 518 "О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея", в соответствии с которыми кандидаты для избрания на должность Главы Республики Адыгея, представленные Президентом Российской Федерации, рассматриваются депутатами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея на заседании Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея; голосование по избранию Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея проводится в день, определенный частью 3.2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; кандидаты представляют в Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея кандидатуры представителей от исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемые положения Закона Республики Адыгея не соответствуют части 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации; пункту 2 статьи 2, пунктам 1, 2 статьи 7, пункту 1 статьи 30 Конституции Республики Адыгея, поскольку Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" называет в числе избираемых гражданами должностных лиц также и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (подпункт 8 статьи 2).
Однако Закон Республики Адыгея "О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея" устанавливает иное: Главу Республики избирает Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея. Тем самым, заявитель считает, что Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея превращен в своеобразную избирательную коллегию, решение которого подменяет прямое волеизлияние избирателей республики. Избранный в таком порядке Глава не может считаться легитимным, независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни исполнительная, ни законодательная власть не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе, в федеральных органах.
На основании изложенного, заявитель просит признать положения частей 1, 2 статьи 1 Закона Республики Адыгея "О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея" не соответствующими пункту 2 статьи 2, пунктам 1, 2 статьи 7, пункту 1 статьи 30 Конституции Республики Адыгея, а также части 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Республики Адыгея в соответствии с пунктом 4 статьи 101 Конституции Республики Адыгея и пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона Республики Адыгея, нормативного правового акта Республики Адыгея, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Такая жалоба, как установлено в статье 91 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", допустима, если Закон Республики Адыгея, иной нормативный правовой акт Республики Адыгея затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон Республики Адыгея, иной нормативный правовой акт Республики Адыгея.
Субъекты Российской Федерации в силу статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" наделены правом самостоятельно определять порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Так, согласно абзацу первому пункта 3.2 статьи 18 вышеназванного Федерального закона, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вопрос конституционности такого порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, как избрание его законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и признан принципиально не противоречащим Конституции Российской Федерации, в том числе тем ее положениям, которые предопределяют принципы формирования высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 13-П), и согласуется с действующими международными правовыми нормами.
Реализуя представленное субъектам Российской Федерации право устанавливать в своих конституциях (уставах), законах возможность избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пункт 1 статьи 76 Конституции Республики Адыгея были внесены изменения Конституционным законом Республики Адыгея от 1 апреля 2016 года N 517, согласно которым Глава Республики Адыгея избирается депутатами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея.
В развитие указанного конституционного положения соответствующие изменения были внесены в Закон Республики Адыгея от 6 июля 2007 года N 102 "О Главе Республики Адыгея", определяющий правовые основы избрания и деятельности Главы Республики Адыгея, а также принят Закон Республики Адыгея от 1 апреля 2016 года N 518 "О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея", предусматривающий процедурные вопросы избрания Главы Республики Адыгея.
В ходе предварительного изучения жалобы гражданину Чундышко З.Т. было предложено уточнить свои требования к Конституционному Суду Республики Адыгея в части предмета обращения, а также представить документы, подтверждающие факт применения оспариваемых норм или подлежащих применению в отношении него в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе. Однако это заявителем сделано не было.
Следовательно, положения оспариваемого заявителем Закона Республики Адыгея не устанавливают нормативно-правового регулирования в части определения способа наделения полномочиями высшего должностного лица Республики Адыгея, а только лишь реализуют закрепленный в Конституции Республики Адыгея и Законе Республики Адыгея "О Главе Республики Адыгея" порядок избрания Главы Республики Адыгея, что само по себе не затрагивает конституционные права и свободы заявителя, в том смысле, в котором он их оспаривает.
В связи с вышеизложенным, жалоба гражданина Чундышко Заурбия Туркубиевича не соответствует критериям допустимости, предусмотренным статьей 91 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея".
Также в своей жалобе заявитель просит проверить оспариваемые законоположения на соответствие Конституции Российской Федерации. Однако, исходя из полномочий Конституционного Суда Республики Адыгея, как они определены в статье 101 Конституции Республики Адыгея и статье 3 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", разрешение подобных вопросов к компетенции Конституционного Суда Республики Адыгея не относится.
В случаях, если разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Республики Адыгея или в соответствии с требованиями Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея" не является допустимым, Конституционный Суд Республики Адыгея согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 43 названного Закона Республики Адыгея принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 43, статьями 90, 91 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", Конституционный Суд Республики Адыгея
определил:
1. Отказать в принятии жалобы гражданина Чундышко Заурбия Туркубиевича, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и разрешение поставленного в ней вопроса, в части проверки оспариваемых положений частей 1, 2 статьи 1 Закона Республики Адыгея "О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея" на соответствие Конституции Российской Федерации, Конституционному Суду Республики Адыгея неподведомственно.
2. Уплаченную при подаче жалобы в Конституционный Суд Республики Адыгея государственную пошлину вернуть заявителю в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Определение Конституционного Суда Республики Адыгея по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Республики Адыгея".
Конституционный Суд Республики Адыгея
N 1-О
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Адыгея от 6 марта 2017 г. N 1-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чундышко Заурбия Туркубиевича на нарушение его конституционных прав и свобод положениями частей 1 и 2 статьи 1 Закона Республики Адыгея от 1 апреля 2016 года N 518 "О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея"
Текст определения официально опубликован не был