Апелляционное определение Верховного Суда Республики Адыгея
от 5 сентября 2017 г. N 33а-1493/2017
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Хапачевой Р.А.,
судей Богатыревой Е.В. и Панеш Ж.К.,
при секретаре Жаворонковой А.Р.,
с участием прокурора Пешко О.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Панеш Ж.К. дело по частной жалобе представителя административного истца Стовба ФИО9 по доверенности Долотова ФИО10 на определение Верховного суда Республики Адыгея от 12 июля 2017 года, которым постановлено:
производство по делу по административному исковому заявлению представителя административного истца Стовба ФИО11 - Долотова ФИО12 о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти Республики Адыгея - приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30 августа 2012 года N 170-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению территории муниципального образования "Кошехабльский район" в редакции приказа от 26 мая 2016 года N 55-п в части установления нормативов потребления коммунальной услуги на отопление для населения в соответствии с Приложением к Приказу в размере 0,023 Гкал на 1 квадратный метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме в месяц в домах, построенных до 1999 года без дифференциации в зависимости от этажности зданий не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 и недействующим, прекратить.
Обязать налоговые органы по месту нахождения административного истца возвратить Стовба ФИО13 государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей, уплаченную 11 мая 2017 года при подаче административного искового заявления в Верховный Суд Республики Адыгея по чеку - ордеру в Адыгейское отделение N 8620 филиала N 1 ИНН: 7707083893 Сбербанка России, установила:
административный истец Стовба А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, в котором просил признать Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30 августа 2012 года N 170-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению территории муниципального образования "Кошехабльский район" в редакции приказа от 26 мая 2016 года N 55-п не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 и недействующим в части того, что при расчетном методе определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению помещений в многоквартирных домах, построенных до 1999 года не применена дифференциация в зависимости от этажности зданий.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Административный ответчик просил прекратить производство по делу, поскольку ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие оспариваемых нормативов, оплата коммунальных услуг по прежним нормативам произведена до ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор в заключении также полагал возможным прекратить производство по делу.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца Стовба А.А.- Долотов Н.С. по доводам частной жалобы, считая его необоснованным. Обращает внимание на то, что требования истцом заявлены в период действия оспариваемого нормативного акта, в связи с чем подлежат рассмотрению по существу. Полагает, что, несмотря на прекращение, указанный акт по-прежнему затрагивает права административного истца, поскольку величина завышения обязательств по оплате задолженности за тепловую энергию в период действий оспариваемого нормативного акта составила <данные изъяты> рублей, что является для него существенной.
Исследовав материалы административного дела, заслушав представителя административного истца по доверенности Долотова Н.С. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Пешко О.В., полагавшего, что определение является законным и обоснованным, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, Судебная коллегия находит, что оснований для отмены состоявшегося по делу определения суда не имеется.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим, влекущим нарушение прав, свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Системный анализ указанных положений в их взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что оспариванию не подлежит недействующий нормативный правовой акт (утративший силу, отмененный, пересмотренный), который перестал регулировать спорные правоотношения и затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд первой инстанции, достоверно установив, что в период рассмотрения административного дела нормативный правовой акт, отдельные положения которого оспариваются административным истом, утратил силу, и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, а в период его действия административный истец нес затраты в меньшем размере, чем по нормативам, действующим до введения его в действие и которые вновь подлежали бы применению в случае отмены оспариваемого акта, принял решение о прекращении производства по административному делу.
При этом суд исходил из того, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года N 344 внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительством РФ от 23 мая 2006 года N 306, вступившие в силу 01 июня 2013 года, которыми изменен порядок расчета нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и частично отмены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению на общедомовые нужды.
В целях приведения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея N 170-п от 30 августа 2012 года "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению на территории муниципального образования "Кошехабльский район" в соответствие с вышеназванными изменениями, произведен перерасчет нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению на территории муниципального образования "Кошехабльский район", который составил 0,023 Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности отопительного периода 7 месяцев.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 сентября 2012 года N 194 "О применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению" при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, до 30 июня 2016 года применялся порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" с использованием нормативов потребления, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
По состоянию на 30 июня 2016 года при расчете платы за коммунальные услуги по отоплению применялись нормативы по отоплению, утвержденные Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Майское сельское поселение" от 26 ноября 2009 года N 74 в размере 0,016 Гкал на 1 кв. м общей площади в месяц равномерно в течение года.
В связи с тем, что постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции от 27 августа 2012 года N 857), постановление N 307 признано утратившим силу с 01 июня 2017 года в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, вступили в действия нормативы по отоплению, утвержденные приказам Управления N 170-п, утвержденные нормативы ниже на 19,2% от используемых ранее, определенных Решением СНД "Майское сельское поселение".
В соответствии с пунктом 2.2. приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 сохранено право, при расчетах платы за отопление с 01 июля 2016 года использовать нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Кроме того суд отметил, что в случае признания норматива недействующим, при расчете платы по отопление в период с 01 июля 2016 года до 01 июля 2017 года подлежали применению нормативы, действовавшие на территории СНД "Майское сельское поселение" на 30 июня 2012 года. Данный порядок приведет к увеличению размера вносимой платы на 4,9 рублей за 1 кв. м в месяц.
Учитывая вышеизложенное, доводы частной жалобы Судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит обжалуемое определение законным и обоснованным, постановленным при правильном применении правовых норм, с учетом обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для отмены судебного акта первой инстанции - не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия, определила:
определение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а частную жалобу представителя административного истца Стовба Андрея Андреевича по доверенности Долотова Николая Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.А. Хапачева |
Судьи Е |
.В. Богатырева Ж.К. Панеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Адыгея от 5 сентября 2017 г. N 33а-493/2017
Текст определения размещен на сайте Верховного суда Республики Адыгея (www.vs.adg.sudrf.ru)