Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства финансов
Республики Адыгея
от 15.04.2019 N 50-А
Положение
об осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Республики Адыгея
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, правила организации и осуществления в Министерстве финансов Республики Адыгея (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.
1.2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости (далее - должностные лица).
1.3. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства.
1.4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита, и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объектов аудита и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
1.5. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности стандартизации.
1.6. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, который утверждается Министром финансов Республики Адыгея или лицом, исполняющим его обязанности.
Внеплановые аудиторские проверки осуществляются на основании решения Министра финансов Республики Адыгея.
1.7. Аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
1.8. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
а) не принимают участия в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур в структурных подразделениях Министерства в текущем периоде;
б) не принимали участия в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур в структурных подразделениях Министерства в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду.
1.9. Проведение аудиторской проверки может осуществляться как одним должностным лицом (далее - аудитор), так и несколькими должностными лицами (далее - аудиторская группа). При проведении проверки аудиторской группой обязанности распределяются между ее участниками и руководителем аудиторской группы.
II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок
2.1. Основанием для проведения внутреннего финансового аудита является План проведения аудиторских проверок в рамках осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Республики Адыгея (далее - План).
2.2. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
2.3. План на очередной финансовый год составляется управлением бюджетного учета и отчетности исполнения бюджетов в срок до 31 декабря текущего финансового года по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Положению, рассматривается и визируется начальником управления бюджетного учета и отчетности исполнения бюджетов (далее - начальник Управления) и утверждается Министром финансов Республики Адыгея (далее - Министр).
2.4. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и (или) программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
2.5. В ходе планирования в обязательном порядке проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
2.6. Перед включением в План проверок формируется перечень тем аудиторских проверок в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, обеспечения подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
а) существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля у главного администратора (администратора) бюджетных средств Республики Адыгея за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;
б) возможность допущения типовых нарушений, выявляемых органами государственного (муниципального) финансового контроля;
в) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для расходных обязательств, принятых в течение проверяемого периода;
г) наличие существенных изменений, отклонений от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры, и (или) величина отклонений от целевых значений показателей государственных (муниципальных) программ;
д) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
е) период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки (в случае если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);
ж) опыт и квалификация сотрудников подразделений главного администратора (администратора) бюджета Республики Адыгея, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
2.7. Начальник Управления определяет значимость (вес) каждого критерия отбора, указанного в пункте 2.6 настоящего Положения, и шкалу (форму) его оценки для определения значения приоритетности направления аудита в структурных подразделениях Министерства (Приложение N 2).
2.8. Тема аудиторских проверок формируется исходя из следующих направлений аудита:
а) аудит надежности системы внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности и (или) в отношении групп операций;
б) аудит достоверности бюджетной отчетности, включая аудит достоверности индивидуальной бюджетной отчетности, а также соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
в) аудит качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
г) аудит соответствия учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) аудит законности выполнения внутренних бюджетных процедур и экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.9. Проверяемый период включает:
а) период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;
б) период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;
в) периоды отчетного финансового года.
2.10. Внесение изменений в План аудита в случае необходимости осуществляется на основании мотивированного письменного обращения руководителя структурного подразделения в адрес Министра.
III. Проведение аудиторских проверок
3.1. Аудиторская проверка проводится на основании приказа Министра, в котором указываются наименование структурного подразделения Министерства, проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, персональный состав аудиторской группы, руководитель аудиторской группы, срок проведения проверки, к приказу прилагается проект программы аудиторской проверки.
3.2. Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 30 рабочих дней.
Аудиторская проверка может быть приостановлена, возобновлена, продлена на основании мотивированного обращения (служебной записки) в адрес Министра о приостановлении, возобновлении или продлении проверки как руководителем аудиторской группы, так и руководителем и (или) уполномоченным должностным лицом структурного подразделения Министерства, в котором проводится аудиторская проверка. На время приостановления проверки течение ее срока прерывается.
3.3. Аудиторские проверки проводятся в соответствии с программой аудиторской проверки, которая утверждается Министром или лицом, исполняющим его обязанности, по форме, приведенной в Приложении N 3 к настоящему Положению.
3.4. В целях составления программы аудиторской проверки проводится предварительный анализ данных структурных подразделений Министерства, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений Министерства.
3.5. Программа аудиторской проверки должна содержать: тему аудиторской проверки; наименование объектов аудита; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
3.6. Программа аудиторской проверки содержит следующие вопросы вне зависимости от направления аудиторской проверки:
а) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры;
б) применение автоматизированных информационных систем структурными подразделениями Министерства при осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базе данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
в) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры.
Программа аудиторской проверки может содержать вопросы вне зависимости от направления аудиторской проверки.
3.7. Должностные лица при проведении аудиторских проверок имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают структурные подразделения Министерства, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.
3.8. Должностные лица обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов Министерства;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо структурного подразделения Министерства с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами, отчетами и заключениями);
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъектов внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
3.9. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
3.10. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
3.11. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
IV. Оформление, реализация результатов аудиторских проверок и составление отчетности
4.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом (справкой), который подписывается руководителем аудиторской группы и (или) должностным лицом (аудитором) и направляется (вручается) руководителю и (или) уполномоченному должностному лицу структурного подразделения Министерства на получение акта (справки). Руководитель и (или) уполномоченное должностное лицо структурного подразделения Министерства вправе представить письменные возражения по акту (справке) аудиторской проверки.
Акт (справка) аудиторской проверки составляется в двух экземплярах по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Положению, один экземпляр - для структурного подразделения Министерства, второй - для приобщения к материалам аудиторской проверки.
4.2. Акт (справка) состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
Вводная часть аудиторской проверки должна содержать следующие сведения: тему аудиторской проверки; место проведения, дату составления акта (справки); должность и фамилии, имена и отчества участников аудиторской группы, принимавших участие в проверке; проверяемый период; даты начала и окончания аудиторской проверки; сведения о структурном подразделении Министерства; полное и краткое наименования; фамилию, имя и отчество руководителя структурного подразделения Министерства, период его работы в проверяемом периоде; сведения об устранении нарушений по результатам предыдущих проверок.
Описательная часть акта (справки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу аудиторской проверки.
Заключительная часть акта (справки) должна содержать обобщенную информацию о результатах аудиторской проверки.
4.3. Копии документов, являющиеся приложением к акту (справке) и подтверждающие выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения, должны быть заверены подписью руководителя и (или) уполномоченным должностным лицом структурного подразделения Министерства либо лица, его замещающего.
4.4. Акт (справка) составляется в течение 3 рабочих дней после окончания проверки и в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается руководителю и (или) уполномоченному должностному лицу структурного подразделения Министерства.
4.5. Структурное подразделение Министерства вправе представить письменные возражения на акт (справку) в течение 5 рабочих дней со дня получения акта (справки). Данные возражения являются неотъемлемой частью акта (справки).
Возражения, представленные позднее установленного срока, не принимаются и не рассматриваются.
4.6. На основании акта (справки) аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, по форме согласно Приложению N 5 к настоящему Положению, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
4.7. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта (справки) направляется Министру, по результатам рассмотрения которого министр в случае необходимости принимает одно или несколько решений:
1) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
2) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
3) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
4) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
5) о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 37 раздела II Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств республиканского бюджета Республики Адыгея, главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Республики Адыгея, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 04.12.2018 N 262.
4.8. Данные из отчета о результатах аудиторской проверки, акта (справки) аудиторской проверки и решения Министра отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового аудита по форме согласно Приложению N 7 к настоящему Положению.
4.9. На основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового аудита управление бюджетного учета и отчетности исполнения бюджетов, осуществляющие проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивает составление годового отчета о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита.
4.10. Годовой отчет отражает данные о результатах аудиторских проверок, которые группируются по проверенным объектам аудита, бюджетным процедурам, выявленным нарушениям и принятым мерам по устранению выявленных нарушений.
4.11. Годовой отчет представляется Министру в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, по форме Приложения N 6 к настоящему Положению.
4.12. Начальник Управления, осуществляющего проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивает учет и хранение данных отчетов о результатах внутреннего финансового аудита, регистров (журналов) внутреннего финансового аудита.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.