Комиссия в составе; председателя комиссии: Г.Д. Золиной
заместителей председателя комиссии: Н.Г. Малюка, А.П. Резника ответственного секретаря: Е.В. Аликсейчук
членов комиссии: А.А. Беккер, А.В. Бурлуцкой, С.В. Галь, Р.А. Зарубина, П.П. Карякина, Е.А. Калашник, З.П. Козловой, А.Т. Марченко, Д.С. Проценко, А.Д. Стамлера, Ю.А. Сафронова, Р.В. Семихатского
Отсутствующие члены комиссии: А.В. Акимов, П.Н. Невежин, С.Е. Погодин, Р.А. Панченко, Т.Ю. Синюгина, Л.И. Чурсина.
С участием прокурора отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Краснодарского края А.А. Кудряшова.
Приглашена: заместитель начальника управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и ПДН ГУ МВД России по Краснодарскому краю Е.Ю. Кочкина.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года N 1132-КЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления, иных организаций по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия для предотвращения фактов противоправных деяний в отношении несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администраций Краснодарского края постановляет:
1. Утвердить порядок работы по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия на территории Краснодарского края (далее - Порядок).
2. Руководителям министерств: образования и науки Краснодарского края (Наумова), социального развития и семейной политики Краснодарского края (Ильченко), культуры Краснодарского края (Солянина), физической культуры и спорта (Чернова), здравоохранения Краснодарского края (Филиппов); департаментов: труда и занятости населения Краснодарского края (Мелких), молодежной политики Краснодарского края (Калашник), управлению по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края (Резник) довести Порядок до сведения руководителей подведомственных органов и учреждений, а также организовать работу по его выполнению,
3. Рекомендовать Главному управлению МВД России по Краснодарскому краю (Виневский), Управлению на транспорте МВД России по ЮФО (Струков), Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю (Лавров), УФСИН России по Краснодарскому краю (Книс) довести Порядок до сведения руководителей подведомственных органов и учреждений и организовать работу по его выполнению.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края довести Порядок до сведения руководителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других заинтересованных учреждений и ведомств, органов местного самоуправления, организовать работу по его выполнению.
5. Управлению по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края (Резник) совместно с Главным управление МВД России по Краснодарскому краю (Виневский) доработать Порядок с учетом внесенных предложений.
Срок до 1 декабря 2014 года.
6. Настоящий Порядок вступает в силу с 1 декабря 2014 года.
7. Информировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края о выполнении данного постановления до 1 января 2015 года.
Председатель комиссии |
Г.Д. Золина |
Порядок
работы по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия на территории Краснодарского края
(утв. постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 24 октября 2014 г. N 3/9)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях упорядочения деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления, иных органов и учреждений, общественных объединений по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия.
1.2. Ранее выявление детского и семейного неблагополучия - это комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних, в том числе указывающих на трудную жизненную ситуацию, социально опасное положение, жестокое обращение, обусловливающих необходимость принятия мер по защите прав детей, устранения причин и условий неблагополучия.
2. Основные задачи Порядка
Основными задачами Порядка являются:
- упорядочение межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления, иных органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в целях раннего выявления детского и семейного неблагополучия;
- предупреждение жестокого обращения, а также физического, психического или сексуального насилия в отношении детей;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
- раннее выявление детского и семейного неблагополучия; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
- оказание социальной, психологической, педагогической, медицинской и иной помощи несовершеннолетним.
3. Субъекты, участвующие в реализации настоящего Порядка
К субъектам взаимодействия относятся:
1. Районные (городские), районные (окружные) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город-курорт Сочи комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальные комиссии).
2. Органы местного самоуправления.
3. Советы по профилактике правонарушений и преступлений городских и сельских поселений, внутригородских районов и округов муниципальных образований края (далее - Советы профилактики).
4. Медицинские организации, подведомственные министерству здравоохранения Краснодарского края, и медицинские организации, находящиеся в ведомственном подчинении муниципальных образований Краснодарского края (далее - медицинские организации), оказывающие медицинскую помощь детям и беременным женщинам.
5. Образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, дополнительные образовательные программы, учреждения дополнительного образования детей, психолого-медико-педагогические комиссии, управления образованием в муниципальных образованиях Краснодарского края, государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа специальная общеобразовательная школа Краснодарского края.
6. Органы внутренних дел (полиция).
7. Учреждения уголовно-исполнительной системы:
7.1. Следственные изоляторы;
7.2. Воспитательная колония для несовершеннолетних;
7.3. Уголовно-исполнительные инспекции.
8. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
9. Органы управления социальной защиты населения, государственные учреждения социального обслуживания: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, комплексные центры социального обслуживания населения Краснодарского края.
10. Учреждения (организации) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственные казенные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Органы по делам молодежи.
12. Органы опеки и попечительства (управления (отделы) по вопросам семьи и детства).
13. Отделы записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС).
14. Негосударственные учреждения и организации, общественность:
14.1. Товарищества собственников жилья, управляющие компании;
14.2. Квартальные комитеты, старшие домов, подъездов и др.
15. Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
16. Субъекты, участвующие в реализации настоящего Порядка, осуществляют его исполнение в пределах компетенции, представленной действующим законодательством.
4. Несовершеннолетние и семьи, в отношении которых реализуется настоящий Порядок
Категории несовершеннолетних и семей, в отношении которых организуется профилактическая работа:
1. Несовершеннолетние, нуждающиеся в проведении индивидуальной профилактической работы (далее - ИПР) органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- несовершеннолетние, находящиеся в организациях с круглосуточным пребыванием детей, в том числе санаторных, оздоровительных;
- несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей (лиц, их заменяющих);
- несовершеннолетние, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении (далее - ООП) или иной трудной жизненной ситуации (далее - ТЖС) с признаками возможного неблагополучия;
- несовершеннолетние, подвергающиеся (подвергавшиеся) жестокому обращению, физическому, психическому, сексуальному насилию;
- несовершеннолетние, проживающие в иных семьях, нуждающихся в особой заботе государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Семьи с несовершеннолетними детьми, в том числе:
- предположительно находящиеся и находящиеся в СОП;
- предположительно находящиеся и находящиеся в ТЖС;
- вновь прибывшие на территорию;
- временно пребывающие на территории;
- семьи или лица, у которых дети проживают без родителей или иных законных представителей.
5. Основные этапы работы по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия
1 этап. Выявление детей и семей, предположительно находящихся в СОП или иной ТЖС.
В случае наличия признаков СОП сведения о семье, несовершеннолетнем передаются в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, иной ТЖС - в территориальный орган уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области социальной защиты (далее - УСЗН).
2 этап. Оценка уровня жизни несовершеннолетнего и степени угрозы его жизни и (или) здоровью (физическому, психическому и моральному).
3 этап.
а) при наличии оснований безотлагательное уведомление органов и организаций, уполномоченных на принятие мер по защите прав детей;
б) организация социально-педагогической, психологической реабилитации несовершеннолетних и социального патронажа семьи, профилактическая работа по предупреждению ситуаций социального неблагополучия в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей и детей, находящихся в СОП или иной ТЖС, несовершеннолетних, нуждающихся в проведении ИПР;
в) привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних.
4 этап. Анализ работы по раннему выявлению семей и детей с целью прогнозирования ситуации, планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятие мер к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних.
6. Способы получения информации:
- "телефоны доверия", общественные приемные, сходы граждан, приемы граждан должностными лицами;
- обращения граждан;
- обращения несовершеннолетних;
- информации из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других органов и учреждений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных организаций;
- проведение рейдов, патронажей, подворовых обходов, в том числе образовательными организациями, учреждениями социальной защиты населения, рейдовыми группами в рамках реализации Законов Краснодарского края от 28 июня 2007 года N 1267-КЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае" и от 21 июля 2008 года N 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае";
- результаты служебных расследований по фактам чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними;
- судебные решения (приговоры, постановления, определения);
- результаты рассмотрения дел и иных материалов на заседаниях муниципальных комиссий, иных коллегиальных органов (административных комиссий);
- информация из медицинских организаций по результатам послеродовых патронажей, медицинских осмотров детей;
- сведения из средств массовой информации;
- иные источники информации, получение которой допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края;
7. Учет семей (в них детей) и несовершеннолетних
1. Учет ведут совместно муниципальные комиссии, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные органы, организации и учреждения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках представленной компетенции.
2. Учет семей, воспитывающих детей, находящихся в ТЖС по причине семейного неблагополучия, и организацию работы с ними ведет УСЗН.
3. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), родителей, лишенных родительских прав (ограниченных в родительских правах), и организацию работы с ними ведет орган опеки и попечительства.
4. Учет лиц, имеющих несовершеннолетних детей, освобожденных из мест лишения свободы, ведет территориальный орган внутренних дел.
5. Учет лиц, имеющих несовершеннолетних детей, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также в отношении, которых отбывание наказания отсрочено, ведет территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний.
6. Орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ведет учет лиц, имеющих несовершеннолетних детей, в отношении которых возбуждены уголовные дела, отнесенные к их подследственности (по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации).
7. Учет родителей, имеющих несовершеннолетних детей, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, иные одурманивающие вещества (далее - запрещенные вещества), злоупотребляющих алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также несовершеннолетних, употребляющих запрещенные вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, больных социально опасными заболеваниями (открытая форма туберкулеза, венерическими заболеваниями, психическими заболеваниями в стадии обострения и т.п.), ведут медицинские организации, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках предоставленной компетенции.
8. Учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, ведут образовательные организации.
8. Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению фактов детского и семейного неблагополучия
8.1. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в лице председателя и (или) его заместителя
8.1.1. При получении информации о семьях и детях, в отношении которых реализуется настоящий Порядок, организуют проверку полученной информации путем первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи с участием специалистов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по результатам которого, составляется акт обследования с рекомендациями по работе с несовершеннолетним и (или) семьей (далее - акт обследования).
По результатам проверки и посещения семьи органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних информация направляется в структурные подразделения исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов или городских округов, обеспечивающих деятельность районных (городских), районных (окружных) в муниципальных образованиях город Краснодар, город Новороссийск и город- курорт Сочи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальные отделы).
Муниципальные отделы анализируют поступившую информацию и акт обследования. При наличии угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних муниципальные отделы незамедлительно направляют информацию в территориальные органы опеки и попечительства для принятия мер, предусмотренных действующим законодательством, в том числе статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации. Соответствующая информация также незамедлительно направляется в территориальные органы внутренних дел.
8.1.2. Если по результатам анализа представленных материалов информация не подтвердилась, муниципальные отделы готовят соответствующее заключение об отсутствии оснований для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на учет и проведения ИПР, В этом случае материалы о несовершеннолетнем и (или) семье в муниципальную комиссию для постановки на учет не направляются.
8.1.3. В случае подтверждения информации о нахождении семьи в СОП или о несовершеннолетнем, нуждающемся в проведении ИПР, муниципальная комиссия организует работу в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.04.2008 г. N 258 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении".
8.1.4. В случае подтверждения информации о нахождении семьи в ТЖС муниципальные отделы направляют соответствующую информацию в УСЗН.
8.2. Советы профилактики
Советы профилактики в пределах своей компетенции:
8.2.1. Привлекают социально активное население для выявления семей и детей, в отношении которых реализуется настоящий Порядок.
8.2.2. Организуют привлечение общественности для решения вопросов профилактики детского и семейного неблагополучия, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе во взаимодействии с государственными и муниципальными органами.
8.2.3. Способствуют объединению усилий общественных организаций и трудовых коллективов в работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
8.2.4. Осуществляют постоянное взаимодействие с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и населением в вопросах раннего выявления детского и семейного неблагополучия на территории Краснодарского края.
8.2.5. Ежеквартально на заседаниях рассматривают вопросы профилактики детского и семейного неблагополучия на территории поселения.
8.2.6. В случае установления СОП в семье, выявления несовершеннолетних, нуждающихся в проведении ИПР, лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, освободившихся из мест лишения свободы, лиц, имеющих несовершеннолетних детей, употребляющих запрещенные вещества, злоупотребляющих алкогольной и спиртосодержащей продукцией, в течение 3 рабочих дней передают соответствующую информацию в отделения профилактики семейного неблагополучия государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Краснодарского края - комплексных центров социального обслуживания населения (далее - ОПСН), муниципальную комиссию по месту фактического жительства несовершеннолетнего и (или) семьи.
В случае установления в семье ТЖС, соответствующая информация передается в УСЗН.
8.2.7. В случае выявления ребенка с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении него незамедлительно направляют информацию в орган прокуратуры, следственный комитет, муниципальную комиссию, орган внутренних дел, в УСЗН, органы one- ки и попечительства.
8.2.8. В случае выявления и (или) получения информации о лицах, указанных в пунктах 8.2.6. - 8.2.7., члены Совета профилактики участвуют в проведении первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи.
8.3. Органы опеки и попечительства
8.3.1. Органы опеки и попечительства при получении информации (устной или письменной) о семьях и детях, в отношении которых реализуется настоящий Порядок:
- незамедлительно информируют в письменной форме о данном факте муниципальную комиссию, УСЗН, орган внутренних дел, для принятия мер в пределах компетенции;
8.3.2. В случае выявления и (или) получения информации о лицах, в отношении которых реализуется настоящий Порядок, участвуют в проведении первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи и реализуют свои полномочия в пределах компетенции, предусмотренной действующим законодательством, в том числе статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации.
8.4. Медицинские организации
8.4.1. Врачи-акушеры-гинекологи, акушерки женских консультаций:
- врач-акушер-гинеколог при взятии на учет по беременности проводит сбор анамнеза, в том числе оценку социально-бытовых условий жизни беременной.
- акушерками женских консультаций проводится первичный социально- бытовой патронаж на дому с объективной оценкой условий проживания беременной и ее семьи. В случае выявления СОП или иной ТЖС в семье беременной в течение 3 рабочих дней передают соответствующую информацию специалисту, отвечающему за передачу информации о риске отказа от новорожденного и является ответственным за работу с отказами по медицинской организации, который незамедлительно направляет информацию в муниципальную комиссию по месту фактического жительства семьи, УСЗН, орган опеки и попечительства для принятия мер в пределах компетенции.
С учетом полученных данных формируются "группы риска" по отказу от новорожденных:
- беременные с наличием данных за алкоголизм, наркоманию (в анамнезе и в настоящий момент);
- беременные, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- юные беременные. При постановке на учет несовершеннолетней беременной в возрасте до 16 лет направляют в течение 1 рабочего дня соответствующую информацию в орган внутренних дел по фактическому месту проживания беременной для выяснения условий проживания несовершеннолетней и причин ранней беременности.
Беременные "групп риска" при обращении в женскую консультацию направляются в кабинеты (Центры) медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты кабинета (Центра) организуют:
- индивидуальную работу с направленными беременными (беседы, психологические тренинги и др.);
- группы психологической поддержки женщин в период беременности с привлечением врачей-психотерапевтов, наркологов и др.;
- взаимодействие с учреждениями социальной защиты (а также приютами, созданными общественными и религиозными объединениями и др.) для содействия временному размещению, а также консультирование по вопросам социальной защиты женщин разового или постоянного характера;
- патронаж женщин, нуждающихся в медико-социальной помощи;
- работу по формированию у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшего воспитания ребенка.
Юрисконсульт кабинета (Центра) медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предоставляет нуждающимся правовую и юридическую поддержку.
Работник акушерского стационара, выявивший случай риска/факта отказа от ребенка, незамедлительно передает сведения о риске/факте отказа специалисту, который отвечает за передачу информации о риске отказа от новорожденного и является ответственным за работу с отказами по учреждению.
Специалист проводит с женщиной первичную беседу, целью которой является получение согласия женщины на работу с ней по сохранению ребенка в семье.
Случай регистрируется в специальную форму сотрудником медицинской организации после того, как ответственный специалист получает сведения о намерении матери отказаться от ребенка (Журнал регистрации случаев выявления риска/фактов отказа от новорожденного ребенка).
Незамедлительно передают (с согласия беременной) информацию о случае выявления риска/факта отказа от новорожденного ребенка в органы опеки и попечительства.
8.4.2. Врачи-педиатры участковые, врачи-терапевты участковые, медицинские сестры участковые, медицинские сестры медико-социальной помощи:
- при постановке на учет детей, вновь прибывших на постоянное место жительства, в течение 3-х рабочих дней с момента выявления информирует ОПСН для проведения патронажа с целью установления наличия или отсутствия в семье признаков СОП или иной ТЖС;
- при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют наличие факторов социального неблагополучия в семье.
При наличии таких факторов незамедлительно информируют служебной запиской главного врача медицинской организации в целях организации работы в пределах компетенции.
- осуществляют контроль за выполнением родителями данных им рекомендаций по уходу за ребенком и за проведением назначенного лечения в случае болезни ребенка;
При невыполнении родителями данных им рекомендаций незамедлительно информируют служебной запиской главного врача медицинской организации в целях принятия мер в пределах компетенции.
- в случае выявления ребенка с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении него незамедлительно направляют информацию главному врачу медицинской организации, в территориальный орган прокуратуры, территориальный отдел следственного комитета, муниципальную комиссию, территориальный орган внутренних дел, УСЗН, органы опеки и попечительства для принятия мер в пределах компетенции.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.4.4. Медицинские работники медицинских организаций:
- при медицинском обслуживании детей выявляют несовершеннолетних, предположительно находящихся в СОП или иной ТЖС, и в течение 3 рабочих дней передают соответствующую информацию, главному врачу медицинской организации, в ОПСН, муниципальную комиссию по месту фактического жительства несовершеннолетнего и (или) семьи для принятия мер в пределах компетенции.
8.4.5. Администрация медицинской организации, оказывающей стационарную помощь несовершеннолетним:
- при выявлении несовершеннолетних, которых в медицинских организациях не навещают родители (законные представители) более 14 дней, незамедлительно в письменной форме уведомляет о данном факте УСЗН по месту жительства несовершеннолетнего, а в случае отсутствия данных о месте жительства - муниципальную комиссию по месту нахождения медицинской организации;
- при поступлении безнадзорных и беспризорных детей, ребенка, оставшегося без попечения родителей, незамедлительно информирует муниципальную комиссию и орган опеки и попечительства по месту регистрации ребенка, а в случае ее отсутствия - по месту нахождения медицинской организации;
- при поступлении ребенка с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении него незамедлительно направляют информацию в территориальный орган прокуратуры, территориальный отдел следственного комитета, муниципальную комиссию, территориальный орган внутренних дел, УСЗН, органы опеки и попечительства в целях принятия мер в пределах компетенции.
8.4.6. Главные врачи медицинских организаций при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения в отношении них, физического, психического или сексуального насилия, выявления фактов непринятия родителями (законными представителями) своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно направляют информацию в орган прокуратуры, следственный комитет, муниципальную комиссию, орган внутренних дел, УСЗН по месту жительства ребенка, а в случае отсутствия данных о месте жительства - в указанные органы по месту нахождения медицинской организации для принятия мер в пределах компетенции.
Несовершеннолетние, находящиеся в медицинских организациях, не могут быть переданы родителям (лицам, их заменяющим) без письменного заключения органа опеки и попечительства о возможности возврата ребенка в семью в случаях, если:
- родители лишены или ограничены в родительских правах;
- родители признаны в установленном законом порядке недееспособными;
- ребенок отобран у родителей (единственного из них) в связи с угрозой его жизни или здоровью.
Несовершеннолетние, находящиеся в медицинских организациях, также не могут быть переданы родителям (лицам, их заменяющим) в случае, если указанные лица находятся в состоянии алкогольного и (или) наркотического, иного токсического опьянения.
Передача детей сотрудниками медицинских организаций родителям (лицам, их заменяющим) осуществляется на основании документов, удостоверяющих их личность.
Несовершеннолетние в возрасте от 5 до 18 лет, которые не могут быть возвращены родителям по основаниям, указанным в настоящем пункте, и не нуждающиеся в медицинской помощи, переводятся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
8.4.7. Администрации медицинских организаций незамедлительно направляют в муниципальную комиссию и УСЗН по месту жительства несовершеннолетних информацию о невозможности единственного или обоих родителей самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетнего ребенка в случаях длительной и тяжелой болезни обоих или единственного родителя, а также об иных выявленных случаях неблагополучия в семьях, имеющих несовершеннолетних детей.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
8.4. Образовательные организации
8.5.1. Работники дошкольных образовательных организаций:
- при зачислении детей, вновь прибывших на постоянное место жительства, в течение 3-х рабочих дней с момента выявления информируют ОПСН для проведения патронажа с целью установления наличия или отсутствия в семье признаков СОП или иной ТЖС;
- обеспечивают ежедневный (в рабочее время) по мере прибытия воспитанников их внешний визуальный осмотр;
- в случае установления работниками дошкольной образовательной организации СОП или иной ТЖС в семье, выявления несовершеннолетних, в отношении которых реализуется настоящий Порядок, незамедлительно информируют о данном факте руководителя образовательной организации для принятия мер в пределах компетенции.
Руководители дошкольных образовательных организации в течение 3-х рабочих дней передают соответствующую информацию в ОПСН, муниципальную комиссию по месту фактического жительства несовершеннолетнего и (или) семьи.
При выявлении работниками дошкольной образовательной организации детей с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении них незамедлительно информируется руководитель дошкольной образовательной организации для принятия мер в пределах компетенции.
Руководители дошкольных образовательных организаций незамедлительно направляют информацию в орган прокуратуры, следственный комитет, муниципальную комиссию, орган внутренних дел, УСЗН, органы опеки и попечительства для принятия мер в пределах компетенции.
8.5.2. Работники образовательных организаций (начального общего, основного общего, среднего общего образования), профессиональных образовательных организаций (начального и среднего профессионального образования), организаций дополнительного образования детей, специальные (коррекционные) общеобразовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - образовательные организации):
- при зачислении в список учащихся детей, вновь прибывших с родителями на постоянное место жительства, осуществляют патронаж указанных семей с целью установления наличия или отсутствия в семье признаков СОП или иной ТЖС. При выявлении признаков СОП или иной ТЖС в течение 3-х рабочих дней с момента выявления информируют о данном факте органы внутренних дел, ОПСН;
- обеспечивают ежедневный (в рабочее время) по мере прибытия обучающихся их внешний визуальный осмотр;
- при выявлении обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательных организациях, принимают меры к выяснению причин, проводят обследование условий воспитания и проживания обучающегося и его семьи, составляют акт обследования, по результатам которого при наличии оснований ставят обучающегося на ведомственный учет;
- при проведении подворовых обходов устанавливают наличие или отсутствие СОП или иной ТЖС в семье.
8.5.3. В случае установления СОП или иной ТЖС в семье, выявления несовершеннолетних, нуждающихся в проведении ИПР, лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, освободившихся из мест лишения свободы, лиц, имеющих несовершеннолетних детей, употребляющих запрещенные вещества, злоупотребляющих алкогольной и спиртосодержащей продукцией в течение 3-х рабочих дней передают соответствующую информацию в ОПСН, муниципальную комиссию по месту фактического жительства несовершеннолетнего и (или) семьи. Работники образовательных организаций в случае выявления детей с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении них незамедлительно информируют руководителя образовательной организации для принятия мер в пределах компетенции.
Руководитель образовательных организаций незамедлительно направляют информацию в орган прокуратуры, следственный комитет, муниципальную комиссию, орган внутренних дел для принятия мер, УСЗН, органы опеки и попечительства в пределах компетенции.
8.6. Органы внутренних дел
8.6.1. Органы внутренних дел:
- выявляют и ставят на учет родителей (законных представителей) и (или) несовершеннолетних в соответствии с ведомственными приказами и Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- направляют в муниципальную комиссию (по месту фактического проживания) информацию о лицах, поставленных на профилактический учет в ПДН в течение 10 суток с момента постановки;
- при установлении факта непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью принимают меры в пределах компетенции, представленной действующим законодательством, в том числе статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации;
- участвуют в пределах компетенции в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, иных учреждений с круглосуточным пребыванием детей;
- в случае установления СОП или иной ТЖС в семье, выявления несовершеннолетних, в отношении которых реализуется настоящий Порядок, осуществляют свои полномочия в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
- в случае выявления ребенка с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении него в территориальном органе МВД России регистрируется материал и представляется начальнику территориального органа МВД России в порядке установленном ведомственными нормативными актами;
- по согласованию участвуют в проведении первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего/семьи и реализуют свои полномочия в пределах компетенции, предусмотренной действующим законодательством.
8.7. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
8.7.1. Территориальные органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по согласованию) в течение 10 суток информируют сотрудников ПДН органа внутренних дел, муниципальную комиссию, о лицах, имеющих несовершеннолетних детей, в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершенные ими преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.
8.7.2. В случае выявления сотрудниками территориальных органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетних с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении них незамедлительно информируют служебной запиской о данном факте руководителя территориального органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Незамедлительно передают соответствующую информацию в муниципальную комиссию по месту фактического жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, в территориальный орган внутренних дел, территориальный орган прокуратуры, территориальной орган следственного комитета, УСЗН, органы опеки и попечительства.
8.8. Учреждения уголовно-исполнительной системы
8.8.1. Учреждения уголовно-исполнительной системы (по согласованию) информируют в течение 10 суток сотрудников ПДН органа внутренних дел, муниципальную комиссию, о лицах, имеющих несовершеннолетних детей, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы (исправительные, обязательные работы), а также в отношении которых отбывание наказания отсрочено, освободившихся из мест лишения свободы.
8.8.2. В случае выявления сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы несовершеннолетних с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении них незамедлительно информируют служебной запиской о данном факте руководителя территориального органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ для принятия мер в пределах компетенции.
Незамедлительно передают соответствующую информацию в муниципальную комиссию по месту фактического жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, в территориальный орган внутренних дел, территориальный орган прокуратуры, территориальной орган следственного комитета, УСЗН, органы опеки и попечительства.
8.9. Председатели товарищества собственников жилья, управляющие компании, квартальные, старшие по подъездам и другие
8.9.1. В течение 3-х рабочих дней после выявления семей и (или) несовершеннолетних, в отношении которых реализуется настоящий Порядок, информируют ОПСН и Совет профилактики о лицах, имеющих несовершеннолетних детей, употребляющих запрещенные вещества, злоупотребляющих алкогольной и спиртосодержащей продукцией, ведущих аморальный образ жизни и т.п.
8.9.2. Размещают на информационных стендах в жилом секторе номера контактных телефонов муниципальных комиссий, ОПСН, органа внутренних дел, местной администрации, всероссийского детского телефона доверия с единым общероссийским номером.
8.9.3. Информируют ОПСН и председателя Совета профилактики о вновь прибывших семьях с несовершеннолетними детьми, о выявленных семьях, ведущих аморальный образ жизни и создающих неблагоприятные условия для воспитания несовершеннолетних детей, на основании задолженности по оплате за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением и коммунальные услуги в течение более 2 месяцев.
8.9.4. О случаях смерти обоих или единственного родителя (лица, его заменяющего) несовершеннолетнего и (или) проживания несовершеннолетних без родителей (законных представителей) незамедлительно информируют органы опеки и попечительства.
8.9.5. В случае установления СОП или иной ТЖС в семье, выявления несовершеннолетних, нуждающихся в проведении ИПР, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, лиц употребляющих запрещенные вещества, злоупотребляющих алкогольной и спиртосодержащей продукцией, имеющих несовершеннолетних детей, в течение 3-х рабочих дней передают соответствующую информацию в ОПСН, муниципальную комиссию по месту фактического жительства несовершеннолетнего и (или) семьи и Совет профилактики.
В случае выявления ребенка с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении него незамедлительно направляют информацию в орган прокуратуры, следственный комитет, муниципальную комиссию, орган внутренних дел, УСЗН, органы опеки и попечительства.
8.10. Отделы записи актов гражданского состояния
8.10.1. При регистрации смерти лица, в паспорте которого указаны сведения о несовершеннолетних, и есть основания полагать, что умерший являлся их единственным родителем, а также при наличии информации о том, что умерший являлся опекуном (попечителем) несовершеннолетнего, незамедлительно информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства умершего.
8.11. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
8.11.1. В случае установления СОП или иной ТЖС в семье, выявления несовершеннолетних, нуждающихся в проведении ИПР, в течение 3-х рабочих дней передают соответствующую информацию в ОПСН.
8.11.2. В случае выявления ребенка с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении него незамедлительно принимает меры в пределах компетенции, предусмотренной действующим законодательством, и направляет информацию в орган прокуратуры, следственный комитет, муниципальную комиссию, орган внутренних дел, органы опеки и попечительства.
8.11.3. ОПСН взаимодействуют с администрациями сельских и городских поселений, внутригородских районов и округов, председателями товариществ собственников жилья, управляющими компаниями, квартальными, старшими по подъездам, участковыми уполномоченными полиции, Советом профилактики с целью выявления семей, имеющих несовершеннолетних детей, прибывших на постоянное место жительства; несовершеннолетних, нуждающихся в проведении ИПР; семей, предположительно находящихся в СОП или иной ТЖС; лиц, освободившихся из мест лишения свободы, имеющих несовершеннолетних детей либо проживающих с родственниками, воспитывающих несовершеннолетних, и лиц, имеющих несовершеннолетних детей, употребляющих запрещенные вещества, злоупотребляющих алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также несовершеннолетних, употребляющих запрещенные вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
8.11.4. При получении информации о семьях, предположительно находящихся в ТЖС, несовершеннолетних, нуждающихся в ИПР, в течение 3 рабочих дней организуют первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) семьи; в случае предположительно в СОП - незамедлительно. По результатам посещения, в случае наличия СОП в семье и (или) установлении, что несовершеннолетний нуждается в ИПР, официально направляет информацию с приложением материалов в УСЗН для рассмотрения на заседании ведомственной комиссии.
В случае установления на заседании ведомственной комиссии признаков СОП, УСЗН направляет вышеуказанные информацию и материалы в отношении такой семьи в муниципальную комиссию.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
8.13. Органы по делам молодежи
8.13.1. В случае выявления сотрудниками территориальных органов по делам молодежи ребенка с признаками физического, психического или сексуального насилия, жестокого обращения в отношении него незамедлительно информируют в письменной виде о данном факте руководителя территориального органа по делам молодежи с целью принятия мер в пределах компетенции.
Незамедлительно передают соответствующую информацию в муниципальную комиссию по месту фактического жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, в территориальный орган внутренних дел, территориальный орган прокуратуры, территориальной орган следственного комитета, УСЗН, органы опеки и попечительства.
9. Конфиденциальность получаемых сведений
9.1. Должностные лица, сотрудники субъектов взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обязаны обеспечить конфиденциальность получаемых ими сведений, относящихся к сведениям, составляющим персональные данные, а также обеспечить соблюдение требований пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Начальник управления по делам |
А.П. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 24 октября 2014 г. N 3/9 "Об утверждении порядка работы по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия на территории Краснодарского края"
Настоящий Порядок вступает в силу с 1 декабря 2014 г.
Текст постановления официально опубликован не был