Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае в 2015 году
Компетенция Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае определена Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Краснодарского края от 04.07.2000 г. N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае".
Согласно указанным Законам, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Краснодарского края, их объединений на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения, государственных органов, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, нарушающих основные права и свободы человека и гражданина.
Рассмотрение жалоб и обращений граждан является одной из важнейших мер государственной защиты прав человека.
В 2015 году к Уполномоченному поступило 2 452 обращения. Из них:
- 874 письменных обращения;
- 1115 граждан обратились по телефону;
- 463 гражданина обратились на личном приеме.
В 2015 году произошло увеличение количества обращений к Уполномоченному на 10% по сравнению с прошлым годом, что свидетельствует о возрастающей информированности населения о деятельности в Краснодарском крае государственного правозащитного института, о совершенствовании форм и методов его работы с гражданами, государственными органами, общественными правозащитными организациями, научным сообществом.
Работа с обращениями и жалобами, прием граждан, а также консультации по телефону позволяют не только оказывать индивидуальную правовую помощь конкретным людям, но и выявлять факты бездействия органов власти, должностных лиц, приводящие к нарушению прав граждан.
Это позволяет выявлять общие тенденции нарушения прав граждан и, соответственно, выстраивать последующую работу, направленную на защиту их прав и свобод.
Все, поступившие к Уполномоченному, жалобы рассматривались вначале на предмет их приемлемости, а затем по существу. В установленный законом срок заявителям направлялись аргументированные ответы, многие из которых неизбежно носили промежуточный характер, поскольку для проведения проверки по ним Уполномоченному требовалось направлять запросы в другие государственные органы.
Анализ работы с письменными обращениями граждан показал, что из 874 жалоб в 471 случае (54%) были проведены действия по восстановлению прав граждан. Удалось добиться полного восстановления прав заявителей более чем в 70% случаев. По остальным 46% жалоб были даны разъяснения и рекомендации. Вмешательство Уполномоченного не потребовалось.
По каждой пятой жалобе нарушенные права граждан удается восстановить незамедлительно. Это касается, в основном, вопросов, связанных с защитой прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания (ИВС, учреждения УИС Краснодарского края, спецприемник УФМС РФ Краснодарского края (СУВСИГ), с реализацией прав на медицинскую помощь, социальное обеспечение и образование, надлежащего предоставления коммунальных услуг, трудовыми правоотношениями.
Есть жалобы, по которым не сразу удается добиться положительного результата. Работа по ним ведется до тех пор, пока не будут восстановлены права граждан. Так, более года с участием Уполномоченного решается вопрос переселения жителей г. Кропоткин из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
По фактам, связанным с массовыми и грубыми нарушениями прав человека, а также имеющими особое общественное значение или связанным с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (инвалиды, несовершеннолетние, лица, находящиеся в местах лишения свободы), Уполномоченный в пределах своей компетенции без наличия жалоб принимал необходимые меры.
Следует отметить, что в 2015 году поступило 44 коллективные жалобы (в 2014 году - 30), в которых говорится о нарушении прав и свобод более 7 000 жителей Кубани. В основном, это жалобы, касающиеся долевого строительства, сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг (приостановление подачи электроэнергии, тепловой энергии и другие), градостроительства и архитектуры (законность строительства).
Если рассматривать жалобы по категориям лиц, то наибольшее количество - жалобы, поступившие от лиц, находящихся в местах принудительного содержания (ИВС, учреждения системы исполнения наказаний) - 211 (24,4%). От пенсионеров и инвалидов поступило - 146 (16,7%), трудящихся - 29 (3,32%), иностранных граждан и лиц без гражданства - 24 (2,7%), защитников (адвокатов) - 11 (1,26%), детей-сирот - 9 (1,03%),ветеранов Великой Отечественной войны - 8 (0,9%), общественных организаций - 6 (0,69%), других граждан - 334 (38,22%). (См.: таблица 3).
Подавляющее большинство жалоб поступило из муниципальных образований Краснодарского края - 759 (86,48%). Следует отметить, что среди муниципальных образований края по количеству жалоб на 10 000 человек населения лидировал Усть-Лабинский район (3,6) - в основном это жалобы от осужденных, что объясняется расположением на территории района 7 исправительных учреждений УФСИН России по Краснодарскому краю, г. Краснодар (2,55), Апшеронский район (2), Туапсинский район (1,6), Кавказский район (1,4), Тихорецкий район (1,2), г. Сочи (1,1).
Также к Уполномоченному поступило 111 обращение из 34 субъектов Российской Федерации, 7 - из-за рубежа (Германия, Абхазия, Украина, Казахстан).
Наибольшее количество обращений поступило из г. Москвы - 20, Республики Адыгея - 9, из Волгоградской области и Ставропольского края по 7, из г. Санкт- Петербурга, Ростовской области, Хабаровского края по 6, из Владимирской области - 5 (См.: таблица 2).
Распределение жалоб на нарушения прав по категориям в 2015 году сопоставимо с показателями предыдущего года. 49,1% жалоб была посвящена нарушению личных (гражданских) прав и свобод. На втором месте жалобы, касающиеся социальных прав - 34,4%, на третьем экономические права - 16,4%, что касается политических прав, то поступило одно обращение - 0,1% (См.: диаграмма 2).
Проведенный анализ показывает, что поступившие к Уполномоченному обращения касались практически всех сфер жизнедеятельности человека.
Классификация обращений по субъектам (органам) власти показывает, что из 874 письменных обращений (жалоб) на федеральные органы власти приходится 484 обращения (56%), на органы государственной власти Краснодарского края - 72 обращения (8%), на органы местного самоуправления - 283 обращения (32%), другие организации - 35 обращений (4%). (См. диаграмма 3).
Наибольшее количество было обусловлено жалобами по следующим вопросам:
- защиты прав в уголовном судопроизводстве (в том числе жалобы на приговоры, постановления и определения суда, нарушение права на защиту, нарушения в ходе дознания и предварительного следствия) - 249 (28,49%);
- защиты жилищных прав человека (предоставление жилых помещений, выселение, переселение из ветхого и аварийного фонда, признание права собственности на жилое помещение, оплата жилья и коммунальных услуг и другие) - 220 (25,7%);
- социальной защиты и здравоохранения - 84 (9,6%);
- защиты прав человека в местах принудительного содержания (в частности, жалобы на условия отбывания наказания в ИВС, исправительных учреждениях УИС Краснодарского края) - 72 (8,24%);
- защиты трудовых прав человека (прекращение или расторжение трудового договора, невыплата заработной платы, охрана труда) - 42 (4,81%).
Кроме вышеназванных направлений, были затронуты вопросы в сфере образования, землепользования, брака и семьи, квалифицированной юридической помощи, предпринимательской деятельности и многие другие.
Количество обращений по перечисленным и другим проблемам в 2015 году по сравнению с предыдущим годом возросло. Наибольший рост наблюдается по жилищным вопросам - в 2 раза, в сфере трудового законодательства в 1,5 раза.
В 2015 году активно работал сайт Уполномоченного, он-лайн приемная и телефон "горячей линии". Такие формы обращения удобны для населения.
Следует отметить, что количество обращений по телефону увеличилось в полтора раза (710 человек в 2014 году и 1 115 человек - в 2015 году).
Уполномоченный и в дальнейшем планирует совершенствовать эти формы работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.