Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи В.В. Чепеля об организации работы и принимаемых мерах по обеспечению безопасности опасных производственных объектов, предотвращению аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, ликвидации их последствий и накопленного экологического ущерба, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности населения и территорий при осуществлении деятельности, связанной с нефтью и нефтепродуктами на территории Краснодарского края, реализуются в соответствии с Федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и постановлением главы администрации Краснодарского края "О мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Краснодарского края".
В рамках реализации указанных правовых актов в целом в Краснодарском крае создана и функционирует система планирования и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Управлением федеральной поддержки территорий МЧС России утвержден и введен в действие план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - территориальная подсистема РСЧС Краснодарского края).
Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю совместно с министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края организовано взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, и организациями, разрабатывающими планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План ЛАРН). Органами государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся проверки на объектах (производствах), осуществляющих деятельность, связанную с нефтепродуктами. В целях выявления реальной технической оснащенности и тактических возможностей аварийно-спасательных формирований (далее также - АСФ), привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводятся комплексные учения и командно-штабные тренировки с отработкой взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности всех уровней. Так, в частности, в 2016 году для оценки оснащенности и готовности аттестованных АСФ к работе проведено 2 комплексных учения на объектах нефтяного комплекса.
Рабочей группой, созданной распоряжением председателя Законодательного Собрания Краснодарского края В.А. Бекетова от 17 июля 2015 года N 58-р для проведения мониторинга нефтегазовых скважин нераспределенного фонда недр и нефтешламохранилищ, а также определения перечня первоочередных объектов, подлежащих ликвидации и рекультивации, было установлено, что на территории Краснодарского края осуществляют свою деятельность около 300 производственных объектов, использующих нефть и нефтепродукты. Основные из них - крупные транспортирующие нефть компании ОАО "Черномортранснефть" и ЗАО "КТК-Р", а также ОАО "Российская железная дорога", морские порты, расположенные на территории Краснодарского края, и другие предприятия.
Особое беспокойство вызывают нефтяные терминалы "миллионники" и магистральные нефтепроводы, расположенные в зоне камнепадов, оползневых проявлений, тектонических разломов и повышенной сейсмической активности (сейсмичностью до 8 - 9 баллов). В случае разрушения технического оборудования (емкостей, трубопроводов, обвалований, аварийных резервуаров) на территории Краснодарского края может сложиться аварийная ситуация, способная привести к катастрофическим последствиям, не считая прямых материальных потерь.
На территории Краснодарского края находится 11719 скважин нефтегазового направления, из которых 5079 в нераспределенном фонде, 235 скважин представляют экологическую опасность, так как на поверхность поступает нефтеэмульсия, наблюдаются газонефтепроявления, переполненность. Однако полной информацией о состоянии и типах скважин соответствующие органы исполнительной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления не владеют.
Реализация крупных топливно-энергетических проектов, увеличение нефтедобычи, транспортировки и переработки нефти представляют потенциальную угрозу возникновения аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных этим чрезвычайных ситуаций как на акватории Черного и Азовского морей, так и на сухопутной части Краснодарского края.
Таким образом, именно предприятия топливно-энергетического комплекса являются потенциально опасными и могут негативно влиять на окружающую среду. При этом министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ) не владеет полной информацией об объектах, использующих в своей деятельности нефть и нефтепродукты, нефтяных месторождениях, расположенных на территории Краснодарского края, не проводит мониторинг аварийных разливов нефти, произошедших на территории края.
Следует отметить, что на всех стадиях нефтепользования, начиная от разведки и добычи нефти и кончая утилизацией ее отходов, в той или иной мере за счет разливов нефти, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, водную сферу и на сушу происходит загрязнение окружающей среды, отрицательное воздействие на здоровье людей. При попадании даже небольшого количества нефтепродуктов в грунтовые воды, природные водоемы или почву вред, нанесенный экосистеме, приобретает колоссальные масштабы. Поэтому своевременная утилизация отработанных нефтепродуктов является одной из приоритетных задач любого предприятия.
Существует проблема утилизации нефтешламов, образующихся при строительстве нефтяных скважин, при промысловой эксплуатации месторождений, очистке сточных вод, содержащих нефтепродукты, а также при чистке резервуаров и другого оборудования. Накопление нефтешламов, как правило, осуществляется на специально отведенных для этого площадках или в бункерах без какой-либо сортировки или классификации. Зачастую предприятия вынуждены накапливать и хранить нефтешламы на своей территории из-за недостаточного количества полигонов промышленных отходов, их принимающих, или из-за отсутствия установок по переработке нефтесодержащих отходов, соответственно платя за их хранение. Скапливание нефтеотходов на производственных территориях может привести к интенсивному загрязнению почвы, воздуха и грунтовых вод. Нередко нефтесодержащие отходы уничтожаются на промплощадках путем сжигания без очистки отходящих газов, загрязняющих атмосферу, что является нарушением законодательства по охране атмосферного воздуха.
При этом обезвреживание нефтесодержащих отходов на территории Краснодарского края в основном осуществляется четырьмя организациями:
ООО Агентство "Ртутная безопасность", ООО "НЛП "ЭКОБИО", ЗАО "АЧ ЭНПП СИРИУС", ООО "КубаньЭкоПлюс".
Рабочая группа Законодательного Собрания Краснодарского края отмечает положительно работу ООО "НИИ "ЭКОБИО", которое имеет лицензию на сбор, транспортировку, обезвреживание и утилизацию нефтесодержащих отходов микробиологическим способом очистки и термическим методом обезвреживания нефтеотходов в условиях полигона объемом 33780 м и площадью 5 га, имеет площадку для микробиологического обезвреживания нефтезагрязненных грунтов емкостью до 2000 тонн, бетонный резервуар для накопления жидких нефтесодержащих отходов емкостью до 2500 тонн, грунтовые площадки микробиологического "дозревания". Данная организация готова принимать на обезвреживание до 100000 тонн отходов в год.
По информации, представленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в 2015 году в реестр территорий, загрязненных нефтепродуктами, попали муниципальные образования: Апшеронский район, Динской район, Крымский район, Абинский район, Ленинградский район. При этом министерством природных ресурсов Краснодарского края недостаточное внимание уделяет работе по выявлению нарушений, связанных с загрязнением окружающей среды нефтепродуктами.
Учитывая риски возникновения аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, органы местного самоуправления в Краснодарском крае ведут активную разработку мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций указанной категории. В целом практически во всех муниципальных образованиях имеется список опасных производственных объектов, расположенных на территории муниципального образования, контролируется наличие Плана ЛАРН, имеются планы ликвидации аварийных ситуаций, планы мероприятий по ликвидации последствий аварий.
Важными объектами, использующими в своем обороте или при функционировании нефть и нефтепродукты, являются морские порты. Члены рабочей группы в ходе проверки, проведенной в морском порту Кавказ, посетили критически важные и потенциально опасные объекты, а также опасные производственные объекты (ООО "Югнефтехимтранзит", железнодорожный паромный комплекс ООО "Анроскрым", Таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни (накопительная площадка).
Было установлено, что на территории морского порта Кавказ проводится комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной и экологической безопасности, защищенности объектов транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, предупреждение разливов нефти (нефтепродуктов) и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. На отдельных объектах проводятся учебно-тренировочные мероприятия по ликвидации (локализации) разливов нефтепродуктов и ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций; на акватории порта проводятся комплексные учения по отработке взаимодействия собственных сил и средств и привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов. Однако на сегодняшний день не в полном объеме обеспечена противоаварийная устойчивость комплекса названных объектов, так как не спрогнозированы возможные быстроразвивающиеся опасные техногенные процессы и угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном паромном комплексе ООО "Анроскрым" и Таможенном посту Морской порт Кавказ Краснодарской таможни (накопительная площадка). Для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в районе морского порта отсутствуют востребованные силы и средства аварийно-спасательных формирований.
Учитывая вышеизложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать недостаточной работу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (A.M. Волошин) и министерства природных ресурсов Краснодарского края (С.Н. Еремин) в части организации работ по улучшению экологической ситуации в крае в связи с загрязнением территорий нефтью и нефтепродуктами.
2. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края:
во взаимодействии с Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) составить перечень объектов, использующих в своей деятельности нефть и нефтепродукты, расположенных на территории Краснодарского края, с указанием класса их опасности;
совместно с Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) Федерального агентства по недропользованию составить перечень нефтяных месторождений на территории Краснодарского края с указанием их статуса (действующие, законсервированные, в стадии ликвидации) и собственника (владельца);
совместно с министерством природных ресурсов Краснодарского края проанализировать и определить потенциальные источники разливов нефти на территории Краснодарского края (утечки на нефтяных месторождениях, на нефтетерминалах, при транспортировке нефти и нефтепродуктов, из нефтехранилищ, разливы нефти вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера, вследствие криминальных врезок и другие разливы).
3. Рекомендовать министерству природных ресурсов Краснодарского края:
совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея определить предполагаемый объем нефтесодержащих отходов на территории Краснодарского края;
оказать методическую помощь хозяйствующим субъектам в разработке комплекса мер, направленных на ликвидацию последствий загрязнения территорий нефтью и нефтепродуктами, а также на утилизацию нефтешламов;
совместно с Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) Федерального агентства по недропользованию организовать и провести работу по выявлению на особо охраняемых природных территориях регионального значения брошенных (бесхозных) скважин нефтедобычи и мест, загрязненных нефтепродуктами, определению масштабов загрязнения и нанесенного ущерба окружающей среде;
при осуществлении надзорных мероприятий на хозяйствующих субъектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, особое внимание обращать на выявление нарушений, связанных с загрязнением окружающей среды нефтепродуктами, организацию работы по утилизации отходов, загрязненных нефтепродуктами, рекультивацию загрязненных территорий.
4. Рекомендовать министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края:
обеспечить координацию действий функционирующих на территории Краснодарского края профессиональных аварийно-спасательных формирований;
организовать работу по корректировке (переработке) и введению в действие Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края в соответствии со сроками, установленными приказом МЧС России от 28 декабря 2004 года N 621;
совместно с министерством финансов Краснодарского края рассмотреть вопрос о создании пожарной части Государственной противопожарной службы Краснодарского края с пунктом дислокации в пос. Кучугуры Фонталовского сельского поселения Темрюкского района;
совместно с Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю оказать методическую помощь хозяйствующим субъектам в разработке планов по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН).
5. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю:
определить нормы минимальной оснащенности профессиональных АСФ силами и средствами, необходимыми для ликвидации и локализации разливов нефти и нефтепродуктов на обслуживаемых объектах;
выделить из перечня потенциально опасных объектов те объекты, которые представляют наибольшую опасность, расположены в зонах повышенного риска возникновения землетрясений и оползневых процессов, способных вызвать разрушение технологического оборудования объектов и привести к катастрофическим последствиям на побережье Черного и Азовского морей, являющихся курортной и рекреационной территорией.
6. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея информировать министерство природных ресурсов Краснодарского края и соответствующие органы местного самоуправления о загрязненных нефтью и нефтепродуктами территориях и водных объектах.
7. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края:
на постоянной основе вести перечень потенциально опасных производственных объектов, расположенных на территории муниципального образования;
составить и вести реестр аварийно-спасательных формирований, аттестованных на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов;
уделить особое внимание наличию и готовности необходимых сил и средств профессиональных АСФ, обеспечивающих предупреждение и ликвидацию возможных разливов нефти и нефтепродуктов.
8. Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, министерству природных ресурсов Краснодарского края и министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края проинформировать о ходе выполнения изложенных в настоящем постановлении поручений депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края в июне 2017 года.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности.
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
29 июня 2016 года
N 2534-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 29 июня 2016 г. N 2534-П "О мерах по обеспечению безопасности опасных производственных объектов, предотвращению аварийных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, ликвидации их последствий и накопленного экологического ущерба"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 12 июля 2016 г.