Заслушав и обсудив информацию начальника управления пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края С.Е. Михайлова о реализации мер по организации взаимодействия между производителями плодоовощной продукции из числа субъектов малых форм хозяйствования и перерабатывающими предприятиями Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Краснодарский край благодаря своим природно-климатическим условиям является одним из крупнейших центров производства овощных культур в Российской Федерации. В 2015 году сельскохозяйственными товаропроизводителями края было выращено 870 тыс. тонн овощей.
Основными производителями овощей в Краснодарском крае являются хозяйства населения, на долю которых в 2015 году приходилось 52 процента общего валового сбора, доля сельскохозяйственных организаций составила 34 процента, доля субъектов малого предпринимательства (индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств) - 14 процентов.
Однако структура посевной площади овощных культур значительно различается по категориям хозяйств. Так, в сельскохозяйственных организациях в посевах овощных культур преобладают зеленый горошек и сахарная кукуруза, которые традиционно являются сырьем для консервных заводов. В малых формах хозяйствования и у населения выращиваются практически все виды овощей: томаты, огурцы, лук репчатый, капуста, баклажаны, кабачки и прочие виды овощных культур, которые должны использоваться как сырье для консервной промышленности и как овощная продукция на потребительском рынке.
Как показывают результаты анализа, проведенного рабочей группой постоянного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам агарной политики и потребительского рынка (далее - комитет), дальнейшее наращивание объемов производства плодоовощной продукции в малых формах хозяйствования серьезно затруднено из-за отсутствия полноценно функционирующей системы закупки плодов и овощей перерабатывающими и консервными предприятиями края. При этом долгие годы производственные мощности консервных предприятий остаются загруженными менее чем на 50 процентов.
Для решения указанных вопросов Законодательным Собранием Краснодарского края были приняты постановления от 16 декабря 2009 года N 1692-П "О мерах по внедрению системы долгосрочных договоров между предприятиями перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственными товаропроизводителями малых форм хозяйствования на территории Краснодарского края" и от 24 ноября 2010 года N 2247-П "О мерах по совершенствованию взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий Краснодарского края" (далее - постановления Законодательного Собрания Краснодарского края). В них были даны конкретные рекомендации муниципальным органам власти, министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее также - министерство) о необходимости проведения комплекса мер по организации взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий Краснодарского края.
Единичные положительные примеры организации взаимодействия малых форм хозяйствования, занимающихся выращиванием плодоовощной продукции, с предприятиями-переработчиками показывают востребованность и заинтересованность в таком сотрудничестве всех хозяйствующих субъектов. Для производителей овощей такое взаимодействие - это определенная гарантия реализации выращенной продукции по договорной цене, а для консервных предприятий - возможность сформировать производственную программу и планировать ассортимент продукции и объемы производства.
К таким немногочисленных примерам взаимовыгодного сотрудничества на основе долгосрочных договоров можно отнести деятельность общества с ограниченной ответственностью "Лабинский маслоэкстракционный завод" (Лабинский район), общество с ограниченной ответственностью "Завод плодопереработки "Мостовской" (Мостовский район), общество с ограниченной ответственностью "Славянский консервный комбинат" (Славянский район).
Однако, несмотря на актуальность и важность поднятых вопросов и поставленных в постановлениях Законодательного Собрания Краснодарского края задач, ситуация в сфере взаимодействия производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на территории края остается неудовлетворительной.
Результаты выездных проверок в муниципальные образования и на консервные предприятия края по выполнению постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края, проведенных рабочей группой комитета, показали, что до настоящего времени организованной системы взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий Краснодарского края на основе долгосрочных договоров нет. Подавляющее большинство перерабатывающих предприятий закупают сырье у ограниченного числа сельхозпроизводителей края по сезонным договорам, а производство напитков осуществляется в основном из импортных концентратов. Закупка в личных подсобных хозяйствах овощей и плодов консервными и перерабатывающими предприятиями не производится.
В большинстве муниципальных образований края практически не ведется работа по организации заготовительных пунктов плодовой и овощной продукции, выращенной малыми формами хозяйствования. И, как следствие, из года в год значительные объемы различной плодовой и овощной продукции, выращенной в хозяйствах населения и субъектами малого предпринимательства, остаются невостребованными для реализации предприятиям переработки и консервирования.
Проведенный анализ показал, что участие органов местного самоуправления в качестве третьей стороны соглашения, которое должно носить координирующий характер, на практике фактически не реализуется. Данное обстоятельство является показателем оценки неэффективной деятельности органов местного самоуправления в Краснодарском крае, в том числе личного участия глав муниципальных образований (муниципальных районов, городских и сельских округов) в организации работы по развитию сельскохозяйственной кооперации и реализации условий долгосрочных соглашений.
Кроме того, наблюдается полный разрыв показателей индикативных планов, утвержденных в муниципальных образованиях Краснодарского края, и их выполнения в части переработки плодов и овощей, отсутствует взаимодействие перерабатывающих предприятий с администрациями сельских поселений по организации поставок сельскохозяйственной продукции.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в ходе выполнения постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края ограничилось проведением инструктивных совещаний с руководителями перерабатывающих и консервных предприятий, которые не дали необходимых результатов. Слабо осуществляется контроль за деятельностью управления пищевой и перерабатывающей промышленности министерства, в функциональные обязанности которого входит проведение мероприятий по обеспечению сырьевой базы перерабатывающих предприятий, в том числе за счет малых форм хозяйствования населения.
Управлением пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края фактически не проводится организационная работа по выполнению постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края в части создания действенной системы сотрудничества на долгосрочной договорной основе сельскохозяйственных производителей малых форм хозяйствования и перерабатывающих и пищевых предприятий Краснодарского края.
Разработанные формы трехлетних договоров на производство и поставку на переработку плодоовощной продукции между сельхозтоваропроизводителями и предприятиями консервной промышленности на практике не используются.
Отсутствует организующая роль управления пищевой и перерабатывающей промышленности министерства по созданию системы закупок овощей и плодов консервными и перерабатывающими предприятиями у личных подсобных хозяйств населения. В результате эти предприятия не осуществляют какие-либо мероприятия по закупке плодов и овощей у населения. До сведения населения не доводится информация по видам, объемам и закупочным ценам, установленным перерабатывающими предприятиями. Не ведется работа с перерабатывающими предприятиями по расширению ассортиментного перечня закупаемой продукции и наращиванию ее объемов.
Управлением пищевой и перерабатывающей промышленности министерства не проводится на должном уровне работа по стратегическим направлениям реализации государственной политики органов власти Краснодарского края по импортозамещению сырьевой базы для консервной промышленности и созданию условий для развития малого и среднего бизнеса с целью увеличения производства овощей и плодов на переработку.
В 2015 году малыми формами хозяйствования произведено 576 тыс. тонн овощной продукции (66,2 процента от общего производства овощей в крае), которая практически не используется предприятиями консервной отрасли. В то же время консервные и перерабатывающие предприятия постоянно закупают плодоовощную продукцию за пределами Краснодарского края и ввозят ее из-за рубежа.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Работу управления пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (Михайлов С.Е.) в части реализации мер по организации взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий признать неудовлетворительной.
2. Предложить руководителю министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края освободить начальника управления пищевой и перерабатывающей промышленности Михайлова С.Е. от занимаемой должности.
3. Рекомендовать министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края:
1) подготовить и утвердить план мероприятий по реализации постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края и организации долгосрочного сотрудничества сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий сельскохозяйственной продукции в срок до 1 сентября 2016 года;
2) активизировать работу с руководителями предприятий - переработчиками сельскохозяйственной продукции по вопросу заключения долгосрочных договоров поставки сельскохозяйственной продукции с товаропроизводителями малых форм хозяйствования в целях обеспечения перерабатывающих предприятий плодоовощным сырьем;
3) осуществлять системный контроль за заключением и исполнением долгосрочных соглашений о взаимодействии между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями;
4) совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края разработать комплекс мер по расширению сети сельскохозяйственной потребительской кооперации, в том числе по созданию в муниципальных образованиях заготовительных пунктов плодовой и овощной продукции.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) активизировать информационно-разъяснительную работу с хозяйствами населения и субъектами малого предпринимательства, осуществляющими хозяйственную деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, о преимуществах заключения долгосрочных соглашений о поставке плодовой и овощной продукции с перерабатывающими предприятиями края;
2) реализовать комплекс мер по созданию в поселениях необходимого количества заготовительных пунктов плодовой и овощной продукции;
3) оказывать содействие и поддержку субъектам малых форм хозяйствования в заключении долгосрочных соглашений о поставке плодовой и овощной продукции с перерабатывающими предприятиями края;
4) доводить до сведения населения информацию о видах и сроках закупаемой продукции, закупочных ценах, установленных перерабатывающими предприятиями;
5) активизировать работу с сельскохозяйственными потребительскими снабженческо-сбытовыми кооперативами по организации системы закупки плодовой и овощной продукции, произведенной субъектами малых форм хозяйствования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
27 июля 2016 года
N 2582-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 27 июля 2016 г. N 2582-П "О реализации мер по организации взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий Краснодарского края"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 2 августа 2016 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 4 августа 2016 г.