Рассмотрев предварительные итоги исполнения доходной части краевого бюджета за 2015 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что собственные налоговые и неналоговые доходы сформировали почти 80 процентов общего объема бюджетных доходов и сложились в сумме 147,3 млрд. рублей с ростом к уровню 2014 года на 0,2 процентных пункта.
Отсутствие ощутимой динамики доходных поступлений вызвано как сложившимися тенденциями в экономике, так и недопоступлением отдельных доходных источников по субъективным причинам. По ключевым доходам краевого и консолидированного бюджетов (налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц) бюджетные назначения не выполнены в целом на 12,2 млрд. рублей.
В 2015 году объем поступлений налога на прибыль организаций по сравнению с 2014 годом сократился на 13,1 процента. На динамике доходного источника негативно отразилось как снижение показателей экономического развития региона, так и значительное уменьшение поступлений в бюджет от крупнейших организаций нефтяной и газовой отрасли, банковской сферы и транспорта, в том числе участников консолидированных групп.
Существенное снижение по итогам 2015 года прибыльности крупнейших налогоплательщиков привело к росту возвратов сумм переплаты по налогу на прибыль более чем в два раза, увеличив нагрузку на доходную часть краевого бюджета. При этом на начало 2016 года переплата по налогу сложилась в сумме 13,2 млрд. рублей, возврат которой из бюджета в текущем периоде будет сложно компенсировать другими доходными источниками.
По налогу на доходы физических лиц объем поступлений на 2,4 процента превысил показатель предыдущего года, однако динамика поступлений не достигла среднероссийского показателя.
Одной из основных причин недостаточного роста поступлений по налогу на доходы физических лиц явилась низкая динамика фонда оплаты труда и снижение численности работников организаций в строительной отрасти и сельском хозяйстве.
Негативное влияние на доходный источник, как показывает практика, также оказывают последствия применения отдельными хозяйствующими субъектами схем минимизации налоговой нагрузки, выплачиваются "серые" заработные платы, трудовые отношения не оформляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По расчетам, в крае около 20 процентов трудоспособного населения (более 600 тыс. человек) работают без оформления трудовых отношений, не уплачивая ни налоги, ни платежи во внебюджетные фонды. Однако они зарегистрированы в системе обязательного медицинского страхования и получают бесплатную медицинскую помощь. Ежегодные расходы краевого бюджета в отношении указанных лиц составляют порядка 4,0 млрд. рублей. Потери консолидированного бюджета Краснодарского края по налогу на доходы физических лиц в результате неформальной занятости только исходя из величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Краснодарском крае, расчетно составляют около 9 млрд. рублей в год.
Изложенные факты свидетельствует о недостаточно эффективной работе в отчетном году межведомственных комиссий по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Не достигнуты и плановые показатели по налогу на имущество организаций на 0,5 млрд. рублей. Перевыполнение плана поступлений по акцизным товарам (продукции) на 1,3 млрд. рублей, транспортному налогу на 0,8 млрд. рублей и налогу на совокупный доход на 0,5 млрд. рублей частично компенсировало недопоступление основных доходных источников краевого бюджета. Однако даже положительная динамика поступлений по налогу на имущество организаций, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по транспортному налогу к уровню 2014 года не позволила достичь запланированного уровня налоговых доходов в целом на 9,9 млрд. рублей.
Сложившийся дисбаланс поступлений и плановых бюджетных назначений, в том числе вызванный ростом возвратов переплат по налогам, негативно сказался на своевременности и полноте исполнения расходных обязательств, а также привел к образованию значительной суммы кредиторской задолженности.
В 2015 году поступления неналоговых доходов краевого бюджета обеспечили перевыполнение бюджетных назначений по ним в целом на 3,6 процента, при этом объем поступлений сложился ниже уровня 2014 года на 13,0 процента.
Наиболее существенное снижение темпов роста поступлений отмечено по штрафным санкциям, доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, доходам от сдачи в аренду государственного имущества.
Отмечаемое ежегодное поступление неналоговых доходных источников на уровне или ниже предшествующего периода не способствует повышению эффективности использования краевого имущества и организации работы по изысканию резервов.
По итогам года не исполненными более чем на 17,7 процента остались плановые назначения по административным штрафам, что в большей степени обусловлено низким уровнем поступлений штрафов за правонарушения в области дорожного движения. В результате по состоянию на 1 января 2016 года образовалась задолженность по штрафным санкциям в сумме около 1 млрд. рублей. Взыскание этой суммы и вовлечение в доход краевого бюджета в текущем году зависит от результатов работы службы судебных приставов и судебных органов.
Наличие существенных сумм задолженности по налоговым и неналоговым платежам оказало негативное влияние на наполнение бюджета в 2015 году.
В отчетном году удалось снизить налоговую недоимку, однако ее сумма на начало 2016 года осталась значительной - 7,4 млрд. рублей, и это без учета задолженности хозяйствующих субъектов, которые находятся в различных процедурах банкротства. Статистика, связанная с несостоятельностью юридических лиц, в крае ежегодно ухудшается, что отрицательно сказывается на региональном налоговом потенциале и увеличивает недоимку, как по налоговым, так и неналоговым поступлениям.
Несмотря на положительную динамику поступлений арендной платы за земельные участки, в отчетном году не удалось в полной мере реализовать задачи по вовлечению в доход имеющейся задолженности по платежам, сумма которой на начало 2016 года достигла 2,9 млрд. рублей.
Сокращение недоимки по налоговым и неналоговым платежам - это существенный резерв увеличения доходов краевого бюджета.
В целях минимизации влияния кризисных явлений в экономике на наполнение доходной части краевого бюджета в 2016 году следует реализовать комплекс мер, направленных на увеличение налогового потенциала, повышение собираемости налогов и сборов.
С учетом вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию об исполнении краевого бюджета по налоговым и неналоговым доходам в 2015 году принять к сведению.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти Краснодарского края и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти - главным администраторам доходов краевого бюджета, органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) обеспечить полное и своевременное поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края, сокращение задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам;
2) принять меры по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти Краснодарского края, курирующим соответствующие отрасли экономики (сферы деятельности):
1) усилить работу по взаимодействию с хозяйствующими субъектами в целях наращивания налогооблагаемой базы;
2) проводить ежемесячный мониторинг выполнения прогнозных показателей поступления налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет в целях недопущения снижения объемов поступлений доходов по отрасли;
3) проводить анализ производственного, экономического и финансового состояния хозяйствующих субъектов Краснодарского края в целях выявления причин возникновения их несостоятельности (банкротства), на основе проведенного анализа разрабатывать предложения по восстановлению платежеспособности хозяйствующих субъектов с учетом их экономической и социальной значимости, активизировать работу по поиску потенциальных инвесторов в целях эффективного использования имущественных комплексов организаций-банкротов;
4) осуществлять мониторинг деятельности юридических лиц, в отношении которых применяются процедуры банкротства, в целях недопущения фактов преднамеренного и фиктивного банкротства, при наличии соответствующих оснований передавать материалы в правоохранительные органы.
4. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края совместно с налоговыми органами проводить постоянный мониторинг налоговой базы по налогу на прибыль организаций, добиться взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками по вопросу определения ожидаемой оценки перечисления платежей в консолидированный бюджет Краснодарского края в 2016 году, по минимизации возвратов из бюджета излишне уплаченного налога на прибыль, а также по прогнозу доходного источника на 2016 год.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края совместно с контролирующими и правоохранительными органами обеспечить эффективную работу межведомственных комиссий по легализации и увеличению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, снижению нелегальных трудовых отношений, доведению хозяйствующими субъектами Краснодарского края среднемесячной зарплаты до среднеотраслевого уровня.
6. Рекомендовать департаменту инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, департаменту промышленной политики Краснодарского края, отраслевым органам исполнительной власти Краснодарского края активизировать реализацию мероприятий, направленных на создание условий для развития на территории края малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, развитие экономики предприятий.
7. Рекомендовать департаменту имущественных отношений Краснодарского края:
1) во взаимодействии с органами местного самоуправления Краснодарского края усилить контроль за использованием земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе:
выявлять неэффективно используемые и свободные земельные участки с целью прекращения прав на них и вовлечения в хозяйственный оборот;
выявлять арендаторов, допустивших нарушения в части своевременной уплаты платежей за землю, осуществлять анализ причин недопоступления таких доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края, активизировать претензионную работу с должниками;
2) незамедлительно расторгать договоры аренды земельных участков (со взысканием сумм задолженности по арендным платежам) с предприятиями, имеющими признаки банкротства, в случае систематической неуплаты ими арендной платы за земельные участки;
3) обеспечить включение в оборот объектов неиспользуемого государственного имущества с целью получения дополнительных доходов;
4) повысить эффективность использования государственной собственности и персональную ответственность руководителей за ненадлежащее использование активов, находящихся в их ведении (управлении);
5) продолжить реорганизацию убыточных, нерентабельных и не ведущих хозяйственную деятельность государственных унитарных предприятий, оптимизировать структуру участия Краснодарского края в хозяйствующих обществах с учетом их экономической эффективности;
6) совместно с постоянным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений провести анализ эффективности реализации земельных участков и имущества, находящихся в государственной собственности Краснодарского края;
7) во взаимодействии с органами местного самоуправления Краснодарского края обеспечить по итогам 2016 года снижение задолженности по арендной плате за землю и имущество на 50 процентов от сложившейся на 1 января 2016 года суммы.
8. Рекомендовать Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю обеспечить к 1 декабря 2016 года снижение недоимки физических лиц по имущественным налогам в консолидированный бюджет Краснодарского края на 50 процентов от сложившейся на 1 января 2016 года суммы.
9. Рекомендовать Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами, органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления Краснодарского края повысить эффективность принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц в целях обеспечения снижения налоговой и неналоговой задолженности в консолидированный бюджет Краснодарского края на 50 процентов от сложившейся на 1 января 2016 года суммы.
10. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной и налоговой политике совместно с министерством финансов Краснодарского края и Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю внести на рассмотрение пленарного заседания Законодательного Собрания Краснодарского края обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу поступления налога на прибыль организаций от консолидированных групп налогоплательщиков и крупнейших налогоплательщиков в бюджет Краснодарского края.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной и налоговой политике, постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений и постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
23 марта 2016 года
N 2289-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 марта 2016 г. N 2289-П "Об исполнении краевого бюджета по налоговым и неналоговым доходам в 2015 году и мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2016 году"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 1 апреля 2016 г.