Законодательное Собрание Краснодарского края обеспокоено сложной ситуацией, сложившейся во многих сельских населенных пунктах края, с получением банковских услуг в офисах и банкоматах Публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - ПАО Сбербанк).
В последнее время в Законодательное Собрание Краснодарского края, администрацию Краснодарского края, Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан, глав муниципальных районов, сельских поселений о возникших проблемах с получением банковских услуг.
Отмечается значительный рост недовольства жителей в связи с реорганизацией, сокращением количества внутренних структурных подразделений (далее также - ВСП) и банкоматов ПАО Сбербанк в сельской местности, ведущих к проблемам с пенсионными выплатами, получением социальных пособий, заработной платы, снятием наличных средств с пластиковых карт. В целом ряде населенных пунктов сужается перечень банковских услуг, а иногда они становятся полностью недоступны.
Подобная реорганизация банковской инфраструктуры приводит также к перегруженности оставшихся структурных подразделений и банкоматов ПАО Сбербанк. Вследствие этого наблюдаются проблемы с достаточностью наличных денежных средств в имеющихся банкоматах, пополнение которых производится нерегулярно и не всегда отвечает потребности в средствах. В отделениях ПАО Сбербанк возникают значительные очереди при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, школьного питания учащихся, родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных организациях, административных штрафов, налогов, госпошлины и других обязательных и регулярных платежей.
В связи с этим было принято постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 27 июля 2016 года N 2617-П "Об обращении депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края к председателю Юго-Западного банка Публичного акционерного общества "Сбербанк России" В.А. Вентимилла Алонсо о сохранении структурных подразделений и банкоматов Публичного акционерного общества "Сбербанк России" в сельских населенных пунктах Краснодарского края".
В обращении были отмечены поднимаемые гражданами и главами муниципальных районов и сельских поселений проблемы. Высказано мнение о том, что сокращенная структура ПАО Сбербанк в ряде муниципальных образований не в состоянии качественно удовлетворить потребность населения в банковских услугах. В ряде случаев закрываемые структурные подразделения находятся в населенных пунктах, в которых ПАО Сбербанк является единственным поставщиком банковских услуг, и для осуществления любой банковской операции жителям сельских поселений приходится добираться в соседние населенные пункты, расположенные на значительном расстоянии.
Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края в указанном обращении просили принять меры по недопущению сокращения банкоматов и офисов ПАО Сбербанк в сельских населенных пунктах Краснодарского края, а также рассмотреть возможность восстановления уже реорганизованных структурных подразделений.
Кроме того, по поручению председателя Законодательного Собрания Краснодарского края постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям 1 августа 2016 года провел расширенное совещание по вопросу обеспечения населения Краснодарского края банковскими услугами, на котором рассматривались пути решения возникших проблем. В совещании приняли участие представители Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, муниципальных образований Краснодарского края, Краснодарского отделения N 8619 ПАО Сбербанк.
По результатам совещания всем заинтересованным сторонам были даны поручения и рекомендации провести детальный анализ сложившейся ситуации по каждому муниципальному образованию, выявить проблемы с обеспеченностью структурными подразделениями и устройствами самообслуживания ПАО Сбербанк, внести предложения по сохранению банковской инфраструктуры и обеспечению населения банковскими услугами на достаточном уровне.
На обращение Законодательного Собрания Краснодарского края получен ответ Краснодарского отделения N 8619 ПАО Сбербанк (далее также - Краснодарское отделение Сбербанка), в котором содержится информация о том, что закрытие отделений и банкоматов в сельской местности являлось вынужденной мерой и обусловлено рядом причин, в том числе таких, как окончание срока аренды помещений, сложности с арендой помещений необходимого качества, аварийность помещений, недостаток квалифицированных специалистов, трудности с обеспечением безопасности.
При этом Краснодарское отделение Сбербанка сообщает, что в 2016 году проводится политика по сохранению филиальной сети, расположенной в сельской местности, за исключением прецедентов с расторжением договоров аренды со стороны арендодателя. Кроме того, ПАО Сбербанк проводит политику, направленную на повышение качества обслуживания предоставляемых услуг, открывая офисы нового- формата, и предлагает высокотехнологичные способы обслуживания.
Однако проведенный совместно с муниципальными образованиями анализ не позволяет сделать вывод о стабилизации ситуации в настоящий момент.
Проводимая ПАО Сбербанк структурная реорганизация и изменение методов обслуживания в сторону развития альтернативных каналов дистанционного обслуживания клиентов с использованием информационных технологий (системы "Сбербанк Онлайн" и "Мобильный банк") не в полной мере учитывает ряд существующих реалий. Значительная часть клиентов банка в отдаленных населенных пунктах - это люди пенсионного возраста, которые недостаточно владеют современными технологиями, не имеют возможности их освоить и приобрести необходимые для этого технические средства. Аналогичная ситуация складывается с гражданами с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, не на всей территории края устойчиво работает информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", которая необходима для получения услуги дистанционно.
В отдельных муниципальных образованиях выявлены различные проблемы, которые в целом можно охарактеризовать следующим образом.
Установленный режим работы в подразделениях банка не позволяет в полной мере получать банковские услуги. В некоторых населенных пунктах муниципальных образований город Горячий Ключ, Выселковский, Каневской, Мостовский, Новопокровский, Приморско-Ахтарский, Темрюкский районы внутренние структурные подразделения работают 1 - 3 раза в месяц либо 1 - 3 раза в неделю по сокращенному режиму работы. В некоторых населенных пунктах муниципальных образований края при отсутствии основного работника (отпуск, болезнь, обучение и прочее) ВСП закрывается и местные жители не могут получить доступ к банковским услугам в течение двух недель и более (Абинский, Новопокровский, Славянский, Тихорецкий районы). Установленные устройства самообслуживания в подразделениях банка соответственно работают по такому же графику, доступ в нерабочее время ограничен, осуществить платежи не представляется возможным. Воспользоваться устройствами самообслуживания возможно исключительно в рабочее время. Кроме того, в отдельных районах загрузка банкоматов денежными средствами, ремонт банкоматов осуществляется несвоевременно.
Во многих населенных пунктах муниципальных образований имеется потребность в установке дополнительных устройств самообслуживания либо перемещении уже имеющихся, но расположенных внутри помещений ВСП, в более доступное место.
При перемещении ВСП из микрорайонов в центральную часть населенного пункта не учитывалась социальная составляющая работы ВСП. Так, в Лабинском районе (город Лабинск) в микрорайоне численностью 12000 человек было закрыто ВСП N 8619/0663, при этом в указанном подразделении обслуживалось большое количество клиентов с ограниченными возможностями (слепых), которым сложно добираться до центральной части города (в настоящее время ПАО Сбербанк рассматривает вопрос об установке специализированного банкомата, который управляется с помощью речевых команд и сам может давать голосовые подсказки клиентам).
В отдельных населенных пунктах со ссылкой на экономическую нецелесообразность было прекращено обслуживание юридических лиц в ВСП (Белоглинский район, Щербиновский район). В настоящее время рассматриваются различные варианты обслуживания указанной категории клиентов.
В некоторых многофункциональных центрах по предоставлению государственных услуг отсутствуют устройства самообслуживания для оплаты госпошлины и других платежей (Крыловский район и Белореченский район). В настоящее время ПАО Сбербанк рассматривает вопрос об установке устройств в указанных районах.
ПАО Сбербанк отказало в удовлетворении просьб со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований об открытии ВСП (ранее ВСП функционировали и численность населения достаточно высокая), ссылаясь на экономическую нецелесообразность, снижение клиентского потока и отсутствие значимых предприятий на территории муниципальных образований город Армавир (ст-ца Старая станица- численность населения 7000 человек), город Горячий Ключ (Имеретинский сельский округ - численность населения 1700 человек), город-курорт Анапа (с. Цибанобалка - численность населения 5934 человек), Белоглинский район (с. Белая Глина - численность населения 17320 человек, необходимо возобновление работы двух ВСП), Калининский район (ст-ца Андреевская - численность населения 1895 человек), Крыловский район (с. Шевченковское - численность населения 1315 человек).
ПАО Сбербанк отказало в установке дополнительных устройств самообслуживания ввиду снижения интенсивности потока проводимых операций, экономической нецелесообразности или в связи с удаленностью от централизованного пульта охраны, что не позволяет оперативно реагировать при попытках взлома устройств, в муниципальных образованиях Выселковский район (восемь дополнительных устройств самообслуживания), Калининский район (два дополнительных устройства самообслуживания), Отрадненский район (одно дополнительное устройство самообслуживания), Приморско-Ахтарский район (два дополнительных устройства самообслуживания), Северский район (два дополнительных устройства самообслуживания), Староминский район (одно дополнительное устройство самообслуживания), Успенский район (одно дополнительное устройство самообслуживания).
По результатам проведенного анализа Законодательное Собрание Краснодарского края считает необходимым рекомендовать в кратчайшие сроки принять ряд мер, направленных на восстановление качественного банковского обслуживания населения на всей территории Краснодарского края. Учитывая социальную значимость рассматриваемой проблемы и функциональную самостоятельность финансово-кредитных организаций, меры должны быть реализованы на основе взаимовыгодного сотрудничества, социальной ответственности и совместной работы органов местного самоуправления муниципальных образований, ПАО Сбербанк, департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Н.П. Кравченко о мерах по обеспечению населения сельских населенных пунктов Краснодарского края банковскими услугами.
2. Департаменту инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления:
1) до 10 ноября 2016 года направить в Краснодарское отделение N 8619 ПАО Сбербанк сводную информацию о проблемных вопросах обеспечения банковскими услугами населения муниципальных образований Краснодарского края (в разбивке по каждому муниципальному образованию) с выделением самых острых проблем, требующих первоочередного решения (далее - сводная информация);
2) проработать меры стимулирующего характера по взаимовыгодному сотрудничеству органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края с ПАО Сбербанк (другими финансово-кредитными организациями, заинтересованными в развитии филиальной сети в сельской местности) в сфере кредитных проектов (в том числе ипотечных), зарплатных проектов (в том числе в бюджетной сфере), взаимодействия в инвестиционном развитии, популяризации банковских продуктов, повышения финансовой грамотности населения;
3) до 1 ноября 2016 года разработать план проведения зональных совещаний с участием представителей департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, глав муниципальных образований Краснодарского края, представителей ПАО Сбербанк, отвечающих за вопросы регионального развития для решения самых острых проблем;
4) оказать содействие Краснодарскому отделению N 8619 ПАО Сбербанк и другим финансово-кредитным организациям, заинтересованным в развитии филиальной сети в сельской местности, в предоставлении помещений, продлении действующих договоров аренды, бесперебойной подачи электроснабжения и услуг связи для стабильной работы внутренних структурных подразделений;
5) проработать вопрос о привлечении в муниципальные образования Краснодарского края, на территории которых наблюдается недостаточный уровень банковского обслуживания, ведущих финансово-кредитных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края (в том числе региональных и Публичного акционерного общества "Почта Банк"). Организационно обеспечить проведение переговоров заинтересованных сторон по данному вопросу.
3. Рекомендовать Краснодарскому отделению N 8619 ПАО Сбербанк:
1) определить представителей, отвечающих за вопросы регионального развития, для участия в рабочих встречах с представителями департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, муниципальных образований Краснодарского края для решения самых острых проблем. Согласовать план проведения встреч;
2) до 25 ноября 2016 года на основании сводной информации рассмотреть в каждом муниципальном образовании следующие вопросы:
увеличение времени обслуживания клиентов;
увеличение количества устройств самообслуживания в муниципальных образованиях края;
возобновление работы внутренних структурных подразделений;
обеспечение доступа к устройствам самообслуживания в нерабочее время;
обеспечение бесперебойной работы устройств самообслуживания (ремонт, загрузка банкоматов);
3) при подготовке решения коллегиального органа банка о закрытии внутренних структурных подразделений, устройств самообслуживания (банкоматов), расположенных в муниципальных образованиях Краснодарского края, запрашивать и учитывать мнение глав муниципальных образований края и департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
26 октября 2016 года
N 2699-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 октября 2016 г. N 2699-П "О мерах по обеспечению населения сельских населенных пунктов Краснодарского края банковскими услугами, сохранению существующих и восстановлению ранее закрытых структурных подразделений и устройств самообслуживания (банкоматов) Публичного акционерного общества "Сбербанк России"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 11 ноября 2016 г.