Заслушав и обсудив информацию заместителя министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края М.Н. Тимофеева о ходе реализации Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" (далее также - Закон), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что за последние годы сельскохозяйственными товаропроизводителями Краснодарского края (далее также - сельхозтоваропроизводители) достигнуты высокие показатели эффективности сельскохозяйственного производства в отрасли растениеводства. В целом рентабельность производства сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае по итогам 2015 года составила 42,5 процента с ростом к 2014 году на 48,1 процента, в том числе по отрасли растениеводства - 50,1 процента с ростом к 2014 году на 53,7 процента.
Необходимо отметить увеличение мер и объемов государственной поддержки отрасли растениеводства. Всего за период 2013 - 2015 годов объем бюджетных ассигнований на поддержание плодородия земель сельскохозяйственного назначения в виде предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства составил 3925,1 миллиона рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2721,9 миллиона рублей, за счет средств краевого бюджета - 1203,1 миллиона рублей. Наибольший объем финансирования программных мероприятий в сумме 1530,7 миллиона рублей предоставлен в 2015 году.
В большинстве муниципальных районов края благодаря государственной поддержке, повышению культуры земледелия, внедрению в производство новых высокоурожайных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и приобретению высокопроизводительной техники за последние годы сельхозтоваропроизводителями увеличены урожайность и, соответственно, объемы производства сельскохозяйственных культур, тем самым выполнены требования Закона о необходимости обеспечения минимальной урожайности основных зерновых колосовых, зернобобовых, пропашных и технических культур.
На основании данных оперативной отчетности муниципальных образований Краснодарского края в текущем году сельскохозяйственными товаропроизводителями Краснодарского края с площади 1689 тысяч гектаров получен рекордный урожай зерна, зерновых колосовых и зернобобовых культур - 10152 тысячи тонн зерна, что больше, чем в прошлом году, на 343 тысячи тонн и что является самым высоким показателем урожая за всю историю Кубани. Урожайность зерновых колосовых и зернобобовых культур составила 60,2 центнера с одного гектара, что превышает прошлогодний результат на 1,8 центнера с одного гектара и среднероссийские показатели - на 21,3 центнера с одного гектара.
Необходимо отметить, что сельхозтоваропроизводители стали более ответственно подходить к вопросу бережного отношения к земле, соблюдения экологических норм, выполнения агрохимических и фитосанитарных мероприятий. Во исполнение требований Закона пожнивные остатки сельскохозяйственных культур заделываются в почву, не сжигаются на полях. Также сельхозтоваропроизводители стали уделять больше внимания проведению полезащитных агролесомелиоративных мероприятий.
Однако увеличение урожайности и объемов производства зерновых, зернобобовых, технических культур не обеспечивает в должной степени соблюдение норм Закона по обеспечению и сохранению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Сопутствующим результатом высоких урожаев сельскохозяйственных культур является снижение способности почвы удовлетворять потребности сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах.
Проведенный постоянным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка анализ исполнения Закона показал следующее.
Плодородие почвы определяется многими факторами, но главным является содержание и качественный состав гумуса в почве и количество подвижного фосфора. Расход гумуса при средней урожайности сельскохозяйственных культур достигает 1,5 тонны на один гектар и только третья его часть возмещается за счет возделывания в почву корневых и пожнивных остатков. Как результат высоких урожаев, в целом по краю только за 2015 год произошло снижение средневзвешенного содержания гумуса на 0,1 процентных пункта (с 3,8 процента до 3,7 процента) при норме 4,5-5 процентов.
Необходимо отметить, что за последние годы произошло изменение содержания в почве основных элементов питания. Так, в целом по краю произошло снижение необходимого для полноценного питания растений средневзвешенного содержания подвижного фосфора на 1 мг/кг почвы (с 29 мг/кг до 28 мг/кг), при этом отмечается повышение содержания обменного калия, средневзвешенное содержание которого по краю составляет 424 мг/кг (на начало 2016 года было 422 мг/кг).
Одним из основных положений статьи 7 Закона является обязанность землепользователей поддерживать способность почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур с указанием минимальных размеров урожайности для каждой природно-климатической зоны Краснодарского края.
Проведенный анализ урожайности основных сельскохозяйственных культур за период 2011 - 2015 годов показал, что сельскохозяйственные товаропроизводители в отдельных муниципальных районах недобросовестно относятся к исполнению норм Закона по обеспечению требуемого уровня урожайности. Так, в центральной природно-климатической зоне (в Гулькевичском, Динском районах, городах Армавир и Краснодар) не выполнены нормы урожайности подсолнечника. В южно-предгорной природно-климатической зоне (в городе Горячий Ключ) не выполнены нормы урожайности по всем основным определенным Законом сельскохозяйственным культурам, за исключением плодов косточковых культур. Также неудовлетворительно складывается ситуация с урожайностью в хозяйствах Апшеронского района. По урожайности сахарной свеклы в данной зоне выполнены показатели только в Отрадненском и Успенском районах. В западной природно-климатической зоне не выполнены показатели по урожайности кукурузы на зерно, подсолнечника, сахарной свеклы в хозяйствах Славянского района. В Анапо-Таманской природно-климатической зоне не выполнены показатели по урожайности подсолнечника в Темрюкском районе, показатели по урожайности озимой пшеницы - в городе Новороссийск.
Урожайность технических сортов винограда в среднем за последние пять лет в основных районах выращивания винограда соответствует норме урожайности, а нормативы по урожайности столовых сортов винограда выполняются только в Темрюкском районе.
На урожайность плодовых культур и винограда серьезное влияние оказывают неблагоприятные погодные условия, из-за чего урожайность из года в год может значительно изменяться. Так, по итогам 2015 года нормативная урожайность плодов семечковых и косточковых культур достигнута только в четырех муниципальных образованиях края (Каневском, Славянском, Туапсинском и Щербиновском районах), а норматив минимальной урожайности по плодам семечковых культур, определенный Законом, выполнен только в 23 муниципальных районах края.
В Законе определены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятии, проводить агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование, содействовать проведению почвенного и фитосанитарного обследования земель сельскохозяйственного назначения.
За последние пять лет объем проведенного агрохимического обследования составил 3,2 миллиона гектаров, что составляет 90 процентов от посевной площади Краснодарского края (без учета хозяйств населения). В 2016 году работы по агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию проведены на площади 418 тысяч гектаров.
В настоящее время в Краснодарском крае осуществляют хозяйственную деятельность в сфере растениеводства порядка 20 тысяч землепользователей, в том числе 3180 сельскохозяйственных организаций. Сельскохозяйственные товаропроизводители, претендующие на получение финансовых мер государственной поддержки на проведение агротехнологических работ в виде несвязанной поддержки в области растениеводства, обязаны предоставить результаты проведения в течение последних пяти лет (от даты подачи заявления о предоставлении субсидии) комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения в объеме не менее 90 процентов от посевной площади отчетного финансового года.
В соответствии со статьей 8 Закона государственное управление в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области сельского хозяйства и продовольствия - министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (далее также - министерство).
Однако государственное управление по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения министерством осуществляется не в должной мере.
В настоящее время в Краснодарском крае государственные функции по контролю за использованием земельных участков осуществляются различными организациями по отдельным направлениям и только в пределах своих полномочий. К таким организациям относятся государственное казенное учреждение Краснодарского края "Кубаньземконтроль", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Россельхознадзор), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Также отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения могут наделяться органы местного самоуправления для осуществления муниципального контроля.
Как показала правоприменительная практика реализации Закона, комплексного и единого центра государственного управления и контроля в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения под руководством министерства в настоящее время нет. Муниципальный контроль использования земель сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления практически не реализуется.
Мониторинг почвенного плодородия является основным инструментом своевременного выявления изменений состояния плодородия сельскохозяйственных угодий, на основании которого проводится оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Однако мониторинг почвенного плодородия осуществляется государственным казенными учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль" только в отношении земель фонда перераспределения земель Краснодарского края. Отдельно свой учет агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения ведет Россельхознадзор.
Государственный учет показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе данных, предоставляемых непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями. Контроль за соблюдением севооборотов, нормами внесения минеральных удобрений, проведением фитосанитарных мероприятий осуществляется эпизодически и не имеет системного подхода.
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в сфере сохранения плодородия почв сельскохозяйственного назначения необходимо принятие конкретных мер для организации системной работы органов государственной власти края и органов местного самоуправления в крае совместно с сельскохозяйственными товаропроизводителями по сохранению плодородия земель и улучшению окружающей среды на территории Краснодарского края.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию заместителя министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края М.Н. Тимофеева о ходе реализации Закона Краснодарского края от 7 июня 2004 года N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края:
1) провести детальный анализ правоприменительной практики реализации Закона;
2) подготовить и утвердить план мероприятий по повышению эффективности организации государственного управления в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения до 30 декабря 2016 года;
3) с участием организаций, осуществляющих государственные функции по обеспечению реализации норм Закона, подготовить и представить детальную аналитическую информацию об эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в Краснодарском крае и о мерах по обеспечению их плодородия для рассмотрения на пленарном заседании Законодательного Собрания Краснодарского края в апреле 2017 года;
4) совместно с органами местного самоуправления разработать план мероприятий по организации системной работы органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае с сельскохозяйственными товаропроизводителями по сохранению и повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края подготовить план мероприятий по организации системной работы с сельскохозяйственными товаропроизводителями по сохранению и повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
4. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка усилить контроль за исполнением Закона.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
26 октября 2016 года
N 2700-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 октября 2016 г. N 2700-П "О ходе реализации Закона Краснодарского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 11 ноября 2016 г.